Библиотека » Кризисные состояния и постстрессовые расстройства » Жолус, Погорелый Общие положения профилактики заболеваний военнослужащих
Автор книги: Жолус, Погорелый
Книга: Жолус, Погорелый Общие положения профилактики заболеваний военнослужащих
Жолус, Погорелый - Жолус, Погорелый Общие положения профилактики заболеваний военнослужащих читать книгу онлайн
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Доктор медицинских наук Жолус Б.И., кандидат медицинских наук Погорелый А.М.
ОСНОВЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Введение
1. Правовые аспекты охраны здоровья.
2. Первичная профилактика - важнейший метод охраны здоровья военнослужащих.
Заключение.
ВВЕДЕНИЕ.
Во все времена и у всех народов здоровье человека рассматривалось и ценилось как высшее благо, составляющее основу человеческой жизни.
Что же такое здоровье, чем оно обусловлено и от чего зависит? Современная методология обязывает оценивать здоровье и болезнь человека с позиций соотношения социального, духовного и биологического. Ведь к человеку необходимо подходить не только как к биологическому, животному организму, но и как к социальному существу со своим духовным миром. Здоровье человека - это такое состояние организма, которое очень трудно определить или измерить количественно. Еще большие сложности возникают при оценке состояния здоровья коллектива, населения, т.е. общественного здоровья. Считается, что "здоровье - это естественное состояние организма, являющееся выражением его совершенной саморегуляции, гармонического взаимодействия всех органов и систем и динамического уравновешения с окружающей средой" .
Для характеристики состояния здоровья человека или коллектива используют различные показатели, которые прямо или косвенно позволяют его оценить.
К факторам, определяющим здоровье, относят прежде всего такие как: степень интенсивности и условия труда; наличие профессиональных вредностей; величина реальной заработной платы; жилищные условия; характер питания; уровень культуры; образ жизни;
уровень развития экономики страны; экономическое благополучие
региона; состояние здравоохранения и другие.
Основная часть этих факторов относится к условиям жизни, т.е. к социально-экономической сфере, которая как считают многие ученые, на 50 - 60% определяет состояние здоровья. Еще на 20% здоровье зависит от окружающей среды и наследственности и только на 8 - 10% - от здравоохранения, т.е. непосредственно т деятельности медицины.
Исходя из этого, охрана здоровья населения является делом государственной важности. Под охраной здоровья понимается комплекс государственных, общественных, медицинских и индивидуальных мер, направленных на сохранение, укрепление имеющегося здоровья и восстановление части потерянного здоровья .
В Вооруженных Силах к здоровью воинов Армии и Флота предъявляются особые требования, т.к. только здоровый воин может с высоким качеством исполнять свои обязанности защитника Родины. Как бы ни была велика техническая оснащенность Вооруженных Сил, основу и главную их силу составляют люди, в совершенстве овладевшие оружием, физически и духовно здоровые. Поэтому здоровье военнослужащих становится одним из важнейших факторов боеспособности, а, следовательно, и боеготовности.
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ.
Право граждан на охрану здоровья имеет широкую законодательную основу. Целый ряд законов и других актов раскрывают и регламентируют различные аспекты охраны здоровья и здравоохранения. Вместе с тем понятийный аппарат в них достаточно полно не раскрыт.
Одним из важнейших положений, требующих правильной трактовки и единого понимания, является определение понятий "охрана здоровья" и "здравоохранение", что даже в законодательных актах нередко смешивается и одно подменяется другим. Применение и использование указанных понятий произвольно, без привязки к их содержанию, не является правильным. Понятие "охрана здоровья" является более широким и охватывает всю инфраструктуру, от которой зависит здоровье человека.
