Программа повышения квалификации
Психотерапия функциональных состояний (ПФС)
Выбор формата при зачислении на обучение: очно или онлайн
Возможно подключение до 22.11.2025
Запись МК «Психотерапия функциональных состояний»
О ПРОГРАММЕ
Психотерапия функциональных состояний (ПФС) – новое направление психотерапии, основанное на надежном фундаменте современной нейронауки. В основе метода разработки отечественной и зарубежной научных школ, насчитывающих более 200 лет истории и включающих такие имена, как Г.Т. Фехнер, Э.Г.Вебер, И.М. Сеченов и его прославленный ученик И.П. Павлов, Д.Н. Узадзе, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, Э.Л.Торндайк, К.Г. Юнг. В применяемых технических решениях психотерапии функциональных состояний (ПФС) большое значение имеют работы многих ученых, в том числе лауреатов Нобелевской премий: И.П. Павлова, Ч.С.Шеррингтона и Э.Д. Эдриана, В.Гесса, Дж.Экклса, А.Ходжкина, Э.Ф.Хаксли, К. Лоренца, Р.Сперри, и других.
ПФС сочетает коррекцию самого субъективного явления – самоощущения человека, с контролем эффективности этой коррекции посредством оценки физиологических изменений.
Такой подход позволяет не только подтверждать, что указываемый человеком триггер влияет на него, но и индивидуально подбирать наиболее эффективную технику коррекции состояния. Предлагаемые пациентам методы коррекции тестируются в условиях моделирования стрессовой нагрузки для подтверждения, что человек окажется в состоянии корректировать свое самочувствие и сохранять адаптивность поведения даже при самых неблагоприятных для него условиях и отсутствии помощи извне.
Психотерапия функциональных состояний прошла множество клинических испытаний и тестировалась специалистами в России и за рубежом на протяжении последних десяти лет. Результаты исследований опубликованы в научных журналах рекомендованных ВАК России.

