Библиотека » Н Л П » Гордеев НЛП в ПТ

Автор книги: Гордеев

Книга: Гордеев НЛП в ПТ

Дополнительная информация:
Издательство:
ISBN:
Купить Книгу

Гордеев - Гордеев НЛП в ПТ читать книгу онлайн



М.Н. Гордеев, Е.Г. Гордеева

 

НЛП В ПСИХОТЕРАПИИ

 

Москва

Издательство Института Психотерапии

2002

 

Гордеев М.Н., Гордеева Е.Г.

НЛП в психотерапии. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - … с.

НЛП - одно из самых молодых психотерапевтических направлений, пользующееся необыкновенной популярностью. Техники НЛП используются в психотерапии и педагогике, в сфере управления и рекламе и многих других областях, где успех во многом определяет эффективная коммуникация. 

Эта книга содержит описание основных предположений и понятий НЛП, а также базовых техник. Благодаря четкой структуре и доступности изложения для начинающих она станет проводником в мир НЛП, для студентов - незаменимым учебным пособием, а для практикующих терапевтов - помощником в клинической работе.

 

ISBN

 

© 2002 М.Н. Гордеев, Е.Г. Гордеева

© 2002 Изд-во Института Психотерапии

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Глава 1. Введение в НЛП

История НЛП

Фильтры восприятия

Позиции восприятия

Способы моделирования

Репрезентативные системы

Глава 2. Основные понятия НЛП

Базовые предположения НЛП

Раппорт

Виды присоединения

Калибровка

Метамодель

Элементы метамодели

Постановка цели

Субмодальности

Якоря

Якорение

Логические уровни

Стратегии работы

Моделирование

Модель TOTE 

Процедура моделирования эффективного поведения

Модель SCORE

Глава 3. Базовые техники НЛП

Коллапс якорей

Рефрейминг

Круги силы

Генератор нового поведения

Техника быстрого лечения фобий

Лечение аллергии

Шестишаговый рефрейминг

Техника взмаха

Интеграция логических уровней

Трехпозиционное описание

Интеграция конфликтных частей личности

Техника изменения убеждений

Линейное программирование

Построение линии времени

Реимпритинг

Стратегии психотерапии с использованием НЛП

 

Глава 1

Введение в НЛП

 

История НЛП

 

История НЛП - это история перехода за тот рубеж, на котором стояли многие из нас. Наверняка он знаком и вам. Возможно, когда вы были еще учеником, вам хотелось «смоделировать» своего любимого учителя - его поведение, манеру читать лекции… При этом оказывалось, что материал запоминался лучше, когда вы вместе с материалом воспроизводили его интонации, жесты и даже поступки.

В начале 1970-х годов точно так же на этом рубеже находились два человека. Один из них - Ричард Бэндлер - в то время был студентом математического факультета калифорнийского университета в городе Санта-Круз. Из всех дисциплин, близких к математике, более всего его привлекало программирование, но в то же время вторым пристрастием Бэндлера (оно проявилось чуть позже) оказалась психология. И вместе с ним родилась идея: если копировать талантливых и компетентных психотерапевтов, чья работа дает эффективные результаты, можно стать таким же компетентным, таким же успешным специалистом и, наверное, столь же знаменитым человеком.

Бэндлер знакомится с Джоном Гриндером - ассистентом профессора того же Университета, специалистом по лингвистике. С тех пор и в течение долгого времени этот тандем идет вместе, рука об руку, создавая новые направления психологии и психотерапии. Объединив свои интересы в рамках тех дисциплин, в области которых они были наиболее компетентны, ученые попытались создать язык копирования поведения других людей, в частности, других психотерапевтов, поскольку психотерапия интересовала их больше всего.

Первым человеком, образ которого был ими промоделирован, оказался основатель гештальт-терапии Фриц Перлз. С самого начала его личность настолько заворожила Бэндлера, что он стал одеваться, как Перлз, отпустил бороду, в его речи даже появился акцент. Однако затем Гриндер с Бэндлером начали отходить все дальше и дальше от первоначального образа, опуская несущественные, с их точки зрения, элементы, выделяя главное, сохраняя и создавая вербальные и невербальные модели, которые удалось заметить у Перлза.

Потом они внимательно наблюдали за работой Вирджинии Сатир - одной из главных фигур в семейной терапии того времени. Познакомились с Грегори Бейтсоном - философом и руководителем проекта по межличностным коммуникациям. Он посоветовал им обратиться к Милтону Эриксону - к одному из самых выдающихся мастеров гипноза XX века. Эриксон прославился своим умением работать на бессознательном уровне и воздействовать на людей нетрадиционными для того времени методами. Гриндер и Бэндлер учились у него, моделировали работу мастера, и, наконец, пришло время свести собственные наблюдения и находки в единую теорию. 

Так родилось нейро-лингвистическое программирование. Название возникло из идей, заложенных в новом направлении. «Нейро» - потому что метод основан на использовании структур головного мозга, где и происходят необходимые изменения. Лингвистическое - поскольку в НЛП применяются структуры, создающие и трансформирующие лингвистику, и большое значение приобретает то, что говорится и как говорится. Программирование - так как метод во многом имеет общие элементы с программированием: зная, какая программа вводится, мы можем предположить тот результат, который получим после запуска подобной программы.

Результаты исследований и наблюдений ученые изложили в своей первой книге, положившей начало нейро-лингвистическому программированию. Книга вышла в 1976 году и называлась «Структура магии». В ней описаны лингвистические модели и подходы, а также те изменения, которые они производят в человеке. К этому моменту у Бэндлера и Гриндера появились единомышленники, последователи, и движение НЛП начало развиваться. 