Основы организации охраны здоровья предусматривают:
1) проведение широких оздоровительных и профилактических мероприятий, особой заботы об охране материнства и детства, здоровья подрастающего поколения;
2) создание на производстве и в быту надлежащих санитарно-гигиенических условий, устранение причин производственного травматизма, профессиональных болезней, а также других факторов, отрицательно влияющих на здоровье;
3) проведение мероприятий по оздоровлению внешней среды, обеспечение санитарной охраны водоемов, почвы и атмосферного воздуха;
4) развитие сети учреждений здравоохранения и предприятий медицинской промышленности;
5) удовлетворение потребности населения во всех видах медицинской помощи; повышение качества и культуры медицинской помощи; расширение диспансерного наблюдения; развитие специализированной медицинской помощи;
6) расширение сети санаториев, профилакториев, домов отдыха, пансионатов, туристских баз и других учреждений для лечения и отдыха трудящихся;
7) физическое и гигиеническое воспитания граждан, развитие массовой физической культуры и спорта;
8) развитие науки, подготовка научных кадров и высококвалифицированных специалистов в области здравоохранения;
9) использование в деятельности учреждений здравоохранения достижений науки, техники и медицинской практики, оснащение их новейшей аппаратурой;
10) развитие научно-гигиенических основ питания населения;
11) широкое участие общественных организаций и коллективов трудящихся в охране здоровья населения.
Важнейшим законом в сфере охраны здоровья является Закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения РФ
обеспечивается:
1) реализацией государственных, региональных и местных программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний населения, оздоровления сферы обитания человека и условий его жизнедеятельности;
2) проведением государственными органами и общественными предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами в качестве составной части их деятельности гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а также соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов;
3) сочетанием экономической заинтересованности юридических лиц и граждан в соблюдении санитарного законодательства РФ с их ответственностью за санитарные правонарушения;
4) широкой информированностью населения о состоянии здоровья, гигиенической и эпидемиологической обстановке, проводимых санитарно-профилактических мероприятиях;
5) воспитанием широкой санитарной культуры населения;
6) системой государственного и ведомственного санитарно-эпидемического надзора, производственного и общественного контроля за сферой обитания.
В Законе говорится и о праве граждан получать от предприятий и организаций достоверные сведения о состоянии среды обитания и здоровья населения, о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и их результатах, о качестве выпускаемых товаров народного потребления, в том числе пищевых продуктов и питьевой воды.
Этим же законом предусмотрен не только механизм контроля за технологией, производством, хранением, транспортировкой продукции народного потребления, но и ответственность юридических и физических лиц за соответствие всей деятельности, связанной с участием человека, и продукции, предназначенной для человека, действующим санитарным нормам и правилам, на основании которых разрабатываются соответствующие стандарты.
С января 1992 года введен в действие Закон "О медицинском страховании граждан РСФСР", который предусматривает обязательное страхование населения всеми предприятиями, учреждениями и организациями как форму социальной защиты в новых экономических условиях.
Действует еще целый ряд законов и нормативных актов, регламентирующих различные стороны охраны здоровья населения и деятельности органов здравоохранения.
В Вооруженных Силах Российской Федерации охрана здоровья воинов Армии и Флота регламентируется, кроме того, Законами: "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "О статусе военнослужащих", "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей", а также приказами, Уставами, Руководствами, наставлениями и другими документами.
В соответствии с Законом "Об обороне" Вооруженные Силы - это государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации, численность которой в мирное время не может превышать 1% численности населения. Правительство Российской Федерации организует работу подведомственных органов по социальному обеспечению военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей. Непосредственно организует в соответствии с законодательством Российской Федерации прохождение военной службы и обеспечивает социальную защиту военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей Министерство обороны.
Таким образом, Закон "Об обороне" в рамках социальной защиты военнослужащих и членов их семей предполагает и вопросы охраны здоровья, т.к. состояние здоровья, как уже подчеркивалось, на 50 - 60% определяется социально-экономическими условиями.
