Загрузка Семинары

« Все Семинары

Музыкотерапия

20 января 2018 - 21 января 2018
10:00 - 17:30

Семинар Navigation

В Библии говорится, что Давид, играя на арфе, исцелял царя Саула от приступов меланхолии и душевного расстройства. На огромную роль вибраций собственного голоса указывал великий Пифагор. Если больной не мог издавать звуки, то Пифагор в таких случаях прикладывал к его груди трубу и через нее заставлял звучать и вибрировать тело больного. Отец средневековой медицины Парацельс считал вибрации от звуков музыкальных инструментов и собственного голоса главным методом лечения. Хорошо известен случай, когда наиболее известный певец 1-ой половины 18 века Фаринелли, пением вылечил от тяжелой формы шизофрении испанского короля Филиппа VI.

Музыкотерапия – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство.

Терапевтическое воздействие музыки известно с древних времен. Основные механизмы воздействия музыкотерапии делают этот метод максимально индивидуально эффективным для каждого человека. С одной стороны музыка, содержащая ритм воздействует на определенные мозговые зоны и активирует или синхронизирует работу мозга в целом, так как наш организм работает в режиме подстраивания под ритмическую организацию внешнего мира. С одной стороны подбирая музыкальные произведения можно добиться нужного эффекта расслабления или повышения активности. С другой стороны, любая музыка несет в себе индивидуальную маркировку, т. е. ассоциируется лично для каждого человека с каким-то событием, соответственно имеет для нас определенное значение и вызывает опре-деленные эмоции.

Музыкотерапия в целом развивается как интегративная дисциплина на стыке нейрофизиологии, психологии, психотерапии, рефолексотерапии, музыкальной психологии, музыковедения и др. Она всё более утверждается в статусе универсальной воспитательной системы, способной оптимизировать процесс личностного развития человека в слож-ных условиях современной общественной жизни (Википедия).

Голос – это уникальный музыкальный “инструмент”, данный человеку самой Природой. Голос человека вибрирует всегда, когда он звучит (при разговоре, пении, шепоте). И более совершенного (в частности – с терапевтической точки зрения) музыкального инструмента, подходящего для конкретного человека, просто не существует.

Каждый орган нашего тела имеет свой “голос”. “Звучание” больных органов отличается от звучания здоровых. Это ненормальное “звучание” можно скорректировать, научив человека правильно петь. Хорошие оперные певцы – люди физически здоровые и, как правило, долгожители.

В настоящее время методы вокалотерапии активно используются во всем мире для лечения и профилактики как психических расстройств: неврозов, фобий, депрессии, апатии, шизофрении, так и соматических заболеваний: бронхиальной астмы и других заболеваний дыхательных путей, сердечно-сосудистой недостаточности, головных болях и др.

Цели семинара:

  • знакомство с направлениями “Музыкальная терапия” и “Вокалотерапия”;
  • овладение конкретными методами музыко- и вокалотерапии;
  • освоение психотерапевтических техник работы с музыкальными произведениями и голосом;
  • овладение базовыми навыками необходимыми для применения музыки в терапии на практике.

Семинар “Музыко- и вокалотерапия” рассчитан на обучение и повышение квалификации: музыкантов, психологов, врачей, психотерапевтов, психиатров, студентов 4, 5-х курсов медицинских, психологических факультетов и всех желающих расширить свои знания, познать себя.

В программе семинара:

  • Музыка как метод психотерапии.
  • Психофизиологические основы воздействия звука и анализ психологических механизмов влияния музыки.
  • Музыка как метафора. Музыкальная терапия и терапевтический характер музыки.
  • Основные направления музыкотерапии.
  • Активная и пассивная форма музыкотерапии.
  • Сочетание изобразительных техник с музыкой.
  • Способы взаимодействия терапевта с клиентом, с группой в музыкотерапии.
  • Показания и ограничения метода музыкальной терапии.
  • Маркировка с пользованием работы с образами.
  • Классификация музыкальных метафор.
  • Использование метода музыкальной терапии в рамках групповой и индивидуальной работы.
  • Критерии выбора музыкальных произведений.
  • Музыкотерапия как развитие коммуникативных навыков.
  • Направление и механизмы действия музыкотерапии.
  • Техники музыкотерапии. Модели построения “индивидуальной” мелодии.
  • Собственный опыт в упражнениях и создание “индивидуальной” терапевтической мелодии, технология динамиче-ского слушания.
  • Упражнения на создание музыкальной метафоры.
  • Упражнения “Музыкальная комната”, “Мелодия магического воздействия”, “Создание музыкальной метафоры”, “Технология динамического слушания”, “Музыкальный портрет”, “Оркестровая яма”, “Создание индивидуальной музыкальной мелодии”.
  • Применение музыкотерапии в клинической практике.
  • Особенности музыкотерапии при проблемах обучения, в неврологии, при деменциях.
  • Основы вокалотерапии. Расслабление с помощью голосовых вибраций.
  • Выражение эмоций и чувств с помощью пения.
  • Работа с дыханием. Упражнения на восстановление дыхания для нормализации эмоционального состояния.
  • “Цветочный магазин” – отработка глубокого интенсивного вдоха. Упражнение “Свеча”, а также использование скороговорок – тренировка умения ровно распределять выдыхаемый воздух.
  • Упражнение “Выдох через соломинку” – работа с вокальной “опорой”. Методы дыхательной гимнастики Стрельниковой.
  • Упражнения на активизацию артикуляционного аппарата – работу с локальными мышечными зажимами (лица, нижней челюсти, шеи) – эмоциональное раскрепощение.
  • Работа с голосом: вокализирование на закрытом звуке (М, Р) – резонирование, снятие внутреннего напряжения; вокализирование на открытом звуке (А, О, И) – регуляция психофизического расслабления или активизации.
  • Упражнения “Волна”, “Вопрос – ответ” для снятия психофизических зажимов посредством преодоления межрегистровых барьеров. Упражнение “Импровизация” для эмоционального раскрепощения, самовыражения.
  • Использование фольклорного пения для отреагирования и канализации эмоций.
  • Пение, как средство коммуникации – дуэты, ансамблевое пение, импровизационное упражнение “Диалог” как средство коммуникации, раскрытия творческого потенциала в процессе  “пропевания” диалогового общения.
  • Синхронизация эмоционального и физического самочувствия при сочетании пения с ритмом, хлопками и движениями.
  • Соотнесение своего состояния с настроем группы, эффект  “заражения ” эмоциями.

