Библиотека » Военная психология, боевой стресс » Литвинцев С.В., Шамрей В.К. Военная психиатрия
Автор книги: Литвинцев С.В., Шамрей В.К.
Книга: Литвинцев С.В., Шамрей В.К. Военная психиатрия
Литвинцев С.В., Шамрей В.К. - Литвинцев С.В., Шамрей В.К. Военная психиатрия читать книгу онлайн
Военно-медицинская академия
ВОЕННАЯ
ПСИХИАТРИЯ
Учебник
Под редакцией профессора
С.В. Литвинцева, профессора В.К. Шамрея
Санкт-Петербург
2001
УДК 616.89:356.33 (075.8) |
Военная психиатрия. Под ред. С.В. Литвинцева, В.К. Шамрея. -СПб.:
ВМедА, ЭЛБИ-СПб., 2001. - 236 с.
В учебнике освещены основные вопросы общей и
частной психиатрии, отмечены особенности возникновения, формирования
и течения психических нарушений у военнослужащих
в условиях мирного и военного времени. Изложены различные аспекты
психического здоровья военнослужащих, а также вопросы организации психиатрической
помощи в Вооруженных Силах.
В подготовке учебника принимали участие сотрудники кафедры
психиатрии Военно-медицинской академии:
д.м.н. С.В. Литвинцев, И.Л. Гарасим, д.м.н. А.Т. Давыдов, к.м.н. К.Н Койстрик,
д.м.н. А.И. Колчев, к.м.н. С.П. Кропотов, к.м.н. Ю.М. Кузнецов, д.м.н. В.И.
Курпатов, к.м.н. В.М. Лыткин, к.м.н. Ю.К. Малахов, к.м.н. Н.П. Медведев, д.м.н.
В.В. Нечипоренко, д.м.н. Б.В. Овчинников, к.м.н. И.С. Рудой, д.м.н. А.В.
Русланович, д.м.н. Е.В. Снедков, д.м.н. А.Г. Софронов, д.м.н. В.К. Шамрей.
В написании отдельных разделов глав учебника
также участвовали: к.м.н. Е.В. Веденеев (раздел 3.8), д.м.н. Н.И. Косенков
(раздел 12.3), к.м.н. С.В. Перстнев (раздел 5.2).
Рецензенты:
- начальник кафедры нервных болезней Военно-медицинской академии,
Главный невропатолог МО РФ, профессор М.М.Одинак;
- заместитель директора по научной работе психоневрологического
НИИ им. В.М. Бехтерева, профессор Ю.В. Попов.
ISBN
5-94277-001-8
Утвержден
начальником Главного военно-медицинского управления Министерства обороны
Российской Федерации в качестве учебника для курсантов и слушателей
Военно-медицинской академии и Военно-медицинских институтов.
©
ВМедА, 2001
20П1
ПРЕДИСЛОВИЕ
Прошло более четверти века после издания в
1974 году учебника "Военная психиатрия" под редакцией
профессора Ф.И. Иванова. Произошедшие за это время коренные изменения
социально-экономического уклада жизни нашего общества существенным образом
повлияли на организацию и содержание медицинской помощи населению нашей страны
и военнослужащим.
Несмотря на впечатляющие достижения фундаментальных медицинских
наук (нейрофизиологии, нейрохимии, психофармакологии и др.), бурное развитие и широкое
использование в психиатрии средств электронно-вычислительной техники, этиопатогенез многих психических заболеваний
остается не до конца выясненным. Поэтому базирующийся на представлении о
единстве этиологических и патогенетических механизмов возникновения и
развития психических заболеваний и доминировавший на протяжении XX столетия в клинической
психиатрии нозоцент-рический подход сменяется в настоящее время
феноменологическим (основанным преимущественно на детальной характеристике
клинических проявлений) и многоосевым (учитывающим наряду с феноменологией и
другие характеристика состояния) подходами к оценке психической деятельности.
При этом традиционное для отечественной
психиатрии физиологическое направление изучения механизмов формирования
психической патологии, обоснованное в трудах И.М. Сеченова, И.П. Павлова и их последователей, дополняется все новыми данными
о значимости нейрохимических, аутоиммунных, генетических и других
факторов.
За прошедшие после издания предыдущего
учебника годы существенно изменилась структура психической
заболеваемости в стране и армии. Одной из наиболее распространенных (и
социально значимых) форм патологии стали, например, наркомании и токсикомании, которые раньше встречались исключительно редко.
Быстрыми темпами возрастает
распространенность невротических состояний и психосоматических заболеваний.
Отмечается увеличение количества больных с аффективными расстройствами (в
значительной степени в связи с более редкой диагностикой некоторых форм
шизофрении). Следствием широкого использования новых высокоэффективных
психофармакологических средств является повышение удельного
f |
патологического процесса. Возрастание риска возникновения на
территории нашей страны локальных войн и вооруженных конфликтов,
крупномасштабных аварий и катастроф определяет необходимость акцентирования
внимания на особенностях психической
патологии, характерных для экстремальных ситуаций.
Перечисленные тенденции развития психиатрии
нашли отражение в последней версии Международной классификации
болезней (МКБ-10), основные положения и принципы построения которой учитывались
при написании данного учебника. При этом, однако, общая последовательность
изложения материалов в учебнике сохраняет преемственную связь с традиционной
для отечественной психиатрии этиопатогенетической (нозологической)
классификацией психических болезней, органически связывающей психиатрию с общей
медициной.
РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХИАТРИИ
Глава
1 ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ВОЕННОЙ ПСИХИАТРИИ
В буквальном переводе с греческого языка слово "психиатрия"
обозначает науку о лечении души (psyche - душа, iatrea -
лечу). В то время, когда впервые появился этот термин, душа представлялась
самостоятельной, не зависящей от тела, хотя и существовало
предположение, что ее вместилищем является один из жизненно важных органов
(диафрагма, сердце). В современном понимании психиатрия -это наука о распознавании и лечении психических
болезней. Такая формулировка довольно
точно отражает стоящие перед психиатрией задачи, если иметь в
виду, что распознавание, наряду с оценкой клинической картины, основывается на
изучении этиологии, патогенеза, течения и исхода заболевания, а лечение
включает также вопросы профилактики и реабилитации больных.
Предметом изучения психиатрии являются:
- клинико-психопатологические, социальные и биологические аспекты
психических болезней, анализ их причин и
сущности, проявлений и динамики у конкретных больных;
- способы лечения и профилактики психических
расстройств;
- система организации психиатрической
помощи, вопросы экспертизы (военно-врачебной,
судебно-психиатрической, врачебно-трудовой, медико-педагогической), социального
и правового положения больных.
Объектом изучения в психиатрии являются не
только душевнобольные люди (страдающие психозами - заболеваниями, при которых
грубо, качественно нарушается отражение окружающего), но и лица с так
называемыми пограничными расстройствами,
при которых изменения психического состояния имеют преимущественно
"количественный" характер (усиление, заострение и т.п. личностных
черт) и далеко не всегда являются очевидными для окружающих (в том числе и для
врачей). Для практики военной психиатрии важное значение имеет также
изучение доболезнен-ных изменений
психической деятельности, формирование которых значительно повышает вероятность развития заболеваний. Иными
словами, объектом психиатрического исследования является широкий диапазон
психических расстройств психотического, пограничного (невротического) и
доболезненного регистров.
Психиатрия, являясь разделом клинической медицины, связана с
другими медицинскими науками, особенно с
неврологией, социальной гигиеной, физиологией высшей нервной
деятельности, нейробиологией; в ней используются психологические понятия,
методы коррекционной и реадаптационной оаботы печрбнпй пр-
психопатологический.
Кроме того, применяют лабораторно-эксперименталыные (патопсихологические, нейропсихологические, нейрофизиологические,
психофизиологические, нейрорадиологические, психохирургические, биохимические,
серологические,
иммунобиологические, биофизические, фармакокинетические, гистологические),
генетические, социологические, эпидемиологические, статистические
ких
методов в психиатрии имеют междисциплинарный характер. Таким образом, в целом
современная психиатрия изучает различные аспекты психических болезней:
клинико-психопатологические (клиническая психиатрия), социальные (социальная психиатрия), биологические (биологическая
психиатрия).
Большими самостоятельными разделами являются
детская психиатрия, подростковая психиатрия, гериатрическая
психиатрия, судебная психиатрия, психиатрия катастроф и, в частности, отдельно
выделяется военная психиатрия. Военная психиатрия
- это раздел психиатрии и военной медицины, изучающий особенности клиники
и динамики психических нарушений у военнослужащих в мирное и военное время, причины и условия их возникновения,
методы терапии и профилактики, разрабатывающий критерии военно-врачебной
экспертизы при медицинском освидетельствовании военнослужащих с психическими
расстройствами. Важными направлениями исследований в рамках военной психиатрии
являются организация психогигиенической и психопрофилактической работы в
войсках, совершенствование организационных
форм психиатрической помощи и табельного оснащения военных лечебных учреждений
соответствующего профиля, изучение величины и структуры санитарных
потерь психиатрического профиля в военное время и оказания медицинской помощи
этой категории военнослужащих.
В мирное время в Вооруженных Силах разных
государств заболеваемость психическими расстройствами ниже, чем среди
гражданского населения. Это связано стем,
что в армию приходят (или, по крайней мере, должны приходить) соматически и психически здоровые люди. Кроме того,
возрастная структура личного состава исключает появление психозов
позднего возраста, отчасти сосудистых и некоторых других психических заболеваний. Вместе с тем сложные условия военной
службы способствуют выявлению лиц с болезненными состояниями,
относящимися к группе психопатий, олигофрений, отдаленных последствий ранее
перенесенных I черепно-мозговых травм и нейроинфекций, нередко
достаточно хорошо компенсированными в условиях гражданской жизни.