На сегодняшний момент НЛП - одна из самых молодых техник, при этом ее можно назвать интегративным направлением, поскольку НЛП старается многое брать из других техник психотерапии - объясняя, совершенствуя, трансформируя. НЛП активно развивается: как направление оно существует в психотерапии, используется в педагогике, в бизнес-консультировании, в транскультуральных исследованиях и во многих других сферах. Это стало возможным потому, что НЛП не представляет собой набор каких-то идей и постулатов. Это скорее механизм создания успешности. И поскольку успешность междисциплинарна сама по себе, то и НЛП может применяться в различных сферах человеческой жизни. Гриндер и Бэндлер подробно описали механизмы мотивации, причины возникновения проблем и пути их трансформации, изложили подходы и направления психотерапии. 

Безусловно, это было и является сложной задачей: психотерапия, как и любая другая наука о мозге, наука о поведении человека, не до конца описана и структурирована. До сих пор не ясно, как рождается мысль, формируется проблема, какой путь проходит старое воспоминание, чтобы «напугать» человека в настоящем, каким образом разрешить все это на нейрофизиологическом уровне. Поэтому во многом любая наука о мышлении является результатом человеческих догадок, догадок исследователей. Очень часто проблемы мышления и процессы, происходящие в нем, описываются как некий «черный ящик». Особенно, это касается поведения человека. Нередко мы знаем, какие ситуации приводят к определенным последствиям, но не знаем, каким образом происходит формирование данного поведения, какие нервные клетки и отделы коры головного мозга участвуют в его формировании.

Нейро-лингвистическое программирование можно определить как метод выявления и создания стратегии успеха, как умение трансформировать поведение и личность человека так, чтобы тот стал успешным и адекватным в собственной жизни. В основе НЛП лежит извечная идея психотерапии о том, что изменения собственного состояния возможны; при этом они опираются на сознательные действия, приводящие к бессознательным результатам. Это способ расширить горизонты и границы человеческой жизни. Часто человек сам является создателем собственных границ и их пограничником. Он устанавливает границы своей жизни, исходя из своих представлений, убеждений, опасений. Одного человека они устраивают, а другой начинает в них задыхаться, однако не видит способа их изменить. НЛП предлагает набор адекватных и приемлемых стратегий для подобного изменения.

При сочетании с другими психотерапевтическими подходами НЛП может играть роль костяка - скелета, на который нанизываются идеи, лежащие в основе другого метода, поскольку НЛП достаточно четко позволяет предположить, что делать с данным пациентом, определяет этапы изменений и идеи, на которых базируются терапевтические подходы.

НЛП позволяет подходить к каждому человеку индивидуально, при этом оно опирается на общие принципы человеческого поведения и взаимодействия. Нейро-лингвистическое программирование относится к краткосрочным методам психотерапии, однако ни в коем случае нельзя все проблемы и заявки пациентов подводить под один стандарт. Существуют некоторые проблемы, например, фобии, которые могут быть решены действительно за очень короткое время (в течение 15-20 минут) благодаря применению соответствующих техник. Однако большая часть проблем требует не одной и не двух встреч, а гораздо большего их числа. Как правило, подобная тактика связана с тем, что эти проблемы достаточно долго присутствуют в жизни человека и уже успели отразиться на его личности. Даже попытавшись убрать первопричину, затем мы должны трансформировать личность и помочь ей приспособиться к новым условиям существования.

 

Фильтры восприятия

 

Объем информации, поступающий к человеку, колоссален. К нему одновременно стекается информация и об окружающем мире, и о его внутреннем состоянии. Зрение, слух, многочисленные рецепторы стараются помочь ему больше узнать о себе и об окружающем его многообразии, однако объем сознания, которое является входными воротами для информации, достаточно ограничен. В настоящий момент считается доказанным, что в единицу времени сознание одновременно принимает семь плюс-минус две единицы информации. Безусловно, это капля в море, но, наверное, если бы такого узкого перешейка не существовало, информация захлестнула бы человека, не дала ему возможности оценить ее, осмыслить и соответствующим образом прореагировать. Можно выделить три группы фильтров, помогающих сознанию отфильтровывать нужную информацию от ненужной, координировать и, распределять ее: неврологические, социальные и индивидуальные. Они имеют свои особенности, механизмы действия и точки своего внимания.

 

Неврологические фильтры восприятия

Неврологические фильтры в основном создаются благодаря ограниченности восприятия рецепторами зрения, слуха, осязания, обоняния и др. Они имеют свои зоны восприятия, и, если раздражение, приходящее из внешнего или внутреннего мира, не вписывается в этот отрезок восприятия, оно просто не будет воспринято. Например, человеческий глаз ориентирован только на «видимый» свет. Ультрафиолетовую и инфракрасную части спектра глаз не воспринимает, и для того, чтобы увидеть такие лучи, человеку потребуются специальные приборы, которые трансформируют их в видимый спектр, воспринимаемый глазом.

Человеческое ухо может воспринимать колебания в промежутке между семнадцатью и семнадцатью тысячами герц. Колебания выше или ниже (ультра- или инфразвук) тоже не воспринимаются ухом. Вы также знаете, что у разных людей различен порог болевой чувствительности. Безусловно, у каждого человека свои особенности настройки неврологического фильтра, однако сейчас мы говорим только об общих особенностях, характерных для всех людей. Наши органы восприятия обладают интересной особенностью: они чаще стараются воспринимать новые раздражители, а старые, привычные, как будто отфильтровывают, отсеивают. При этом следует различать восприятие раздражения и его осознание. Так, например, молодая мать, укачавшая ребенка, может спать при любом шуме, однако она будет просыпаться при малейшем движении своего малыша. Рабочие в сталелитейных цехах разговаривают почти обычным голосом и достаточно неплохо слышат друг друга, несмотря на шум.