О ПРОГРАММЕ
Данная программа разработана С.В. Харитоновым, врачом-психотерапевтом, ведущим специалистом когнитивно-поведенческого подхода.
ПФС можно рассматривать как пост-терапию, проведенную любыми направлениями психологии, для закрепления результата клиентом.
Данное направление также является углубленным курсом поведенческой психотерапии для изучающих когнитивно-поведенческий подход.
Психотерапия функциональных состояний – новое направление психотерапии, основанное на надежном фундаменте современной нейронауки. В основе метода разработки отечественной и зарубежной научных школ, насчитывающих более 200 лет истории и включающих такие имена, как Г.Т. Фехнер, Э.Г.Вебер, И.М. Сеченов и его прославленный ученик И.П. Павлов, Д.Н. Узнадзе, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, Э.Л.Торндайк, К.Г. Юнг. В применяемых технических решениях психотерапии функциональных состояний (ПФС) большое значение имеют работы многих ученых, в том числе лауреатов Нобелевской премий: И.П. Павлова, Ч.С.Шеррингтона и Э.Д. Эдриана, В.Гесса, Дж.Экклса, А.Ходжкина, Э.Ф.Хаксли, К. Лоренца, Р.Сперри, и других.
Психотерапия функциональных состояний (ПФС) — это направление в психотерапии, которое фокусируется на работе с пограничными нервно-психическими расстройствами и состояниями, возникающими в результате нарушений функций организма или психики, но не связанными с органическими поражениями. Эти состояния часто называют «функциональными», так как они вызваны дисфункцией в работе систем организма (например, нервной, эндокринной, иммунной) или психическими процессами, а не структурными повреждениями.
Это направление находится на стыке психологии, медицины и нейронаук, и его основная задача — помочь людям, у которых есть симптомы, не связанные с органическими повреждениями, но значительно влияющие на качество жизни.
Что такое функциональные состояния?
Функциональные состояния — это нарушения в работе организма, при которых нет явных структурных или органических повреждений, но функции органов или систем работают неправильно. Эти состояния часто связаны с дисрегуляцией нервной системы, стрессом, психологическими факторами или нарушением взаимодействия между мозгом и телом.
Области применения:
— Тревожные и депрессивные состояния, связанные с функциональными нарушениями.
— Функциональные неврологические расстройства
— Функциональные расстройства ЖКТ (например, синдром раздраженного кишечника).
— Хроническая усталость.
— Фибромиалгия.
— Психосоматические расстройства.
— Расстройства настроения [аффективные расстройства]
— Невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства
— Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами
— Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте
— Эмоциональные расстройства, расстройства поведения, обычно начинающиеся в детском и подростковом возрасте.
Метод легко интегрируется в любые психотерапевтические подходы включая тренинги с биологическими обратными связями.
Отношения между специалистом и клиентом строятся на основе открытого взаимодействия, где специалист помогает клиенту подобрать субъективно действенный способ с подтверждением этой действенности средствами контроля физиологических параметров (гаджет-контроль).
Обучение рассчитано на широкую аудиторию: психологи, психотерапевты, психиатры, коучи, работники с персоналом, тренеры, педагоги, управленцы, социальные работники.
В клинической практике ПФС применяется при расстройствах тревожного спектра и аффективных нарушениях, при расстройствах личности и поведения, в реабилитации больных психотическими расстройствами, метод получил высокую оценку экстренных служб психологической помощи, врачей психиатрических стационаров и ПНД.
В спорте высоких достижений метод применяется при подготовке к соревнованиям международного класса. Показана высокая эффективность метода в предстартовом периоде, во время выступления спортсмена и при стрессовых ситуациях во время выступления.
В педагогике и научении метод позволяет формировать навыки, как простого свойства (у младших возрастных групп, так и у взрослых и пожилых людей) так и обеспечивать более сложные модели деятельности.
В работе с персоналом предприятий психотерапия функциональных состояний показана широкому кругу сотрудников, включая специалистов, выполняющих особо опасную деятельность и работающих в условиях высокого уровня стресса и неопределенности, включая возрастных специалистов.
Основные результаты исследований в журналах ВАК России:
- Харитонов С. В. Психотерапия функциональных состояний. М., Изд-во: «Психотерапия». 152 с.
- Лямина Н.П., Харитонов С. В. Цифровые носимые устройства в кардиореабилитации: потребность и удовлетворенность пациентов. Обзор литературы. CardioСоматика. 2022. Т. 13. № 1. С. 23–30.
- Харитонов С. В., Казаков В. Ф. Возможности применения контроля физиологических параметров в психотерапии (гаджет-контроль). В книге: Юбилейная международная научно-практическая конференция «ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России: 75 лет на страже здоровья людей». Тезисы докладов юбилейной международной научно-практической конференции. Москва, 2021. С. 306–307.
- Харитонов С. В. Психотерапия с контролем физиологических показателей (гаджет-контролируемая психотерапия) у больных с тревожными расстройствами. Вестник психотерапии. 2021. № 78 (83). С. 7–19.
- Харитонов С. В. Влияние на психофизиологическое состояние осознанного контроля уровня психической мобилизации у здоровых и пациентов с генерализованным тревожным расстройством. Психическое здоровье. 2019. № 4. С. 22–30.
- Харитонов С. В. Влияние ожидания на обеспечение физической деятельности у здоровых и больных с тревожным расстройством. В книге: Физиотерапия. Лечебная физкультура. Реабилитация. Спортивная медицина. Материалы международного конгресса. 2018. С. 98.
- Харитонов С. В. Дыхательная саморегуляция в снятии психического стресса. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2018. Т. 95. № 2–2. С. 136.
- Харитонов С. В. Особенности реагирования на стресс и эффективность дыхательных упражнений у больных с генерализованным тревожным расстройством. Психическое здоровье. 2018. Т. 16. № 8. С. 15–23.
- Харитонов С. В. Практическая эффективность мониторинга психического самочувствия. Академический журнал Западной Сибири. 2018. Т. 14. № 1 (72). С. 58–63.
- Харитонов С. В., Зайцев В. П., Голубев М. В., Кукшина А.А. «Интрапсихическое интервью» у здоровых и больных с депрессивными расстройствами. Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева. 2017. № 3. С. 46–51.
- Харитонов С. В., Кукшина А.А., Зайцев В. П., Голубев М. В. Система стикерных напоминаний в программах реабилитации с применением поведенческой терапии у пациентов с тревожными расстройствами. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2016. Т. 93. № 4. С. 4–9.
- Харитонов С. В. Когнитивная, поведенческая терапия и управление функциональными состояниями в терапии невротических, связанных со стрессом и соматоформных расстройств. Справочник врача общей практики. 2016. № 4. С. 30–38.
Итоговая аттестация
По окончании обучения вам необходимо будет пройти итоговое тестирование по теме: “Психотерапия функциональных состояний (ПФС)”.
Тест будет размещен в вашем личном кабинете. На прохождение теста дается 3 попытки в течение 10 дней с даты окончания программы.
Результаты тестирования также будут видны у вас в кабинете.
По итогам тестирования вам будет выдано удостоверение о повышении квалификации.
Уважаемые слушатели, вы можете выбрать наиболее удобный для вас формат участия: очно или онлайн. Вне зависимости от выбранного формата всем участникам будет предоставлена запись трансляции.
Обращаем ваше внимание, что выбрать формат участия необходимо при заключении договора. Для бронирования места в группе необходимо внести оплату и заключить договор на обучение.
Участникам, участвующим онлайн, необходимо подготовить тонометры
Уважаемые студенты, обращаем ваше внимание на форматы проведения мероприятий в рамках программы:
«запись вебинара» - изучение материала по видеозаписям (доступны в личном кабинете сразу после оплаты)
«вебинар» - дистанционное занятие в прямой трансляции с участием в онлайн режиме
«семинар/трансляция» - участие в мероприятии в выбранном при поступлении формате: очно или в формате онлайн-занятия
«очное занятие» - очное занятие - название мероприятия без дополнительных обозначений с посещением в очном формате. Запись занятий не предусмотрена.
ОЧНЫЙ ФОРМАТ
Единовременная оплата до начала занятий
144 общ.час.
-15%
Экономия:
6 600р.
Приобрести в рассрочку
Рассрочка
до 24 месяцев
ежемесячный
платёж
от
14 667 руб
ОНЛАЙН ФОРМАТ
Единовременная оплата до начала занятий
144 общ.час.
-15%
Экономия:
6 600р.
Приобрести в рассрочку
Рассрочка
до 24 месяцев
ежемесячный
платёж
от
14 667 руб
ОЧНЫЙ ФОРМАТ
Единовременная оплата до 13.04.2022
62 аудит. часа
-25%
экономия:
6 075р.
Цены и льготы
Уважаемые слушатели! Вы можете наиболее удобный для вас формат участия: очно или онлайн. Вне зависимости от выбранного формата ВСЕМ участникам будет предоставлена запись трансляции.
Обращаем ваше внимание, что выбрать формат участия необходимо при заключении договора.
В связи с тем, что количество участников группы ограничено, гарантировать место в группе можно, только оплатив программу.
Стоимость программы:
Единовременная оплата до начала занятий ОЧНЫЙ ФОРМАТ
72 аудит. часов
-15%
экономия:
6 600р.
Единовременная оплата до начала занятий ДИСТАНЦИОННЫЙ ФОРМАТ
72 аудит. часов
-15%
экономия:
6 300р.
Приобрести в рассрочку
рассрочка
до 24 месяцев
ежемесячный платёж
от 2 083 руб
ДИСТАНЦИОННЫЙ ФОРМАТ
Единовременная оплата до 13.04.2022
62 аудит. часа
-25%
экономия:
6 075р.
Приобрести в рассрочку
рассрочка
до 12 месяцев
ежемесячный платёж
от 2 850 руб
ОЧНЫЙ ФОРМАТ
Специальное предложение
оплата в 2 этапа
1 этап - до 30.12.2021
2 этап - до старта программы
128 аудит. часов
2 оплаты
по
22 950р.
-15%
экономия:
8 100р.
ДИСТАНЦИОННЫЙ ФОРМАТ
Специальное предложение
оплата в 2 этапа
1 этап - до 30.12.2021
2 этап - до старта программы
128 аудит. часов
2 оплаты
по
22 950р.
-15%
экономия:
8 100р.