Необходимость адаптации к особым условиям
жизнедеятельности, требование [соответствия психических процессов
разнообразию параметров и режимов рабо-I ты
аппаратов и приборов выдвинули проблему надежности психики, очень важную ;идля
военной психиатрии. Проблема профилактики дизадаптационных расстройств |1(втом
числе, и психических заболеваний) в современной армии настолько близко
соприкасается с психофизиологическими проблемами профориентации и профот-бора, что успешное ее решение возможно лишь при
проведении комплексных (совместно с другими специалистами) научных
исследований. Программа охраны психического
здоровья военнослужащих может быть эффективной лишь при условии, что
она находится в центре внимания не только врачей, но и командиров, их i заместителей по
воспитательной работе, военных психологов, юристов. Создавшаяся ситуация,
когда во многих частях и соединениях развитие войсковой инфраструктуры и
повышение требований к боевой готовности войск отстают от потребностей в
обеспечении надлежащих условий жизни и быта личного состава, является, по
существу, стрессогенной и способствует возникновению, обострению и
декомпенсации различных психических расстройств. Такая обстановка требует от
военных врачей значительных усилий для проведения психогигиенических и психопрофилактических
мероприятий, необходимость совершенствования которых предопределяется
возрастанием приоритета психического здоровья военнослужащих, как важнейшего
фактора боеспособности армии и флота.
i
В трудах Сократа встречается термин "мания",
предположительно образованный от глагола mainesthai - неистовость. Гиппократом
обосновывалась анатомическая локализация психических болезней и описана
меланхолия. Цельс предложил общее название для всех видов психических расстройств - insania (безумие) и разделил их на три вида: френит, меланхолия,
а также "обманы восприятия и мыслей".
III. Средние века. В
европейских странах возобладало религиозно-мистическое отношение к больным с
психическими расстройствами, что привело к массовым их казням на кострах католической инквизиции. Вместе с тем были
заложены основы организации общественного призрения душевнобольных
(преимущественно насильственного характера). По мере становления и
всеобщего распространения христианства прочно укрепился взгляд, что
душевнобольные являются людьми, одержимыми дьяволом, вследствие чего и забота
об их исцелении принадлежит представителям религии. Изменение материальных
условий жизни и культурное развитие привели
к развитию различных форм призрения душевнобольных. Однако условия их
содержания в европейских странах еще долгое время оставались тяжелыми.
С XV века в Лондоне
функционировала больница Бедлам, устроенная в аббатстве Вифлеемской божьей
матери. За каменной оградой этой больницы несколько столетий подряд, вплоть до
конца XVIII века, больные избивались и
были прикованы к стенам цепями, голые люди валялись на соломе в одиночных камерах, куда едва проникал свет.
Публика за плату допускалась в больницу, как в зверинец. Аналогичные
лечебницы были созданы и в других городах центральной Европы. В отличие от
этого подобные меры стеснения в России не применялись. Человечное отношение к
душевнобольным в России было, прежде всего, связано с православным
вероисповеданием народа. Юродивые считались "божьими" людьми и многие
из них содержались в монастырях.
IV. Период XVIII столетия называют
во Франции эпохой Ф. Пинеля (1745-1826), снявшего с
душевнобольных железные цепи. Этот факт наряду с общим социальным и научным
прогрессом обусловил возможность оказания медицинской помощи больным и
научного изучения душевных расстройств. В завещании Пинеля в частности сказано, что психиатрия как эмпирическая наука
впредь должна идти путем естествознания и медицины, где методами
исследования должны быть тщательное наблюдение, изучение причин заболевания,
регулярные записи и ведение дневников.
Развитию идей Пинеля посвятил свою деятельность его ученик Эскироль (J. Esquirol), основавший
первые колонии для душевнобольных, а также написавший выдающиеся научные работы
по классификации психических расстройств, о мономаниях и патологии восприятия.
В России первые лечебницы для душевнобольных (доллгаузы) стали
создаваться с 1762 г. после Указа Петра III. В царствование Екатерины II количество доллгаузов
неуклонно увеличивалось. В 1775 г. с
учреждением в России Приказов общественного призрения стали открываться
психиатрические отделения при больницах и строиться специальные дома
для умалишенных - "желтые дома" (по цвету недорогой краски,
использовавшейся для этих зданий). Первая такая больница была построена в
Новгороде в 1776 г.
V. Конец
XVIII и
начало XIX века
характеризовались бурным развитием организационных форм призрения душевнобольных. Этот период зачастую
связывают с именем английского врача Ж. Конопли (J. Conolly), сумевшего
обеспечить качественное усовершенствование многих психиатрических учреждений,
что в свою очередь позволило ученым в значительной степени систематизировать
накопленный опыт и знания, предложить научные классификации психических
расстройств и организовать преподавание душевных болезней.
VI. В период XIX столетия
интенсивно совершенствовались формы и методы оказания психиатрической помощи, расширилась сеть психиатрических
лечеб-
9
ниц и клиник, стали создаваться психиатрические кафедры
при учебных заведениях для врачей, издаваться научные труды, монографии и учебники. В
результате этого процесса теоретической основой клинической психиатрии явилось нозологическое направление, во многом определившееся благодаря работам
немецкого психиатра Э. Крепелина (Е. Kraepelin).
VII. В течение XX столетия на фоне
бурного прогресса в области фундаментальных
наук и медицины достижения в науке о психических болезнях могут показаться
более скромными. Самым значительным событием для психиатрии многие исследователи
считают создание в 1950-х годах принципиально нового класса пси-хотропных лекарственных средств - нейролептиков,
применение которых не только изменило облик психиатрического стационара, но
и позволило значительно большему количеству больных находиться в
экстрамуральных условиях, в том числе сохранив трудоспособность. С нарастанием
интенсивности и усложнением социальной
жизнедеятельности современного человека в век научно-технического прогресса
все большее развитие получает "пограничная", или "малая",
психиатрия, совершенствуются формы и методы
реабилитации и социальной адаптации больных с психическими расстройствами.
Активное развитие отечественной психиатрии берет свое начала с VIII века и тесно связано с
деятельностью кафедры душевных болезней Военно-медицинской (Медико-хирургической) академии.
2.2. Основание кафедры психиатрии
Военно-медицинской (Медико-хирургической) академии
История военной психиатрии в России неразрывно связана с
деятельностью первой отечественной кафедры психиатрии Военно-медицинской
(Медико-хирургической) академии.
Среди исторических факторов, способствовавших организации
преподавания психиатрии в академии, далеко
не последнюю роль сыграло развитие в России юстиции и особенно системы т.н.
Совестных судов (1775-1850), рассматривавших среди прочих дела о
"преступлениях, учиненных безумными" и дела
"колдунов", в которых медицинская экспертиза была необходима, что
требовало от врачей - выпускников академии - знания душевных болезней. Не
случайно в академическом курсе судебной медицины особо освещались некоторые
психиатрические аспекты. Позднее, в 1832 г., профессором кафедры судебной
медицины С.А. Громовым был издан учебник с подробным психиатрическим разделом
"Душевные болезни в судебно-медицинском отношении", где нашли
отражение научные концепции европейских ученых-психиатров. Чтение основ
психиатрии с 1832 г. в курсе судебной медицины стало одной из предпосылок
системного преподавания этой дисциплины в академии.
Клинические основы психиатрической науки в академии стали
формироваться в рамках терапевтической клиники. Именно с этим важнейшим
обстоятельством связано господствующее в русской психиатрической науке
материалистическое представление о биологическом единстве психических и
соматических процессов у человека. Организационное становление системы
преподавания в академии душевных болезней относится к 1835 г. и связано с
утверждением нового Устава Медико-хирургической академии. Первым официальным
преподавателем психиатрии становится адъюнкт-профессор кафедры внутренних
болезней и патологической семиотики П.Д. Ши пул и некий, окончивший к тому
времени философский факультет духовной семинарии и Медико-хирургическую
академию в 1831 г. Читал он психиатрию в курсе внутренних болезней на 4-м году
обучения по 6 часов в неделю. С приобщением к преподаванию психиатрии П.Д.
Шипулинского впервые
10
в качестве клинической базы стало использоваться
существовавшее с 1817 г. госпитальное отделение
для душевнобольных.
В1842 г. после назначения в академию для
чтения душевных болезней профессора Виленской
Медико-хирургической академии О.И. Мяновского психиатрия была выделена в качестве отдельной самостоятельной
дисциплины вне какой-либо кафедры. Однако профессор О.И. Мяновский, став
первым преподавателем душевных болезней как самостоятельной дисциплины,
работал всего около трех месяцев. Факт
выделения психиатрии для отдельного чтения явился этапом становления
этой дисциплины. Профессор О.И. Мяновский, оставив преподавание психиатрии, привлек к чтению курса душевных болезней
адъюнкт-профессора ПК. Кула-ковского, впоследствии ставшего профессором
фармакологии, рецептуры и накожных болезней. ПК. Кулаковским душевные болезни
преподавались студентам 4-го курса во втором полугодии по 2 часа в неделю на
латинском языке. Значительным усовершенствованием клинической базы
преподавания стало открытие в 1846 г. отделения для лечения психически больных
военнослужащих при 2-м Военно-сухопутном
госпитале.
К одной из заслуг О.И. Мяновского перед отечественной психиатрией
следует отнести проявленную им инициативу в назначении в академию лекаря И.М.
Балин-ского. Дальнейшее становление русской психиатрии, в том числе
формирование отечественной научной школы, связано с именем этого замечательного
ученого, -"отца русской
психиатрии", как о нем отзывались уже современники с 1887 г. когда состоялся 1-й съезд отечественных психиатров в
Москве. 29 января 1857 г. вышел Императорский указ, предписывающий
Конференции академии разработать новый Устав и представить предложения о
создании новых кафедр, в том числе и кафедры душевных и нервных болезней.
