Библиотека » Кризисные состояния и постстрессовые расстройства » Техники направленной визуализации образов для детей

Автор книги:

Книга: Техники направленной визуализации образов для детей

Дополнительная информация:
Издательство:
ISBN:
Купить Книгу

- Техники направленной визуализации образов для детей читать книгу онлайн



Техники направленной визуализации образов для детей.

Работа с ребенком в кризисном состоянии.

 

  1. Дыхательные упражнения.
  2. Релаксация 

«Дайте возможность этим чувствам покинуть вас... гнев, боль, отчаяние... чтобы это ни было, пусть это уходит вместе с выдохом из вашего тела... если вы захотите, вы потом можете к ним вернуться. Вдохните теперь ощущение покоя, удовлетворения».

 

  1. Путешествие в лес.

Упражнение направлено на достижение ребенком ощущения безмятежности и на осознание того, что с помощью воображения он может достичь желаемого состояния. Данное упражнение снимает напряжение, успокаивает детей.

Процедура проведения

Упражнение необходимо начать с дыхательной подготовки. Предложите детям занять удобное положение, выпрямиться; объясните им, что с выпрямленными спинками легкие больше вдыхают кислорода, следовательно, мозг их лучше дышит. Предложите детям сделать три медленных глубоких вдоха так тихо, чтобы никто их не слышал, и медленно выдохнуть. Начните говорить тихим голосом:

«Сегодня мы совершим маленькое путешествие. Мы будем использовать нашу фантазию и, фантазируя, создавать различные картинки в нашем воображении. Мы с вами отправимся в лес. Вы дышите спокойно и представляете себе, что идете по лесной тропинке. День прекрасный, и вас окружает сказочный лес. Светит солнце, и вы ощущаете, как оно вас греет, какое оно теплое и ласковое. Дует нежный ветерок, который вас освежает. Солнце светит сквозь листву деревьев. В воздухе стоит удивительный лесной аромат. Вы идете вперед, ощущая твердую почву и то, как под ногами шелестят листья. Тропинка выводит вас к прекрасному лесному ручью. Он дышит прохладой.

Вы сидите на камушке, он очень удобный, и глядите на воду. Она сверкает в лучах солнышка, пузырится и поет, протекая мимо вас. Вы легко можете перейти через ручеек, если захотите. Но вы продолжаете сидеть на камушке, свесив ноги в прохладную воду. Вы глубоко дышите и наслаждаетесь своим дыханием. Небо синеет над вами. Все дышит миром и спокойствием. Вы видите, как листья тихо падают с деревьев в воду и плывут, переворачиваясь в потоке. Вы слышите, как поют птицы. Вам очень хорошо. Ничто вас не давит, все в жизни в порядке, и вы можете оставаться там столько, сколько захотите. (Пауза.)

Вы оборачиваетесь и видите оленя, который выходит из леса к другой стороне ручейка. Олень останавливается и оглядывается. Вы сидите тихо-тихо, наблюдая за оленем. Вам он очень нравится, и вы передаете ему свои мысли, что все в порядке и что вы его друг. Он смотрит на вас и, кажется, понимает, что может вам доверять. Он склоняет голову к ручью и пьет. Затем медленно и спокойно поворачивается и снова уходит в лес.

Вы по-прежнему сидите на камушке, наслаждаясь своим спокойным, безмятежным состоянием, лесом, ручейком, вспоминая прекрасного оленя. Вы знаете, что с вами все в порядке.

Потом вы неторопливо встаете с камушка, возвращаетесь на лесную тропинку, которая выводит вас обратно, из леса сюда, в эту комнату. Вы ощущаете ваше тело, как вы сидите на стуле и как ваши ноги дотрагиваются до пола. Вы начинаете слышать звуки в комнате. Когда вы почувствуете себя готовыми, спокойно открывайте глаза». 