Харитонов Сергей Викторович
Доктор медицинских наук,
Врач-психотерапевт, врач-психиатр.
Руководитель лаборатории Xproff.
Член Британской ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии BABCP.
Специалист в области:
- клиники и психофизиологии неврозов;
- когнитивно-поведенческих и психодинамических методов в психотерапии;
- психофармакотерапии.
Автор монографий, методической литературы и публикаций в области психиатрии, неврологии и психотерапии.
Опыт психотерапевтической деятельности — более 15 лет.
По окончании обучения лицам со средним профессиональным или высшим образованием/переподготовкой психологической направленности (диплом должен содержать не менее 40 ак. часов обучения в области психологии, психотерапии и/или психиатрии), выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образца.
Удостоверение регистрируется в Федеральной информационной системе ФРДО, что обеспечивает официальное признание документа на всей территории РФ.
Удостоверение подтверждает совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
Итоговые документы выдаются по окончании программы обучения и успешной сдачи итоговой аттестации в соответствии с Положением об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительному образованию.
В итоговых документах обязательно указываются: Ф. И. О. слушателя, название курса обучения, пройденное количество часов (общих).

Лицам без образования в сфере психологии выдается
сертификат на фирменном бланке Института.
Отличная программа! Было много интересной информации, а самое главное конкретных техник, которые мы разбирали и отрабатывали на каждом семинаре. Очень многое взял в свой арсенал и с успехом использую в работе с клиентами. Спасибо преподавателям и группе! Отдельно хотел отметить хорошую организацию учебного процесса и профессионализм преподавателей.

Очень познавательно и полезно. Я — не психолог, и шел на программу скорее из любопытства, без конкретных целей и задач. Но могу с уверенностью сказать, что моя жизнь сильно изменилась после прохождения программы! Со мной случились существенные инсайты и открытия, которые позволили мне совершенно иначе взглянуть на разные сферы моей жизни. Спасибо!

Отличное преподавание, высокий профессионализм. Курс дает очень полезные в жизни навыки и новое видение. Побуждает изучать НЛП и дальше. Особое спасибо преподавателям за чёткое структурирование, понимающее ресурсное отношение и подачу материала.