Адъюнкт-профессор И.М. Балинский, являясь младшим ординатором 2-го
Военно-сухопутного госпиталя, вскоре стал
единственным преподавателем психиатрии в академии. Через год, 13 июня
1859 г., открылась созданная по проекту И.М. Балинского, первая в Европе специальная
кафедральная клиника душевных болезней. 31 октября 1859 г. при клинике открыли
амбулаторию для душевнобольных, осуществлявшую консультативную
специализированную психиатрическую помощь и обеспечивающую специальный подбор
больных для учебной и научной работы
клиники. Характерно, что клинической базой психиатрических кафедр всех
европейских университетов являлись ближайшие психиатрические больницы. Самостоятельно
существующие кафедральные клиники душевных болезней стали появляться в Европе
лишь в конце прошлого века.
Самое, пожалуй, значительное для отечественной психиатрической
науки решение Конференции
Медико-хирургической академии состоялось 27 февраля 1860 г.: "Конференция
академии, убеждаясь в том, что преподавание во всей обширности учения о нервных болезнях и болезнях,
сопряженных с расстройством умственных
способностей, необходимо не только с целью подготовки врачей практически, но
и ученых по этой отрасли науки..., находит необходимым учреждение при академии
особой кафедры". Следовательно, открытая в академии "в сентябре месяце
предстоящего академического курса (1860) кафедра для преподавания в полном объеме учения о нервных болезнях и болезнях,
сопряженных с расстройством умственных способностей", явилась
первой психиатрической кафедрой в России.
11
И.М.
Балинский (1827-1902) |
Научная школа И.М. Балинского оставила около 80 печатных трудов. Большинство работ относилось
к клиническим и патологоанатомическим изысканиям,
т.е. к вопросам выявления этиологии и
патогенеза душевных заболеваний. Значительное место традиционно занимали
проблемы криминальной психопатологии. Известно, что И.М. Балинский, создав все необходимые условия для развития
отечественной психиатрической науки, сам
фундаментальных научных трудов не оставил. Однако выполненные им в
Медицинском Совете, в клинике душевных болезней и психиатрических больницах экспертные психиатрические заключения
и организационные проекты лечения душевнобольных явились бесценными учебными и
научными пособиями для его многочисленных учеников, возглавивших различные психиатрические учреждения России,
организованные по замыслу и планам И.М.
Балинского.
Важным признаком научной деятельности кафедры периода И.М.
Балинского является наметившееся
разделение основных направлений исследования в области душевных болезней. К
ним относятся исследования в области клинической психиатрии, психиатрии
детства, диагностики психических расстройств,
в том числе лабораторной, судебной психиатрии, организации психиатрической помощи, клинической неврологии, в том
числе топической диагностики, а также нормальной и патологической
анатомии и гистологии центральной нервной системы. На кафедре были переведены
на русский язык основные зарубежные руководства
и учебники по психиатрии, переведены на иностранные языки и опубликованы
в европейских периодических изданиях наиболее значительные научные работы сотрудников кафедры.
Таким
образом, во второй половине прошлого столетия и особенно в первые годы
деятельности кафедры под руководством И.М. Балинского произошло становление основ отечественной научной психиатрии.
Уже к концу 60-х гг. 19-го столетия сложилась единая отечественная
психиатрическая школа И.М. Балинского, учениками
которой стали И.П. Мержеевский, сменивший на кафедре И.М. Балинского, а впоследствии - В.М. Бехтерев. Получила
развитие клиническая база кафедры.
Так, 2 мая 1866 г. было Высочайше утверждено мнение Государственного Совета,
основанное на предложении Военного Совета о содержании умалишенных в академии
следующим образом: "Существующее при 2-м военно-сухопутном госпитале
отделение душевных болезней на 150 человек преобразовать с 1867 г. в два
учреждения, а именно: а) клинику душевных болезней при Медико-хирургической
академии на 100 человек военного ведомства больных умопомешательством, излечимых,
и б) временный приют при 2-м военно-сухопутном госпитале, (в нынешнем
помещении клинического отдела Военно-меди-цинской академии) и на 100 человек
умопомешанных неизлечимых, не лиц военного ведомства". Составлены
12 |
были также и штаты для клиники и приюта. Постоянным врачам клиники
"положено было производить содержание из усиленного оклада". По
своему оборудованию, штату и содержанию
больных клиника была в то время в России первым психиатрическим
учреждением, где лечение и уход за душевнобольными мог осуществляться на
передовых научно обоснованных принципах.
В связи с открытием психиатрических отделений в крупнейших военных
госпиталях страны возникла необходимость в переподготовке и усовершенствовании
военных врачей. Для этой цели Главное военно-медицинское управление стало
прикомандировывать ежегодно одного врача на два года.
И.П. Мержеевский возглавил кафедру в 1877 г. Большинство
исследований, производимых в то время, относилось к области патологической
анатомии и не столько клинической, сколько экспериментальной, т.е. имело
своей задачей изучить изменение центральной нервной системы при различных условиях
опыта: при отравлениях, искусственно вызванных гиперемии и анемии, при
сдавлении мозга, лакировании кожи, после удаления щитовидной железы.
Выполнялись работы по физиологии, нормальной и патологической, а также
клинические, такие, как исследование температуры, пульса и дыхания у
душевнобольных, изучение расстройств движений, нарушений в сфере внешних чувств
при неврозах, электротерапии,
электродиагностике yi т.д.
В интересах дальнейшего развития клинической
базы психиатрической кафедры И.П. Мержеевским в 1886 г. было
возбуждено ходатайство о постройке нового здания клиники душевных болезней. В
рапорте были указаны недостатки устройства
здания, занимаемого клиникой и прежде всего отсутствие вентиляции и центрального
отопления. Предложенный специально созданной комиссией проект получил
утверждение. Новое здание клиники душевных болезней, лишь только часть которого
принадлежит клинике в настоящее время, было заложено 24 мая 1887 г., а 24 июня
1892 г. состоялось его торжественное открытие.
Столь сжатые сроки строительства объясняются, не в последнюю
очередь, глубоким пониманием необходимости переустройства клиники и поддержкой
со стороны Военного министра генерал-адъютанта П.С. Ванновского (1822-1904),
человека высокообразованного, имевшего богатый боевой опыт, командовавшего
армейским корпусом во время русско-турецкой войны, впоследствии занявшего пост
министра народного просвещения. Как указывал И.П. Мержеевский, при выработке
плана новой клиники было обращено особое внимание на то, что, независимо от
гигиенических условий, которые следовало довести до высокой степени
совершенства, требовалось дать возможность легко и свободно разделить больных по категориям, а также не затруднять надзора за
счет излишней разбросанности помещений для больных. Поэтому в основу
плана был положен павильонный принцип, как лучший в гигиеническом отношении.
Основная часть помещений была размещена в центральной части, обращенной к
юго-западу, другие были расположены в восьми павильонах. Для кухни был построен
отдельный флигель. Все сооружения были
затем объединены теплыми галереями, ограничивающими прогулочные дворики.
На внешней территории клиники были построены: домик для сторожа - на Самарской
(ныне Боткинской) улице, каменная оранжерея - на Нижегородской (ныне улице Лебедева),
в северной зоне - летний деревянный павильон для помещения больных на период
ремонта зданий, рядом деревянный кегельбан.
Здание было электрифицировано,
телефонизировано. Имелись оборудованные йлектротерапевтическое
отделение, гидротерапевтическое отделение, под полом которого размещались калориферы, его согревающие. Воздух мог быть
произвольно нагрет до температуры 40 градусов по Цельсию. Имелись различные
души, 2 бассейна. На третьем этаже главного здания расположились, кроме
церкви, библиотеки, архива, кабинеты для химических и микроскопических
исследований.
13
Симметричное расположение отделений облегчало ориентировку в
здании. Внутреннее оборудование спокойных
отделений для спокойных больных отличалось отсутствием казенного госпитального вида и напоминало удобные, уютные жилые помещения.
Так, например, дневное офицерское отделение состояло из столовой, читальной, рабочей комнаты, биллиардной и
комнаты для занятий музыкой с роялем, а также имелись ванная, клозет,
буфетная комната и кладовая. Те же помещения, кроме музыкальной комнаты и
биллиардной, имелись в отделениях для дневного пребывания спокойных
больных нижних чинов. Спальни располагались на 2-м этаже.
Надзорные требования к содержанию душевнобольных соблюдены были до
мелочей. Так, например, дверные щеколды психиатрических замков могли
фиксироваться в выдвинутом положении, что препятствовало нежелательному
захлопыванию двери больным и были сверху закруглены, чтобы нельзя было
закрепить веревочную петлю. Оконные решетки отсутствовали, вместо них в окнах
было использовано 1,5 сантиметровое корабельное стекло. Шторы на отделениях
располагались между внутренними и наружными рамами, шнурки выведены в комнату,
но скрыты в металлических коробках, закрывающихся на ключ. Все детали
фурнитуры не имели выступов и незакругленных углов. Самовары в буфетах были
закреплены, обогревались паром и соединялись с водопроводной трубой. Больные
могли согревать дополнительную пищу на паровых обогревателях. Все системы труб
располагались внутри стен.
В1893 г. профессором кафедры душевных
болезней академии был избран В.М. Бехтерев, сменивший на этом
посту своего учителя И.П. Мержеевского. В организационно-клиническом отношении
В.М. Бехтерев последовательно осуществлял дело, начатое его предшественниками и
учителями - И.М. Балинским и И.П. Мер-жеевским. С приходом В.М. Бехтерева
существенные дополнения были внесены в круг
лечебных мероприятий.
