Библиотека » Н Л П » Новый код НЛП и DHE

Автор книги:

Книга: Новый код НЛП и DHE

Дополнительная информация:
Издательство:
ISBN:
Купить Книгу

- Новый код НЛП и DHE читать книгу онлайн



Новый код НЛП Джона Гриндера.

 

Как сказал сам Д. Гриндер, Новому коду НЛП уже более 20 лет, но в России он неизвестен. Мне это заявление показалось странным, ведь более чем за десять лет занятий НЛП (исследовательской, терапевтической и тренерской деятельности) разве что-то может быть неизвестным? Тем более вряд ли может остаться за пределами внимания целое направление в НЛП, имеющее такую историю! Стало быть, что-то здесь не так…
Заявление Гриндера меня заинтересовало и неспроста. В конце 70-х годов прошлого века после создания классического НЛП Джон Гриндер и Ричард Бэндлер разошлись в подходах к оценкам созданного ими детища. Было обнаружено, что люди, овладевшие НЛП и относительно успешно работающие с другими, применительно к себе его не используют! Налицо вопиющая неконгруэнтность и нарушение основного принципа Гиппократа: "Не навреди!"
Почему это оказалось возможным? Ведь в других направлениях психологии нет никакого шанса сделать качественную работу, если сам специалист не имеет достаточный "клиентский опыт" (аналитик должен пройти анализ, гештальтист "проработать свои незавершенные гештальты" и т.д.).
Все дело в природе самого НЛП как модели опыта человека. Будучи созданным на моделях высоко успешных людей, НЛП предлагает прямо или (и) косвенно для овладения клиентом именно эти модели. От НЛП-консультанта этот процесс овладения моделями НЛП другими людьми относительно независим. Ибо НЛП не терапевтическая технология. Это когнитивная модель обучения опыту с определенными параметрами (желаемое состояние) - люди могут быстро учиться вне зависимости от личности самого НЛП-консультанта. В этом его плюс. И в этом же его минусы.
Существенным минусом рационалистичного, технологичного использования НЛП является абсолютизация сознательного аспекта, то есть известная механистичность, игнорирование возможностей бессознательного доступа к ресурсам. Тем самым классический код НЛП может толковаться как формальная, внеличностная и "бездушная" технология. Тем самым структурно-процессуальная природа НЛП (принципиальное игнорирование содержания опыта) открывает возможность интерпретации (и использования!) НЛП как системы низкопробных манипулятивных интервенций. При этом постулирование основных положений, принципов и идей НЛП оставалось как для остального сообщества профессионалов, так и для многих НЛП-консультантов голой декларацией. Иначе говоря, классический код НЛП в силу указанных особенностей не предполагал в явном виде необходимость личностного присвоения практикующим пресуппозиций и основных моделей НЛП. Практики НЛП зачастую походят на "сапожников без сапог": будучи в ситуации парадоксального раскола между операциональным и личностным планом, они не используют НЛП для себя, для обогащения собственного опыта и развития собственной личности. От практиков и даже некоторых мастеров НЛП иногда можно слышать весьма категоричные заявления о том, что "НЛП личность не развивает!", что "НЛП хорошо в работе с другими, а для самого себя нужно что-то более "глубинное"" или "что для серьёзной работы с собственным опытом в парадигме НЛП обязательно нужен внешний, другой НЛП-консультант".
Такое положение вещей побудило основателей НЛП Гриндера и Бэндлера переосмыслить созданную ими систему НЛП (классический код), которая на практике оказалась лишь приложением к основной идее и природе НЛП - моделированию превосходных образцов опыта талантливых людей.
Итогом такой работы у Р. Бэндлера явилось DHЕ (Design of Human Engineering), а у Д. Гриндера - "Новый код НЛП". Как пишет сам Д. Гриндер, "…я решил разработать то, что стало известным в НЛП как Новый код, в некоторых разработках которого участвовала Джудит ДеЛозье. В частности, я поставил перед собой цель - разработать паттерны, которые могли бы быть эффективно представлены во время тренинга только в том случае, если ведущий будет сам конгруэнтен относительно более глубоких принципов выбора, являющихся ключевым моментом в любом применении НЛП. В то же время я понимал, что перекодирование НЛП-приложений давало мне возможность исправить некоторые ошибки проектирования, которые Бэндлер и я допустили в порыве энтузиазма при кодировании классических паттернов" (с.11, раздаточные материалы "Центра НЛП в Образовании" к семинару "Новый код НЛП", Джон Гриндер и Кармен Бостик Сент-Клер).
Что же собой представляет Новый код НЛП? "Независимо от того, какие первоначальные цели ставились мною при разработке Нового кода, с моей нынешней точки зрения Новый код представляет собой естественное, хотя и радикальное расширение некоторых переменных, встроенных в классический код" (там же).
В данной статье представляется возможным привести лишь некоторые основные особенности Нового кода НЛП, которые мне удалось обнаружить в материалах семинара Джона Гриндера и Кармен Бостик "Новый код НЛП", который проходил 19 - 21 марта 2004 года в Москве в "Центре НЛП в Образовании".
 
