Загрузка Семинары

« Все Семинары

Вебинар Сказкотерапия в работе со взрослыми

06 марта 2021 - 07 марта 2021
10:00 - 19:15

Семинар Navigation

Участникам вебинара необходимо подготовить следующие материалы для практической части:

  • Бумага а4 (7листов);
  • Ручка;
  • Пастель (если есть);
  • Цветные карандаши (если есть).

 

Сказкотерапия – направление, которое использует сказку, как архетипическую метафору в целях:

  • психодиагностики – проективная диагностика, описывающая целостную картину личности, ее проблемные и ресурсные элементы;
  • психокоррекции – развитие креативности личности как расширение спектра альтернатифвных решений;
  • психотерапии и психологического консультирования – исцеление с помощью сказки.

Сказкотерапия концентрирует свое внимание на сюжетности психических процессов, то есть на происходящих с душою историях. Эти истории архетипичны, то есть характерны для людей любых культур и времен.

Сказкотерапия исходит из того, что бессознательное развивается и проявляет себя по определенным схемам, количество возможных вариантов которых довольно ограничено и познаваемо. Эти схемы очень удобно изучать в форме сказок. В этом смысле сказкотерапия является формой глубинной психотерапии, хотя по своей доступности и универсальности она вполне применима для задач «поверхностных» и «текущих».

Стоит только сказать «Жили-были» или «В некотором царстве – в некотором государстве», как уже ясно, что начинается сказка.

А что такого в этих простеньких словах? – В них заключена таинственная формула, безотказно формирующая пространственный интерес на протяжении тысячелетий. Многовековая народная мудрость богаче любой авторской теории, а сказкотерапия базируется на неисчерпаемом богатстве этой мудрости и безбрежном потенциале психологических возможностей.

Простой пример: «Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая…» Почему-то ни слова о том, как ее поливали, пололи и т.д. Знаете, почему? Эта репка САМА ВЫРОСЛА. И сказка говорит о том, что стоит лишь начать дело, как оно пойдет, и удача непременно улыбнется!

Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней возможно все, чего не бывает в жизни.

И, заметьте, всегда счастливый конец! Слушатель всегда сопричастен с происходящим, он может вообразить себя любым из персонажей, пережить все перипетии сюжета, отзываясь на них душой. Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении.

Причем происходит все легко и просто, можно сказать – играючи. Вы скажете: «Зачем же в таком случае нужен психолог, раз сказка все делает сама?» Ну, например, чтобы задавать вопросы, ответы на которые человек «достает из себя», – потому что их каждый знает сам, только не знает о том, что знает. Психолога, видимо, можно сравнить с живым инструментом, который может сориентировать, показать направление, но не стоит требовать, чтобы он прошел Ваш путь за Вас (Д. Соколов).

Сказкотерапия – это «открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими», и «процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем», и «процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни».
Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева

Сказкотерапия очень хорошо применима не только для психотерапевтической работы с детьми, но и со взрослыми. Она пробуждает творческий потенциал человека; делает доступными ресурсные состояния (связанные с детством, волшебством и архетипом «счастливого конца»); учит человека видеть свою жизнь со стороны, представляя свое поведение как определенную роль в определенном сюжете. Она обладает мощным ресурсным потенциалом в плане осознавания самого процесса психотерапии, его глубинной мотивации и фабулы отвечая на вопрос «Кто Я», «Каков мой Путь», «Что мне делать» и т.д.

Специалисты в области сказкотерапии утверждают, что для взрослых сказки бывают даже нужнее, чем для детей, потому что сказки воспринимаются одновременно на двух уровнях – сознательном и бессознательном, а также легко обходят механизмы психологической защиты, а защиты и стереотипы поведения и восприятия у взрослых выражены куда больше, чем у детей.

Одним из главных благотворных последствий в работе со сказкой является осознавание, дающее возможность глубокого принятия своих душевных процессов, с одной стороны, и контроля над ними, с другой. Выход в пространство игры и мифа очень хорошо стимулирует творческий потенциал человека, переводя многие проблемные моменты жизни и судьбы в персонажи сказки. Прекрасным и часто достижимым результатом работы в сказкотерапии является нахождение своего места в жизни. Осознав свои цели, человек достигает целостности.

Достоинствами и преимуществами сказкотерапии можно считать ее ресурсность, метафоричность, отсутствие дидактичности, архетипичность, психологическую защищенность, интеграцию многих психотехнических приемов в сказочный контекст: это рисунок, драматизация, куклы, коллаж, музыка и др. В настоящее время в психокоррекционной и психотерапевтической работе используют различные уровни анализа сказок (лингвистический, анализ сюжета, анализ образов и символов сказки), это дает возможность получить расширенное диагностическое представление о проблемах и особенностях клиента.

