Вебинар Кризисные состояния и психическая травма, механизмы развития, симптоматика, стратегия психотерапии
Семинар Navigation
В данном семинаре объединены различные виды кризисных состояний: возрастные или онтогенетические кризисы, экзистенциальные или кризисы смысла, духовные или эволюционные кризисы и кризисные состояния вызванные стрессом, болезнью, травмой, опасным событием.
Тяжелые переживания, связанные с катастрофами, насилием, экстремальными ситуациями, имеют более отягощенную внешнюю симптоматику, чем переживания при экзистенциальных и духовных кризисах, однако психологическая природа кризисов абсолютна идентична. Даже неглубокий психологический анализ показывает, что имеющие чисто внешнее происхождение кризисы и переживания не ограничиваются изменением социальной ситуации – изменяется внутренний смысл самой этой ситуации, отношение человека к другим и самому себе. Например, образ «Я» меняется не только при потере смысла жизни, но и при серьезной травме.
Психотравмирующие события, как и некоторые внутренние кризисы, вызывают сильные изменения в представлении о себе, в системе ценностей, в концепции окружающего мира, изменяют устоявшиеся представления о способах существования в мире.
Таким образом, работа психолога или врача в любом случае сводится к психотерапевтическому взаимодействию с клиентом, и задачей его является трансформация отрицательного опыта, отрицательной фазы кризиса в положительный, хотя это взаимодействие может осложняться, причем весьма существенно, физическими и соматическими факторами в ситуациях чрезвычайных происшествий и катастроф.
Все виды кризисов роднит и тот факт, что самым оптимальным способом такой трансформации является не вытеснение переживаний и травмирующих обстоятельств в бессознательное, но осознание мира и себя, появление новых целей и перспектив, которые наглядно доказывают человеку, что не все потеряно, что смысл жизни и направление самореализации зависят только от него самого и не могут быть даны ему кем-то или отняты у него. И в этом смысле все тяжелые переживания едины в своей динамике и конечной цели психотерапевтической помощи.
Программа семинара рассчитана на обучение и повышение квалификации: психологов, психотерапевтов, психиатров, педиатров, педагогов, студентов 4-ых, 5-ых курсов медицинских и психологических факультетов, социальных работников и специалистов по реабилитации и профилактике спецконтингента, работающего в экстремальных условиях.
Основная цель обучения:
- дать общее теоретическое представление о формировании кризисных состояний, о связи механизмов возникновения симптомов с физиологией стресса, о течении кризисных состояний, вариантах выхода из кризиса
- рассмотреть стратегию психотерапии с учетом влияния различных кризисных состояний и событий не только на психику, но и на тело, используя концепции телесно-ориентированной психотерапии
Основные методы, используемые при проведении семинара:
- Индивидуальная работа, работа в парах, тройках, групповая работа.
- Теоретическое и практическое обучение.
- Диагностические техники, работа с экзистенциальными кризисами.
- Рассмотрение и анализ сложных случаев из практики.
- Демонстрация сессий с применением техник и приемов различных психотерапевтических направлений.
- Анализ проведенных сессий.
- Супервизорская практика.
В программе семинара:
- Классификация кризисных состояний, основанная на причине возникновения.
- Возрастные кризисные периоды: психоаналитическая концепция З. Фрейда, эпигенетическая концепция Э. Эриксона.
- Экзистенциальные кризисы, клиника, диагностика, течение. Стратегия психологической помощи.
- Духовные (эволюционные) кризисы: концепции Р. Ассаджиоли, Ст. и К. Гроф, клиника, диагностика, течение. Стратегия психологической помощи.
- Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).
- История развития концепции посттравматического стрессового расстройства.
- Посттравматическое стрессовое расстройство у участников боевых действий, жертв катастроф и сексуального насилия.
- Стресс радиационной угрозы и его последствия.
- Суицидальное поведение и ПТСР. Прогностические критерии суицидального риска.
- Теории возникновения, этиология и патогенез развития посттравматического стрессового расстройства.
- Факторы риска развития и факторы, обуславливающие защиту от возникновения ПТСР.
- Симптомы посттравматического стрессового расстройства у взрослых, критерии ПТСР по DSM-IV.
- Проявление последствий стресса с точки зрения телесно-ориентированной психотерапии.
- Диагноз посттравматического стрессового расстройства по МКБ-10.
- Классификация ПТСР, основанная на тяжести расстройства.
- Диссоциация и диссоциативные расстройства.
- Отдаленные проявления (ассоциированные признаки) ПТСР.
- Сопутствующие расстройства и осложнения посттравматического стрессового расстройства.
- Последствия боевого стресса.
- Личностные качества человека, пережившего психическую травму.
- Формирование психологии жертвы вследствие психологической и сенсорной депривации, нарушения течения детских возрастных периодов, детских травм.
- Проявления последствий детских травм и ПТСР (в системе DSM-IV).
- Основные принципы лечения посттравматического стрессового расстройства.
- Основные категории методов посттравматической терапии.
- Стратегия лечения простых посттравматических стрессовых расстройств.