Подготовка, призыв и поступление граждан на военную службу, порядок ее прохождения и увольнения из Вооруженных Сил регламентируются Законом "О воинской обязанности и военной службе". В соответствии с этим законом, обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает: получение необходимых знаний в области обороны, медицинские обследования и освидетельствования, а при необходимости и с согласия гражданина - лечебно-оздоровительные мероприятия. Медицинское освидетельствование осуществляется при первоначальной постановке на воинский учет граждан мужского пола в период с 1 января по 31 марта в год достижения гражданином 17-летнего возраста. В медицинском освидетельствовании участвуют: хирург, терапевт, окулист, оториноларинголог, невропатолог, а при необходимости и другие врачи-специалисты. В случае невозможности на месте получить медицинское заключение о годности к военной службе комиссия по постановке граждан на воинский учет (действует на основании настоящего Закона и "Положения о воинском учете", утверждаемого Правительством Российской
Федерации) может направить его на амбулаторное или стационарное обследование в медицинское учреждение.
Для организации и проведения призыва граждан на военную службу в каждом районе или городе без районного деления создается призывная комиссия, председателем которой, в соответствии с Законом, является заместитель главы администрации. В состав комиссии наряду с другими представителями входят врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию. Особо следует отметить, что решение призывной комиссии не может противоречить заключению врача-специалиста, проводившего медицинское освидетельствование гражданина, в вопросе о его годности к военной службе по состоянию здоровья.
В период прохождения военной службы, в случае признания военнослужащего военно-врачебной комиссией не годным к военной службе, он подлежит увольнению досрочно. Право на досрочное увольнение имеют также военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в случае признания его ограниченно годным к военной службе по заключению военно-врачебной комиссии, а также при невозможности проживания члена его семьи по медицинским показаниям в местности, в которой этот военнослужащий проходит военную службу.
Основы государственной политики по правовой и социальной защите (в том числе и охране здоровья) военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей устанавливает Закон "О статусе военнослужащих". В соответствии с разделом 3 статьи 3 закона "никто не в праве ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей в правах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим законом".
Статья 16 закона,- Право на охрану жизни, здоровья, медицинскую помощь гласит: "Охрана жизни и здоровья военнослужащих обеспечивается созданием здоровых условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, которая осуществляется командирами (начальниками) во взаимодействии с органами государственной власти и управления Российской Федерации. Забота о сохранении жизни и здоровья военнослужащих - обязанность командиров (начальников)". На них возлагается обеспечение требований безопасности при проведении учений, других мероприятий боевой подготовки, при исполнении обязанностей воен-
ной службы, эксплуатации вооружения и военной техники, производстве работ.
Все военнослужащие ежегодно проходят медицинские обследования, им оказывается бесплатная медицинская помощь в военно-медицинских учреждениях, а при необходимости - и в учреждениях здравоохранения, проводятся лечебно-профилактические мероприятия. Право на бесплатную медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях имеют также члены семей офицеров (жены, мужья, дети до 18 лет) и лица, находящиеся на их иждивении.
Военнослужащие-женщины, кроме того, пользуются правами и льготами, предусмотренными законодательством об охране семьи, материнства и детства.
В период отпуска, согласно Закона, военнослужащие и члены их семей обеспечиваются санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом за плату в санаториях, домах отдыха, на туристских базах, пансионатах Министерства обороны РФ или в санаторно-курортных и оздоровительных учреждениях других министерств и ведомств. При этом, независимо от приобретения путевки, выплачивается денежная компенсация на военнослужащих и членов их семей и обеспечивается бесплатный проезд к месту лечения или отдыха и обратно.
При направлении в санатории для продолжения госпитального лечения военнослужащим и членам их семей путевки предоставляются бесплатно.
Указанные права распространяются также на офицеров, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более (в льготном исчислении) и членов их семей.
В статье 25 закона подчеркивается, что командиры (начальники) в мирное и военное время наряду с другими вопросами отвечают "за безопасность военной службы, материальное, техническое, медицинское, финансовое, социально-правовое и бытовое обеспечение", которые в своей совокупности нацелены на охрану здоровья.
В Вооруженных Силах законодательная основа охраны здоровья получила широкое развитие в различных руководящих документах и приказах.
Во Временном Уставе внутренней службы Российской Федерации уже в разделе "Общие обязанности военнослужащих" главы 1 говорится, что "военнослужащий обязан строго соблюдать Конституцию и законы своего государства, выполнять требования воинских уставов." Это означает, что приведенные выше законы по вопросам охраны здоровья распространяются на всех военнослужащих.