Комментарии

Дети обычно очень любят это упражнение. Однако необходимо убедиться в том, что дети во время упражнения чувствуют себя в безопасности. Это достигается разными способами:

 «садитесь на самый удобный для вас камушек» - предоставляется возможность выбора;

 «прекрасный, нежный олень» - релаксация;

 «олень находится на другой стороне ручейка» - безопасная дистанция;

 «он может вам доверять» - ощущение собственной ценности, благополучия.                 

 

  1. Путешествие к морю.

Это упражнение также используется для достижения детьми ощущения спокойствия и безмятежности, что, в свою очередь, ведет к принятию себя и повышению уверенности в себе.

Процедура проведения

Предложите детям выбрать удобное для них место в комнате. Напомните, что их спинки должны быть выпрямлены, а головки подняты - таким образом легкие будут лучше наполняться кислородом, а мозг - лучше работать.

Начните говорить тихим медленным голосом, как будто вы рисуете картину с помощью слов: 

«Сегодня мы с вами совершим путешествие к морю. Мы будем использовать нашу фантазию, чтобы создать тот мир, который мы хотим увидеть. Чтобы подготовиться к путешествию, сделайте три-четыре глубоких вздоха. Дышите тихо-тихо, чтобы никто вас не услышал. Задержите на мгновение свое дыхание, затем медленно выдохните. Ваше тело успокаивается, расслабляется, а голова начинает работать еще лучше.

Теперь используйте ваше воображение и представьте себе, что вы находитесь на прекрасном морском берегу. Нежно и ласково светит солнышко. Вас мягко обдувает прохладный морской ветерок

Погода замечательная. Вы ложитесь на песок и чувствуете его тепло. Вы закрываете глаза и слушаете звуки моря, слышите, как тихо плещутся волны. Слышите крики морских чаек и видите, как они лениво летают в синем небе... Вам очень хорошо и спокойно. Вы лежите, глядя на белые пушистые облачка, на морских чаек, чувствуете запах свежего солоноватого от моря воздуха, слушаете ритм моря... чувствуете теплоту песка. Все вокруг спокойно, и вам очень хорошо. Вы лежите на песке и наслаждаетесь красотой дня... (Пауза.)

А теперь, если вы готовы, постепенно поднимайтесь с песка, садитесь на берегу и не торопясь возвращайтесь в нашу комнату». (Необходимо дать на это время.) 

Комментарии

Это упражнение дает возможность детям полностью поменять свое эмоциональное состояние. По мере того как дети научаются доверять созданным ими образам, растет их уверенность в себе. Направленная визуализация образа проводит ребенка через позитивные ощущения прикосновений, запахов, звуков и видений. Ребенок эмоционально успокаивается, и возникает хороший образ самого себя. Мышление ребенка направлено на творчество. Это 5-минутное упражнение гораздо более эффективно для работы с негативным эмоциональным состоянием ребенка, чем любые лекции на тему «Тебе следует» и «Ты должен». 

 

  1. Визуализация эмоций.

Это упражнение помогает детям осознать свои негативные и позитивные эмоции; дает возможность заглянуть в себя, исследовать свое эмоциональное состояние, признать свои чувства и принять ответственность за них. Специалисту необходимо в этом упражнении быть осторожным и не использовать оценки типа «плохо» или «хорошо», поскольку они могут повлиять на эмоциональное состояние детей.

Процедура проведения

Заранее приготовьте для каждого ребенка карандаши и бумагу. Снова проведите с детьми процедуру подготовки к направленной визуализации образа посредством дыхательного упражнения.

«Теперь давайте попробуем использовать ваше воображение, фантазию, увидеть картинки. Вы будете исследовать те чувства, которые вы испытываете.