1. Опора на бессознательные возможности человека. В "Новом коде" мы обнаруживаем следующее:
А. Бессознательное клиента принимает ответственность за выбор критических элементов: желательного состояния, ресурсов или новых вариантов поведения.
Б. Бессознательное явно вовлечено во все важные шаги.
В. Есть точные ограничения, относящиеся к выбору новых вариантов поведения; говоря более определенно, новые варианты поведения должны удовлетворять первоначальному положительному намерению поведения, которое будет изменено.
Г. Изменения происходят на уровне состояния и намерения, а не на уровне поведения" (там же, с. 19). 
2. Если Бессознательное соответствующим образом организовать, оно выполняет соответствующие задачи. "…Когда мы надлежащим образом организуем и ограничиваем подсознательные процессы, это вызывает глубокие долгосрочные экологичные изменения, несмотря, например, на сознательные заявления клиента о том, что такие изменения были невозможны" (там же, с. 18).
В организации надлежащих рамок для Бессознательного клиента заключена суть работы НЛП-консультанта. Практически это невозможно сделать, не будучи самому конгруэнтным.
3. Цель - создание команды "Сознание/Бессознательное". Только такая команда, где между Сознанием и Бессознательным установлен раппорт, способна производить быстрые и стратегические изменения. 
4. Эмпирически выражением раппорта между Сознанием и Бессознательным является так называемое "состояние незнания".
5. Условность верований и пресуппозиций. Как сказал Д. Гриндер на семинаре, верования - это ограничения. В том числе и базовые пресуппозиции НЛП. "Люди создают пресуппозиции, чтобы чувствовать себя комфортно".
6. Только в соответствующем состоянии человек способен к максимальным достижениям, высоко продуктивным действиям, решениям и открытиям.
7. Для достижения серьёзных изменений важна последовательность действий из минимального числа ходов. Это есть формат Нового кода для изменений, представляющий собой простую и универсальную стратегию.
8. Ключевым моментом данной стратегии является создание состояния высокой продуктивности посредством специальных игр - "Игры Нового кода". Именно данная игра представляет собой вариант организационной формы для Бессознательного.
9. Игра Нового кода отвечает основным условиям Бессознательного доступа:
I. Одновременное участие двух полушарий.
II. Одновременное вовлечение всех репрезентативных систем.
III. Создается четкий устойчивый ритм.
IV. Наличие параллельных заданий.
V. Увеличение сложности заданий до "пределов компетентности".
Игры Нового кода - универсальный, с точки зрения Д. Гриндера, инструмент для изменений. Будучи чрезвычайно простыми по своей структуре, они кроссконтекстуальны и доступны для работы с собственным опытом даже детям, которые ещё не умеют читать. Д. Гриндер приводит свидетельства чрезвычайной эффективности игр Нового кода, если человек проявляет настойчивость в их использовании. Это своеобразный ритуал не просто самонастройки и оптимизации состояний, но и наиболее адекватный способ самомоделирования. Достигая состояния высокой продуктивности в играх Нового кода, человек, систематически их практикующий, бессознательно трансформирует симптоматический опыт, тем самым расширяя возможности бессознательного выбора.

Что такое DHE?

 