Ответственность командиров (начальников) за охрану здоровья военнослужащих, изложенная в Законе "О статусе военнослужащих", развита в главе 3 Устава. В ней, в частности, говорится, что командир (начальник) обязан:
- твердо знать законы, относящиеся к его служебной деятельности, положения воинских уставов, действовать в строгом соответствии с ними и требовать от подчиненных их соблюдения;
- принимать меры по предотвращению гибели и травматизма личного состава;
- принимать меры по сохранению и укреплению здоровья военнослужащих, совершенствованию медицинского обеспечения личного состава;
- предусматривать целесообразное распределение времени в повседневной деятельности воинской части;
- организовывать и осуществлять контроль за техническим состоянием и эксплуатацией вооружения и военной техники, проводить мероприятия по предупреждению происшествий и аварий;
- обеспечивать полноту доведения до личного состава положенного денежного и натурального довольствия...;
- постоянно заботиться об улучшении торгово-бытового обслуживания подчиненных;
- принимать меры по охране окружающей среды в районе деятельности воинской части...
Эти положения конкретизированы в обязанностях должностных лиц части.
Что касается личного поведения, то Устав требует от военнослужащего повседневно закаливать себя, совершенствовать свою физическую подготовку, соблюдать правила личной гигиены, строго выполнять требования техники безопасности, заботиться о сохранении своего здоровья, воздерживаться от вредных привычек.
Уставом также регламентируется вся жизнедеятельность части. Внутренний порядок - это строгое соблюдение определенных воинскими уставами правил размещения, повседневной деятельности, быта военнослужащих в воинской части и несения службы суточным нарядом.
Повседневная деятельность военнослужащих в любой обстановке должна осуществляться с соблюдением требований воинских уставов и наставлений об оздоровлении их службы и быта. При этом учитываются специфика выполняемых задач, климатические условия, экологическая обстановка в районе дислокации воинской части, состояние материального обеспечения и казарменно-жилищного фонда.
Глава 8 Устава "Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих" содержит как общие положения, ответственность за выполнение которых несут различные должностные лица, так и частные вопросы, возложенные на медицинскую службу и лично на каждого военнослужащего.
В ней подчеркивается, что "сохранение и укрепление здоровья военнослужащих - важная и неотъемлемая часть их подготовки к выполнению своего воинского долга. Забота командира (начальника) о здоровье подчиненных является одной из его основных обязанностей в деятельности по обеспечению постоянной боевой готовности воинской части (подразделения)".
Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих достигается:
- проведением командирами (начальниками) мероприятий по оздоровлению условий службы и быта;
- систематическим их закаливанием, регулярными занятиями физической подготовкой и спортом;
- осуществлением санитарно-гигиенических, противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий.
Как видно из приведенных данных, главная роль в деле укрепления и сохранения здоровья военнослужащих отводится командованию.
К основным направлениям деятельности командования по оздоровлению условий службы и быта относятся:
- установление и своевременное доведение до военнослужащих необходимых требований безопасности и обеспечение их выполнения;
- строгое выполнение санитарных норм и требований воинских уставов по размещению военнослужащих, организации их питания, водоснабжению и другим видам материального обеспечения и быта;
- организация точного выполнения распорядка дня и регламента служебного времени;
- своевременное и полное доведение до каждого военнослужащего положенных норм довольствия;
- устранение или снижение до установленных приделов влияния на здоровье вредных факторов, проведение мероприятий по оздоровлению экологической обстановки.
Мероприятия санитарно-гигиенические, противоэпидемические и лечебно-профилактические относятся к медицинскому обеспечению Вооруженных Сил. Их осуществляет военно-медицинская служба комплектом своих частей, учреждений, подразделений и органов управления, что в совокупности составляет военное здравоохранение.
Медицинское обеспечение - это деятельность военно-медицинской службы в мирное и военное время в системе охраны здоровья военнослужащих.
Исходя из рассмотренных правовых основ, можно предложить следующую схему охраны здоровья в Вооруженных Силах РФ (рис. 1).