Вспомните то время, когда вам было очень плохо, возможно, вы чувствовали печаль или одиночество... может быть, вас обидели, и вы плакали... или очень на что-то злились... или вам было очень стыдно... Выберите какое-то одно чувство и представьте себе ситуацию, в которой оно возникло. Что же тогда происходило? Что вы делали? Видите ли вы себя? Как вы выглядели в тот момент? А теперь, поскольку сейчас это все лишь в вашем воображении и вы можете изменить с помощью фантазии все, что угодно, мысленно сделайте что-нибудь в той ситуации такое, что поможет вам чувствовать себя лучше. Что вы такое сделаете, что изменит ваше первоначальное состояние? Что-то такое, что только в ваших силах... А теперь, после новых действий, что вы делаете сейчас? Что вы сейчас чувствуете? Ощутите то новое чувство, которое у вас появилось... быть может, вы теперь счастливы, радуетесь, или спокойны, или сильны, или ласковы, или дружелюбны. Пусть эти чувства останутся с вами, станут вашей частью. Цените их.

А теперь посидите некоторое время спокойно, когда же вы будете готовы, запишите то, что вы испытывали. Вспомните то время, когда вам было плохо, и то, что вы сделали чтобы изменить это состояние к лучшему».

 

Комментарии

Необходимо, чтобы все материалы были приготовлены заранее, поскольку процесс визуализации должен плавно перейти в описание детьми своего состояния. Обычно дети пишут о том, что с ними происходило в полном молчаний, полностью захваченные процессом, и даже те, кто обычно сопротивляются письменным заданиям, могут быть поглощены работой в течение 20-30 минут без особых усилий.

 ИГРЫ С ПЛАСТИЛИНОМ

Задачи, которые решает психолог:

1. Помочь ребенку расслабиться.

2. Помочь ребенку проявить свои чувства. У жертв насилия это прежде всего чувство вины, агрессия, подавленность, растерянность, душевная боль.

3. Установить и поддерживать контакт с ребенком.

4. Помочь ребенку в формировании адекватной самооценки, соблюдая следующие правила:

 все принимать безусловно и безоценочно, что бы ребенок ни делал с пластилином;

 помнить, что нет правильного или неправильного подхода к действиям с пластилином.

Варианты проведения игры с пластилином:

1. Предложить ребенку слепить какие-то фигурки и поговорить с ними (с помощью направляющих идей психолога).

2. Предложить слепить что-то конкретное и рассказать психологу об этом.

3. Предложить ребенку «стать» пластилином.

4. Дать возможность ребенку просто поиграть с пластилином, н разговаривая.

 

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ

 

Материал: Ящики с песком 50х75х7,5, один с сухим, другой с влажным. Можно ограничиться одним ящиком, но чтобы вода была доступна.

Игрушки: куклы, животные, домики, мебель, посуда, солдатики, машинки, сказочные и кино-персонажи.

 

Задачи, стоящие перед психологом:

  1. Помочь ребенку проявить свои мысли, чувства, фантазии.
  2. Помочь ребенку отработать внутренние конфликты и травмы путем:
  • Приобретения ребенком ощущения контроля над фантазиями.
  • Изменения/разрешения фантазий и конфликтов. 3. Помочь ребенку сконцентрироваться на пространстве, ограниченном песочным ящиком.

 

Процедура проведения песочной терапии (20-30 минут) 

  1. Предложить ребенку закрыть глаза и представить какую-то сцену, ситуацию, какой-то мир.
  2. Изобразить этот мир на песке.
  3. Предложить использовать любые имеющиеся игрушки (необходимо иметь большой заас игрушек из Киндер-сюрприза, либо других маленького формата)..
  4. По окончании процесса или (время от времени) просить ребенка рассказать о том, что он хочет изобразить или описать, что происходит. НЕ интерпретировать или анализировать вслух то, что происходит с ребенком во время игры.
  5. Зарисовать последнюю сцену либо сфотографировать с целью анализа прогресса терапии. 

 

Инструкции психологу

1. Наблюдать, слушать.

2. НЕ прерывать игру конфронтацией («Нет, не так ты делаешь»), интерпретациями («Ой, какой славный человечек») или ассоциациями («Похоже на ..., правда?»).

3. Если ребенок разговаривает во время игры, использовать прием уточнения или активного слушания, перефразируя сказанное.

4. Наблюдать за поведением, а также темами, повторяющимися из раза в раз.

5. Наблюдать за изменениями в процессе терапии в сюжетах и выборе игрушек.

