Загрузка Семинары

« Все Семинары

Нейропсихология

Дата:
2-3 + 9-10 октября 2018
Время:
10:00 - 17:30

Семинар Navigation

Внимание! Набор на семинар закрыт

Для кого этот семинар:

семинар рассчитан на психологов, врачей, педиатров, педагогов, студентов медицинских и психологических факультетов, социальных работников и всех интересующихся этой темой.

Цель семинара:

  • формирование знаний о специфическом вкладе разных отделов мозга в реализацию психической деятельности;
  • ознакомление с историей и современными представлениями о мозговой организации психических функций; основными нейропсихологическими синдромами, формирующимися при очаговых поражениях коры и подкорковых образований;
  • изучение методологии и методик нейропсихологического синдромного подхода и методик нейропсихологического исследования, специфики нейропсихологической диагностики и ее соотношением с другими видами психодиагностики;
  • знакомство с возможностями применения знаний по нейропсихологии в различных областях практической деятельности психолога.

В программе семинара:

  • Введение в теорию нейропсихологии.
  • Предмет, задачи и методы нейропсихологии. Основные направления нейропсихологии на современном этапе.
  • Методы нейропсихологического исследования. Метод синдромного анализа.
  • История развития представлений о локализации психических функций в мозге.
  • Современная нейропсихология о локализации высших психических функций (ВПФ).
  • Методологический базис современного подхода к проблеме локализации ВПФ в отечественной научной традиции.
  • И. М. Сеченов о рефлекторной природе психики и центральном торможении.
  • Работы И. П. Павлова о роли лобных долей мозга.
  • Работы А. А. Ухтомского о динамической локализации функций.
  • Концепция Л.С. Выготского о системном строении ВПФ, о расстройстве ВПФ при поражении различных зон мозга; о динамическом формировании ВПФ и обеспечивающих их мозговых механизмов в онтогенезе.
  • Выводы И.Н. Филимонова о функциональной многозначности мозговых структур, о поэтапном строении и реализации психических функций.
  • Особое значение теории П. К. Анохина о функциональных системах, а также работ Н. А. Бернштейна об уровнях организации движений и топологическом пространстве объединенных в мозге структур, обеспечивающих решение задачи.
  • Концепция А. Р. Лурии о системной динамической локализации ВПФ.
  • Вклад в развитие нейропсихологии Ленинградской научной школы (Н. Н.Трауготт, Н. П.Бехтерева, В. Л. Деглин, Н. М. Тонконогий и др.).
  • Проблема фактора в нейропсихологии.
  • Основные перспективы развития представлений о локализации психических функций в нейропсихологическом, психологическом контексте и в контексте нейронаук.
  • Основные принципы структурно-функциональной организации мозга.
  • Анатомические принципы организации мозга.
  • Принцип выделения передних и задних отделов мозга. Мозговая организация сенсорной и моторной коры. Афферентный и эфферентный пути переработки информации.
  • Принцип вертикальной (корково-подкорковой) структурно-функциональной организации мозга или принцип иерархической организации мозга (Х. Джексон, Н. А. Бернштейн).
  • Основные образования подкорковой области мозга и их роль в психических процессах.
  • Концепция трех функциональных блоков мозга.
  • Блок регуляции общей и избирательной неспецифической активации мозга. Мозговая организация и функции. Два типа активации мозга.
  • Блок приема, переработки и хранения информации.
  • Первичные, вторичные и третичное поля: строение и функции. Принципы работы второго блока мозга.
    Блок программирования, регуляции психической деятельности и контроля ее протекания. Мозговая организация и функции. Необходимость функционального вклада каждого блока мозга в обеспечение любых видов психической деятельности.
  • Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия.
  • История изучения функциональной асимметрии мозга: анатомические, физиологические и клинические доказательства различий между левым и правым полушариями мозга.
  • Межполушарное взаимодействие, межполушарные связи (передняя комиссура, мозолистое тело и др.).
    Концепция доминантности левого полушария мозга. Концепция функциональной специфичности больших полушарий головного мозга.
  • Профиль межполушарной асимметрии или латеральной организации мозга (ПЛО). Синдром «расщепленного мозга».
  • Нейропсихологический подход к проблеме левшества. Методы исследования межполушарной асимметрии.
  • Нейропсихологический анализ мозговой организации ВПФ, эмоционально-личностной сферы и сознания (на основе данных о нарушениях ВПФ при церебральной патологии).
  • Мозговая организация зрительного гнозиса.