 

Индивидуальные фильтры

Индивидуальные различия также во многом могут носить неврологический характер. Например, человек в очках, безусловно, обладает худшим зрением, чем человек, легко обходящийся без них. Кто-то лучше слышит окружающие звуки, а другой, наоборот, обладает более тонкой вкусовой чувствительностью. Каждый индивидуум является уникальной структурой, в которой особенности восприятия собрались в уникальный конгломерат, характерный только для данной личности. Они нередко зависят от личного опыта, настроения человека, его готовности в данный момент воспринять то или иное воздействие. Так, голодный человек с особой остротой воспринимает запахи, доносящиеся из кухни. Когда влюбленный идет по улице, весь мир для него сияет, сверкает яркими красками и полон радостных звуков, теплые ощущения роятся в его груди. Если человек несчастен - мир становится серым, звуки приглушены, в груди он ощущает тяжесть, а иногда щемящую пустоту. При этом подобные чувства может испытывать один и тот же человек, но в разные периоды своей жизни. За счет особого настроя индивидуальных фильтров человеческий мозг способен сыграть с ним интересную шутку: опираясь на состояние человека, он в состоянии заменить одни ощущения другими. Именно благодаря индивидуальным фильтрам работает процесс якорения, запускающий внутренний поиск воспоминаний и событий, которые могли бы быть связаны с каким-то внешним раздражителем. Например, слова «Новый год» рождают воспоминания о счастливом детстве, о подарках под елкой, новогоднем «Голубом огоньке» и о многом другом. От индивидуальных фильтров во многом зависит, какую модель мира создаст себе человек, каково будет его впечатление от происходящих событий, от мира, в котором он живет, что он будет думать о своей роли, о своем месте в этом мире.

 

Социальные фильтры

Социальные фильтры определяются той средой, где живет человек, где он родился и воспитывался. Во многом они характеризуются средой, социальной группой и социальными условиями, в которых человек находится в данный момент. Социальные фильтры нередко формируют личностные особенности групп людей. При этом они зачастую захватывают и неврологические особенности, и тогда мы говорим об особенностях субкультуры. Например, для музыкальной субкультуры характерно хорошее развитие аудиальных фильтров восприятия. Группа музыкантов может обсуждать особенности звучания того или иного инструмента, совершенно не воспринимаемые ухом обычного человека. Благодаря социальным фильтрам во многом определено поведение человека в разных жизненных ситуациях. К особенностям социальных фильтров можно отнести различные устройства управления, восприятие семьи в различных культурах, отношения старшего и младшего поколения. Обычно для человека, находящегося в своей среде, эти фильтры восприятия абсолютно не заметны, но достаточно появиться человеку из другой субкультуры, как правила поведения становятся ясными и понятными. Так, человек, приехавший из глубинки и попавший в «высший свет», безусловно, привлекает к себе внимание нестандартными действиями, неумением вести себя за столом, в обществе, и это удивляет окружающих, поскольку среди людей, привычных к социальным нормам, подобное поведение является неестественным. С развитием человечества и социальной культуры настройки социальных фильтров меняются. Что-то уходит, что-то приходит на освободившееся место. Человек, перемещенный в другую среду, в иное социальное общество, постепенно теряет настройку своих социальных фильтров и приобретает новую.

Социальные фильтры часто формируют наши убеждения. Создавая для них основу, они определяют наши оценки разных ситуаций и поведения различных людей. Они могут помочь нам предсказать поведение другого человека (или же свое) в каждой отдельной ситуации. При этом подобные фильтры нередко даже определяют эмоции человека, его реакцию на события. Например, в традиционной русской культуре смерть близкого человека - одна из самых горьких страниц в жизни человека, а в культурах Юго-Восточной Азии существует совсем другое понимание смерти. Уход из жизни воспринимается как праздник: человек наконец воссоединился со своим высшим естеством, что является радостным событием для его родных и близких.

Перенапряжение социальных фильтров может послужить причиной обращения человека к психотерапевту. При интенсивной миграции населения человек попадает в новую социальную среду, начинается адаптация. И когда адаптация происходит крайне быстрым, революционным способом, любые фильтры, в том числе и социальные, могут перенапрячься - возникает источник для стрессов, невротизации, возможно, даже психосоматических расстройств.

Дезадаптивное состояние характерно именно для попытки быстрой перенастройки собственных фильтров, поскольку речь идет о необходимости понимания окружающего мира, которое приходит к человеку через фильтры восприятия - неврологические, индивидуальные и социальные.

 

Позиции восприятия

 

В человеческом восприятии и в человеческом опыте можно выделить три позиции, три точки зрения, с которых он воспринимает, оценивает окружающую ситуацию и свое участие в ней. Они тесно связаны с понятиями ассоциации и диссоциации. Под ассоциацией подразумевается взгляд своими глазами, ощущения собственного тела, то есть такой способ восприятия реальности, когда субъект находится в состоянии «здесь и сейчас», на своем месте, когда он видит то, что происходит с ним, является объектом действия других людей. В этом состоянии человек может испытывать чувства, иметь ощущения, у него присутствуют вкус, обоняние и многое другое. Коротко ассоциацию можно определить как жизнь в своем теле. Это и есть не что иное, как первая позиция восприятия, настолько привычная и характерная для нас, что благодаря ее привычности даже тяжело понять иные позиции восприятия.