6. Внимательно следить за собственными реакциями, ощущениями, тем, что подсказывает интуиция.

7. По мере готовности ребенка можно осторожно задавать ему вопросы типа: «А где здесь ты находишься?», «А что в твоей жизни тебе эта сценка напоминает?».

 

 

МЫШЕЧНАЯ РЕЛАКСАЦИЯ. 

Время: 10 мин. Возраст: от 6 лет. (Маленькие дети могут выполнять отдельные элементы этого упражнения вместе со взрослыми.) 

Инструкция:

1. Сядь в удобное кресло или ляг на пол. Спина опирается на спинку кресла или прижата к полу. (Если ты сидишь в кресле, поставь ноги на пол, но не скрещивай их. Если ноги не достают до пола, подложи под них подушку.)

2. Начнем с рук. Сожми руки в кулаки. Как можно сильнее напряги мышцы. Представь ощущение этого напряжения - как тугая тетива, которую вот-вот отпустят. Разожми кулаки и пошевели пальцами. Они извиваются, как спагетти. Встряхни их. Испытай чувство освобождения, релаксации.

3. Переходим к ногам. Напряги их, включая пальцы в «тугую тетиву». Затем напряги икры, колени, бедра, всю ногу. Потряси ногами и пошевели пальцами. (Следующий абзац в упражнении с маленькими детьми можно пропустить и перейти к упражнениям с лицом.)

4. Напряги туловище - начни с плеч, затем перейди к груди и животу. Ощути пространство вокруг пояса, в том месте, где обычно носят ремень. Расслабь живот. Потом - грудь. Если ты чувствуешь напряжение в плечах, мягко положи руки на пол или на подлокотники. Несколько раз глубоко вдохни животом, пока напряжение не пропадет. Затем расслабь поясницу. Ты чувствуешь себя спокойно и расслабленно, как отпущенная тетива.

5. Наморщи лоб. Плотно закрой глаза. Затем открой. Наморщи ненадолго нос. Сожми и разожми зубы. Погримасничай, напрягая и расслабляя разные части лица. Расслабься и запомни это чувство.

6. Проверь, не чувствуешь ли ты напряжения в какой-нибудь части тела. Избавься от него, напрягая и расслабляя мышцы. Если ты сидишь в кресле, медленно поднимись, если на полу, медленно перекатись на бок и встань.

 

Дыхательные упражнения: 

 

«ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК». Время: 0,5-1 мин. Возраст: от 3 лет. Цель: показать, что дыхание является способом релаксации и обретения спокойствия. Научить «вдыхать» и «выдыхать».

1. Представь, что в твоей груди находится воздушный шарик. Вдыхая через нос, до отказа заполни легкие воздухом. Выдыхая ртом, почувствуй, как он выходит из легких.

2. Не торопясь, повтори. Дыши и представляй, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше.

3. Медленно выдохни ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика.

4. Сделай паузу и сосчитай до 5.

5. Снова вдохни и наполни легкие воздухом. Задержи его, считая до 3, представляя, что каждое легкое-надутый шарик.

6. Выдохни. Почувствуй, как теплый воздух проходит через легкие, горло,рот.

7. Повтори 3 раза, вдыхая и выдыхая воздух, представляя, что каждое легкое - надутый шарик, из которого выходит воздух, когда ты выдыхаешь.

8. Остановись и почувствуй, что ты полон энергии, а все напряжение пропало.    

 

«ЛИФТ». Время: 1 мин. Возраст: от 5 лет. Цель: совершенствование мастерства, достигнутого в «воздушном шарике». Расслабление и регулирование нервной системы.

  1. Дети учатся выделять 3 участка: голову, грудь и живот, задерживая дыхание на 6, 8 или 12 секунд в каждом из них.
  2. Сделав вдох носом, мы начинаем поездку на лифте. Выдыхая, почувствуй, как воздух начинает свой путь от подвала (живота).
  3. Снова вдохни - воздух поднимается на один этаж выше (желудок). Выдохни. 
  4. Вдохни  еще раз и подними лифт на следующий этаж (грудь). Выдохни.
  5. А сейчас можно отправиться на чердак, вверх по горлу, к щекам и лбу. Почувствуй, как воздух наполняет голову. 
  6. Когда выдохнешь, ты ощутишь, что все напряжение и волнение вышли из твоего тела, словно из двери лифта.

