Вебинар Психотерапия эмоциональных и психосоматических расстройств у детей и подростков
Семинар Navigation
Эмоциональные расстройства являются частой причиной обращения родителей к детскому психологу. Нарушения эмоциональной сферы могут проявляться как в виде нарушений настроения, так и в виде другой, маскированной симптоматики. Как помочь родителям понять, в чем причина нарушений поведения, капризов, сниженного настроения и отказа посещать школу? Что является “возрастным” симптомом, а что патологическим?
Цели вебинара:
- ознакомить слушателей с основными эмоциональными расстройствами, с которыми обращаются к детско-подростковому психологу;
- дать представление о существующих моделях терапевтической помощи;
- сформировать базовые навыки в адекватном подборе методов психологической помощи.
Вебинар предназначен: для психологов, врачей-психотерапевтов, психиатров, педиатров, педагогов, студентов медицинских и психологических факультетов.
В программе вебинара:
- Виды эмоциональных расстройств. Диагностика и дифференциальная диагностика. Обзор диагностических методов.
- Клинические проявления эмоциональных нарушений в дошкольном и школьном возрасте. Жалобы и запросы родителей при обращении к клиническому психологу.
- Детские страхи. Невротические и возрастные. Основные функции страхов с точки зрения различных теоретических подходов.
- Принципы и методы профилактики и психокоррекции детских страхов.
- Тревожные расстройства. Виды и особенности проявления у детей.
- Школьная фобия – сепарационная тревога или специфическая фобия?
- Расстройства депрессивного спектра. Возрастные аспекты, клинические признаки, специфика диагностики. Схемы психотерапии.
- Обзор психотерапевтических подходов и методов, применяемых в работе с эмоциональными нарушениями. Факторы и критерии эффективности.
- Когнитивно-поведенческий подход, возможности и ограничения, обзор протоколов, модификация с учетом возраста.
- Интеграция символических методов в основную модель терапии с учетом возраста.
Основные методы, используемые при проведении вебинара:
- выполнение практических упражнений;
- разбор диагностических методик;
- кейс-метод: рассмотрение и анализ случаев из практики;
В результате участия в вебинаре вы:
- ознакомитесь с диагностическими моделями и алгоритмами работы;
- овладеете практическими приемами в рамках комплексной модели психотерапии эмоциональных нарушений;
- сформируете навыки работы с родителями и детьми;
- получите возможность профессионального роста;
- систематизируете имеющиеся знания по данной теме.
Рекомендуемая литература:
- Алан Дж. Ландшафт детской души. М. 2006г.
- Захаров А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов. М. 2006г.
- Лихи Р. Свобода от тревоги. С-Пб, 2019г.
- Лихи Р. Терапия эмоциональных схем. С-Пб, 2020г.
- Миллс Дж. Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и внутреннего ребенка. М. 2005г.
- Райли Д. Подростковая депрессия. Екатеринбург, 2014г.
- Уайлд Дж. Терапия гнева, тревоги и депрессии у детей и подростков. М. 2013г.
- Шеннон Дж. Как избавиться от тревожности. С-Пб. 2019г.
Каждый из нас, так или иначе, связан с детьми. Кто-то с ними работает, у кого-то есть свои дети, ну и, в конце концов, каждый из нас когда-то был ребенком. И бывает, что дети болеют. И бывает так, что болезнь возникает снова и снова, и приобретает хронический характер, не смотря на проводимое лечение, на соблюдение режима, диеты… Родителям приходится отказываться от посещения детского сада и ребенок сразу выздоравливает, при этом, не отпуская маму от себя ни на шаг.
Внимательный доктор и заботливый родитель отмечают, что обострение начинается во время учебного года, а в дни школьных каникул – все спокойно и хорошо; и особенно ярко симптомы болезни проявляются перед началом или во время школьных занятий, а в выходные дни и каникулы – радостное настроение, крепкий сон и никаких жалоб. Вот о таких детях и об их родителях, о том, почему это происходит и что с этим делать, мы и поговорим на семинаре «психосоматические расстройства у детей и подростков».
Цель вебинара: ознакомить слушателей с одним из основных направлений детской психотерапии – психосоматическим расстройствам. Дать общие представления, а также конкретные схемы психологической работы в этом направлении.
Вебинар предназначен: для психологов, психотерапевтов, врачей-педиатров, педагогов, студентов педагогических и психологических факультетов, и всех специалистов, в своей практике сталкивающихся с проблемой психосоматических расстройств.
В программе вебинара:
- Психосоматические расстройства. Научные теории, общая характеристика, классификации (тема для самостоятельного изучения).