DHE или Design Human Engineering(tm) является синтезом исследований и разработок проведенных за последние 10 лет в области NLP его разработчиком Ричардом Бэндлером.
Как одна из новейших и наиболее многообещающих разработок в этой области, DHE отвечает на вопрос "Что еще возможно?". Первое, новая модель делает то, что мы уже знаем в NLP проще, более сжато и более эффективно предоставляя способы для организации одновременного извлечения и последующего применения этих знаний. Второе, DHE принимает принципы NLP для решения проблем, к тому же вынося нас на острие действительно эволюционных и многообещающих изменений, возможно достигая даже клеточных и химических уровней. Проще говоря, это дает всеобъемлющий подход к изменениям в образе жизни вместо исправляющих изменений или решений направленных на конкретный результат. 
В то время как большинство NLP-тренингов выделяют различные инструменты, тренинг DHE включает в себя полный набор инструментов и учит, как каждая модель работает отдельно и вместе. Изучающие DHE учатся использовать нечто называемое Design Perceptual Grid(tm)(Решетка Конструирования Восприятия(?)). Эта решетка предоставляет некоторый способ мысленной организации всех инструментов NLP в целостное представление. Метапрограммы, Убеждения, Ценности, Позиции, Субмодальности, Линии Времени и т.д. извлекаются и используются одновременно. Имеет смысл применять эти элементы одновременно, поскольку именно так они действуют у людей естественным образом, а вовсе не раздельно.
Основное назначение тренинга DHE - дать направления, вместо того чтобы устанавливать цели. Направление дает возможность каждому достигать свои цели на пути последовательного продвижения к полному благополучию. С помощью установки направления вместо цели, вся ориентация личности переходит на экологичный путь, т.к. фокусируется на позитивном, а не на негативном. Каждый человек становится проектировщиком и творцом самого себя. Нет больше необходимости откапывать ресурсы и рефреймировать прошлые травматические эпизоды. Вместо этого, внимание сосредоточено на конструировании и запуске в работу всего, что может понадобиться людям там, куда они хотят идти. 
Точное, тщательное конструирование и установка Ресурсов, Убеждений, Ценностей, Метапрограмм и Стратегий является критическим фактором в создании направления и движении внутри человека. Мы используем естественные для мозга процессы запоминания для установки новой информации, аналогично тому, как мозг запоминает новый телефонный номер. Старый номер никогда не стирается, но как только мозг запомнил новую последовательность, он перестает обращаться к старому номеру и перенаправляется к новому. Новая последовательность имеет более высокую "сигнальную ценность" и становится новым доминирующим значением или направлением.
В отличие от тренинга NLP, тренинг DHE начинается с кинестетической системы - построения сильных новых состояний и ощущений. Большая часть NLP тренинга в прошлом основывалась на визуальной системе. В DHE мы собираем в голове машиноподобное сооружение, которое создает новые состояния (прежде никогда не испытанные) и затем увязываем эти состояния с визуальными представлениями.
Наиболее загадочной репсистемой является аудиальная. В NLP мы изменяли навязчивые голоса, приглушая их или делая их звучащими как у Мики Мауса. В DHE вы усиливаем аудиальную систему, создавая и воспроизводя 3-хмерный голографический звук, требуемый для мотивации и стойкого изменения. Проблема большинства людей не в том, что они имеют слабый голос, а в том, что они не имеют достаточного количества голосов и звуков у себя в головах, чтобы действительно заставить их двигаться. Вот почему обстановка тренинга выглядит скорее как студия звукозаписи чем комната для семинаров. Аудиальный тренинг требует использования аудиосистем, высококачественных наушников, DAT-плейров, лингафонные системы и еще много других "высокотехнологичных игрушек".
Используя это оборудование, мы исследуем как универсальные звуки, их расположение и направление в действительности влияют на субмодальности. Это позволяет DHE-инженеру, подобно творцу, конструировать и собирать чудовищные силовые установки с невероятными "сигнальными ценностями", позволяющими человеку двигаться в том направлении, в каком он хочет.
В дополнении к кинестетической и аудиалным системам, внутренне и внешнее визуальное восприятие также усиливается с помощью DHE. Например, один и процессов используемых для обучения по программе DHE, это построение реальных, осязаемых галлюцинаций - исследование феномена транса для развития нашей визуальной системы. Продолжая эту линию, мы используем Advanced Calibration System(tm) (Передовая Система Калибровки) чтобы в действительности увидеть как Субмодальности, Убеждения и Линии Времени представляются 3-хмерно вокруг нас.
DHE учит людей как использовать свои мозги так же, как Никола Тесла. Тесла был блестящим инженером-электриком, он изобрел энергосистему Ниагары, которая сделала эдисоновскую систему устаревшей, продал фирме Вестингхаус 40 патентов, которые разрушили монополию Дженерал Электрик, открыл принципы радио, которые успешно использовал Маркони, построил радиоуправляемую торпеду еще до того, как Форд выпустил первый автомобиль и имел много других патентов и изобретений, которые до сих пор лишь от части понимаются научной общественностью.
Тесла обладал способность галлюцинировать машины, которые хотел построить. Он мог привести машину в движение и позволить ей некоторое время работать. Затем он мог провести точные измерения, замечая, какие части работают, а какие нет, заменить их и построить опытный образец машины без чертежей/схем!
В данном случае, DHE учит людей создавать "схемы" у себя в голове подобно Тесле. Схемы не следует путать со Стратегиями. Стратегии не изучаются и не моделируются в DHE, поскольку большинство стратегий содержат в себе изъяны. Вместо этого, изучающие DHE учатся конструировать и устанавливать все элементы необходимые для продвижения в будущее. Они берут ответственность за свое развитие и начинают совершенствовать организацию своего мышления по новому пути. 
Ученики даже начинают исследовать клеточный и гормональный уровень, открывая то, как ощущения, звуки и образы высвобождают специфические химические потребности в их телах, способствуя здоровью и долголетию. Введение в эти возможности проходит в форме обучения студентов навыкам воспроизведения состояний вызванных приемом препаратов (любых, от алкоголя до обезболивающих). То что происходит, является одним из способов сознательно вызывать эффект плацебо.
Во всех этих случаях, DHE выходит за пределы решения проблем и совершенствования коммуникации. Это способ принятия непосредственной ответственности за развитие самих себя и своего мышления. Это нечто абсолютно четкое и настраивающее мышление таким образом, чтобы сделать жизнь самым восхитительным экспериментом, каким она только может быть. Оно берет человека с мрачными видами на будущее и НЕ подстраивается под него (базовая пресуппозиция NLP, которую похоже стоит забыть), а конструирует с ним и для него жизненные перспективы, которые манят и открывают благоприятные возможности.
Творчество, мудрость, понимание и уверенная позиция делают жизнь тем, чем она должна быть. DHE это нечто увеличивающее, усиливающее и развивающее наш собственный нервный механизм способами, которые мы никогда раннее не считали возможными. Оно обещает дать первую практическую голографическую модель внутреннего мира человек, во многом аналогично тому, как NLP дало нам первую практическую модель изменения. Разработка DHE вобрало в себя NLP в области точного изучения использования нашего мозга для изменений. Однако имейте в виду, что оно не для нытиков, законодателей, искателей новых технологий или инфонаркоманов. DHE для тех, кто хочет настоящей работы для мозгов, дабы исследовать бессчетные миллионы существующих возможностей.

Десять лет, и по-прежнему ни жалобы! 

Критика сильных и слабых сторон DHE
(Техники человеческого конструирования) 

Л. Майкл Холл, д-р философии, Элвис Кейт Лестер, магистр гуманитарных наук 

Краткое содержание: 

Используя лингвистические средства НЛП по метамоделированию, мы исследовали «природу», притязания, структуру и процессы, связанные с DHE. Наш вывод? DHE является просто захватывающим, провокационным и творческим приложением НЛП. Это ни «следующий шаг», ни что-то большее или отличное от НЛП, несмотря на ее притязания. Она продолжает применение и использование НЛП в отношении визуализации, музыки, положения субмодальностей и трансовой работы, в этом нет никаких сомнений. То, что DHE породило нечто новое и/или отличное от НЛП за последние десять лет, тем не менее, является спорным вопросом. Если она создала что-то, то что это? Каждый аспект и грань DHE, о которых мы знаем, может быть локализован в модели НЛП (1975-1990). DHE не произвела ни одной специфичной модели (паттерна) для достижения новых результатов или для создания новых направлений для людей - и никто не предлагает что-нибудь, что произошло от модели DHE, возникает интерес, не являются ли ее теоретические принципы просто шумом. Согласитесь вы или нет со следующим анализом, мы только хотели бы попросить вас, чтобы вы открыли ум и если вы сможете ответить на какие-то из критичных вопросов, которые мы подняли, мы были бы рады получить вашу информацию, документацию и ответ. Через два месяца мы добавим какую бы то ни было дополнительную информацию к этому исследованию и опубликуем его в электронном журнале «The Journal of Neuro-Semantics». 