Необходимо отметить, что рассмотренными законами и уставными требованиями не ограничиваются правовые аспекты охраны здоровья военнослужащих. Имеется еще целый ряд приказов Министра обороны, других должностных лиц, других документов, которые подробнее раскрывают рассмотренные положения и дают механизм их претворения в жизнь.
Одним из важнейших официальных документов является приказ МО РФ от 23 июня 1993 г. N 323 "О состоянии работы по охране здоровья личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации и мерах по ее улучшению". В нем на ряду с другими вопросами предусмотрено повышение уровня подготовки командных кадров и специалистов тыла по вопросам охраны здоровья военнослужащих. Для этого, в соответствии с приказом, начиная с 1995 учебного года, в учебных программах высших военно-учебных заведений должна быть введена тематика по охране здоровья военнослужащих.
ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА - ВАЖНЕЙШИЙ МЕТОД ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ.
В вопросе охраны здоровья военнослужащих, преимущественно здоровых людей, особое значение приобретает профилактика заболеваний, травм, отравлений и проведение мероприятий по укреплению здоровья.
Всем известно, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Нередко мы слышим выражения: "профилактика правонарушений", "профилактика травматизма" и другие. Слово "профилактика" в переводе с греческого означает предупреждение, предохранение. В
широком смысле профилактика - это всеобщий метод предупреждения
нежелательных для человека и общества явлений.
Профилактика заболеваний - это сложный процесс, в котором задействовано много исполнителей от конкретного человека до различных государственных органов.
Важность профилактики заболеваний можно проиллюстрировать тем, что материальный ущерб от вреда здоровью граждан России, вызванный только нарушением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, составлял в 1991 году 42 млрд. рублей. Ежегодно только стационарное лечение проходит каждый 5 - 6 гражданин страны.
Профилактика болезней (заболеваемости) является составной частью охраны здоровья и достигается посредством предупреждения и устранением факторов риска и оздоровлением условий сферы деятельности человека.
Предупреждение болезни представляет собой сложный, многокомпонентный процесс. На современном уровне знаний необходимо рассматривать три вида профилактики: первичную, вторичную и третичную (рис.2). Важнейшая из них - первичная, которая имеет своей целью предупреждение возникновения любого заболевания, трав-
мы, отравления и других патологических состояний. Вторичная профилактика направлена на предупреждение перехода возникшей болезни в хроническую форму или ее осложнений; третичная - на предупреждение инвалидизации и смертности. Последние два вида профилактики относятся к сфере медицинского обеспечения, нередко они не разделяются, а оба именуются вторичной профилактикой.
Первичная же профилактика не может осуществляться только медицинскими мерами и должна включать усилия самого человека, государственных структур, общества и медицины. Главенствующая роль при этом принадлежит социально-экономическим мерам, связанным с условиями жизни, труда, быта, отдыха, окружающей среды, обеспечением качественными продуктами питания и водой.
Медицинские меры первичной профилактики предполагают проведение гигиенического нормирования, санитарно-эпидемиологического надзора, гигиенического воспитания, иммунизации и других противоэпидемических мероприятий.
Большое значение в первичной профилактике имеют индивидуальные меры - здоровый образ жизни и культура человека, включающие рациональный режим труда и отдыха, физическую активность, сбалансированное питание, отказ от вредных привычек, культуру общения, духовное развитие.
В Вооруженных Силах профилактика заболеваемости военнослужащих учитывает общие закономерности процесса предупреждения болезней, в то же время она должна иметь большую выраженность, так как сохранение здоровья личного состава, преимущественно здоровых людей, изначально логичнее, гуманнее и рациональнее, чем лечение больных. Более того, поддержание высокого уровня состояния здоровья военнослужащих является залогом высокой боеготовности и боеспособности воинских частей, кораблей, соединений, объединений и округов (флотов).
