Библиотека » Арт-терапия » Повествование о практическом случае – с обучающей программы в Москве
Автор книги: Кит Лоринг
Книга: Повествование о практическом случае – с обучающей программы в Москве
Кит Лоринг - Повествование о практическом случае – с обучающей программы в Москве читать книгу онлайн
Повествование о практическом случае – с обучающей программы в Москве
Как психиатр она хорошо знала, кто она и что нужно делать, но этого было недостаточно. Была потребность в чем-то еще, чем-то другом, что могло бы помочь ей оказывать помощь другим людям.
Возможность посетить вводный курс арттерапии ее заинтересовала.
Она решила пройти его вместе с несколькими коллегами. Обучение не совсем соответствовало ее ожиданиям, никто из них этого не ожидал. С интеллектуальной точки зрения, это было унизительно, т.к. она больше привыкла к обучению в форме лекций, когда «студенты» рассаживаются рядами и «внимательно воспринимают» получаемую информацию, которая задействует их ум, а этот тренер хотел, чтобы участники встали и приняли участие в процессе активного обучения. К этому она не привыкла, и это ей не нравилось!
Он бросил ей воображаемый мяч. Она не смогла увидеть мяч. Она не поймала этот мяч. Она не хотела играть. Она хотела учиться. Она была шокирована увидев, что многие люди, присутствующие на этом семинаре, видели мяч, и это заставляло ее чувствовать себя еще больше «не в своей тарелке».
Он рассказывал о врожденной способности ребенка к творчеству и о том, что это позволяет детям выражать себя, о том, что так начинается поиск смысла в их мире и взаимоотношениях. Этот дар, который зачастую теряют взрослые, должен быть возрожден взрослым для того, чтобы он смог научиться у ребенка и смог почувствовать силу самоисцеления, происходящего в процессе творчества. Искусство арттерапевта заключается в том, чтобы способствовать осуществлению этого процесса, а для этого он сам должен заново открыть для себя это процесс и научиться ему доверять. А это означало доверять тому, как он вел их через несколько творческих упражнений на взаимодействие, и это наполнило ее страхом.
Пришло время бросить вызов этому «преподавателю»,- «Вы хоть кого-нибудь когда-нибудь вообще вылечили, используя такие методы?»,- спросила она прямо и откровенно…и с некоторым напором.
Его ответ был слабым и по началу казался неадекватным, но очень интригующим. «Я не могу никого вылечить». Признался он, «Но некоторых, кто перенес психотический приступ или травму, это избавило от ночных кошмаров, от жутких воспоминаний, это стало их способом рассказать свою историю и не быть переполненными повторно травмированными этим, как это обычно происходило». Это дало им чувство безопасности, это стало мягким способом. Посредствам творческого самовыражения они могли на какое-то расстояние отойти от своего травматичного опыта и начать искать смысл в том, что с ними случилось и в том, как это на них отразилось. Они смогли конгруэнтно и в тоже время страстно выразить себя. Искусство является как бы средством безопасного выражения всех человеческих эмоций, какими бы непостоянными они не были».
Это было по меньшей мере интересным предложением. Она хотела уйти. Теперь она подумала о том, что может быть нужно остаться…возможно она сможет все-таки чему-то здесь научиться. Она приняла риск и решила поучаствовать…перед лицом своих «умных» и высоко квалифицированных коллег.
Было несколько творческих упражнений на взаимодействие, призванных определить способность каждого доверять и принимать доверие других людей, призванных найти вновь эту врожденную способность к творчеству, а потом он попросил всех нарисовать картину…и не важно, умеете вы рисовать или нет, важно выражение, а не правильность, вообще-то, чем больше «детскости» в картине, тем лучше! Тогда она может быть более конгруэнтной и бесхитростной. Не пытайтесь никого впечатлить, будьте смелыми и готовыми испытать определенный уровень уязвимости…никто не обязан рисовать картину и вы не обязаны ее никому показывать, если вам этого не хочется делать…
Она нарисовала картину. Это была прекрасная картина. Она насладилась процессом рисования. Она забыла, как ей нравилось рисовать в детстве. Маленький собственный мир – только ты и лист бумаги, и разные краски.
После того как все закончили рисовать, большая группа участников снова села в большой круг, положив рядом свои рисунки, сначала лицевой стороной вниз. Тем, кто хотел, было предложено перевернуть свои рисунки так, чтобы их могли видеть окружающие…только тем, кто хотел; к собственному удивлению оказалось, что она этого хотела. Присутствовало ощущение почтения и понимания, что сейчас на этих картинах были вспышки света…секреты души…они были подобны зеркалам…они проявляли.
Ведущий сказал, что он бы хотел посмотреть некоторые картины вместе с художниками, их создавшими. Она подумала, спросит ли он ее; у нее было сильное ощущение, что, возможно, он это сделает…ей этого хотелось. Он спросил ее первую. Ее картина бвыла из далекого прошлого. Она совсем об этом забыла…никогда не думала об этом…она вообще не очень то задумывалась над тем, что она рисовала: это была ночь. На небе была одинокая луна…он задавал очень простые вопросы…и с каждым ответом она немного сильнее ощущала, вспоминала немного больше…а потом слезы хлынули из ее глаз…и ей не важно было, что их кто-то увидит, ей это было не важно. Она чувствовала себя в безопасности, чувствовала, что к ней относятся с уважением и пониманием. Она была грустной и счастливой.
Это случилось несколько лет назад в Москве. Эту женщину, эту смелую и решительную женщину я никогда не забуду. Она настояла на чем-то разумном – на чем-то, что она могла понять и в чем в какой-то степени она могла быть уверенна, и смогла использовать это на практике. Она заслужила мое уважение. Мы встретились. Наше уважение было взаимным, и таким оно всегда будет во время истинной встречи двух умов, сердец, душ. Я по-прежнему ее должник и по-прежнему испытываю благодарность ей. Она является источником вдохновения для меня.
Кит Лоринг
Камбоджа
24.08.05