В начале было НЛП 

В начале 90-х один из основателей НЛП, Ричард Бэндлер, намеревался положить начало новой и продвинутой формы НЛП, которую он назвал Design Human Engineering или DHE (Техника человеческого конструирования). Будучи очарованным «субмодальностями» и также допуская, что внутри этих так называемых «суб-слоев» отличительных признаков он откроет «различие, которое существенно изменит суть дела», Бэндлер с коллегами перешел от моделирующей к конструирующей технике. Ричард объясняет ее, используя метафору киборга (как например, во втором фильме «Терминатора»): 

«Предположим»,- говорит он,- «вы могли бы сконструировать и встроить себе в голову любую желаемую программу, которую вы можете вообразить. Какие существуют возможности?» 

И это стало ведущей идеей в DHE. 

Однако, после десяти лет проведения DHE мастерских и экспериментирования с галлюцинаторными управляющими сетками, глобусами, биноклями, рентгеновскими очками, стрелами молний и т.д. и, претендуя на способности и поступки супер-человека (телепатия, предвидение) и не видя от модели никаких конкретных доказательств, нам кажется, настало время задать некоторые критичные вопросы о DHE. Мы теперь полагаем, что настало время исследовать обоснованность и законность этой «модели». Мы предлагаем это как НЛП тренера и энтузиасты. 

- Где качественно новые шаблоны (паттерны) DHE?
- Где книга, которая преподносит модель во всей ее полноте?
- Как DHE отличается от того, что мы уже имеем в НЛП?
- Каковы элементы и переменные модели, которая выходит за рамки НЛП?
- Где хоть какое-то доказательство или демонстрация обоснованности модели?
- Если она настолько могущественна, волшебна, поразительна, как утверждают объявления, то как на счет «проблем» практиков? 

Процесс доказательства валидности (обоснованности) модели 

Делая критический обзор DHE, мы (МХ и ЭКЛ) знаем все о проблеме доказательства валидности модели. Мы лично участвовали в развитии другой модели, Модели Метасостояний, и нам пришлось ответить на подобные вопросы о том, чем мы занимались все это время, как Метасостояния по сути функционируют как «модель», какова основа ее валидности и схемы, которые однозначно проистекают из нее. В действительности, ответ на подобные «критичные» вопросы дал нам возможность усовершенствовать нашу модель таким образом, что продукты и процессы, которые она породила, стали еще более полезными и практичными. 

Мы полагаем, что сейчас самое время, чтобы спросить то же самое о DHE. Как никак, многие люди все равно задают эти вопросы. Более того, мы оба имеем порядочные, пригодные для работы знания DHE. Я (МХ) впервые прошел через занятия DHE аж в 1993 году, а затем позднее изучил все пленочные записи тренингов. А я (ЭКЛ) посетил тренинги DHE вместе со своей женой. Так как мы размышляем над процессом исследования обоснованности любой модели, мы сперва должны прояснить, что мы подразумеваем под «моделью» и необходимыми факторами, которые создадут рабочую модель, с помощью которой мы действительно сможем довести вещи до конца. Как никак, если мы заявляем, что совокупность идей и паттернов образует «модель», это означает, что она дает нам структуру, посредством чего мы действительно можем делать вещи в реальном мире. Таким образом: 

· Что необходимо, чтобы иметь работающую «модель»?
· Как НЛП работает как «система»?
· Как Модель Метасостояний работает как «система»? 

Минимально каждая модель включает в себя четыре признака: теорию, элементы, руководящие принципы и паттерны (шаблоны). НЛП обладает всеми этими признаками, и в нижеприведенной таблице вы можете увидеть, что мы также можем описать Модель метасостояний, используя эти понятия. Следующая страница взята из Руководства по сертификационному тренингу по Метасостояниям. 

НЕОБХОДИМЫЕ И ДОСТАТОЧНЫЕ ФАКТОРЫ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ МОДЕЛЬ 

1) Теория:

·        Теоретические истоки, основание, гипотеза, и т.д., которая предлагает объяснительную модель для того, как работает модель или система, главные идеи и как проверить и усовершенствовать концепцию с целью создания новых применений. 

·        Концепции, которые могут быть проверены и фальсифицированы 

·        Ответы на вопросы «Почему» 

·        Установление эпистемологии модели 

НЛП 
Пресуппозиции НЛП
Карта/ Территория
Гештальт-психология
Когнитивная психология
Конструктивизм
Трансформационная грамматика

МЕТА-СОСТОЯНИЯ 
Принципы Метауровней
Уровни абстракции
Когнитивная психология
Кибернетика Бейтсона
Общая семантика
Когнитивная лингвистика
Область метапознания 

2) Переменные и элементы: 

·        Части, образующие компоненты модели 

·        Ответы на вопросы «Что/Какие» 

·        Какие элементы являются совершенно необходимыми и достаточными, чтобы заставить модель работать? 