Семинар предназначен для:

  • практикующих психотерапевтов, психологов-консультантов, стремящихся совершенствовать свои знания и практические навыки, для педагогов дошкольных заведений, учителей начальной школы, а также для начинающих специалистов, осваивающих методы арт-терапии и всех желающих проработать опыт межличностных отношений с помощью метода сказкотерапии.

В курсе сказкотерапии в работе со взрослыми рассматриваются диагностический и терапевтический потенциал сказкотерапии, обзор различных направлений, сочетание сказкотерапии с другими видами психотерапевтического воздействия.

Цель обучения:

  • Продемонстрировать возможности использования метода сказкотерапии в психотерапии и консультировании;
  • Освоить на практике применения сказкотерапии в индивидуальной и групповой работе;
  • Откорректировать свои стереотипные модели поведения и освоить более эффективные способы межличностного взаимодействия.

В программе семинара:

  • Введение в сказкотерапию. Родословная сказки. Возможности сказки.
  • Основные психологические механизмы воздействия сказок.
  • Достоинства метода сказкотерапии в консультировании взрослых клиентов
  • Эволюция сказочных сюжетов. Виды сказок. Достоинства сказки.
  • Сказкотерапия как «дверь» в коллективное бессознательное, способ доступа к ресурсам, указание к действию, средство «обхода» сопротивления, как метафора. Метафорический язык сказок.
  • Диагностические и терапевтические возможности сказкотерапии.
  • Варианты создания клиентской сказки, её диагностическое значение, пути интерпретации.
  • Медитация с ресурсной сказкой.
  • Приемы работы со сказкой.
  • Виды сказкотерапии. Архетип и символика сказки. Анализ сказки.
  • Архетипический смысл образов известных сказочных персонажей.
  • Доступ к базовым архетипам при помощи сказкотерапии.
  • Схема волшебной сказки.
  • Работа с помощью существующих сказок, сказок сочиненных психотерапевтом специально для ситуации клиента, а также со сказкой клиента.
  • Работа со сказкой с помощью рисунка, масок, кукол.
  • Драматизация сказки.
  • Использование сказкотерапии в индивидуальном и групповом формате.
  • Конструирование сказочных сюжетов в группе. Инсценировка сказки.
  • Технология создания авторской сказки.
  • Сочетание сказкотерапии с методами и техниками других направлений.

В результате обучения на занятиях по сказкотерапии вы:

  • Ознакомитесь с методом.
  • На практике освоите использование работы со сказкой в индивидуальном и групповом формате.
  • Сможете больше узнать о своих ресурсах, развить творческую составляющую личности.
  • Будете иметь возможность исследовать себя, свои истинные потребности и мотивации, отработать часть собственной проблематики.

Литература по сказкотерапии:

  1. Белинская Е. В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников.− С-Пб. Речь, 2008
  2. Брун Б. и др. Сказки для души. Использование сказок в ПТ.− М. ИЦПК, 2000
  3. Вачков И. В. Сказкотерапия.− М. Ось-89, 2003
  4. Гнездилов А. В. Авторская сказкотерапия.− С-Пб. Речь, 2003
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии.− С-Пб. Златоуст, 1998
  6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т.М. Сказки звездной страны Зодиакалии.− С-Пб. Златоуст, 1999
  7. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии.− С-Пб. Речь, 2000
  8. Зинкевич Т. Д., Михайлов А.М. Теория и практика сказкотерапии. Опыт психодиагностики и психокорекции.− С-Пб. Речь, 2000
  9. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Немного о сказках и о волшебстве.− С-Пб. Речь, 2004
  10. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии.− С-Пб. Речь, 2004
  11. Минина В. В. Женские терапевтические сказки. Метафора превращения изгусеницы в бабочку.− С-Пб. Речь, 2008
  12. Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки.− М. Лабиринт, 1998
  13. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки.− С-Пб. Нобель Пресс, 2011
  14. Прудиус Е. К. Сказкотерапия в помощь родителям.− С-Пб. Речь, 2006
  15. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия.− М. ИИП, 2005
  16. Фон Франц Мария-Луиза Толкование волшебных сказок.− С-Пб. БСК, 1998

Дата:
06 марта 2021 - 07 марта 2021
Время:
10:00 - 19:15

Количество ак. часов:
20
Формат обучения:
интенсив

Ведущий

Зингман Ольга Геннадьевна
Клинический психолог, арт-терапевт, кризисный психолог, НЛП-мастер.
Специалист в направлениях:
  • психотерапия и психологическая коррекция постстрессовых расстройств и кризисных состояний, работа с горем и утратой, возрастные и экзистенциальные кризисы, суицидальное поведение;
  • психотерапия зависимого поведения и созависимости;
  • арт-терапия в работе с различной проблематикой;
  • работа с внутриличностными и межличностными конфликтами.
 

Справки по телефону: +7 (495) 987-44-50

Место проведения

Дистанционное занятие
Телефон для справок:
+7 (495) 987-44-50