Важным компонентом первой позиции является эмоциональная и сенсорная включенность в происходящие события. Это, безусловно, хорошо, если события носят положительный характер, когда человек встречается со своей любимой или ест вкусную пищу. Но в случае негативных событий первая позиция наиболее подвержена психологической травме, поскольку острота событий начинает играть против человека. При этом первая позиция - привычный способ восприятия, и, если какое-то жизненное событие является неординарным, одностороннее восприятие может привести к неправильным выводам и поступкам. Это становится заметным при возникновении межличностных конфликтов, когда помимо субъекта есть еще и оппонент, у которого своя точка зрения, и он собирается отстаивать ее с непонятной для субъекта горячностью. Однако, перейдя мысленно на его точку зрения (или во вторую позицию восприятия), можно понять очень многое. Это попытка взглянуть на ситуацию глазами другого человека, участвующего в ней, попытка понять его мысли. Вторая позиция особенно важна в понимании сложных человеческих взаимоотношений, когда только с помощью иной точки зрения, можно разобраться в том, что же приводит оппонента к необходимости защищать свою позицию, какие убеждения и собственные личные ценности он отстаивает, чего именно хочет от вас. При этом оппонент испытывает собственные чувства, собственные эмоции, отличные от ваших.

Третья позиция - позиция стороннего наблюдателя. В качестве примера приведем зрителя в кинотеатре, который наблюдает за действием, разворачивающимся на экране. Он может наблюдать с интересом, может щелкать семечки, разговаривать с соседом, он - наблюдатель. Зритель достаточно холоден, хотя, конечно, также испытывает какие-то эмоции, но они не сравнимы с теми, что испытывают герои действия. Он может находиться на стороне того или другого героя, но при этом имеет холодный ум и дает конкретные рациональные советы. Третья позиция восприятия используется в психотерапии именно за счет этих ее свойств. Она нужна для того, чтобы выйти из состояния эмоционального напряжения, привести мысли в порядок, успокоиться, подумать собственным рациональным разумом - в противовес эмоциональному. Данная позиция называется диссоциированной. Если говорить об особенностях ассоциированного и диссоциированного состояния, то чаще всего они проявляются при реагировании человека на стрессовую ситуацию. Примерно две трети людей достаточно легко балансируют между ассоциированной и диссоциированной позициями, то есть могут как ассоциироваться, так и диссоциироваться в неприятных ситуациях. Меньшая часть людей имеет тенденцию к застреванию либо в ассоциированной, либо в диссоциированной позиции. 

Ассоциированная позиция восприятия характеризуется эмоциональностью, чувствительностью, всплеском вегетативных реакций, таких, как покраснение кожи, учащение дыхания, сердцебиение. Другие люди будут описывать вас как человека живого, чувствующего, легкоранимого. Возможно, даже - вспоминая прошлый опыт или представляя собственное будущее - человек оказывается включен в эти события и воспринимает их как будто «здесь и сейчас». Приятные воспоминания, яркие перспективы будущего могут настолько завладеть человеком, что отрешают его от настоящего времени.

Диссоциированная позиция характеризуется трезвым взглядом, холодностью ума, конкретностью рекомендаций, которые человек может дать сам себе или другому. В диссоциированной позиции человек легко справляется с эмоциональными реакциями, они у него не выражены или отсутствуют вообще. Человек остается рациональным даже тогда, когда происходит нечто страшное в его жизни, поскольку речь здесь идет, с его точки зрения, не о его жизни, а о жизни как будто иного человека. Такой человек хорошо анализирует свои ошибки и ошибки окружающих, спокойно вспоминает неприятные моменты жизни, однако, зачастую характеризуется людьми как холодный и бесчувственный. Он хорошо принимается окружающими в качестве советчика, но редко становится товарищем по развлечениям. Привычка к диссоциации может уменьшать даже кинестетическую чувствительность человека. В настоящее время предполагается, что ряд психических расстройств имеет диссоциативную природу. Есть предположение, что к диссоциативным расстройствам относятся алкоголизм, психосоматические заболевания и некоторые другие. Возможно, что с тенденцией к диссоциации связан и феномен множественной личности. Диссоциативные расстройства характеризуются диссоциацией человека от собственного организма. Например, при переедании человек ест как будто бы «не в себя». Чувствительность вкусовых рецепторов полости рта может быть снижена, более того, человек даже забывает, что в данный момент он ест; он просто производит привычные автоматические движения, доставляя пищу в рот.

Подобная склонность к диссоциации может воспитываться в человеке окружающей средой. Обычно это происходит в ранние периоды его жизни, когда ребенок, находясь во враждебном мире и чувствуя себя бессильным в силу своего возраста и роста, начинает строить мир иллюзорный, уходит в него, пытаясь исчезнуть, раствориться. Мечтательность вообще свойственна детям, однако в данном случае она имеет защитный характер, и вполне возможно, что в какой-то момент ребенок большую часть времени станет проводить именно в другом, несуществующем мире, который обладает для него  особой, собственной реальностью. Это приводит к тому, что человек отвыкает от мира настоящего и, возвращаясь, ощущает себя отделенным от него.

Диссоциация - естественная защитная реакция организма. Если вы вспомните какие-то неприятные события в вашей жизни, то наиболее неприятные из них часто будут вспоминаться вами как будто со стороны. Это - естественное защитное восприятие нашей психики, однако если подобным восприятием пользоваться часто, то привычка к такому взгляду приведет к тому, что диссоциированный способ восприятия станет основным в вашей жизни и начнет автоматически воспроизводиться во всех жизненных ситуациях. Тогда проблемой будут уже не сильные эмоциональные ощущения, а, наоборот, невозможность почувствовать, ощутить себя в контакте со своими эмоциями и даже зависть к эмоционально настроенным окружающим. Иногда вслед за осознанием своей эмоциональной холодности появляется щемящее чувство собственной бесчувственности, ощущение нереализованной пустоты. Обычно люди, обладающие привычкой к ассоциированной реакции и к реакции диссоциированной, становятся более частыми клиентами психотерапевта, нежели люди, которым свойственно варьировать собственную реакцию и легко переходить из ассоциированной позиции в диссоциированную и наоборот.