·        Какие процессы и механизмы? 

НЛП
ВАК* - Субмодальности
Язык
Метапрограммы 

МЕТА-СОСТОЯНИЯ 
Метауровни
Само-рефлексия
Рекурсивные пели обратной связи
Петли прямой связи
Системные функции 

3) Руководящие и рабочие принципы: 

·        «Законы» и принципы (допущения), определяющие и ясно формулирующие механизмы в работе и как их использовать методическим, систематическим и системным образом. 

·        Это дает кому-либо возможность усовершенствовать модель. 

·        Ответы на вопросы «Как» 

·        Как работает модель? 

·        Какие процессы и механизмы управляют ей? 

НЛП 
Адаптация НЛП
Пресуппозиции
T.O.T.E . Модель** для стратегий 

МЕТА-СОСТОЯНИЯ 
Мета-уровневые принципы
Мышление по петлям обратной связи, чтобы проследить рекурсивный поток ума
Высший управляющие схемы
Теория самоорганизации
Системные принципы 

4) Технологии или модели (паттерны): 

·        Специфичные инструменты, предлагающие незамедлительное использование Модели или Системы для достижения чего-либо. 

·        Ответы на вопросы «Как сделать» 

·        Как вы переформируете смысл, смените на новый образ, перезапечатлите неприятные воспоминания? 

НЛП 
150 + НЛП паттерны
книга «Начала магии» 

МЕТА-СОСТОЯНИЯ 
100 + паттерны Мета-состояний 

*- (ВАК) - визуальные, аудиальные, кинестетические 

**- T.O.T.E. Модель - см. примечание [3]. 

Исследование является ли DHE по-настоящему полностью самостоятельной «моделью» От этого краткого рассмотрения НЛП и Модели метасостояний, как полностью самостоятельной модели, давайте обратимся теперь с тем же к DHE. 

1) Теория. 

Какие концепции или гипотезы управляют DHE? Главным образом только одна, насколько мы можем судить, а именно: 

«Забудьте про моделирование профессионалов, давайте представим возможности человеческого опыта, начиная с предположения, что мы можем изобретать программы, как если бы мы были киборгом и просто установили бы себе качественно новые возможности и навыки прямо с черновика». 

Один поклонник DHE [1] сказал, что НЛП основывается на данных наблюдения, в то время как DHE - на расчетах. Один наблюдает за профессионалами и затем моделирует их навыки и стратегии. Другой начинает с чернового наброска, просто вызывает галлюцинации желаемых переживаний или навыков и затем рассчитывает, что это будет из себя представлять. Начиная с этой главенствующей идеи, Бэндлер и компания шутливо исследуют человеческие возможности. Это одна из сильных сторон DHE. Она поощряет мышление, выходящее за стандартные рамки. Она стимулирует новую, способную расширяться гибкость ума. Она стимулирует творчество. Она раскрывает новые перспективы для фантазий и воображения. 

Сила DHE в том, что она предоставляет больше возможностей для игривости и использования НЛП техник, шаблонов и процессов. Она берет идею «управления вашим собственным мозгом» и создает среду для осуществления большинства из этого. Она усиливает идею, что «карта - это не территория», и что изобретательность и новаторство начинаются тогда, когда мы даем пространство нашим творческим фантазиям и увлечениям. Это здорово. Я (ЭКЛ) использовал упражнения и тренинги DHE, чтобы построить свой собственный центр «Конструирования жизни» у себя в голове. Я получал наслаждение от его использования для усиления чувства, что я - Конструктор, и что я могу употреблять все виды ресурсов. Это заставляло меня думать в терминах многомерности, и что я могу оперировать больше, чем с одним центром в моем мозгу. 

Существуют ли какие-то другие концепции или гипотезы, управляющие DHE? Нет, о которых мы знаем. 

Реклама DHE говорит, что НЛП фокусируется на результатах, а DHE - на направлениях. Эта ложная дихотомия предполагает, что ничто в НЛП не направляет или создает направления. Действительно? Это, кажется, противоречит тому, как Бэндлер сам описывал Модель взмаха в книге «Используйте свой мозг для изменения» [2]. 

В недавнем веб-чате о DHE один из участников спросил: «Какова природа DHE?» Законный вопрос. Тем не менее в ответ поклонник сказал, что «DHE сама по себе не имеет природы; это просто другое наименование для построения новых вещей». То есть, это процесс для построения новых вещей? Каких новых вещей? Что он строит? Что вы можете сделать при помощи DHE, чего нельзя сделать, используя НЛП? 

Поклонник продолжал цитировать Бэндлера, который, будто бы, сказал «Территория - это карта». Неужели? Сейчас это было бы чем-то, что Коржибский [4] назвал бы потерей рассудка, использовать вашу нервную систему так, как животное использует свою - сбивающие с толку уровни, запутывающая карта и территория. Это не принесло бы пользы. 

То, что мы создаем вещи, используя наши идеи, мысли, представления, творчество, и затем предъявляем наши идеи в мир, не означает или равно тому, что наша ментальная «карта» является территорией. Действительно, мы можем создать карты, которые позволят нам изобрести новые вещи, но все же то, что мы делаем в наших голов, отличается от того, что мы достигаем, создавая во внешнем мире. 

2) Элементы и компоненты 

Что есть в DHE такого, что мы не имеем в НЛП? Здесь мы наталкиваемся на глухую стену. У НЛП уже есть субмодальности, транс, позитивные галлюцинации, использование встроенных команд, пошаговое обобщение и т.д. Итак, что нового? 