Профилактика заболеваемости осуществляется на государственном, общественном и индивидуальном уровнях (рис.3). Для этого в процессе предупреждения заболеваний и других нарушений состояния здоровья военнослужащих имеется широкий круг организаторов, ответственных участников и исполнителей: командование, службы тыла, медицинская служба; инженерные, строительные части и подразделения, правоохранительные органы, другие должностные лица и сами военнослужащие. Из этого вытекает сложность достижения цели профилактики, так как проблема является комплексной.
Командование, службы тыла, инженерные и строительные подразделения реализуют профилактическую деятельность посредством социально-экономических мер, именуемых в армии и на флоте материально-бытовым обеспечением. Условия размещения, питание, водоснабжение, вещевое обеспечение, банно-прачечное обслуживание, сбор и удаление всех видов отходов и т.п. для воинских коллективов являются элементами государственных мер профилактики и представляют собой инфраструктуру охраны здоровья военнослужащих. Каждое из перечисленных мероприятий в армии и на флоте должно рассматриваться как санитарно-гигиеническое.
Общественный уровень профилактики заболеваемости военнослужащих предполагает наличие в воинской части (соединении, объединении, флоте) комиссий по охране здоровья личного состава в виде чрезвычайной противоэпидемической и по профилактике травматизма.
Индивидуальный уровень профилактики, осуществляемый самим военнослужащим, реализуется посредством соблюдения им правил здорового образа жизни.
Основные положения, выполнение которых позволяет сохранять
здоровье военнослужащих оформлены в организационно-правовом плане и регламентированы общевоинскими и корабельным уставами. В них установлена ответственность командиров за охрану здоровья подчиненных, а самих военнослужащих - за собственное состояние здоровья, определены меры, обеспечивающие профилактику заболеваний.
Профилактическая деятельность военно-медицинской службы (военно-медицинская профилактика) является составной частью медицинского обеспечения личного состава Вооруженных Сил. Медицинская служба осуществляет свою деятельность с учетом организационных и правовых основ охраны здоровья и здравоохранения в стране и Вооруженных Силах. Основополагающим принципом в работе медицинской службы воинской части и корабля является приоритетное отношение к организации профилактики в связи с обслуживанием здорового контингента. Другим важным положением является значимость специалиста медицинской службы как консультативного и организующего звена всей первично-профилактической работы в части. Кроме того, только представитель медицинской службы имеет юридически оформленное право и владеет методикой контроля всех видов материально-бытового обеспечения - инфраструктуры охраны здоровья военнослужащих.
Структура первично-профилактической деятельности медицинской службы (рис.4) предполагает высокий уровень профессиональной подготовки врачебного состава по вопросам профилактической медицины.
Гигиеническое нормирование - научно-практическая деятельность медицинской службы. Нормирование требует проведения специальных исследований для разработки санитарно-гигиенических норм и правил, включаемых в соответствующие официальные документы.
Первично-профилактическая деятельность медицинской службы основывается на информационно-аналитическом обеспечении (оперативном, динамическом, ретроспективном) о состоянии здоровья военнослужащих и санитарном состоянии обслуживаемой зоны. Информационное обеспечение осуществляется по вертикали и горизонтали, предполагает получение и анализ данных по всем вопросам охраны здоровья военнослужащих. В информационном потоке должны быть представлены материалы по всем 15 классам заболеваний.
В первично-профилактической работе медицинской службы используются различные формы и методы.
Медицинский отбор в рамках профессионального осуществляется при комплектовании военных учебных заведений, во время призыва на военную службу и при необходимости в различные периоды службы личного состава в армии и на флоте.
Гигиеническое воспитание и санитарное просвещение направлены на доведение до военнослужащих общегигиенических знаний, факторов риска заболеваний, в том числе свойственных характеру военной службы, и на этой основе повышение уровня санитарной культуры, формирование здорового образа жизни, активное вовлечение в предупреждение заболеваний сил и средств индивидуального и общественного уровней профилактики.
В первичной профилактике участвуют врачи большинства медицинских специальностей, используя те или иные формы и методы. Однако основную же роль в первично-профилактической работе играют врачи войскового (корабельного) звена и специалисты санитарно-эпидемиологических отрядов. Именно на них возлагается функция санитарно-эпидемиологического надзора, предполагающего санитарное обследование и наблюдение за объектами, являющимися инфраструктурой охраны здоровья военнослужащих. В процессе осуществления надзора реализуется гигиеническая диагностика - установление причинно-следственной связи между факторами риска, условиями внешней среды и состоянием здоровья военнослужащих.