 

Способы моделирования

 

Существует три универсальных способа моделирования окружающего мира. Аналогичные способы используются и при создании вербальной модели мира, когда мы описываем то, что окружает нас. Здесь также функционируют некие познавательные группы фильтров, облегчающие человеку восприятие мира, помогающие его сознанию, ограниченному в собственных возможностях, справиться с лавиной информации, превратить поступающие сведения в события, которые укладываются в памяти, в навыки. Затем он может с успехом использовать их в собственной жизни.

Бэндлер и Гриндер назвали эти способы универсальными процессами человеческого моделирования. К ним относятся: обобщение, или генерализация; упущение, или исключение; искажение. Во многом они действуют неосознанно и являются не чем иным, как способами, привычками нашего восприятия. Принципы моделирования работают в тесном сотрудничестве друг с другом и не могут существовать по отдельности, поскольку становятся функциями человеческого восприятия. Воспринимая окружающий мир, мы моделируем его. Мы создаем некое собственное представление о том, что происходит вокруг и внутри нас. Эта модель может отличаться от реального мира, более того - обязательно должна отличаться, но она удобна для нас, поскольку является нашей собственной уменьшенной копией мира, предназначенной для того, чтобы нам лучше в нем жилось.

Моделирование - способ адаптации человека к миру. При этом оно может проявляться на разных уровнях - на уровне восприятия, на уровне мышления, речи и поведения человека. Наблюдая за человеком, мы выявляем основные тенденции и особенности его способов моделирования. Прежде всего моделирование ориентировано на чувствительный опыт, который приходит к нам во всем многообразии. Иначе говоря, мы сами определяем мир, в котором живем, мы создаем его на основе наших выводов, убеждений, иллюзий, и от того, какой мир мы создали, он будет радовать нас или огорчать. Обычно задачей психотерапии становится выяснение модели мира человека и удаление ее противоречий с реальным окружающим миром. Основной задачей моделирования, таким образом, является создание модели мира, полезной для данного человека.

Опущение - наиболее интенсивный процесс моделирования окружающего мира. Человек получает миллионы единиц информации каждую секунду, а использовать может только семь плюс-минус две единицы. Если бы он попытался использовать все, что происходит, то сознание оказалось бы блокированным, как узкая дорога, перегороженная автомобильной пробкой. Человек перестал бы реагировать, что-либо воспринимать, да и просто жить.

Выше уже говорилось о фильтрах восприятия - неврологических, индивидуальных, социальных. Именно они служат основой для процесса опущения, удаления информации. В опущении можно выделить два механизма. Первый - естественный, не зависящий от человеческих усилий; второй - произвольный, когда человек обращает свое внимание на что-либо, естественно, выпуская из внимания все остальное. Однако, опуская единицы информации, безусловно, человек защищает себя от полноты восприятия. При этом он может забывать то, что обещал сделать, может не заметить знаков внимания, которые оказываются ему, и многое другое. Даже если он переживает события совместно с другим человеком, нередко оказывается, что их восприятия сильно отличаются друг от друга. Читая книгу, человек часто пропускает описание природы или какие-то тонкости разговора героев, затем, перечитывая книгу вновь, он с удивлением обнаруживает пропущенные им детали. Если человек больше занят собой, он отвлекается от окружающего мира. Он погружен в себя, его сознание занято тем, что принимает информацию изнутри, из воспоминаний, мыслей. Очень часто это приводит к отключенности от внешнего мира и способствует формированию транса. На психотерапевтическом приеме пациент может быть настолько занят собственными мыслями и эмоциями, что пропускает указания и команды психотерапевта, а это сказывается на качестве проводимых техник. При этом важно, чтобы психотерапевт предполагал возможность такого опущения и при необходимости брал на себя смелость проверить, как субъект воспринял его наставления.

Генерализация, или обобщение - один из способов обучения человека: воспринимая мир в качестве конкретных ситуаций и событий, он делает из них вывод, который в последующем будет сопровождать его жизнь. Например, ребенок учится держать ложку. Вначале он удерживает ее с трудом, пальцы разгибаются, ложка падает, но затем этот процесс становится настолько привычным, что человек не задумывается о том, как держать ложку, как ее взять, как точно донести ее до рта и т. п. Более того, человек быстро научается выделять предметы мебели, выделять людей, животных и многое другое. Один раз научившись, он пользуется этим долгое время. Описывая историю своей жизни, человек также может использовать генерализацию. Рассказывая о том, что вся его жизнь была сплошным несчастьем, он выбрасывает из нее счастливые моменты или пытается привести их к какому-то общему печальному знаменателю.

Примером патологической генерализации также служат фобии. Один раз испугавшись чего-то в темноте, человек на всю жизнь сохраняет боязнь темноты. Это приводит к тому, что его жизнь подчиняется определенным правилам. В темное время суток он должен находиться дома или просить кого-то сопровождать его. Обычно для подобной мощной генерализации нужно, чтобы травмирующее событие носило довольно интенсивный характер или же чтобы психика человека была готова воспринять событие именно таким образом.

Генерализация, уходя корнями в прошлое, ориентирована на настоящее, даже будущее человека, поскольку на ней основана способность к определенному виду поведения в различных ситуациях, даже в тех, что еще не встречались в жизни человека, но имели некое подобие. Генерализация напрямую связана с опущением: опираясь на нее, можно опускать различные детали нынешнего опыта человека, ссылаясь на общие принципы поведения в сходных ситуациях, с похожими людьми.

Генерализация связана с процессом укрупнения, когда на основании отдельных фактов мы строим одну общую концепцию, включающую как представленные факты, так и иные события, которые могут возникнуть в будущем.

