В 2015 году исследователи из Королевского колледжа Лондона выяснили, что генетическая предрасположенность обуславливает 54-65% процентов различий в подростковых тестах на интеллект, в то время как внешние факторы (такие как школа, друзья, тип домашнего окружения) – всего 12-21% различий. «Дети, которые преуспевают в одном предмете, склонны понимать и другие предметы. И в основном это происходит по генетическим причинам», – объясняет ведущий автор исследования Кайли Римфельд.
Немецкие учёные из Ульма считают, что своим умственным развитием ребенок, независимо от пола, обязан матери. Они провели исследование генов и установили, что ген, отвечающий за интеллект человека, находится в Х-хромосоме, а у женщин их, как известно, две, в отличие от мужского XY-набора.
А вот эмоциональное восприятие окружающего мира дети, напротив, перенимают с помощью генов у своего отца. Также ученые отметили, что на интеллект ребенка влияет внимание и любовь со стороны родителей.
Еще в 1994 году ученые из Глазго провели исследование, по результатам которого выяснили, что больше, чем раса, образование, социально-экономический статус, на интеллект ребенка влияет IQ матерей. Материнские гены определяют развитие областей в коре головного мозга, отвечающих за способность к языкам, память, мышление и интеллект. При этом отцовские гены имеют большее влияние на лимбическую систему, которая регулирует целый ряд функций, в том числе вегетативную нервную систему (систему, которая управляет бессознательными функциями, такими, как дыхание и пищеварение), эмоции, голод и сексуальные реакции.
Но не все зависит лишь от генов. Исследование, проведенное в 2012 году в Вашингтонском университете в Сент-Луисе, показало, что наличие любящей и заботливой матери в значительной степени способствовало формированию окончательного интеллекта у ребенка. Ученые из Университета Миннесоты обнаружили, что дети, у которых в раннем детстве зародилась сильная связь с матерью, могли играть в сложные символические игры уже в возрасте двух лет. При этом дети, матери которых оказывали им поддержку и были эмоционально внимательны, имели больший объем гиппокампа – области мозга, отвечающей за память, обучение и реакцию на стресс.