  • Основные принципы строения зрительного анализатора. Сенсорные нарушения работы зрительной системы при поражении подкорковых и корковых звеньев зрительного анализатора.
  • Нарушения зрительного гнозиса при поражении вторичных корковых полей затылочных и теменно-затылочных областей мозга.
  • Виды зрительных агнозий: предметная, симультанная, оптико-пространственная, цветовая, буквенная, лицевая и др.
  • Роль лобных долей мозга в зрительном гнозисе (псевдоагнозии).
  • Межполушарная асимметрия в зрительно-гностической деятельности.
  • Основные методики диагностики состояния зрительного гнозиса.
  • Мозговая организация тактильного и кожно-кинестетического гнозиса.
  • Основные принципы строения кожно-кинестетического анализатора.
  • Виды общей чувствительности (температурная, тактильная, болевая, кинестетическая, вибрационная), их рецепторные аппараты, проводящие пути. Сенсорные нарушения.
  • Нарушения тактильного гнозиса при поражении вторичных полей коры верхней и нижней теменных областей мозга.
  • Виды тактильных агнозий: предметная (астереогноз), тактильная алексия, агнозия пальцев, агнозия текстуры объекта.
  • Соматоагнозия (нарушения схемы тела). Особенности нарушения работы кожно-кинестетической системы при поражении верхних и нижних теменных областей левого и правого полушарий мозга.
    Роль кожно-кинестетической системы в обеспечении обратной афферентации движений.
  • Методики исследования нарушений тактильного гнозиса.
  • Мозговая организация акустического гнозиса. Две функциональные системы: речевой и неречевой слух.
  • Сенсорные нарушения при поражении периферической части нервной системы. Нарушения восприятия и запоминания бытовых шумов (слуховая агнозия), амузии, трудности оценки и воспроизведения ритмических структур при поражении вторичных полей коры в височных отделах правого полушария мозга.
  • Нарушение фонематического слуха и слухоречевой памяти при поражении височных корковых структур в левой гемисфере.
  • Методики исследования слухового гнозиса в неречевой и речевой сферах.
  • Мозговая организация произвольных движений и действий. Проблема апраксий.
  • Произвольные движения и действия. Афферентные и эфферентные механизмы произвольного двигательного акта. Вклад И. М. Сеченова, И. П. Павлова, П. К. Анохина в современное понимание произвольного двигательного акта. Концепция Н. А. Бернштейна об уровневой организации мозговых механизмов двигательной системы.
  • Пирамидная и экстрапирамидная системы. Нарушения двигательных актов при поражении первичной моторный коры, пирамидного тракта, мотонейронов (парезы, параличи и др.).
  • Нарушения движений при поражении разных уровней экстрапирамидной системы: коры и подкорковых структур (стриопаллидарной системы и др.).
  • Апраксии. Классификация апраксий по А. Р. Лурии. Два вида двигательных персевераций (элементарные, системные). Методики исследования произвольных двигательных функций руки (праксиса позы, динамического праксиса, предметных движений, символических действий и др.). Другие классификации апраксий (Липманн, Клейст, Экаен и др.).
  • Мозговая организация произвольных движений и действий. Проблема апраксий.
  • Психологическая структура речи и ее функции. Лингвистические единицы речи. Экспрессивная и импрессивная речь. Письмо и чтение как виды речевой деятельности. Афферентные и эфферентные звенья речевой системы.
  • Афазия. Определение. Афазия как системный дефект. Классификация аффазий Вернике-Лихтгейма, Хэда, Трауготт-Орфинской и др. Классификация афазий, предложенная А. Р. Лурией.
  • Нарушения афферентных звеньев речевой функциональной системы (сенсорная, акустико-мнестическая, амнестическая (оптико-мнестическая), афферентная моторная, семантическая афазии).
  • «Речевые зоны» коры левого полушария мозга (у правшей). Нарушения разных видов речевой деятельности при различных формах афазии.
  • А. Р. Лурия о нарушении парадигматической и синтагматической организации речи при поражении задних и передних отделов коры левого полушария мозга. Роль правого полушария мозга в речевой деятельности.
  • Методики исследования нарушений речевых функций.
  • Мозговая организация мнестической деятельности.
  • Память как функциональная система психики, направленная на формирование индивидуального опыта, его хранения и актуализацию следов. Психологическая организация процессов памяти. Виды, формы памяти. Непроизвольная и произвольная память. Произвольное запоминание как мнестическая деятельность. Модально-неспецифическая и модально-специфическая память.
  • Теории забывания (ретроактивное и проактивное торможение).
  • Модально-неспецифические нарушения памяти при поражении разных уровней неспецифической системы (уровня ствола, диэнцефальных, лимбических структур, медиальных отделов лобных и височных долей мозга). Корсаковский синдром.