Снятие эмоционального напряжения.

 

«МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ». Время не ограничено. Возраст: от 6 лет. Цель: повышение самоуважения. Замена негативных мыслей на позитивные.

1. Сядь, возьми карандаш и бумагу. Проанализируй свои мысли, то, что тебя беспокоит. Сравни, как слова соотносятся с твоими чувствами. Если ты скажешь: «Я плохо себя чувствую», скажи себе ее: «Я отдохну и буду чувствовать себя лучше».    

На чистом листе бумаги нарисуй голову, из которой вылетают мыльные пузыри твоих мыслей вправо и влево. На пузырях слева напиши свои негативные мысли, а на пузырьках справа - позитивные.

 

«РАДУГА». Время: 5-7 мин. Возраст: от 6 лет. Цель: снятие эмоционального напряжения. Стимулирование эмоционального воображения.

Упражнение можно выполнять отдельно или после релаксации. 

1. Закрой глаза. Представь, что у тебя в голове находится экран. На экране ты видишь радугу - цвета, которые тебе нравятся. Для каждого  цвета есть свой настрой и чувство. Ты видишь то, что описываю я, или то, что захочешь сам.

2. Первый цвет - голубой. Голубой может быть мягким и успокаиващим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару. Он освежает тебя, как купание в озере. Что ты видишь, когда думаешь о голубом? 

3. Следующий цвет - красный. Красный дает нам энергию и тепло. На него хорошо смотреть, когда тебе холодно. Иногда слишком много красного нас злит. Что ты думаешь, когда смотришь на красный цвет7

4. Желтый приносит нам радость. Он согревает, как солнце, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение. Что ты думаешь, коща смотришь на желтый цвет?                      

5. Зеленый - цвет природы. Если мы больны или нам не по себе, зеленый помогает нам чувствовать себя лучше. Что ты думаешь, когда смотришь на него?                                                  

6. Замечаешь ли ты, как разные цвета влияют на настроение и  даже на самочувствие? Попробуй так же увидеть другие цвета.           

 

Релаксация: Игра «МОРЩИНКИ». Время: 2-3 мин. Возраст: от 4 лет. Цель: избавление от напряжения в забавной форме.

1. Несколько раз вдохни и выдохни.    

2. Широко улыбнись своему отражению в зеркале.                   

3. Наморщи лицо, начиная со лба: брови, нос, щеки.                 

4. Подними и опусти плечи.                                     

5.Расслабь мышцы лица.                                

6. Если чувствуешь напряжение, скажи себе: «Спокойно» и успокойся. Расслабь мышцы шеи и плеч. 

 

«НЕБО». Время: 5 мин. Возраст: от 6 лет. Цель: расслабление, ощущение покоя, приобретение способности управлять своими мыслями. Осознание того, что отвлекает, и избавление от этого.

1. Сядь в кресло прямо, опираясь на спинку (но не напрягаясь), ноги должны касаться пола (можно сесть на пол, скрестив ноги). Закрой глаза.

2. Представь прекрасное голубое небо. По нему двигаются облака. Ты наблюдаешь за ними. Если ты о чем-то думаешь, пусть твои мысли улетят вместе с облаками. Ты сосредоточен на небе. Человек, смотрящий на облака, - внутренний наблюдатель, тот, кто всегда  наблюдает за твоими мыслями.

3. Внутренний наблюдатель очень спокоен, уравновешен и счастлив. Ты ощущаешь покой, тишину и радость.

4. Открой глаза. Некоторое время посиди спокойно. Затем медленно встань.

 

«САД ЧУВСТВА».  Время: 5-8 мин. Возраст: от 7 лет.

Цель:  активизация чувств Достижение сосредоточенности.