В новом здании клиники были прекрасно оборудованы гидро- и
электротерапевтическое отделения, получили свое развитие лечебная физкультура,
массаж, "дрожательная" терапия,
вытягивание позвоночника. Чаще стали применяться рентгеновские
исследования, разнообразнее фармацевтические средства. Особую известность при
лечении эпилепсии приобрела смесь горицвета с бромистым калием, натрием и
кодеином, получившая название Бехтеревской микстуры. Широко стала использоваться гипнотерапия. Одну из своих
лекций В.М. Бехтерев традиционно каждый год посвящал
учению о гипнозе. В клинике была устроена
специальная операционная, куда были привлечены такие опытные
академические хирурги, как М.С. Субботин и
Н.А. Вельяминов. Тем самым впервые хирургические способы лечения были
применены в психиатрической клинике.
И.П.
Мержеевский (1838-1908) |
Одновременно В.М. Бехтерев поставил вопрос о строительстве специального здания для клиники нервных
болезней. План, разработанный при его активном участии, был утвержден, в 1896
г. произведена закладка здания и уже 19.11.1897 г.
произошло официальное открытие клиники нервных болезней на 20 больных. Новое здание соединялось общим
коридором с клиникой душевных болезней.
Вновь построенная клиника имела три отделения. По "Положению"
1898 г. клиника душевных и клиника нервных болезней были объединены в одно целое, отделены от клинического военного госпиталя и состояли в виде особо-
14
го клинического учреждения под именем клиники душевных и нервных болезней при Военно-медицинской академии.
В.М.
Бехтерев (1857-1927) |
Кроме штатного состава в обеих клиниках и в лабораториях работали прикомандированные для усовершенствования по душевным и нервным болезням
военные врачи, число которых доходило до 30 и более человек. Все они вели и
научную работу, активно участвовали в
заседаниях созданного и руководимого В.М. Бехтеревым общества нормальной и патологической психиатрии при академии,
использовали богатейшие медико-архивные материалы кафедры. Большая часть научных исследований, проводимых в то время, относилась
к анатомии и физиологии центральной нервной
системы, психологии, клинике душевных и нервных болезней в корреляции с
физиологическими показателями.
Деятельность В.М. Бехтерева на посту начальника кафедры душевных и
нервных болезней академии была чрезвычайно многогранной. Одновременно ему
удавалось совмещать руководство кафедрой с организацией целого ряда самостоятельных
научно-исследовательских учреждений.
2.3.
Становление я развитие военной психиатрии
До середины прошлого столетия вопросы призрения душевнобольных
военнослужащих не входили в сферу непосредственного рассмотрения военного
ведомства. Заболевшие военнослужащие после продолжительного пребывания без лечебного
вспоможения в неприспособленных к тому отделениях госпиталей, как правило,
оказывались в лечебницах для душевнобольных. Опыт русско-турецкой войны
1853-1856 гг. выявил многие недостатки системы войсковой организации и
медицинского обеспечения. Получаемые Военным ведомством в период проводимого
реформирования статистические данные о заболеваемости в армии требовали
интенсивного развития психиатрической помощи в военных округах.
Организация первых психиатрических отделений при военных
госпиталях связана с деятельностью учрежденного в 1859 г. Главного
военно-санитарного комитета. Комитет был
образован для обсуждения собранного материала о "неудовлетворительном
состоянии военных врачебных заведений", о злоупотреблениях в них, а
также для разработки проекта нового госпитального устава. Устройству психиатрических
отделений при военных госпиталях придавал первостепенное значение И.М.
Балинский (наряду с руководством кафедрой и клиникой душевных болезней). Уже в
марте 1860 г. И.М. Балинский прибыл в Москву и, посетив военный госпиталь, доложил в Главное военно-медицинское
управление, что находящиеся в госпитале больные, "одержимые
душевными болезнями, помещаются весьма неудобно
и не пользуются никаким особым лечением, между тем, число их простирается
почти постоянно до 20 человек". Предложения И.М. Балинского были изу-
15 |
чены и доложены военному министру, который в ноябре 1860 г.
предписал Медицинскому департаменту сделать все необходимые распоряжения
"к немедленному приведению в
исполнение" предложений относительно призрения душевнобольных. В
результате принятых в 1860-х гг. безотлагательных мер оборачиваемость коечного
фонда существенно возросла не только в психиатрических отделениях военных
госпиталей, но и в клинике душевных болезней Медико-хирургической академии.
С 1867 г. решением вопросов устройства и благосостояния военно-врачебных
заведений занимался созданный при Военном Совете Главный Военно-госпитальный
комитет. Созданные по проектам И.М. Балинского психиатрические отделения при
военных госпиталях возглавили первые его ученики. Тем самым было обеспечено общее гуманистическое направление
деятельности военных психиатров школы И.М. Балинского. Необходимо отметить, что
именно благодаря единству подходов к диагностике и лечению душевных
болезней руководителей психиатрических отделений, а также слаженности и
четкости в работе по медицинскому обеспечению войск
после военной реформы 1875-1876 гг. все передовые нововведения внедрялись
в психиатрических отделениях Военного ведомства в кратчайшие сроки и с высокой
эффективностью. В течение многих лет система психиатрической помощи в
учреждениях Военного ведомства развивалась, ассимилируя новейшие достижения в
области лечения душевнобольных.
Развитие научной деятельности кафедры
душевных болезней Военно-медицинской
академии в направлении клинико-статистического изучения нервно-психического
здоровья населения России, психических эпидемий, пограничных психических
расстройств и решения целого ряда клинико-организационных вопросов непосредственно на театре военных действий позволило
впервые в мировой практике создать
научно обоснованную систему оказания психиатрической помощи в боевых условиях.
Эффективное функционирование сложившейся
таким образом системы психиатрического обеспечения войск относится
к периоду ведения локальных боевых действий в русско-японскую войну 1905-1906
гг. Тогда первые эвакуированные с боевых позиций военнослужащие с психическими
расстройствами размещались в общих палатах соматических отделений. Российский
Красный Крест взял на себя более половины материальных расходов по организации
психиатрической помощи, предоставил
врачей-специалистов и создал специальную комиссию под председательством
В.М. Бехтерева для разработки основ организации психиатрической помощи в
русской армии. В состав комиссии вошли: М. Нижегородцев, Н. Реформатский и П. Добротворский.
По предложению В.М. Бехтерева Военно-медицинский ученый комитет
принял 22.06.1905 г. решение об устройстве
психиатрических отделений в военных госпиталях Приамурского и Сибирского
военных округов, в первую очередь в Хабаровске, Чите, Иркутске. Психически
больные, выявлявшиеся как в передовых частях, так
и в тыловых медицинских учреждениях, поступали сначала в общесоматические
лазареты и полевые госпитали, а затем оттуда - в специализированные психиатрические
стационары. Дополнительно вблизи передовых позиций работали полевые
психиатрические приемные покои Красного Креста. В результате впервые
представилась возможность наблюдать, анализировать и обобщать фактические
16 .
данные о характере, течении и исходах психических расстройств
боевой обстановки на различных этапах медицинской эвакуации. Функциональное
объединение организационно-штатных
психиатрических структур различной ведомственной принадлежности обеспечило
создание единой системы оказания психиатрической помощи с определением
принципов ее оптимального функционирования в условиях локальной войны.
Обобщение опыта военной психиатрии периода русско-японской войны
отечественными и зарубежными специалистами позволило разработать наиболее общие
принципы психиатрического обеспечения боевых действий (приближенность
психиатрической помощи к передовым районам; осуществление прогностической
) сортировки на всех этапах медицинской
эвакуации; унификация подхода к диагностике, лечению и
прогнозированию; организация преемственности и последова-
\ тельности
в оказании психотерапевтической помощи и др.).
Стало ясным, что решение лечебно-диагностических, экспертных,
профилак-
| тических и организационных проблем психиатрии войны определяется
уровнем
[ дифференциальной диагностики в зависимости
от величины и структуры санитарных потерь психиатрического
профиля, степенью разработки комплекса всех мероприятий на этапах медицинской эвакуации в отношении лиц с боевой
психической травмой.
Термин "военная психиатрия" был
обоснован в 1909 г. на III съезде отечественных
психиатров. Уже тогда указывалось, что военная психиатрия "ставит конечной
целью помочь военному осуществить свое назначение, исполнить свой
долг, помочь военному перенести боевую обстановку и в ней остаться полезно
деятельным". Подчеркивалось, что это
широкая, особая дисциплинарная задача. В период первой мировой войны
приближение психиатрической помощи к передовым районам в русской армии
посчиталось ненужным. Это привело к тому, что большая
i часть
психически больных эвакуировалась с фронта и в боевые порядки затем не
возвращалась. Однако мнение отечественных психиатров о необходимости лече-
, ния военных психоневрозов, в особенности истерических, во
фронтовых специа-
I лизированных лечебных учреждениях с установкой на быстрый
возврат таких больных в строй, не изменялось.Они настаивали на создании специальных
тыловых госпиталей для лечения "военных неврозов". Напротив, армии
западных стран в полной мере использовали достигнутые русскими, в том числе и
разработанные в период русско-японской войны, принципы приближенности к боевым
порядкам; в передовых районах у них
развертывались военно-лечебные учреждения для больных психоневрозами.
Начальный период после Октябрьской революции был не самым
благоприятным для развития военной психиатрии. Представления политических и
некоторых военных руководителей о психической заболеваемости военнослужащих
сводились к отрицанию психических расстройств вследствие отсутствия
"социальных причин" для их развития в Рабоче-крестьянской Красной
Армии.