Искажение - третий универсальный способ, используемый в моделировании. На нем основаны все виды творчества, новаторство, способ приспособления человека к жизни, постоянно меняющейся и разнообразной. Особенно заметна ценность искажения при сравнении фотографии и картины. Фотография точно отображает то, что происходило в определенный момент времени перед объективом фотоаппарата, однако картины всегда ценились выше, поскольку в них основным было не то, что изображено, а внутреннее понимание событий художником. На картинах может быть вообще нечто, не имеющее места в реальной жизни, однако фантазия художника представляет для нас особую ценность, поскольку за ней стоит внутренний мир, готовность изменить то, что замечено им в мире реальном. Любые фантазии и мечты построены на феномене искажения, когда человек, воспринимая окружающее его время, людей, события, трансформирует их в своей голове в нечто иное, опираясь, однако, на то, что видит, даже если он этого и не осознает. 

Принципы искажения хорошо прослеживаются в детской игре в «испорченный телефон», когда один называет другому какой-либо предмет или говорит фразу, не имеющую смысла, и просит пересказать ее следующему игроку. Фраза либо произносится нечетко, либо передать ее нужно другими словами, и поэтому то, что слышит третий от второго, уже отличается от того, что слышал второй от первого, и т.д. Когда в группе играющих семь-десять человек, то последний из них получает настолько искаженную версию того, что сказал первый, что первый сам может не узнать информации, которую он передал второму.

Принцип искажения хорошо выражен в семейной психотерапии, когда психотерапевт просит супругов рассказать о своей семейной жизни. Каждый из них представит собственную версию случившегося, собственную версию их жизни, каждая из которых сильно отличается от другой, поскольку будет основана на восприятии, убеждении и ценностях разных людей. И задачей психотерапевта в подобной ситуации становится не поиск истины, а попытка свести две модели восприятия себя и собственной семьи в одну или сблизить их, привести к взаимопониманию.

Феномены искажения особенно заметно представлены в психиатрической практике, где на них основаны иллюзии, нарушения восприятия себя и многое другое. 

Искажение напоминает путешествие в «королевство кривых зеркал», где каждое зеркало показывает человеку нечто иное, что существует на самом деле. И человек, бродящий по этому королевству, отучается видеть реальный мир, он не верит, что бывают стройные деревья и красивые люди.

Все три универсальных процесса моделирования могут привести человека как к адаптации, так и к дезадаптации. Они могут быть полезными и неполезными. Очень часто в психотерапии мы сталкиваемся с последствиями именно таких процессов. При этом следует помнить, что данные процессы наблюдаются как при восприятии окружающего мира с окружающей действительностью, так и при восприятии воспоминаний при воспроизведении мыслей из памяти человека, которые реализуются через язык, формируя для нас модель реальности человека.

 

Репрезентативные системы

 

Человек воспринимает окружающий мир через системы и органы чувств. Всего описано пять систем восприятия: визуальная система, или зрение; аудиальная, или слух; кинестетическая система, которая представлена многочисленными рецепторами, разбросанными по всему телу человека (сюда относятся рецепторы, отвечающие за ощущения тепла и холода, за ощущения боли, рецепторы собственно мышечного чувства и многие другие). Отдельно выделяется ольфакторная система, или система обоняния, и густаторная система, или вкус. Таким образом, когда говорят о том, что человек узнал нечто «шестым» чувством, то, скорее всего, речь идет об интуиции.

Системы восприятия окружающего мира обладают неврологическим основанием, они имеют периферические отделы, клетки, на которых основано непосредственно восприятие раздражения, передающие пути и центральное представительство в головном мозге, где эта информация обрабатывается и фиксируется. Периферические отделы данных систем всегда готовы для восприятия информации, даже когда мы спим или отвлекаемся. В каждый момент времени мы можем пользоваться информацией от всех пяти систем. Более того, когда мы вспоминаем или представляем что-то, то есть обращаемся к нашему опыту или фантазии (внутреннему восприятию), мы также используем данные репрезентативные системы в их внутреннем выражении.

 Под репрезентативной системой подразумевается система восприятия кодирования информации, которую мы используем для репрезентации собственного опыта. Репрезентативные системы могут проявляться через язык человека. Любой опыт, полученный нами и имеющийся в нашем восприятии, можно воспроизвести с помощью лингвистических приемов. Лингвистика служит для проявления и представления опыта человека. Кроме того, языковая система может быть самостоятельной мета-системой, направленной на координацию деятельности чувственных репрезентативных систем; она может создавать систему опыта, убеждений и ценностей человека, создавать настройку фильтров. У каждого человека есть свои предпочтения в проявлении репрезентативных систем, проявляющиеся в наиболее частом их использовании. Кто-то предпочитает воспринимать мир через визуальную систему и применяет ее для кодирования собственного опыта, даже иногда полученного в других системах. Та система, с помощью которой легче воспринимать окружающий мир, реконструировать собственные воспоминания и создавать представления о будущем, будет ведущей репрезентативной системой. Как правило, мы применяем ее чаще, чем другие; более того, когда у нас есть выбор для применения, мы всегда выбираем именно ее.

Гриндер и Бэндлер под ведущей репрезентативной системой имели в виду систему, которой индивид обычно пользуется для того, чтобы ввести информацию из бессознательного в свое сознание, то есть такую систему, с помощью которой он обычно репрезентирует мир и свой опыт самому себе. 