1. Все, что написано дальше, кто-то должен читать или рассказывать. Можно включить классическую музыку.

2. Сядь поудобней в кресло и закрой глаза. Представь, что ты входишь в заброшенный сад. И становишься его садовником.

3. Тебе хочется очистить его от мокрых листьев и веток, ты берешь грабли, садовые инструменты и начинаешь свою работу. Ты подстригаешь разросшуюся траву и срезаешь старые ветви. Заглядываешь в каждый уголок сада и везде наводишь порядок. Сажаешь новые цветы и кустарники, самые разные.

4. Сад наполняется прекрасными звуками: ты слышишь жужжание пчел, пение птиц, отдаленный шум водопада, потаенный звук глубокого покоя. Этот покой обновляет твои чувства.

5. Ты ощущаешь свежий запах сосны, чистого воздуха, благоухание розы, жасмина, лилии и множества других цветов; сильный, как крепкий кофе, запах земли. Воздух отдает дымком. Кто-то разжег костер. Представь что-нибудь вкусненькое, чтобы у тебя потекли слюнки.

6. Представляя это, опусти руки с края бревна, на котором ты сидишь, коснись прохладной влажной земли.

7. Ты можешь навсегда остаться в этом саду, он так много дарит тебе в благодарность за маленькую заботу. Все шесть чувств говорят тебе, что этот сад совершенен, и ты можешь прийти в него в любое время. Он цветет в твоем воображении, и каждый день там появляются новые ростки и цветы.

8. Несколько раз глубоко вдохни и выдохни, ощущая аромат воздуха. Медленно открой глаза. Если хочешь - можешь Нарисовать сад или заняться чем-нибудь другим.

 

Рисуночная техника «До и после»

 

 Большинство детей любит рисовать и гораздо охотнее выражает в рисунке, чем в словах, свои сложные, связанные с утратой чувства. роме того, данная техника позволяет ребенку передать собственные впечатления и переживания в момент наибольшей к этому готовности

 У многих детей, переживших психические травмы, формируется «псевдовзрослость» или усиливается тенденция к уходу в свой внутренний мир. В этих условиях проективные методики позволяют точнее оценить переживания ребенка и понять характерные для него способы защиты, внутрипсихические конфликты и потенции, что в свою очередь дает возможность психотерапевту достаточно обоснованно использовать ту или иную форму психотерапевтической интервенции, в наибольшей степени отвечающую особенностям восприятия, потребностям и возможностям (как внутренним, так и внешним) ребенка.

 

Рисуночная техника «До и после» может использоваться для:

- концентрации внимания ребенка на сложившейся ситуации;

- концентрации его внимания на изменениях внутрисемейных отношений;

- «проработки» чувств, связанных с утратой родителя и новыми возможностями, открывающимися после этого;

- совершенствования копинговых навыков ребенка.

Что касается последнего, то психотерапевт может использовать эту технику для того, чтобы продемонстрировать различные способы разрешения конфликтов и формы поведения, обладающие наибольшими адаптивными возможностями.

 

Описание техники

Для работы требуются: бумага, карандаши, мелки или маркеры. При работе с неусидчивыми детьми рекомендуется пользоваться бумагой меньшего формата (стандартный А4), что способствует концентрации внимания и снижает их импульсивность. Напротив, если ребенок слишком скован или переживает депрессию, лучше предложить ему большой лист бумаги: это сделает его более спонтанным.

Попросите ребенка нарисовать две картинки: одна должна изображать его семью до развода (или иного драматического события), другая - после (т. е. в настоящий момент). С целью психологической оценки и последующей психотерапевтической работы обратите внимание на то, кто из членов семьи включен в рисунок, кто исключен, на месторасположение персонажей на рисунке.