С1918 г. Постановлением Наркомздрава Н.А. Семашко от 18 сентября
все психиатрические отделения военных госпиталей были переданы в распоряжение
невропсихиатрической подсекции Наркомздрава, а в 1922-1923 гг. в соответствии
с приказом заместителя Наркомздрава З.П. Соловьева военно-психиатрические
отделения были ликвидированы вовсе. Наибольшее место в планах
научно-исследовательской работы кафедры заняли вопросы психофизиологии, так
называемой "психотехники". Изучались вопросы оптимизации военного труда
летного состава, связистов, лыжников, и других
17
категорий
военнослужащих Красной Армии, то есть проблемы, не имеющие прямого отношения к
военной психиатрии.
Ввиду отсутствия в войсках штатно-организа-ционных психиатрических
структур научно-методические рекомендации кафедры адресовались врачам
неврологических отделений госпиталей и войсковым врачам и касались
преимущественно профессионального отбора и
распределения воинских кадров,
"контроля за психическим и физическим развитием, трудом и бытом с целью
оздоровления трудовых процессов и быта".
В.П.
Осипов (1871-1947) |
В первые месяцы Великой Отечественной войны
практическая психиатрическая помощь в действующих частях
ограничивалась эвакуацией больных из армейского и фронтового районов в тыловые
госпитали страны. Всего было эвакуировано
до 70% раненых и больных психиатрического
профиля. Значительную долю среди них занимали так называемые
"контуженные". Данная категория
больных оказывалась в различных общехирургических и терапевтических
госпиталях без адекватной медицинской
помощи, что привело к перегрузке этапов медицинской эвакуации и
инвалидизации
больных. До 50 % из них были признаны не годными к военной службе и сняты с
воинского учета. Вместе с тем многие военные психиатры, как из числа кадрового
состава, так и призванные из запаса, не использовались по специальности.
Развитие структурированной системы оказания психиатрической помощи
связано с решением медицинской службой задачи возвращения в строй возможно
большего числа раненых и больных и относится к началу 1942 г., когда особенно
обострилась проблема недостатка призывного контингента для фронта. С этого времени учреждения психоневрологического профиля
последовательно стали организовываться, начиная с глубокого тыла, во
фронтовых и, наконец, в армейских районах. Так, например, организация
психоневрологической помощи на Прибалтийском фронте началась с марта 1942 г. и
продолжалась до конца второго года войны.
С ликвидацией излишней этапности и приближением психиатрической
помощи к линии фронта была практически решена проблема скорейшего возвращения в
строй возможно большего числа раненых и больных. Созданные позднее психоневрологические отделения в армейских госпиталях
для легкораненых (АГЛ Р), оказавшись наиболее приближенными к линии
фронта, приняли на себя основной поток контуженных, став "фильтром для
больных с нервными и психическими заболеваниями
в армейском районе". В результате организации такой структуры психоневрологической
помощи и совершенствования методов лечения в конце войны около 90-95% лиц с
психическими расстройствами стали возвращаться в строй.
Советская военная психиатрия периода второй мировой
войны оказалась весьма эффективной. Так, в армии США отношение психиатрических потерь
к убитым
18 |
и
раненым было в 2-2,5 раза выше, чем в Советской Армии, несмотря на то, что Советская
Армия вела значительно более интенсивные боевые действия, а следовательно,
среди советских военнослужащих вероятность развития реакций боевого стресса была более высокой.
Лечебно-организационное
определение контингента пораженных психиатрического профиля с транзиторным
характером расстройств (контуженные) позволило обосновать и обеспечить
приближение психиатрической помощи к передовой, что в свою очередь ускорило
возвращение пострадавших данной категории в строй за счет резкого сокращения
сроков госпитального лечения. Для военной психиатрии главным итогом Великой Отечественной
войны стало практическое создание эф-; фективной структурированной
системы психиатрического обеспечения Советской > армии.
Научные
исследования в первые послевоенные десятилетия выполнялись учеными,
имевшими собственный богатый опыт психиатрического обеспечения войск в
условиях боевых действий. Научно-методическим центром военной психиатрии :
являлась кафедра психиатрии Военно-медицинской академии. Так, в 1934 г. ка-|
федрой был подготовлен специальный сборник по вопросам военной психиатрии ; 'Психозы и психоневрозы войны". В сборнике
затрагивались проблемы психопатологии и неврозов военного времени (С.П.
Рончевский, Д.Г. Боген), острых психозов войны (В.Е. Макаров), организации психоневрологической помощи в военное
время (Н.И. Бондарев). Несмотря на схематичное изложение многих проблем
военной психиатрии, сборник имел большое значение прежде всего потому, что
при-| влек внимание к вопросам военной психиатрии, которые до тех пор никогда
не ставились столь широко. Второй сборник по вопросам военной психиатрии был издан
в 1941 г. под названием "Вопросы психиатрической практики военного вре-|мени".
Книга эта, составленная В.П. Осиповым, С.П. Рончевским, В.А. Горовым-[Шалтаном, В.А. Макаровым и М.Ш. Глекелем, сыграла
основную роль в подготовке
военных психиатров в годы Великой Отечественной войны.
Н.И.
Бондарев (1888-1965) |
Н.И.
Бондарев имел опыт военного психиатра еще со времени первой мировой войны,
когда в 1915 г. он был мобилизован в армию и прикомандирован ("лекарем
без чина") к клинике психиатрии
академии, где впервые описал "контузионные автоматизмы". Его
докторская диссертация, Защищенная в 1920 г., называлась: "Опытэкспериментально-психологического
исследования боевых впечатлений на
солдат". Кроме того, он проводил исследования
реактивных психозов, а также психозов,
связанных с интоксикацией тетраэти л свинцом, раневой инфекцией. Особое
внимание в своих работах Н.И.
Бондарев уделял вопросам организации оказания психиатрической помощи.
Еще в 1934 г. в сборнике "Психозы и психоневрозы войны" им была опубликована статья "Организация
психиатрической и психоневрологической по-
19 |
Boop |
мощи в Красной Армии во время войны", в
которой представлена прогностическая оценка санитарных потерь
психиатрического профиля в возможной войне (1,5%), что в последующем нашло свое
подтверждение. Во время войны им была разработана схема оказания помощи в
районе фронтового тыла с системой централизации управления. В статье "Психиатрическая помощь в
действующей армии" (1943) профессор Н.И. Бондарев конкретизировал свои положения. В период с 1947 по
1954 гг. он возглавлял кафедру. Большинство научных работ, выполненных в то
время под его руководством, было посвящено
изучению психических расстройств при травмах головного мозга, маниакально-депрессивному
психозу и интоксикационным психозам.
Н.Н.
Тимофеев (1898-1977) |
Н.Н. Тимофеев с началом войны стал психиатром Ленинградского
фронта, а с 1942 г. - главным психиатром
Советской Армии. В своих исследованиях основное внимание он уделял
клинико-организационным вопросам военной
психиатрии, военно-врачебной и
судебно-психиатрической экспертизе. Обладая огромным опытом в вопросах
организации военной психиатрии, Н.Н. Тимофеев
подчеркивал необходимость приближения психиатрической помощи к зоне
боевых действий. С 1954 по 1956 гг. он возглавлял кафедру. Обладая огромным опытом организации военной психиатрии,
большими клиническими познаниями, будучи блестящим судебно-психиатрическим и
военно-врачебным экспертом, Н.Н. Тимофеев в 1960 году защитил
докторскую диссертацию, посвященную вопросам организации и проведения военноврачебной
экспертизы психических заболеваний, сохранившую актуальность до наших дней. В своих работах Н.Н. Тимофеев описал синдром
гипопатии, а также осветил роль гормональных факторов в патогенезе
маниакально-депрессивного психоза.
А.С.
Чистович (1897-1981) |
Впоследствии все большее место в научной деятельности кафедры
стали занимать вопросы, связанные с выяснением этиопатогенеза психозов.
Основные работы в этом направлении были выполнены в период с 1956 по 1960 г.
под руководством профессора А.С. Чистовича, который показал, что у
существенной части раненых через несколько месяцев возникали психозы, принимавшие
обычно затяжное, а иногда и хроническое течение. Предполагаемой причиной
раневых психозов чаще всего являлся затяжной остеомиелит, реже вя-20
лотекущая
флегмона. Изучение их патогенеза, по мнению А.С. Чистовича, могло позволить
выяснить некоторые патогенетические механизмы психозов мирного времени. Так, в качестве причины возникновения
психозов рассматривались очаги гнойной инфекции, такие как тонзиллиты,
отиты, синуситы и т.п. Созданная А.С. Чистовичем этиопатогенетическая модель
психозов, помимо очевидного вклада в развитие всей отечественной психиатрии,
имела огромное значение для психиатрии военной, поскольку позволяла
прогнозировать вероятные психические
расстройства вследствие воздействия на человека различных поражающих факторов.
С 1961 по 1962 г. кафедру возглавлял профессор И.Ф. Случевский, автор
известного в свое время учебника психиатрии (1957). Большое внимание он уделил
обоснованию нозологической сущности шизофрении, описал синдром
"атактического антагонизма". Многие его
работы были посвящены вопросам патогенеза эпилепсии, патофизиологии
психопатологических синдромов и симптомов. Работая в сложный период
политического давления на судебную психиатрию, И.Ф. Случевский рассматривал
спорные вопросы судебно-пси-хиатрической
экспертизы принципиально и грамотно.
И.Ф. Слу невский (1903-1966) |
В 1963 г. начальником кафедры психиатрии был
избран профессор А.А. Портнов. Во время Великой Отечественной войны
он служил в должностях армейского [ психиатра и начальника психиатрического
отделения фронтового госпиталя, по-\ этому в вопросах военной психиатрии
ориентировался достаточно глубоко. В пе-I риод его руководства на кафедре
продолжились исследования по вопросам психи-|ческих расстройств при закрытых черепно-мозговых
травмах, алкоголизме, проблеме пограничных
психических расстройству военнослужащих.
