Вебинар Коррекция когнитивных стратегий и стилей
23+25+30.01+01.02.2023
17:30 - 21:30
Группа сформирована
Семинар Navigation
Цели вебинара:
- научится «считыванию» и анализу стратегий и стилей познавательных искажений и связанных с этими ошибочными сценариями умозаключений;
- сформировать некоторые понятийные и логические инструменты специалиста по когнитивно-поведенческим технологиям;
- научится самостоятельной коррекции основных познавательных искажений, используя как специализированные технические приемы, так и основные когнитивно-поведенческие техники.
Содержание вебинара:
Теория и практические упражнения по коррекции стратегий:
- «Чтение мыслей»: когда за другого человека додумывается его возможная оценка той или иной ситуации или самого пациента. В результате порождаются неадаптивные автоматические мысли. Например, пациент может думать о своем коллеге по работе: «Он думает, что я плохой специалист». При этом вывод строится не столько на внешних признаках, что другой человек действительно так подумал, сколько на склонности пациента предугадывать.
- «Гадание»: когда предсказывается будущее, что дела ухудшатся или что там, в будущем, много опасностей и негативных событий. Например: «Я не сдам экзамен» или «Я не получу эту работу». При том, что подобные умозаключения строятся не на основе анализа условий реальной среды, а связаны с беспокойством такого пациента не сдать экзамен или не получить работу.
- «Катастрофизация»: полагается, что произойдет что-то ужасное и невыносимое. Например: «Будет ужасно, если я потерплю неудачу».
- «Использование ярлыков»: когда оценка людей или событий производится с помощью «штампа» и в пользу этого «штампа», а не в пользу объективного описания. Например: «Я — плохой человек» или «Он — негодяй».
- «Обесценивание»: положительные достижения, успехи, благоприятные ситуации оцениваются как тривиальные и ничего не стоящие. Например: «То, что я раньше справлялся с этой задачей, сейчас не имеет никакого значения» или «То, что эта ситуация позволяет достичь моей цели, совсем не значит, что мне это как-то поможет».
- «Негативный фильтр»: предполагается сосредоточенность на негативных сторонах жизни. Например: «Люди не любят меня» с последующей концентрацией и проживанием именно такой оценки, даже при очевидных противоречиях с действительностью.
- «Сверх обобщения»: когда на основе единичного эпизода делается глобальный вывод. Например, человек, потерпевший неудачу в чем-либо, делает вывод: «Я — конченый неудачник» или «Мне всё время не везет» и т. п.
- «Несправедливые сравнения»: события интерпретируются в терминах стандартов, которые являются нереалистичными. Пациент сосредотачивается прежде всего на других, которые добиваются большего успеха, чем он, из чего следует заниженная оценка себя. Например: «Она более успешна, чем я» или «Другие в моем возрасте уже имеют всё, а я ничего не имею».
- «Ориентация сожалеть»: концентрация на идее, что в прошлом успех был большим, чем тот, что имеется сейчас. Например: «Я имел лучшую работу, чем та, что у меня сейчас», «Это надо было делать раньше, а сейчас момент уже упущен».
- «Что, если?»: представления о том, что любое действие предполагает продолжение в виде вопроса «Что, если?» Например: «пусть я пойду работать на эту должность, что, если не справлюсь?»
- «Дихотомическое мышление»: когда события рассматриваются в крайних оценках. По принципу либо черное, либо белое. Никаких полутонов. Например: «Это была пустая трата времени», «Я вообще ничего не смог сделать правильно».
- «Долженствования»: события интерпретируются в терминах того, какими они должны быть. Например: «Я должен преуспеть. Если я не сделаю этого, то я неудачник».
- «Эксцентрические персонализации»: себе приписывается непропорциональное количество вины за отрицательные события и игнорируется, что на это событие могли влиять другие люди и другие обстоятельства. Например: «Мой брак пропал, потому что я была плохой женой». Как видно, ответственность партнеров подменяется идеей личной ответственности.
- «Обвинение»: «Мне теперь так плохо» или «Все мои проблемы оттого, что мои родители неправильно со мной обращались в детстве».
Дополнительно будут рассмотрены некоторые когнитивные искажения у здоровых людей.
Основные техники:
- индивидуальная работа, работа в парах, тройках, групповая работа;
- дидактическое обучение;
- рассмотрение и анализ разных случаев из практики, смоделированные сессии:
- психологического консультирования;
- психотерапии пограничных нервно-психических расстройств;
- психотерапии в соматической медицине.
В результате участия вы:
- сможете самостоятельно вести коррекцию не только рутинных случаев, но и научитесь строить индивидуализированные под конкретного клиента программы;
- значительно повысите свой профессиональный уровень через исследование глубинных механизмов возникновения проблем у клиентов.
- научитесь ведению пациентов с перечисленными неадаптивными способами мышления, что позволит успешно корректировать сложные клиентские случаи.