Техника «Человек-чулок»

 

Введение и обоснование

Техника «Человек-чулок», отмеченная специальной премией 1993г., предполагает использование эластичного мешка из тонкой ткани с примесью лайкры. Такой мешок позволяет человеку целиком в него спрятаться и дает значительные возможности для маскировки фигуры, формирования более четкого ощущения границ своего тела, для активизации воображения. Техника может быть особенно интересна специалистам, работающим с детьми, отличающимися неустойчивым вниманием, и со взрослыми, страдающими нарушениями питания. Эластичный, легко растягивающийся во все стороны мешок обеспечивает интенсивную тактильную стимуляцию и может затрагивать антенатальные воспоминания, играющие, по-видимому, большую роль в процессе формирования телесного образа «Я».

Применение такого мешка позволяет клиенту занять положение, в котором он может сказать: «Я тебя вижу, а ты меня нет», - это дает ему чувство защищенности, ослабляет защитные реакции и располагает к игре, что столь важно для налаживания отношений между ребенком и психотерапевтом. Дети легко осваивают внутреннее пространство мешка и начинают совершать разнообразные движения, пытаясь имитировать «танцующие камни», выход цыпленка из яйца, летающих птиц и многое другое. Появляются богатые возможности для спонтанной интеракции между ребенком и психотерапешим и средством сочинения историй, а также обозначения и описания представляемых ребенком образов.

В процессе игры нередко проявляются воспоминания, связанные с разными этапами онтогенетического развития. Пребывание внутри эластичного мешка можно сравнить с пребыванием в «удерживающей среде» (Winnicott D., 1982). Возникающие у находящегося мешке ребенка ощущения могут быть особенно важны в случае, если ранний период развития клиента был осложнен различными неблагоприятными факторами. Эти ощущения позволяют ему вновь пережить опыт внутриутробного состояния и симбиотической зависимости от матери. Легкое раскачивание и вращение вокруг вертикальной оси тела может успокаивать гиперактивных или депрессивных детей. При использовании такого мешка можно наблюдать оживление воспоминаний, связанных с процессом первичного отделения от матери. Ткань настолько эластична что ее можно достаточно далеко оттягивать от тела, увеличивая  самым личное кинестетическое пространство и вызывая ощущение изменения исходного состояния. И наконец, благодаря растягиванию эластичной горловины из мешка могут высовываться части тел руки, ноги, голова. Это может вызывать разные чувства: от ощущений неловкости и стыда, связанных с попытками обнажения и доступности взглядам других людей, до страха или радостного возбуждения, вызванных выходом за пределы знакомого, обжитого пространства. Возможности для психотерапевтической работы в этой игре разнообразны. Важно дать ребенку находиться внутри мешка сколько он захочет и затем осторожно стимулировать его к выходу наружу в том темпе и таким образом, как он определит сам.

 

 

Техника «Разрисуй майку»

 

В случае перенесенного сексуального насилия поддержка ребенка со стороны родителя является важным условием эффективного психотерапевтического процесса. Психотерапевт должен найти способы для того, чтобы родитель смог справиться с собственным эмоциональным дистрессом и, насколько возможно, обеспечить ребенку психологическую поддержку. Техника рисования на майке или ночной рубашке может быть одним из средств установления и развития взаимоотношений между родителем и ребенком, а также усвоения последним копинговых приемов, необходимых для успешного преодоления психической травмы.

Некоторыми следствиями перенесенного ребенком сексуального насилия могут быть генерализованные реакции тревоги и страха, нарушения сна (бессонница, ночные страхи и энурез), ощущение «поврежденности» или измененности собственного тела, попытки самоповреждения и соматические нарушения. Техника совместного рисования ребенком и родителем на спортивной майке или ночной рубашке является психологически безопасной методикой, основывающейся на проявлении творческого начала. В процессе создания ребенком какого-либо изображения открыто обсуждаются переживаемые им проблемы и страхи. Параллельно с укреплением контакта между родителем и ребенком происходит изменение всей системы отношений последнего, благодаря чему он становится более открыт для обсуждения своих проблем и страхов, связанных с собственным телом и проявлениями сексуальности. В случае нарушений сна данная техника позволяет выявить особенности негативных ассоциаций с темным временем суток и сформировать определенный ритуал отхода ко сну, включающий положительные ассоциации и разные приемы, помогающие успокоить ребенка.