В период с 1970 по 1972 г. кафедру психиатрии возглавлял
профессор Ф.И. Иванов, который, будучи врачом войскового звена, участвовал в
Финской кампании (1939-1940 гг.) и в Великой Отечественной войне. Основные его
работы были посвящены проблемам экзогенных психозов, неврозам и психоневрозам
военного времени, им написана и издана
великолепная монография "Реактивные психозы в военное время"
(1970), содержащая уникальный обобщенный материал, посвященный аспектам
боевой психической патологии, наблюдавшейся, в первую очередь, на театре войн
русско-японской и Великой Отечественной.
Кроме того, Ф.И. Иванов является редактором и соавтором учебника военной психиатрии
(1974), по которому долгие годы учились курсанты и слушатели академии.
А.А. Портнов (р.1914г.) |
В 1973 г. Ф.И. Иванова на посту начальника кафедры сменил профессор Л .И. Спивак. Его докторская
диссертация: "Психопатии и
психопатоподобные состояния;
21
Ф.И. Иванов (р. 1912г.) |
Л.И.
Спивак (1925-1999) |
(клиника эксплозивной формы, динамика,
диагностика, компенсация и декомпенсация в условиях военной
службы" (1962), предопределила одно из основных в последующем направлений научно-исследовательской деятельности кафедры -
развитие учения о психопатиях и нервно-психической неустойчивости. На
кафедре того времени также интенсивно
изучалось действие психотомиметиков, были обоснованы психофармакологические
рецептуры для расширения адаптационных возможностей и повышения боеспособности
военнослужащих.
В.К. Смирнов (р. 1933г.) |
В 1985 г. начальником кафедры был избран профессор В.К. Смирнов.
Основными направлениями научных исследований кафедры являлись: психопатология сознания, психогигиена и психиатрическая профпатология, психиатрия
катастроф и экологическая психиатрия. Более значительное место в
научной работе кафедры стали занимать вопросы психиатрии боевой обстановки,
наркологии и суицидологии, психофармакологии,
а также психических расстройств при травмах головного мозга. Решению вышеперечисленных задач значительным образом
способствовала война в Афганистане (1979-1989), которая позволила отечественным
военным психиатрам расширить имевшиеся у них представления о боевых
поражениях различного профиля и заставила частично пересмотреть прежние
подходы к организации помощи пострадавшим.
Как показали исследования, наиболее существенным образом специ-
22 |
1 фика афганского театра военных действий
отразилась на клиническом оформлении
боевой психической травмы и, соответственно, на многих
доктринальных положе-
| ниях военно-полевой психиатрии. Оказалось,
что так называемые «классические»
формы острых реактивных состояний и психозов,
I которые
описывались в учебных руководствах,
[ встречались в Афганистане довольно редко. Спе-
i циалистам пришлось иметь дело с иной,
«нетрадиционной» для предыдущих войн, психопатологией.
!
Ее типичными чертами были регрессивный характер симптоматики с отсроченным
началом, пережи-
[ванием вины, агрессивностью, диссоциальным по-
| ведением, злоупотреблением психоактивными ве-
[ществами.
В период с 1994 по 1997 г. кафедрой руководил
|
профессор В.В. Нечипоренко. В этот период продолжены предыдущие
исследования, внесен суще-
| ственный вклад в развитие учения о суицидальном
[поведении и психопатиях у военнослужащих,
целым
В.В.
Нечипоренко (р. 1941 г.) |
Ерядом
сотрудников кафедры осуществлялось дальнейшее изучение проблемы
психиатрии локальных
{войн и катастроф мирного времени.
С1997 по 2001 г. кафедрой руководил
профессор С.В. Литвинцев. Коллективом
С.В.
Литвинцев (р. 1945г.) |
кафедры
продолжалось изучение и обобщение опыта оказания психиатрической помощи в
условиях современного театра военных
действий. Ведущими направлениями исследований в этой области являются изучение принципов построения системы организации
психиатрической помощи и штатно-организаци-онных структур в армиях воюющих
стран, исследование условий формирования и клинико-динамичес-ких особенностей
экзогенных и психогенных психических
расстройств, психических расстройств экстремальной обстановки, их лечения и
профилактики, многоаспектные вопросы боевой психической травмы и посттравматических психических расстройств, реабилитации
ветеранов войн, историко-психиатрический анализ
решения проблем военной психиатрии.
В 2001 году Сергей Викторович Литвинцев
назначен на должность главного психиатра Министерства обо-|роны Российской
Федерации. На должность начальника кафедры избран доктор ме-шцинских наук профессор В.К. Шамрей.
Важнейшим научным направлением, развивающимся на кафедре в
последние |годы, является построение системы организации психиатрической помощи
в мир-рое время в условиях проводимой в Вооруженных Силах реформы, а также
разра-
тка вопросов психического здоровья военнослужащих, адаптации их к
условиям |военной службы.
23
Таким образом, можно выделить пять
основных этапов развития военной психиатрии
в России.
I. Докафедральный
этап. Начало преподавания вопросов психиатрической экспертизы на кафедре
судебной медицины Медико-хирургической академии и издание учебника судебной
медицины с курсом «Душевные болезни в судебно-медицинском отношении»
(Громов С.А., 1823). Организация первых психиатрических отделений при военных госпиталях (2-й военно-сухопутный госпиталь -1817 г.).
С 1835 г. систематическое
преподавание душевных болезней в Медико-хирургической академии в курсе
внутренних болезней (П.Д. Шипулинский). Организация самостоятельного курса
душевных болезней (Мяновский О. И., 1842). Выполнение ряда диссертационных
исследований, посвященных обзору зарубежных работ в области душевных болезней.
II. С 1860 до 1900 г. Открытие
кафедры душевных болезней Медико-хирургической академии. Создание
научно-теоретической базы отечественной психиатрии (И.М. Балинский, И.П. Мержеевский). Создание системы оказания
медицинской помощи раненым и больным психоневрологического профиля на театре
военных действий (русско-японская война, 1905; первая мировая война, 1914). Выделение военной психиатрии в
качестве самостоятельной науки (1909-1910
гг.). Внутридисципли-нарная дифференциация
учения о высшей нервной деятельности, становление нервных болезней,
нейрохирургии, психотерапии, психологии (В.М. Бехтерев).
III. Период до Великой Отечественной войны. Упразднение психиатрических отделений военных
госпиталей (1922-1923 гг.). Разработка теоретических основ оказания психиатрической помощи в современной войне на кафедре
психиатрии Военно-медицинской академии (В.П. Осипов).
IV. Великая
Отечественная война (1941-1945) и послевоенные десятилетия.
Создание и развитие гибкой системы оказания психиатрической помощи
военнослужащим на поле боя и в
психиатрических отделениях военных госпиталей в условиях боевых
действий. Обобщение и изучение проблем оказания психиатрической помощи в
крупномасштабной войне (в том числе с применением оружия массового поражения).
Становление кафедры психиатрии Военно-медицинской академии в качестве единого
научно-методического центра военной психиатрии.
V. Современный
этап. Развитие системы оказания психиатрической помощи в локальных
войнах, вооруженных конфликтах, в зонах катастроф и стихийных бедствий. Разработка организационных основ
психиатрической помощи и охраны психического здоровья военнослужащих в
условиях реформирования Вооруженных Сил. Совершенствование организационно-штатной
структуры психиатрического обеспечения войск. Внедрение современных
диагностических критериев военно-врачебной
экспертизы психических расстройств.
Глава
3 МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ
В психиатрической практике наряду с основным клиническим
(клинико-психо-| патологическим) используются различные дополнительные методы
исследования [(психологические, психофизиологические, электрофизиологические,
рентгенологические, лабораторные, фармакологические, генетические,
эпидемиологические [и др.).
Целесообразность применения каждого метода определяется многими
обстоя-|тельствами: целью и характером
проводимого исследования, категорией обследу-! емых, ведущей патологией
и т.д. Например, в условиях экстремальных ситуаций I использование традиционного клинического
метода существенно ограничено, а |яорой и просто невозможно, поэтому
приоритетное значение приобретают эксп-lpecc-диагностические (в частности
психофизиологические) методы оценки психи-Iвеского состояния. Вместе с тем до
настоящего времени наиболее информатив-^ным
остается клинический метод диагностики, и если условия позволяют, предпоч-I тение должно отдаваться именно этому методу.
-* Основными принципами обследования психически больных
являются: комплек-[еность(взаимодополняющее использование разных методов
исследования), кон-I фвтность (зависимость используемых методов и схем обследования от
его цели I и характера), индивидуальность
(зависимость используемых методов и схем об-10иедования от конкретного больного и
патологии) и законность (проведение об-I следования больных в соответствии с
существующим законодательством, в част-|нбсти - Законом Российской Федерации
"О психиатрической помощи и гарантиях 'нрав
граждан при ее оказании").
•'3.1. Клинический (клинике-психопатологический) метод
«
Клиническое исследование осуществляется путем опроса больного и наблюде-
\ доя за ним. Оно
включает анализ субъективных (со слов больного) и объективных
(от родственников, сослуживцев, из служебной и
медицинской документации) анам-
иешических сведений, а также оценку неврологического
и соматического ста-
|
туса. Результаты опроса и наблюдения отражаются в медицинской документации
: (медицинской книжке, медицинской характеристике,
истории болезни и др.) в виде
Психического статуса.
Опрос является
основным приемом клинико-психопатологического исследова-: иия в связи с тем,
что подавляющее число болезненных проявлений выражается в субъективных
переживаниях больных. При этом характер опроса психически больных
имеет ряд отличительных (от обычной беседы с больными) особенностей как : по форме его проведения, так и по содержанию.