- Психологические модели психосоматических расстройств и их значение в детско-подростковой практике.
- Эмоциональный стресс, характеристика и механизм влияния с точки зрения возраста. Психологические защиты. Копинг-стратегии (модели совладающего поведения). Алекситимия.
- Психологические (семейные и индивидуальные) факторы в психосоматике.
- Возрастные особенности проявления психосоматических реакций и расстройств.
- Психологическая диагностика в психосоматике. Обзор проективных и бланковых методов.
- Когнитивно-поведенческий подход. Базовая программа психологической коррекции психосоматических расстройств.
- Принципы работы с родителями и коррекции детско-родительских отношений.
- Обзор методов арт- и сказкотерапии, психологических игр, метафорических ассоциативных карт, применяемых на диагностическом и терапевтическом этапах.
- Функциональные элиминационные расстройства (энурез и энкопрез), принципы психологической коррекции в модели КПТ.
- Психогенные болевые синдромы, принципы коррекции в модели КПТ.
- Соматопсихические взаимоотношения. Влияние болезни на психику, принципы психологической помощи детям с хроническими соматическими заболеваниями (тема для самостоятельного изучения).
Основные методы, используемые при проведении вебинара:
- выполнение практических упражнений;
- разбор диагностических методик;
- кейс-метод: рассмотрение и анализ случаев из практики;
В результате участия в вебинаре вы:
- ознакомитесь с диагностическими моделями различных форм психосоматических расстройств;
- получите преставление о возможностях психотерапии в амбулаторном и стационарном режиме;
- сформируете навыки работы с детьми разного возраста и их родителями;
- получите возможность профессионального роста;
- систематизируете имеющиеся знания по данной теме.
Рекомендуемая литература:
- Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С., Лечение детей с психосоматическими расстройствами. – СПб.; Речь, 2002.
- Семейная психотерапия (метод психотерапии материнской любовью). – М.; ДеЛи принт. 2005.
- Исаев Д.Н. психосоматическая медицина детского возраста. – СПб.: Специальная литература, 1996.
- Исаев Д.Н. Детская медицинская психология. Психологическая педиатрия. – СПб.: Речь, 2004.
- Кулаков С.А. Основы психосоматики. – СПб.: Речь, 2003.
- Аммон Г.. Психосоматическая терапия. – СПб.: Речь, 2000.
- Гиппенрейтер Ю.Б.. Общаться с ребенком.Как? – М.; «ЧеРо», 2003.
- Винникот Д.В. Семья и развитие ли чности. Мать и дитя. – Екатеринбург: Изд-во «Литур», 2004.
- Винникот Д.В. Маленькие матери и их дети. Пер. с анг. Н.М.Падалко, – М.; Независимая фирма «Класс», 1998.
- Винникот Д.В. Разговор с родителями. Пер. с анг. М.Н.Почукаевой, В.В.Тимофеева.-М.; Независимая фирма «Класс», 1994.
- Александер Франц психосоматичекая медицина. –М.; ГЕРРУС, 2000.
- Тест рисуночной фрустрации Розенцвейга, – М.; 1993.
- Белопольская Н.Л.Довольна ли мама? Развивающая игра для детей и родителей. – М., «Когито-центр», 2005.
- Кутявина Н.Л, Гаврина С.Е., Щербинина С.В., Топоркова И.Г. «Учимся понимать друг друга». ООО «Библиотека Ильи Резника».
- Кутявина Н.Л, Гаврина С.Е., Щербинина С.В., Топоркова И.Г. «Мое настроение». ООО «Библиотека Ильи Резника», 2000.
- Белопольская Н.Л. Азбука настроений. – М., «Когито-центр», 2003.
- Янина Амос Мои чувства. Больница. – М.; МАК Медиа, 2000.
- Янина Амос Мои чувства. Переезд. – М.; МАК Медиа, 2000.
- Янина Амос Мои чувства. Развод. – М.; МАК Медиа, 2000.
- Крейри Элизабет «Я расстраиваюсь».
- Крейри Элизабет «Я злюсь».
- Крейри Элизабет «Я боюсь».
- Портер Э. Полианна/Пер. с анг. А.Иванова и А. Устиновой. – М.; Глобулус, Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.
- Кискер К.П., Фрайбергер Г., Розе Г.К., Вульв Ф., Психиатрия, психосоматика, психотерапия. / Пер. с нем. Сапожниковой И.Я., Гушанского Э.Л.- М.; Алетейа, 1999.
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.; АРКТИ, 2001.
- Маленькая кошечка, как твои дела? Серия «Играй и учись». Русский текст Нины Пикулевой, Изд-во «Аркаим», 2004.