Люди обычно пользуются не одной, а несколькими репрезентативными системами, применяя их в различных жизненных ситуациях, когда на бессознательном уровне они решают, что для данного функционирования удобна именно данная репрезентативная система. Существует много способов определения собственной репрезентативной системы и у другого человека. Если речь идет о вас, определение облегчается тем, что вы сами в состоянии оценивать себя, не прибегая к вербализации и помощи специалиста. Может быть, достаточно представить свой отдых на море, когда высоко в небе стоит яркое солнце. Крики чаек, пронзительные и редкие, сопровождаются ароматом морского воздуха, который приносится порывами ветра, теплого, но все равно охлаждающего нагретую под солнцем кожу. Небо от палящего солнца - светло-голубое, даже серое; на зеленоватых волнах, приближающихся к берегу, начинают появляться белые барашки пены, гребни волн загибаются и падают на берег, а затем, шурша, откатываются, оставляя в воздухе привкус соленых брызг и шорох воды, убегающей с мокрого песка. Голоса людей еле доносятся из знойного марева, и только песчинки покалывают ваше тело, привычно и поэтому еле заметно... 

Возможно, когда вы прочитали о летнем отдыхе на море, у вас появились определенные образы, звуки или ощущения. Это произошло потому, что в вашем опыте имеются подобные воспоминания, и, возможно, то, что возникло раньше - звук, образ или ощущение, - и является вашей ведущей репрезентативной системой. Даже если вы никогда не были на море, то, читая описания морского отдыха, вы смогли составить себе представление о нем, опираясь на отдельные факты из разных эпизодов вашей жизни. Из этого примера становится понятно, что человек легко пользуется как вспоминаемыми фактами, так и конструкцией собственного представления, прибегая к тем же самым неврологическим субстратам, которые требуются ему для запоминания, использует те же самые неврологические пути. 

Представления так же хорошо запускают наши реакции, как и реальные события. Например, человеку достаточно представить себя в опасной ситуации, чтобы чаще забилось сердце, участилось дыхание, появилось мышечное оцепенение. Достаточно представить себе лимон или услышать, как кто-то произносит это слово, чтобы во рту появилась кислинка и усилилось слюноотделение. Ольфакторную и густаторную репрезентативные системы часто объединяют с кинестетической. Это связано с тем, что у данных систем общие корни, они развивались в филогенезе человека практически одновременно и имеют много общего. Поэтому когда говорят о репрезентативных системах, чаще всего имеют в виду три системы: визуальную, аудиальную и кинестетическую.

По ведущей репрезентативной системе людей делят на визуалов, аудиалов и кинестетиков. Примерно три четверти людей являются визуалами. Они пользуются визуальной репрезентативной системой как для восприятия окружающего мира, так и для создания своего внутреннего опыта на основе данной системы. Около 20% людей предпочитают для этих же целей кинестетическую репрезентативную систему, и лишь незначительное число - 2-3% - аудиалы. Люди не с самого рождения делятся на визуалов, аудиалов и кинестетиков. До 6 лет дети в основном предпочитают кинестетическую систему восприятия. Достаточно вспомнить пристрастие детей тянуть в рот все, что попадает им в руки. Однако с 5-6-летнего возраста начинается дифференциация, которая завершается где-то к 10-12 годам, и в этот момент уже можно определить, насколько человек предпочитает ту или иную систему. Безусловно, он нередко использует все системы, но только одной оказывается явное предпочтение. Более того, информацию из других систем он будет тщательно перекодировать в свою. Например, визуал, находящийся в темной комнате и на ощупь продвигающийся по ней, все, что ощущает или слышит, переносит в визуальные образы, хотя реально он ничего видеть не может. Тем не менее комната для него будет наполнена визуальным содержимым. Для психотерапевта очень важен навык легкого перехода от одной репрезентативной системы к другой. Обычно этот навык выражается в присоединении к восприятию пациента его рассказа и в умении вести диалог и задавать вопросы в разных репрезентативных системах.

Как определить ведущую репрезентативную систему оппонента?

В первую очередь она определяется на основе лингвистических особенностей языка пациента. Мы можем отслеживать в нем предикаты - слова, характеризующие ту или иную репрезентативную систему. Человек, описывающий свою жизнь, говорит: «Я вижу сумрачный день, небо, покрытое густыми тучами, которые низко идут над серой землей, и крупные капли дождя летят навстречу земле». Так будет говорить визуал, описывая дождь, который он наблюдает. Аудиал станет рассказывать совершенно иначе, например: «Шум дождя за окном периодически сменяется шелестом листьев, колышущихся под порывами ветра, и лишь изредка доносятся звуки машин, далекие голоса людей, как отзвуки прошедшего дня». Кинестетик же опишет дождь по-своему, возможно, он расскажет, как капли падают на лицо, стекая со лба и пытаясь забраться в уголки глаз, и надо движением руки стереть воду с глаз, ощутить влажность на пальцах, прикосновение холодной ручки зонта к ладони, и мокрый воротник плаща, прикасающийся к шее, неприятно холодит ее. Уже по этим описаниям вы можете предположить, что человек имеет ту или иную репрезентативную систему. Рассказывая о чем-либо человек может говорить в разных системах, используя предикаты и визуальные, и аудиальные, и кинестетические, и здесь следует обратить внимание на то или иное предпочтение, на более частое использование тех или иных предикатов. Кроме того, когда человек рассказывает, важно уметь смотреть на него, на его лицо, жесты, мимику. Наблюдение за выражением глаз также нередко дает информацию об используемой репрезентативной системе. При этом подобный способ выявления репрезентативной системы полезен и в тех случаях, когда человек молчит и предикаты оказываются бесполезными. По движению его глаз можно понять, в какой системе он в данный момент думает.