Чуткое, уважительное и доверительное отношение к больным имеет в
психиатрии особое значение, так как позволяет установить с ними необходимый
контакт и (выявить болезненные переживания,
которые чаще всего скрываются от посторон-[. них. Не следует скрывать от
больных свою специальность, цель проводимого обследования (опроса).
Врач должен помнить, что больной имеет право на получение информации о характере имеющихся у него расстройств (в доступной
для него
форме и с учетом его психического
состояния), в том числе на отказ от проведения консультации,
обследования и лечения (исключая случаи, специально оговоренные в Законе РФ
"О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".
С больными, их родственниками, сослуживцами необходимо разговаривать отдельно.
Крайне важным является сохранение врачебной тайны. Абсолютно недопустим
прямой обман больных (в любой форме), вне зависимости от характера отмечаемой у
них психической патологии (врач лишь может, когда это необходимо в интересах
больного, о чем-то умолчать, тактично уйти от прямого нежелательного ответа).
Во время опроса врач-психиатр должен располагать к себе (к
откровенности), уметь слушать, понятен (задавать конкретные ясные вопросы),
спокоен и терпелив (при раздражении
больных, во время их "монологов"), тактичен (в своих вопросах,
реакциях на ответы), естествен (любая неискренность может стать непреодолимым
"барьером" в. контакте врач-больной), вежлив (не допускать грубого,
фамильярного обращения), краток (излишне продолжительная беседа
утомляет больных, снижает продуктивность беседы), профессионален (учитывать в
характере задаваемых вопросов особенности личности больного, его психического
состояния), а также обладать целым рядом
других не менее важных качеств, среди которых следует особо выделить
способность к эмоциональному сопереживанию. Психически больные
намного острее, чем здоровые люди, реагируют на любые проявления со стороны
врача неискренности, формализма и невнимательности, а потому профессия врача-психиатра, в отличие от других специальностей,
предполагает наличие у него высоко развитого чувства эмпатии
(эмоционального сопереживания).
Условно можно выделить три основных способа проведения опроса: "случайный"
(вопросы задаются в случайном порядке, без определенной схемы) характерен
для начинающих, не имеющих достаточного опыта, врачей, "целенаправленный" (отличается строгой направленностью беседы с учетом имеющихся
анамнестических сведений и психического состояния больного) является
основным в психиатрической практике, "свободный"
(предполагает "свободное" изложение больными своих переживаний,
вне каких-либо схем, при относительно пассивной роли врача) в основном
используется в "малой психиатрии", психоаналитической практике.
Проведение "целенаправленного" опроса в большинстве
случаев начинается с "нейтральных" (располагающих к беседе) вопросов
с постепенным переходом к более избирательным и диагностически ориентированным
(при этом желательно, чтобы больной сам затронул интересующую Вас тему). В
каждом конкретном случае особенности беседы
(ее объем, характер задаваемых вопросов и т.д.) определяются многими
обстоятельствами - имеющимися анамнестическими сведениями, психическим
состоянием больного, его отношением к беседе, результатами дополнительных
методов исследования и рядом других. При этом опрос не является пассивной
констатацией отмечаемых клинических фактов, это всегда активный, целенаправленный,
эмоционально и интеллектуально напряженный процесс - своего рода
"клинико-психопатологическая пальпация", когда каждый задаваемый вопрос предельно конкретен - нозо-, нормо-
и пациентоориентирован, т.е. направлен на оценку психопатологических
проявлений (их наличия, выраженности, своеобразия, патопластики, динамики и
пр.) и изучение здорового потенциала 26
психики, а также исследование индивидуального
своеобразия клинической картины (ее личностного преломления, влияния
преморбидного фона, сопутствующей патологии,
проводимого лечения и пр.).
Одним из вариантов "целенаправленного"
психопатологического исследования является структурно-психопатологический метод
клинического анализа (Смирнов В.К., 1973), в основе которого лежит представление
о многомерной структуре синдромов (симптомов) психических расстройств. В отдельных
случаях недостаточно только выявления тех или иных нарушений (изменений) или
констатации их отсутствия, так как перечень психопатологических проявлений
зачастую бывает одинаковым даже у больных с различной клинической картиной.
Такой анализ позволяет выделять клинические варианты симптомокомплекса
(синдрома), обобщенные по одному из признаков группы состояний, и проводить
сравнительное изучение клиники психических нарушений у больных в динамике. Так,
например, основное значение в клиническом оформлении астенических расстройств
экзогенно-органи-ческого генеза приобретает эмоциональный фон, в связи с чем
разделение астенических нарушений у больных данной категории целесообразно
проводить по степени выраженности (от гипо- до гиперфункции) эмоциональных
(как наиболее доминирующих) проявлений в структуре синдрома с выделением
астено-апатического, астено-дисфорического, астено-депрессивного,
тревожно-астенического, сенситивно-астенического и астено-эйфорического
вариантов.
Продуктивность опроса определяется опытом врача (лежащим в основе
врачебной интуиции), умением владеть различными методами психопатологического
анализа, их адекватным применением в каждом конкретном случае. Поэтому не
случайно с приобретением профессионального опыта проводимый опрос становится
все более индивидуализированным, приобретает характер врачебного искусства. В
психиатрии не может быть жестко закрепленной его схемы. Тем не менее,
практически во всех случаях следует выяснить паспортные данные, уточнить
характер предъявляемых жалоб, особенности анамнеза жизни и болезни, а также оценить психический статус больного. Важно
отметить, что все полученные во время опроса сведения должны
анализироваться не изолированно друг от друга, а в совокупности и взаимной
связи.
Анализ паспортных сведений (фамилия, имя, отчество,
возраст, домашний адрес, профессия, место, стаж и характер работы или службы) в
определенной степени позволяет определить специфику заболевания, в частности
его возможного начала (возраст), зависимости от профессиональных вредностей
(характер работы, службы).
При оценке предъявляемых жалоб следует учитывать
выраженность (уровень) и специфику психических нарушений (наличие, в частности,
психотических расстройств, ипохондрических переживаний), сохранность критики к
своему состоянию. Эти же обстоятельства
необходимо учитывать при анализе субъективного (со слов больного) анамнеза
жизни и болезни. Поэтому обязательным является уточнение полученных от больного анамнестических сведений у близких и
родственников, а также по характеризующим (медицинским, служебным)
документам (объективный анамнез).
Изучение анамнеза жизни (наследственная отягощенность, раннее и
последующее развитие, перенесенные заболевания, профессиональная деятельность,
половое развитие, семейные и служебные
отношения, увлечения и т.д.) и, особенно, болезни (характер начала и динамики
заболевания, предрасполагающих и провоцирующих факторов, проводимого лечения и
т.д.) должно осуществляться очень тщательно
и быть ориентировано на выяснение (уточнение) этиологии и специфики патогенеза заболевания у конкретного больного.
Наблюдение начинается с момента первой
встречи с больным (опытные психиатры, как правило, уже по первому впечатлению
в состоянии высказать пред-
27
положение
о возможном характере психической патологии) и продолжается в ходе проводимого
опроса (наблюдение за поведением, мимикой больных, реакцией на задаваемые вопросы). Опрос и наблюдение неразрывны
между собой и дополняют | друг друга. Иногда внешний вид больного
является единственным источником ин-1 формации
о его психическом состоянии (варианты ступора, выраженного негативна-1 ма, нарушенною сознания и др.). Диагностическая ценность
наблюдения возрастает при его проведении в динамике с
использованием самонаблюдения, а также све- j дений со стороны
близких и родственников больных, медицинского персонала.
Психический
статус должен отражать особенности психического состояния I больных на момент осмотра. В
каждом конкретном случае план написания психи-1 ческого статуса выбирается врачом индивидуально, хотя на начальных
этапах практической деятельности целесообразно придерживаться
определенной последова-) тельности в его изложении (приложение 1).
Вначале, как правило, дается характеристика ясности сознания (в
частности, оценивается степень сохранности ориентировки в месте, времени и
собственной личности), затем анализируется состояние сенсорной сферы (наличие
сенсопа- j тий,
иллюзий, галлюцинаций, психосенсорных расстройств). При этом особое внимание уделяется "объективным" признакам
расстройств восприятия (мимика, поведение,
рисунки, письменная продукция, высказывания больных), так как в большинстве случаев больные не склонны, сообщать о их наличии.
Выявлению иллюзорно-галлюцинаторных расстройств могут способствовать некоторые
диагности- j ческие
приемы (симптомы Ашаффенбурга, Рейхардта, Липмана и др.).
В последующем, дается
описание состояния идеаторной сферы. Оценивают-! ся темп (ускорение,
замедление, обстоятельность и т.д.) и стройность (резонерство,
разноплановость, бессвязность, разорванность и т.д.) мышления, наличие j навязчивых, сверхценных и
бредовых идей. В их оценке существенное значение приобретают анализ
анамнестических сведений, а также характера речи (выска-1 зываний) и поведения
больных. При этом, сверхценные и бредовые переживания нередко находят отражение в письмах и творчестве (рисунках, стихах и
пр.) боль-1 ных.
После характеристики
расстройств восприятия и мышления, как правило, оце-1 ниваются память,
внимание, интеллект и эмоциональная сфера. Объективности проводимой оценки способствует использование
простых психологических тестов I (см. разд. 3.7).
При этом необходимо учитывать общее состояние больных, их про- j фессиональный и образовательный уровень.
Мнестические расстройства анализируются по способности
больных к запо-j минанию,
удерживанию и воспроизведению тех или иных событий (как настояще-1 го,
так и прошлого). Дается характеристика мнестических нарушений (гипомнезии, [ гипермнезии,
амнезии, парамнезии), степень их выраженности. Расстройства} внимания (апрозексия, гипопрозексия, истощаемость, гиперметаморфоз, застре-1 ваемость) выявляются в процессе беседы, по
характеру ответов больных, их пове-1 дению.
