Видеолекция Нейропсихология
Семинар Navigation
Для кого этот семинар:
семинар рассчитан на психологов, врачей, педиатров, педагогов, студентов медицинских и психологических факультетов, социальных работников и всех интересующихся этой темой.
Цель семинара:
- формирование знаний о специфическом вкладе разных отделов мозга в реализацию психической деятельности;
- ознакомление с историей и современными представлениями о мозговой организации психических функций; основными нейропсихологическими синдромами, формирующимися при очаговых поражениях коры и подкорковых образований;
- изучение методологии и методик нейропсихологического синдромного подхода и методик нейропсихологического исследования, специфики нейропсихологической диагностики и ее соотношением с другими видами психодиагностики;
- знакомство с возможностями применения знаний по нейропсихологии в различных областях практической деятельности психолога.
В программе семинара:
- Введение в теорию нейропсихологии: Предмет, задачи и методы нейропсихологии. Методы нейропсихологического исследования. Метод синдромного анализа.
- История развития представлений о локализации психических функций в мозге.
Современная нейропсихология о локализации высших психических функций (ВПФ).
- Проблема фактора в нейропсихологии. Основные принципы структурно-функциональной организации мозга. Анатомические принципы организации мозга. Концепция трех функциональных блоков мозга.
- Проблема межполушарной асимметрии мозга Концепция функциональной специфичности больших полушарий головного мозга. Профиль межполушарной асимметрии или латеральной организации мозга (ПЛО).
- Межполушарное взаимодействие, межполушарные связи (передняя комиссура, мозолистое тело и др.). Синдром «расщепленного мозга».
- Мозговая организация зрительного гнозиса. Виды зрительных агнозий: предметная, симультанная, оптико-пространственная, цветовая, буквенная, лицевая и др. Роль лобных долей мозга в зрительном гнозисе (псевдоагнозии).
- Мозговая организация тактильного и кожно-кинестетического гнозиса. Нарушения тактильного гнозиса при поражении вторичных полей коры верхней и нижней теменных областей мозга. Виды тактильных агнозий, соматоагнозия.
- Мозговая организация акустического гнозиса. Две функциональные системы: речевой и неречевой слух. Нарушения восприятия и запоминания бытовых шумов (слуховая агнозия), амузии, трудности оценки и воспроизведения ритмических структур при поражении вторичных полей коры в височных отделах правого полушария мозга. Нарушение фонематического слуха и слухоречевой памяти при поражении височных корковых структур в левой гемисфере.
- Мозговая организация произвольных движений и действий. Проблема апраксий.
- Психологическая структура речи и ее функции. Лингвистические единицы речи. Экспрессивная и импрессивная речь. Письмо и чтение как виды речевой деятельности. Афферентные и эфферентные звенья речевой системы. Афазия. Определение. Афазия как системный дефект. Нарушения афферентных звеньев речевой функциональной системы (сенсорная, акустико-мнестическая, амнестическая (оптико-мнестическая), афферентная моторная, семантическая афазии).
- Мозговая организация мнестической деятельности. Память как функциональная система психики, направленная на формирование индивидуального опыта, его хранения и актуализацию следов. Психологическая организация процессов памяти. Виды, формы памяти. Непроизвольная и произвольная память. Произвольное запоминание как мнестическая деятельность. Модально-неспецифическая и модально-специфическая память.
- Внимание и его мозговая организация. Модально-неспецифические нарушения внимания при поражении различных уровней неспецифической системы. Модально-специфические нарушения внимания при поражении различных анализаторных систем. Симптомы «игнорирования» раздражителей в зрительной, слуховой, тактильной и двигательной сферах.
- Мышление как ВПФ и его мозговая организация. Нарушения разных видов мышления при поражении задних (зона ТПО, височная область левого полушария) и передних (премоторная и префронтальная область) отделов коры головного мозга.
- Мозговая организация произвольной регуляции отдельных ВПФ и деятельности в целом. Произвольная регуляция как возможность сознательного управления психической деятельностью на основе соотнесения исходного мотива, отвечающей ему программы деятельности и данных контроля. Псевдоагнозии, регуляторная префронтальная апраксия, динамическая афазия, псевдоамнезия, нарушение мышления.
- Эмоционально-личностная сфера и сознание при локальных поражениях мозга. Нейропсихологический подход к исследованию эмоционально-личностной сферы.
- Нейропсихологический анализ нарушений сознания. Нарушения сознания при поражении лобных долей мозга и неспецифических структур.
- Принципы и процедура синдромного анализа. Нейропсихологические синдромы. Методология и основные этапы нейропсихологического синдромного анализа.
В результате участия в программе вы будете знать:
- естественнонаучный подход к описанию ВПФ и их нарушений при органических повреждениях мозга;
- методологию нейропсихологии;
- основные понятия нейропсихологии, ее прикладные задачи;
- методы и методики нейропсихологического обследования.
В результате участия в программе вы будете уметь:
- ориентироваться в теоретическом аппарате и основных направлениях нейропсихологии,
- обосновывать взаимосвязь между расстройствами психических функций, эмоционально-личностной сферы, сознания и нарушениями в работе мозга,
- изменять вышеперечисленные знания для решения научных и практических задач.
В результате участия в программе вы будете владеть:
- структурированным знанием о нейропсихологическом (естественнонаучном) подходе к анализу связи между поведением и работой мозга;
- представлениями об основных ее проблемах и направлениях развития;
- методологией нейропсихологического обследования.
Основные методы, используемые при проведении обучения:
проведение лекций, разбор конкретных клинических случаев, ситуативные задачи.
- Александровский Ю. А. Предболезненные состояния и пограничные психические расстройства. – М.: Лит-терра, 2010. – 272 с.
- Глозман Ж. М. Нейропсихология детского возраста. – М.: ИЦ «Академия», 2009. – 272 с.
- Назаров В. М. Неврология и нейрохирургия: Учебное пособие для студентов высшего медицинского образования. – М.: ИЦ «Академия», 2010. – 448 с.
- Хомская Е. Д. Нейропсихология: Учебник для вузов. 4-е изд. – СПб: Питер, 2012. – 496 с.
Дополнительная литература:
- Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста. – СПб: Питер, 2008.
- Титова Н. М. Клиническая психология: Конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2008. – 108 с. [1]
- Тонконогий И. М. Клиническая нейропсихология. – СПб: Питер, 2007.