Используя данную технику, психотерапевт помогает взаимодействию родителя и ребенка и всячески способствует повышению степени их взаимного доверия, что ведет к преодолению имеющихся у ребенка болезненных симптомов и реакций.

 

Описание техники

Необходимо иметь хлопчатобумажные майки и набор красок по ткани. Прежде чем приступить к работе, психотерапевт в беседе с ребенком и родителями уточняет особенности проблем и эмоциональных реакций юного клиента. Психотерапевт может предложить родителям почитать ребенку какую-нибудь книгу и затем обсудить ее содержание. Выбор книги (или книг) определяется характером переживаний и проблем ребенка. Более старшим детям можно читать книги на тему изменений в организме и эмоциональной сфере ребенка в подростковом возрасте, такие, например, как книга Лоры Фриман «Это мое тело», книга Линды Гирард «Мое тело - моя собственность», а также отдельные главы книги Джейн Сатулло и соавторов «Это случается и с мальчиками». Можно воспользоваться книгой Линды Мадарас «Что происходит с моим телом? Книга для девочек и мальчиков», которая посвящена обсуждению сексуального развития в подростковом возрасте. В работе с детьми, имеющими нарушение сна, можно пользоваться книгой Морин Гарт «Луч лунного света: медитации для детей», в которой описываются техники простой визуализации и приводятся некоторые аффирмации, помогающие успокоить ребенка перед сном и снять имеющееся у него психическое напряжение.

В ходе совместных занятий с ребенком и родителем психотерапевт побуждает ребенка к рассказу о своих проблемах и переживаниях, используя незавершенные предложения, такие, например, как: «Мое тело...», «Когда мне страшно, я...», «Люди, которым я больше всего доверяю, это...», «При попытке заснуть я...», «Когда я раздражен, я...», «Я больше всего спокоен, когда...» и т. д. Таким образом, во-первых, могут затрагиваться разнообразные симптомы и болезненные реакции (нарушение сна, попытки самоповреждения, агрессивные и откровенно сексуальные импульсы), и во-вторых, формируется план того, как родителю помочь ребенку, а ребенку - более адекватно выражать свои переживания и делать их понятными для окружающих, равно как и определять для себя самого, что ему необходимо, чтобы чувствовать себя более уверенно и комфортно.

После вводного разговора психотерапевт может предложить ребенку: «Я знаю, что хороший способ напомнить себе и другим людям о том, насколько важно для тебя твое тело, - это разрисовать майку, написать на ней что-то». Теперь психотерапевт, ребенок и родитель работают совместно. Они пытаются разрисовать майку или ночную рубашку, в зависимости от пожеланий ребенка. Родитель вместе с  ребенком обсуждают, какой рисунок или надпись лучше всего устраивает последнего; в большинстве же случаев целесообразно предоставить ребенку возможность самому придумать для раскраски майки изображение или надписи. Психотерапевт может предложить ре-jj бенку использовать какой-либо символ или знак, ассоциирующийся  с техникой релаксации или методами когнитивно-поведенческой терапии и позволяющий достичь определенного положительного эффекта. Нередко ребенок считает необходимым разрисовать как майку, которую он может надевать в школу, так и ночную рубашку. Некоторые дети любят разрисовывать майки для своих родителей, братьев и сестер.

 

Показания и рекомендации к применению

Данная техника может использоваться в самых разных ситуациях для того, чтобы помочь ребенку выразить свои переживания и страхи, связанные с собственным телом. Она позволяет ему испытать чувство комфорта и безопасности (в частности, перед сном) и сформировать более здоровое отношение к своему телу. По моим наблюдениям, эта техника в наибольшей степени подходит детям, перенесшим сексуальное насилие. Для них она является одним из видов творческой деятельности, благодаря которой ребенок и родитель могут установить тесный контакт и обсудить болезненные темы. Родитель может показать ребенку свою любовь и поддержку и внушить ему, что он не виноват в том, что с ним произошло.