Является ли «Парадоксальная амортизация» новым? Что это означает? Один поклонник описал ее так: 

«Парадоксальная амортизация» относится к тому, где наиболее сильное намерение находится с наименьшим сопротивлением. Это место, где вещи пересекаются и сдерживаются наиболее сильным образом. Это просто понятие, которое мы используем, чтобы открыть наиболее легкий способ зафиксировать вещи на нервном уровне... 

Сейчас я бы не дал ни гроша этому оратору за определенность или ясность выражения. «Наиболее сильное намерение» чего? «С наименьшим сопротивлением» к чему? Какие вещи «пересекаются»? Как «сдерживаются наиболее сильным образом»? 

Я предполагаю, это относится к процессу взятия идеи, чувства, состояния или верования и установки их в образ мышления и чувствования человека. Таким образом, «наиболее сильное намерение» должно относиться к тому, как получить наилучшее средство для достижения новой идеи или чувства, чтобы остальные верования, ценности и нейро-лингвистические метасхемы человека не отторгали их или оказывали им сопротивление. Это похоже на процессы нивелирования, проверки сопротивлений, встраивания в иерархию ценностей и т.д. Наименовывая это по-новому, даже то, что должно завоевать приз за свое звучание (Парадоксальная амортизация), не делает объект наименования новым. Мы занимались этим процессом в Модели метасостояний, исследуя 16 возможных структур составных состояний, включающим в себя то, как умственные схемы слажено работают одна с другой. Я думаю, что, возможно, нам следовало сделать то же самое в Модели метасостояний,- изобрести новые сенсационно звучащие термины. 

3) Руководящие правила и принципы 

Какие руководящие принципы направляют и управляют использованием моделей в DHE, которых мы еще не имеем в НЛП? Никакие из тех, что мы можем назвать. Только еще больше из тех же, что концентрируются на галлюцинаторных вещах в трансе. 

4) Паттерны или человеческие технологии 

Какие паттерны (модели) для новых умений и переживаний создала DHE, которых нет в НЛП? Где паттерн бинокля для увеличения зоркости до такой невероятной степени, что человек может видеть мельчайшие подробности на расстоянии одной-двух миль от него, что может быть достигнуто только при помощи пары биноклей? 

«Панели контроля» - возможно, это предлагает что-то новое и отличное от НЛП. Извините. Это также уже давно имеется в большом количестве. Где? В процессе представления субмодальностей в книге «Используйте свой мозг - для изменения» (1985), Бэндлер или Андреас поместили картинку парня с наушниками, управляющего панелью контроля, чтобы привести в порядок свой субъективный опыт (Часть 2, стр. 25). 

Десять лет, и по-прежнему ни жалобы! 

Л. Майкл Холл, Элвис Кейт Лестер 

Исследование притязаний DHE 

Что мы в действительности имеем в упражнениях DHE? Если мы изучим упражнения, мы обнаружим, что мы просто имеем дело с моделями НЛП, которые изначально включались в игры с «субмодальностями», входящие в работу с трансами. Большинство упражнений, которые мы видели, о которых слышали и пробовали, очень схожи с теми, которые Мастер-Практики и Тренера проходили с Ричардом Бэндлером в конце 80-х. 

-В них содержится множество игр со зрительными галлюцинациями (переплетенные волосы, решетки, глобусы и тому подобное).
-Множество шутливых игр со звуками, шумами, музыкой.
-Множество кинестетических шуток: скользящие якоря, флирт, сильное возбуждение.
-И множество гипноза. 

В действительности, большинство в DHE ограничивается гипнотическими введениями, чтобы попробовать и поэкспериментировать с измененными реальностями. И без сомнения, учитывая стиль Бэндлера, она может быть очень забавной. В этом ее сила. Она дает участникам тренинга возможность стать более игривыми, больше изучить и отбросить в сторону наложенные на себя ограничения. Я (ЭКЛ) использовал ее для создания зрительных галлюцинаций, множества приятных состояний и «моего сладчайшего гипнотического голоса». Однако, существует также множество необоснованных допущений и беспочвенных притязаний. 

Необоснованные допущения DHE 

Существуют многочисленные допущения DHE, которые просто-напросто необоснованны. Позвольте мне (МХ) начать с одного, которое я изучил лучше всего. А именно, предположение, что история заканчивается «субмодальностями». В DHE, Ричард Бэндлер постулировал, что все происходит на «субмодальном» уровне. Это соответствует мифологии НЛП времен «субмодальностей». Затем было предположено, что, как «суб»-класс отличительных признаков, субмодальности влияют на ВАК модальности [1], подобно тому, как атомы и субмолекулярные частицы воздействуют на молекулы. В те времена я также покупался на эту идею. 

С тех пор многие НЛП-тренера стали подвергать сомнению модель «субмодальностей». В 1999 году, Д-р Боденхеймер и я опубликовали книгу «Структура мастерства: Разоблачение метауровней «субмодальностей»», чтобы положить конец старой мифологии о субмодальностях. На сегодняшний день я придерживаюсь мнения, что лже-направление в поисках структуры субъективного опыта (предмет увлечения НЛП с самого начала) в ответе за то, почему так мало было усовершенствовано в НЛП с конца 80-х. Мифология и чрезмерный акцент на «субмодальностях» просто увели нас в неверном направлении. Однако, это продолжает быть сюжетом и основным фокусом в DHE. Упражнения и сосредоточение на этом направлении забросили идею моделирования, и, начав работу с «суб»-молекулярной идеей, ищут возможность конструировать прямо с чертежа новые состояния, опыт и структуры. Аргумент гласит: «Зачем моделировать специалистов мирового класса, если вы сами можете с самого начала создать своего собственного киборга и инсталлировать новые способности?» 