  • Модально-специфические нарушения памяти при поражении различных анализаторных систем: зрительной, слуховой, кожно-кинестетической, двигательной.
  • Нарушения памяти как активной мнестической деятельности (запоминание и воспроизведение) при поражении лобных долей мозга.
  • Межполушарная асимметрия в процессах памяти.
  • Методики исследования модально-неспецифических и модально-специфических нарушений памяти.
  • Внимание и его мозговая организация.
  • Психологическая структура внимания.
  • Внимание как селективное протекание психических процессов. Факторы, воздействующие на внимание. Непроизвольное и произвольное внимание.
  • Модально-неспецифические нарушения внимания при поражении различных уровней неспецифической системы: уровни ствола, диэнцефальных, лимбических структур, медио-базальных отделов лобных долей мозга. Диссоциация между непроизвольным и произвольным вниманием при поражении лобных долей мозга.
  • Модально-специфические нарушения внимания при поражении различных анализаторных систем. Симптомы «игнорирования» раздражителей в зрительной, слуховой, тактильной и двигательной сферах. Зрительное, слуховое, тактильное, двигательное невнимание при двойной стимуляции.
  • Психофизиологические исследования модально-неспецифических и модально-специфических нарушений произвольного и непроизвольного внимания.
  • Методики исследования нарушений внимания.
  • Нарушение внимания как распад функции контроля над протеканием сложных форм психической деятельности при поражении лобных отделов мозга.
  • Мышление как ВПФ и его мозговая организация.
  • Психологическая структура и мозговая организация мышления.
  • Нарушения мышления при поражении подкорковых образований. Виды мышления.
  • Нарушения разных видов мышления при поражении задних (зона ТПО, височная область левого полушария) и передних (премоторная и префронтальная область) отделов коры головного мозга.
    Специфика нарушений мышления при поражении левого и правого полушарий мозга.
  • Нарушения счета, виды акалькулий.
  • Методики исследования нарушений наглядно-образного и вербально-логического мышления и счетных операций.
  • Мозговая организация произвольной регуляции отдельных ВПФ и деятельности в целом
    Произвольная регуляция как возможность сознательного управления психической деятельностью на основе соотнесения исходного мотива, отвечающей ему программы деятельности и данных контроля.
    Произвольные формы психической деятельности. Речевая регуляция как высшая форма произвольной регуляции. Строение и функции лобных отделов мозга. Варианты лобного синдрома (А. Р. Лурия, К. Прибрам, Е. Д. Хомская). Регуляция активности. Регуляция движений и действий. Нарушение функции программирования, контроля и регуляции в произвольных формах психической деятельности.
    Псевдоагнозии, регуляторная префронтальная апраксия, динамическая афазия, псевдоамнезия, нарушение мышления.
  • Эмоционально-личностная сфера и сознание при локальных поражениях мозга.
  • Нейропсихологический подход к исследованию эмоционально-личностной сферы.
  • Регуляторная (инициирующая и контролирующая) функция эмоций в психической деятельности. Мозговая организация эмоций. Параметры эмоций. Нарушение эмоций при поражении правого и левого полушарий мозга, гипоталамо-гипофизарной области.
  • Индивид, личность. Нейропсихологический подход к исследованию индивидуальных различий. Нейропсихология нормы. Возможности нейропсихологического подхода к исследованию нарушений личностной сферы. Методики исследования эмоционально-личностной сферы.
  • Нейропсихологический анализ нарушений сознания.
  • Клиника локальных поражений мозга о нарушениях сознания (А. С. Шмарьян, А. Р. Лурия, Т. А. Доброхотова, Н. Н. Брагина, Б. И. Белый).
  • Нарушения сознания при поражении лобных долей мозга и неспецифических структур.
  • Межполушарные отношения в проявлениях сознания.
  • Гипотезы о вкладе различных структур в мозговую организацию сознания: лимбической системы, левого и правого полушария, корково-подкорковых связей, префронтальных отделов мозга.
  • Принципы и процедура синдромного анализа. Нейропсихологические синдромы.
  • Методология и основные этапы нейропсихологического синдромного анализа.
  • Принцип выявления общего в психологической картине наблюдаемых симптомов (А.Р.Лурия).
  • Принцип двойной диссоциации Г. Тойбера. Качественная и количественная оценка нарушений.
  • Основные направления нейропсихологической диагностики (Луриевская, североамериканская).
  • Основные синдромы нарушений ВПФ, возникающие при поражении: зоны ТПО, гностических вторичных зон задних отделов мозга, медиальных отделов мозга, премоторной и префронтальной области.