Интеллект оценивается по способности больных к творческой деятельно- j сти,
оперированию собственными знаниями, приобретению новых и сохранению! имеющихся профессиональных навыков. Адекватно их
проанализировать при пер-] вичном осмотре не всегда удается, поэтому при оценке
выраженности интеллектуальных нарушений следует соблюдать осторожность, в
максимальной степени учи-|
28
шаль анамнестические сведения, общее психическое
состояние больных, их про-ессиональный и образовательный уровень,
а также результаты психологическо-i обследования.
Существенное значение в описании психического статуса приобретает
харак-фистика эмоциональной сферы. В процессе беседы оценивается общий
эмоцио-зльный фон (сниженное, повышенное, неустойчивое настроение), адекватность
лоционального реагирования, наличие симптомов качественного искажения эмо-лй
(эмоционального оскудения, психической анестезии, эмоциональной тупости пр.),
склонность больных к аффективным реакциям. Эмоциональное состояние эльных проявляется в их внешнем виде, позе,
мимике, поведении, речи. При деп-зссивных состояниях обязательным
является уточнение наличия (в анамнезе и з момент осмотра) суицидальных мыслей
и тенденций. В заключении описания :ихического статуса дается характеристика
расстройств двигательно-волевой реры и влечений, которые оцениваются в
основном по внешнему виду и поведе-йю
больных, степени их активности (в анамнезе, в процессе беседы) и характеру отивации
(отсутствию "борьбы мотивов").
Представленная последовательность описания психического статуса
является ишь общей схемой. Вместе с тем в каждом конкретном случае основное
внима-ие обычно уделяется наиболее выраженным психическим расстройствам, тогда эк
подробность характеристики других психопатологических нарушений опреде-яется
степенью их представленное™ и диагностической значимостью в общей пинической картине.
Первичный статус обычно описывается наиболее подробно. В
последующем в ем преимущественно отражается
динамика психического состояния больных. При том не следует перегружать
статус констатацией "отсутствующих" психических асстройств,
чрезмерной психиатрической терминологией, пытаться дать квали-рикационную
оценку тем или иным нарушениям (бред, галлюцинации, навязчи-ibie идеи и т.п.). Целесообразно использовать максимально
простые формул и ров-и, прямую речь больных (а не собственную трактовку их
высказываний), что по-еоляет сделать психический статус более объективным (в
т.ч. для последующего шализа другими специалистами). В связи с этим следует
помнить, что история юлезни (медицинская книжка, медицинская характеристика)
является не только медицинским, но также юридическим и научным документом.
Сомато-нвврологическое исследование больных с психическими расстройствами
является обязательным и проводить его (особенно при первичном осмот-эе) должен
врач-психиатр. При первичном осмотре более внимательно оценивался состояние
кожных покровов и слизистых (наличие рубцов, странгуляционных эорозд, прикусов,
следов от инъекций, повреждений, татуировок и т.д.), соответствие предъявляемых больными
сомато-неврологических жалоб наличию их объек-гивных признаков.
Правильная оценка сомато-неврологического состояния психически
больных является крайне важной при проведении дифференциальной диагностики
(сома-гические и неврологические
заболевания могут лежать в основе различных психических расстройств,
провоцировать их возникновение, сопутствовать им), а также определении
терапевтических показаний (при назначении электросудорожной терапии, "шоковых" и эфферентных методов и
т.д.).
29
В последние годы в связи с переходом на многоосевой принцип
классификации психических расстройств клинико-психопатологическое
обследование, базирующееся на феноменологическом (т.е. описательном,
ориентированным на выявление и распознавание симптомов и синдромов
заболевания) подходе, дополняется другими методами клинической оценки
состояния больных. Для оценки выраженности расстройств (уровневая
диагностическая ось) используется адаптированный вариант шкалы "GAF" ("Шкала
обобщенной оценки функционирования"), которая позволяет оценить тяжесть
нарушений в виде единого цифрового показателя: от минимальной (90 баллов) до
максимальной (0 баллов). Нередко, особенно при обследовании лиц с психическими
расстройствами пограничного уровня, применяются
также различные шкалы самооценки больным тяжести своего состояния.
Для характеристики особенностей приспособительного поведения лиц с
психическими расстройствами (функциональная
диагностическая ось) выделяются следующие основные его варианты: конструктивный,
регрессивный, дизадаптивный морбидный,
дизадаптивный антисоциальный и неопределенный (Воловик В., 1985).
Показатели социальной адаптации (психосоциальная
ось диагностики) изучаются в основных сферах
жизнедеятельности: образование, работа, семья, досуг, межличностные отношения,
общее отношение к жизни.
3.2. Психофизиологические методы
исследования
Развитие реабилитационного направления и системы амбулаторной
помощи в военной психиатрии диктует необходимость определения степени
восстановления работоспособности больных, перенесших психические расстройства.
Большое значение методы оценки
психической и физической работоспособности имеют и при освидетельствовании лиц со стойкими
астеническими нарушениями экзогенной, экзогенно-органической, а нередко
и психогенной природы. Наконец, в ряде случаев (оценка состояния пострадавших
при катастрофах, военнослужащих в передовом
районе боевых действий и т.п.) обследование ориентировано, прежде всего,
на изучение способности к целенаправленной деятельности и выполнению своих
служебных обязанностей (функциональная диагностическая ось в рамках многоосевых психиатрических классификаций), а не
на выявление психопатологических
проявлений (как правило, незначительно выраженных и синдромально неоформленных).
Для оценки физической работоспособности широко применяется проба
Руфье. У обследуемого подсчитывают
пульс за 15 сек в покое (Р,), а также за первые 15 сек (Р2) и
последние 15 сек (Р3) первой минуты после выполнения
физической нагрузки (30 приседаний за 1 минуту). Показатель сердечной деятельности (ПСД) рассчитывается по формуле: ПСД
= 4 х (Р,+Р2+Р3) / 4. Оценивается проба следующим
образом: 0,1<ПСД<5 - отлично; 5,1<ПСД<10 - хорошо; 10,1<ПСД<15
- удовлетворительно; 15,1<ПСД<20 -
плохо.
Показатели психической работоспособности изучаются с
использованием как бланковых, так и аппаратных методик. Для исследования
внимания (объем, концентрация, переключаемость), а также оценки
скорости переработки информации в зрительном анализаторе применяется
корректурная проба. Для изучения устойчивости и концентрации внимания может
использоваться также тест "перепутанные линии". Простой, но
достаточно информативной методикой оценки объема произвольной кратковременной
зрительной памяти является тест "память на гео-
30
метрические
фигуры" в различных модификациях. Вместо этого теста можно использовать пробу на запоминание 10 цифр или слов.
Методики "информационный поиск", "сложение чисел с
переключением" целесообразно применять для оценки выраженности психической
истощаемости, а также способности к работе в условиях дефицита времени.
В последние годы влияние психических
расстройств на показатели работоспособности все чаще изучается с помощью психофизиологических
методик, реализованных на персональном компьютере: длительность простой
зрительно-моторной и акустико-моторной реакций, реакции на движущийся объект,
простой двигательной реакции и т.д.. Они оказываются весьма информативными для
определения выраженности астенизации и могут
использоваться для оценки качества терапии и эффективности
восстановительных мероприятий.
3.3.
Электрофизиологические методы исследования
При обследовании лиц с разными формами психических заболеваний
широко используются методы клинической электрофизиологии, результаты которых
могут приобретать существенное значение для окончательной диагностической
оценки, так как позволяют выявить признаки органического поражения головного
мозга.
Наиболее широкое применение получило электроэнцефалографическое
(ЭЭГ) исследование, представляющее собой запись биотоков
головного мозга, регистрируемых через неповрежденную кожу и ткани черепа.
Выделяют следующие основные частотные
диапазоны электроэнцефолограммы: медленные волны (дельта-ритм -1-3 Гц,
тета-ритм - 4-7 Гц), альфа-ритм (8-12 Гц) и быстрые волны (бета-ритм -13-25 Гц,
гамма-ритм - более 25 Гц). Показатели ЭЭГ здоровых людей различаются в широких
пределах, однако чаще отмечается некоторое преобладание альфа-ритма в
затылочных отделах мозга и быстрых волн - в передних.
Дифференциально-диагностическая ценность результатов ЭЭГ
исследования при большинстве психических заболеваний (шизофрения,
маниакально-депрессивный психоз, психопатии, неврозы) невелика. В то же время
при органических поражениях головного мозга данные электроэнцефалографии
нередко позволяют оценить тяжесть патологического процесса и способствуют
определению размеров и локализации патологического очага. Использование
специальных методических приемов (разнообразные функциональные нагрузки,
изучение ЭЭГ сна) и современных средств
компьютерного анализа (автоматический спектральный анализ, изучение
функций кросскорреляции) существенно расширяет диапазон применения ЭЭГ
исследования и повышает его диагностическую ценность.
Эхоэнцефалография, в основе которой лежит регистрация отраженных ультразвуковых
сигналов, позволяет выявить объемные поражения головного мозга, а также
оценить выраженность внутримозговой гипертензии. Достаточно высокая
чувствительность метода, относительная простота проведения исследования и
интерпретации его результатов, а также практическое отсутствие противопоказаний определяют важное значение эхоэнцефалографии в
комплексе диагностических
мероприятий, обязательных для военных госпиталей.
Рвоэнцефалография - исследование
мозгового кровообращения, основанное на записи и измерении электрического
сопротивления тканей головного мозга при пропускании
через него тока, имеет особую диагностическую ценность при сосуди-
31