Но назовите хотя бы одну структуру, которая была так разработана, продана и являлась сейчас доступной для воссоздания в человеческих умах? То, что таких нет ни одной, свидетельствует о пустоте направления. Оно не работает. И, хуже того, оно идет в неверном направлении. Оно идет вниз, вместо того, чтобы идти вверх. И его ВЕРШИНА там, где вы найдете магию НЛП и Метасостояний. 

Правда о «субмодальностях» 

«Структурой мастерства» мы показали, что не существует «суб»-уровня, а признаки, различения и свойства, которые мы называем «субмодальностями», в действительности являются «мета»-модальностями. 

Это объясняет, как и почему некоторые «субмодальности» с самого начала НЛП классифицировались как «метапрограммы». Как они могли одновременно быть обеими? Как «Ассоциированный/Диссоциированный» могли быть субмодальностью в каждой системе и метапрограммой? Как «Общий/Конкретный» могли быть метапрограммой и субмодальностью «Увеличения/Уменьшения масштаба»? Это не говорит о том, что Качества, Свойства, Особенности и Различения, которые мы называем субмодальностями, должны убираться прочь. Это скорее дает нам возможность ценить их за то, чем они являются - метауровневыми структурами, которые позволяют устанавливать структуры (фреймы), используя подобные «ментальные» и «когнитивные» различения. В конце концов, каждая классификация субмодальностей является только классификацией, и как таковая, не является вещью или существительным. Так что она не прошла «тест тачки». «Вы не сможете положить местоположение, интенсивность, расстояние и т.д. в одну тачку». Это - понятия, а следовательно, метауровневые структуры. 

Бессознательная инсталляция 

Другое беспокоящее предположение в DHE то, что через гипнотические трансы DHE-тренера могут полностью обойти ваш сознающий разум и осуществить непосредственную инсталляцию на бессознательном уровне. В действительности, это старая пословица для Бэндлера. С самого начала НЛП он недооценил сознающий разум. В конце концов, он может одновременно обрабатывать семь плюс или минус две порции информации (Miller, 1956). Поэтому, зачем волноваться о нем? Однако, когда дело доходит до инсталляции понятий и принципов высокого уровня на мышечном уровне, каждый специалист в любой отрасли должен пройти через обучающий процесс тренировки себя в дисциплине и использовать неврологические механизмы повторения, репетиции и формирования мышц. Мы поступаем так с печатанием, катанием на коньках, вождением велосипеда, игрой в баскетбол или теннис, вождением машины, пилотированием самолета. Мышечная память имеет более поздние результаты, чем хорошо натренированная интуиция. Затем мы достигаем уровня бессознательной компетенции. 

Где модель (паттерн) DHE для полного минования
этого процесса ученичества/мастерства? 

Пренебрежительное отношение DHE к сознающему разуму обнаруживается в более поздних видеозаписях Бэндлера (Комплексное НЛП, 1987), когда он описывает сознающий разум как «идиота» и в некоторой текущей рекламе в Великобритании используется та же самая терминология. При таком неуважении к сознающему разуму и желании включиться в сомнительный процесс «бессознательной инсталляции» DHE упустила целую область базовых знаний. Однако, отбрасывание «теории», «понимания сознания» и работа с более высокими структурами ума, препятствует действительному отождествлению и инсталлированию более высоких структур, центру, где появляется «различие, производящее различие». 

Вам не захотелось бы моделировать пилота, используя только НЛП и DHE, а затем по-настоящему взять управление самолетом. Действительно, вы можете найти все способы поведения, как сидеть в кабине летчика, смотреть на измерительные приборы и перемещать управляющие механизмы. Вы даже сможете выявить поддерживающие верования и ценности пилота. Но я рекомендовал бы вам, разузнать немного о базовых знаниях пилота. 

«Что вы знаете об аэродинамике и принципах пилотирования, которые совершенно необходимы для управления самолетом?» 

Кроме того, существуют всякого рода дикие и беспочвенные притязания: от выращивания конечностей, галлюцинаторных биноклей и микроскопов и способности видеть на расстоянии мили или на микроскопическом уровне, увеличения IQ со 120 до 183 баллов и т.д. 

Некоторые из этих притязаний не нуждаются в комментариях. Что означает число баллов IQ для взрослого человека? Что оно означает, если вы знаете, что число баллов получается при делении чьего-либо возраста и того, что он «должен знать» на данной ступени школы? IQ в 100 баллов означает, что то, что «должен знать» человек в возрасте 10 или 18 лет, соответствует тому, что «должен знать» «среднестатистический» человек в этом возрасте. Так что же это означает для 40 или 55-летнего человека? Как бы мы подсчитали коэффициент интеллекта 63-летнего человека? И мы даже не затронули ничего из бурных споров в этой области, где исследователи и проектировщики осмысляют и измеряют IQ, а также проблем, доставляемых «понятием» «коэффициент интеллекта». Я бы подумал, что НЛП-тренер на Восточном побережье, который заявил это, должен знать лучше. По-видимому, нет. Поскольку для отращивания конечностей, мне кажется, нам необходимо иметь клинику и доктора, делавшего реальную ампутацию, и предоставить соответствующую документацию по этому поводу. Что касается других претензий: 

НЛП тренер, Лео Ангарт (Leo Angart), из НЛП Азия Лимитед на протяжении нескольких лет работает над восстановлением естественного зрения и неоднократно предоставлял документы и доказательства своей деятельности, наряду с обширным исследованием и записями. Но способность видеть за милю была бы эффектной и сверх-человечной и обошла бы все ТВ журналы. Кто сделает шаг и позволит 20/20 или Праймтайм [2] взять у них интервью об этом умении? 