В результате участия в программе вы будете знать:

  • естественнонаучный подход к описанию ВПФ и их нарушений при органических повреждениях мозга;
  • методологию нейропсихологии;
  • основные понятия нейропсихологии, ее прикладные задачи;
  • методы и методики нейропсихологического обследования.

В результате участия в программе вы будете уметь:

  • ориентироваться в теоретическом аппарате и основных направлениях нейропсихологии,
  • обосновывать взаимосвязь между расстройствами психических функций, эмоционально-личностной сферы, сознания и нарушениями в работе мозга,
  • изменять вышеперечисленные знания для решения научных и практических задач.

В результате участия в программе вы будете владеть:

  • структурированным знанием о нейропсихологическом (естественнонаучном) подходе к анализу связи между поведением и работой мозга;
  • представлениями об основных ее проблемах и направлениях развития;
  • методологией нейропсихологического обследования.

Основные методы, используемые при проведении обучения:

проведение лекций, семинаров, практических занятий, дискуссий, разбор конкретных клинических случаев, ситуативные задачи.

Внимание! Последний день семинара посвящен закреплению материала в виде экзамена. Студенты программ профессиональной переподготовки обязаны сдать экзамен для успешного прохождения дисциплины.
Слушателям данной темы вне программ рекомендовано присутствие на экзамене, но выбор остается за слушателем. 8 часов последнего дня вписывается во внутреннее свидетельство в любом случае

Основная литература:

  1. Александровский Ю. А. Предболезненные состояния и пограничные психические расстройства. – М.: Лит-терра, 2010. – 272 с. [1]
  2. Глозман Ж. М. Нейропсихология детского возраста. – М.: ИЦ «Академия», 2009. – 272 с. [1]
  3. Назаров В. М. Неврология и нейрохирургия: Учебное пособие для студентов высшего медицинского образования. – М.: ИЦ «Академия», 2010. – 448 с. [1]
  4. Хомская Е. Д. Нейропсихология: Учебник для вузов. 4-е изд. – СПб: Питер, 2012. – 496 с. [1]

Дополнительная литература:

  1. Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста. – СПб: Питер, 2008.
  2. Титова Н. М. Клиническая психология: Конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2008. – 108 с. [2]
  3. Тонконогий И. М. Клиническая нейропсихология. – СПб: Питер, 2007.

________________________
[1] – в наличии в читальном зале «Институт психотерапии и клинической психологии»;
[2] – в наличии в электронной библиотеке «КнигаФонд»: http://www.knigafund.ru.

Дата:
02 октября 2018 - 10 октября 2018
Время:
10:00 - 17:30

Количество ак. часов:
32
Формат обучения:
день

Ведущий

Некрасова Светлана Витальевна
Патопсихолог, нейропсихолог, клинический психолог высшей квалификационной категории по специальности «медицинская психология».
Заведующая лабораторией медицинской психологии ГБУЗ МО «Центральная клиническая психиатрическая больница», член Московского областного общества психиатров и наркологов.
Специалист в области:
  • дифференциальной диагностики и психологической экспертизы,
  • реабилитационной работы и социальной адаптации работы психически больных,
  • коррекции эмоциональных нарушений, внутри- и межличностных конфликтов.

Tickets are not available as this event has passed.

Место проведения

Корпус №1
Института Психотерапии Москва
ул. 1-ая Миусская, д.22/24, стр.2
Телефон для справок:
+7 (495) 987-44-50