Литература по музыкотерапии и вокалотерапии:

  1. Блаво Р. Исцеление музыкой. – СПб., 2003.
  2. Брусиловский Л. С. Музыкотерапия // Руководство по психотерапии. 3-е изд., доп. и перер. – Ташкент, 1985. С. 273-304.
  3. Вольперт И. Е. Лечение музыкой // Вольперт И. Е. Психотерапия. – Л., 1972. С. 146-155.
  4. Голдмен Дж. Целительные звуки: пер. с англ. М., 2003.
  5. Гроф С. Целительный потенциал музыки // Гроф С. Приключения в самопознании. Информационные материалы: пер. с англ. – М., 1991. С. 50-61.
  6. Декер-Фойгт Г. Г. Введение в музыкотерапию: пер. с нем. – СПб., 2003.
  7. Дьюхерст-Мэддок О. Целительный звук. Техника самосовершенствования с привлечением музыки и голоса: пер. с англ. – М., 1998.
  8. Емельянов В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – С-Пб,М., Краснодар. Издательство “Лань”, 2007.
  9. Завьялов В. Ю. Музыкальная релаксационная терапия. Практическое руководство. – Новосибирск, 1995.
  10. Золтаи Д. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. – М., 1977.
  11. Клюев А. С. Музыкотерапия: путь к Гармонии // Альманах кафедры эстетики и философии культуры СПбГУ. № 2. – СПб., 2007. С. 318-324.
  12. Кэмпбелл Дж. Эффект Моцарта: пер. с англ. Минск, Попурри, 1999.
  13. Лисицын Ю. П., Жиляева Е. П. Музыка, пение и танец на службе здоровья // Лисицын Ю. П., Жиляева Е. П. Союз медицины и искусства. М., 1985. С. 27-45.
  14. Матейова З. Музыкотерапия при заикании / З. Матейова, С. Машура; Пер. с чешского. – К., 1984.
  15. Менегетти А. Музыка души. Введение в онтопсихологическую музыкотерапию: пер. с ит. – СПб., 1992.
  16. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. – М., Редакционно-издательский отдел Института психологии РАН, 2002.
  17. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. Теория и практика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 1999.
  18. Порт Ж. Музыка как терапия // Cultures. 1975. № 2. С. 103-107.
  19. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой: пер. с англ. – М., 1986 (2008).
  20. Хакен Г. Синергетика: пер. с англ. – М., 1980.
  21. Хан Назрат Инайят Мистицизм звука: пер. с англ. – М., 1997 (2002).
  22. Шипулин Г. П. Лечебное влияние музыки // Вопросы современной психоневрологии. Труды института (Ленинградский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева). Т. XXXVIII. – Л., 1966. С. 289-296.
  23. Шушарджан С. В. Руководство по музыкотерапии. – М., 2005.
  24. Шушарджан С. В. Музыкотерапия: история и перспективы // Клиническая медицина, 2000, т. 78
  25. Шушарджан С. В. Здоровье по нотам. Практикум пути к духовному совершенству и бодрому долголетию. – М., 1994
  26. Элькин В.М. Театр цвета и мелодии Ваших страстей. Цветовая психология и психотерапия шедеврами искусства. Гармонизация цветовых программ жизни и Ваши тайные способности. – СПб., 2005.
  27. Эндрюс Т. Сакральные звуки. Книга о преобразующем воздействии Музыки и Слова: пер. с англ. – СПб., 2004.
  28. Юсфин А. Г. Музыка – сила жизни. – СПб., 2006.
  29. Яковлев Е. Г. Эстетическое как совершенное: Избр. работы. – М., 1995.

Видеофрагменты семинара:

Дата:
20 января 2018 - 21 января 2018
Время:
10:00 - 17:30

Место проведения

Корпус №1
Института Психотерапии Москва
ул. 1-ая Миусская, д.22/24, стр.2
Телефон для справок:
+7 (495) 987-44-50

Количество ак. часов:
16
Формат обучения:
день

Ведущие

Покровская Светлана Викторовна
Kлинический психолог, кандидат психологических наук, нейропсихолог, детский психотерапевт, дефектолог, сертифицированный специалист в области арттерапии, гештальт-терапии.
  • Специализируется в области психологической коррекции детей и подростков.
  • Действительный член Международной нейропсихологической ассоциации (INS).
Телышева Наталья Николаевна
Клинический психолог, доцент, кандидат педагогических наук, арттерапевт.
  • Автор монографий, 35 научных и учебно-методических работ, используемых в педагогической практике.
  • Имеет грант МГПУ за научную деятельность (2008).
Специалист в области:
  • Артпедагогики и артпсихологии;
  • Музыкальной психологии и психологии музыкального образования, музыковедения;
  • Психологии искусства;
  • Игротерапии детей и подростков;
  • Раннего эстетического развития.

Tickets are not available as this event has passed.