Испытательные вопросы для DHE 

Если DHE действительно функционирует как работающая «модель», тогда как модель она, как минимум, требует наличия четырех признаков: 

1) Базовая теория о природе человека и как она работает 

2) Набор элементов и переменных 

3) Рабочие руководящие принципы, как использовать теорию 

4) Набор паттернов (моделей) или техник 

Однако, создается впечатление, что DHE так не функционирует. Это дает нам право задать следующие испытательные вопросы: 

- Где настоящие шаблоны и техники, появившиеся от данной Модели? 

- Что за «теория» управляет данной моделью и чем она отличается от НЛП? 

- Какие дополнительные элементы, компоненты, факторы и т.д. имеет DHE сверх НЛП? 

- С точки зрения использования и применимости, если DHE так мощна, что она предлагает такого, что расширяет и развивает основной человеческий опыт, что не предлагается в НЛП? 

DHE действительно необходимы метауровни метасостояний 

Я (ЭКЛ) усовершенствовал набор галлюцинированных и воображаемых конструкций для приведения в порядок разнообразных структур. При этом, я создал свою «Зону разума» (как я ее назвал). В ней я установил различные средства контроля, посредством которых я мог более подготовленно достичь своей мотивации, понимания и навыков. Изучение метасостояний последние пять лет, однако, привело меня к осознанию, что я в действительности завел себя на метауровень этими понятиями и использованием различных символов, образов и визуализированных структур, чтобы зашифровать метауровни. 

Поскольку все мы думаем при помощи отсылки к источнику и затем представляем нашу референцию (ВАК), затем используем наше представление как фрейм (схему) референции, и это, в конечном счете, может приучить стать схемой ума - ум работает на многочисленных уровнях сознания. Модель метасостояний отслеживает и операционализирует, как это работает, и предлагает множество практичных применений от специфичных стратегий для разработки более высоких уровней состояний сознания (эластичность, проактивность, неповреждаемость и т.д.) до стратегий для специфичных областей (укрепление здоровья, мастерство продаж, фитнес, ускоренное обучение и т.д.). 

Метасостояния объясняют, как мы на самом деле используем «субмодальности» семантически и символически. В конце концов, вам необходимо перейти на метауровень, чтобы просто обнаружить субмодальности, не говоря даже о действиях, переключении и изменении их. И даже, когда вы это делаете, затем вы можете использовать разнообразные зрительные образы, звуки и ощущения, чтобы символически обозначить и послужить новым выражениям сознания. Это дает нам понимание, какую субмодальность с кем использовать (см. «Структуру мастерства»). 

Модель Метасостояний переводит на общий уровень как никакая другая модель и четко называет механизмы и процессы, с помощью которых мы создаем метапредставления языка и метамодель, как мы даем рождение нашим метапрограммам и как, прежде всего, формируются все мета-феномены (верования, ценности, понимания, решения, определения и т.д.). 

В чем действительно нуждается DHE, так это в интеграции процессов интенсионализации и экстенсионализации в метасостояниях так, чтобы она действительно могла проверять вещи, которые она стремится изобрести и сделать доступными в видимом - слышимом - ощущаемом мире. DHE делает много в плане процессов интенсионализации - приближает к галлюцинаторным визуализациям. Но, кажется, испытывает недостаток в процессах экстенсионализации. Коржибский ввел эти понятия и изобрел многочисленные устройства для экстенсионализации, чтобы «идеи» из чьей-либо головы донести до ежедневного практического применения в мире. Мы делаем это в метасостояниях с паттернами «ума для мышц», среди прочих процессов. 

Мы оба нашли процесс создания панелей контроля и стационарных запоминающих устройств чрезмерно статичным и громоздким. Эти устройства я (МХ) построил во время своего тренинга для тренеров, длившегося один день после основного тренинга. Чертежный и конструкторский аспекты DHE были слегка трудоемкими для меня (ЭКЛ), так как я на самом деле не думал, что я буду затем его использовать, и достаточно верно, потому что так оно и было. 

Что скажет Ричард? 

Сложно сказать. Вам стоит спросить его самого! В самом деле, пожалуйста, сделайте это. 

Как никак, мы были на тренинге и изучили DHE, и мы, более того, рекомендуем вам сходить на него. И когда вы это сделаете, достигните своего состояния свирепой пумы, почувствуете себя вынужденными брать все, что вы можете, с тренинга, задайте тренерам критичные вопросы, которые мы подняли здесь, и потребуйте высшего мастерства. Не соглашайтесь на что-то меньшее. Разве это не дух НЛП? Разве это не страсть, с которой Ричард и Джон положили начало этой области? Тогда сходите. Спросите! Но не удивляйтесь или разочаровывайтесь, если вы не получите ответа, которого бы вы желали. 

Если вы хотите действительно знать как метасостояния могут обогатить, улучшить и дать возможность вам использовать DHE, тогда приходите разделить переживание следующего шага в НЛП, Метасостояния Нейро-семантики. Откройте принципы и механизмы метауровней, которые действительно управляют субмодальностями и другими галлюцинаторными понятиями. Мы будем ждать вас на одном из наших тренингов.