 

Рис. 1. Зрительные ключи доступа

 

Если перед вами визуал, вы увидите, что при обращении к мыслям или, отвечая на ваши вопросы, он будет поднимать глаза наверх - наверх вправо или наверх влево. Считается, что если человек поднимает глаза наверх и вправо, значит, он обращается к своим визуальным фантазиям, конструирует что-либо; а если поднимает глаза и при этом направляет их влево, то речь чаще всего идет о визуальном воспоминании. Данная схема, учитывающая правую и левую стороны, справедлива для правшей. У левшей зоны воспоминания и конструкции могут поменяться местами, причем, забегая вперед, скажем, что это будет правильным и для аудиалов, и для кинестетиков. Важно, что направление взгляда при визуальном функционировании находится в верхнем этаже поля зрения. Некоторые визуалы смотрят прямо перед собой. Это значит, что где-то в пространстве он создает невидимый для нас, да и для себя, экран, на котором возникают образы. В ряде случаев экран может быть спроецирован даже и на пол. Характерной чертой является фиксация взгляда в определенной точке, рассматривание невидимых картин. Поскольку речь идет о репрезентативной системе - то есть о системе репрезентации самого себя, репрезентации своих мыслей, - визуала, как правило, характеризуют и другие черты. Обычно он одевается так, чтобы его было заметно. Либо это одежда, соответствующая строгим классическим канонам, либо, наоборот, что-то пестрое, невообразимое, привлекающее внимание окружающих. При этом он нередко много жестикулирует. Жесты его чаще острые, угловатые, быстрые, подчеркивающие речь. При разговоре визуал старается смотреть на вас или поверх вашей головы. Как правило, заметно, что тонус мышц повышен, тело готово к движению. Дыхание обычно быстрое, иногда поверхностное. В речи употребляет много слов, которые и характеризуют визуальную систему. Он будет говорить: «Я вижу… яркий, светлый, цветной». Он описывает образы, изменения в этих образах, как некий фильм, который видит. Как правило, это достаточно подтянутый, бодрый человек. 

        Кинестетик, в противоположность визуалу, может быть иным. Как правило, он говорит медленно, с большими промежутками между фразами, как бы давая возможность соотнести сказанные слова со своими ощущениями. При обращении к внутреннему миру обычно глаза опускаются вниз и вправо (правши) и вниз и влево (левши). Возможно, это помогает кинестетику найти доступ к своим чувствам, своим ощущениям. Когда он говорит, в его речи встречаются слова, характеризующие кинестетическую систему: мягкий, тяжелый или легкий, чувствительный. Мышцы тела расслаблены. Кинестетик предпочитает мягкую, удобную для него одежду, которая, может, не так хорошо смотрится, зато доставляет ему приятные ощущения. Говорит он медленно, дыхание глубокое, достаточно ритмичное. Жестов немного либо нет вообще, либо они очень небольшие по амплитуде, плавные, медленные. Очень часто в ходе разговора о своем восприятии мира, о своих воспоминаниях проявляется вегетативно-сосудистая реакция - румянец, капельки пота. Все это характерно для кинестетиков. Если взять некий персонаж, который бы проиллюстрировал кинестетика, им вполне мог стать Дед Мороз - с румяным лицом, округлыми формами, в теплой, уютной одежде. 

Аудиал, пожалуй, по внешним проявлениям ближе к визуалу, чем к кинестетику. Однако у него есть свои особенности. Прежде всего - голос. Голос у аудиала будет очень хорошо модулирован, потому что голос - основной способ презентации себя окружающему миру. Он может разговаривать тихо, громко, то выше, то ниже, как бы наслаждаясь способностями своего голоса. Когда будете говорить вы, он может повернуться к вам ухом. Это не знак неуважения, а способ лучше воспринимать вас. Для вашего общения будет иметь значение то обстоятельство, насколько красиво вы умеете говорить. Жестов у аудиала обычно немного. Встречается круговой жест около уха, которым аудиал подчеркивает, что он вас слышит. Дыхание у аудиала может быть разным, и это зависит больше от того, насколько сейчас ему нужно говорить. Для того чтобы красиво, хорошо сказать, нужно хорошо вдохнуть, и аудиал пользуется дыханием как проводником своей аудиальной системы, своей речи. 

Несмотря на то, что мы говорим о ведущих репрезентативных системах, тем не менее следует уточнить, что у каждого человека развиты все три системы в той или иной степени, и в зависимости от потребности он может переключаться то в одну, то в другую, то в третью системы. Безусловно, ведущей остается излюбленная система. Случается, что пациент приходит к нам в своих переживаниях - преимущественно функционирует его ведущая система, а остальные подавлены. И, возможно, одним из терапевтических эффектов и одним из способов терапии должно стать разблокирование угнетенных систем.

Проявление информации в одной системе очень часто ведет за собой последующую информацию, предъявляемую уже в другой системе. Это естественное явление, называемое синестезией. Оно определяет связь между системами, когда появляется цепочка воспоминаний, цепочка предъявления внутреннего опыта. Именно так вид лимона или слово «лимон», вызывающие его образ, ведут за собой кинестетическое ощущение кислоты во рту. Синестезии нередко являются основанием для нашего восприятия нового в окружающем мире. Очень часто они возникают автоматически и, по-видимому, представляют собой неделимые структуры нашей памяти. Синестезией можно пользоваться. Например, визуал, чтобы ощутить запах морского воздуха и покалывание песчинок на ступнях, представляет себе морской берег. Затем, отталкиваясь от привычной визуальной системы, достигает системы кинестетической. Синестезия - абсолютно естественное явление в человеческой речевой культуре. Так, мы прекрасно понимаем, о чем идет речь, когда кто-то говорит о холодных или теплых тонах красок, о кричащей одежде и легкой походке. Часто за синестезией стоит ведущая репрезентативная система, однако так происходит не всегда. Допустим, что у человека вкусовая система не является ведущей. Все равно вкус деревенского молока может стимулировать появление образов, звуков и иных ощущений, связанных с детством, проведенным в деревне у бабушки, и другими ранними воспоминаниями.