В первичной профилактике инфекционных заболеваний важное значение имеют такие противоэпидемические мероприятия как дезинфекция, дезинсекция, дератизация, иммунизация.
Все виды медицинских осмотров личного состава (плановые рядового состава, декретированных контингентов, кухонного (камбузного) наряда и др. вносят существенный вклад как в профилактику заболеваемости, так и в раннее выявление болезней.
Важной формой комплексной первично-профилактической деятельности медицинской службы является диспансеризация. Диспансеризация включает медицинский контроль за состоянием здоровья личного состава, изучение условий службы и быта военнослужащих, выявление факторов, отрицательно влияющих на здоровье, активное, раннее выявление заболеваний и состояний, предшествующих им, а также проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.
В работе медицинской службы применительно к здоровым лицам используются такие профилактические средства как витамины, биостимуляторы, адаптогены, радиопротекторы, антибиотики и другие медикаментозные препараты.
При специальных видах профессиональной деятельности личного состава медицинской службой применяются адаптационные мероприятия в виде гипербарической оксигенации, предварительной тепловой адаптации и другие.
В качестве примера психо-профилактической работы можно рассматривать контроль и поддержание психологического статуса военнослужащих, обучение правилам и применение аутогенной тренировки.
Организационно-методическое направление деятельности медицинской службы предусматривает планирование всего комплекса профилактических мероприятий при разработке программ и планов на соответствующих уровнях. На этом этапе, а также при реализации программ, осуществляется координация усилий всех участников профилактических мер. В повседневных условиях и экстремальных ситуациях медицинская служба на основе гигиенических нормативов и информационного обеспечения регламентирует санитарные нормы и правила путем включения их в официальные документы (приказы, директивы, указания и т.п.).
Первично-профилактическая деятельность медицинской службы шире традиционных понятий санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Необходимость коренного изменения государственного подхода к делу охраны здоровья населения, отмеченная в докладе Президенту Российской Федерации, вытекает из того, что сложилась пародоксальная ситуация, когда ведомство, в наименьшей степени имеющее возможность влиять на здоровье населения (медицина), оказывается единственно ответственным за его состояние.
Смешение понятий "охрана здоровья" и "здравоохранение", которые сегодня понимаются как синонимы, привело к тому, что задача охраны здоровья населения и самим населением, и политическими лидерами, и хозяйственными руководителями стала восприниматься как функция органов здравоохранения.
Аналогичная ситуация отмечается и в Вооруженных Силах. Нередко, когда возникает вопрос о здоровье военнослужащих, адресатом является медицинская служба, хотя согласно законодательных документов, за здоровье военнослужащих отвечают командиры (начальники). От них зависит состояние всей инфраструктуры военного здравоохранения, и в первую очередь - первичная профилактика.
Один из первых руководителей отечественной медицины Н.А.Семашко еще в 20-е годы провозгласил, что "... профилактику надо понимать не как узко ведомственную задачу органов Здравоохранения, а широко и глубоко, как заботу государства об укреплении здоровья народа".
Важность профилактики, особенно первичной, в Вооруженных Силах определяется в первую очередь тем, что воинские коллективы
- это преимущественно здоровые молодые люди, которые за период воинской службы не должны ухудшить исходный уровень состояния здоровья, а наоборот - укрепить его, ибо от состояния здоровья военнослужащих в конечном итоге зависит и боеготовность и боеспособность каждой воинской части.
Рекомендованная литература:
А. Законы Российской Федерации:
1. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
2. "О медицинском страховании граждан в РСФСР".
3. "О статусе военнослужащих".
Б. Приказы:
4. Министра обороны РФ от 22 июня 1993 г. N 323." О состоянии работы по охране здоровья личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации и мерах по ее улучшению".
В. Уставы ВС РФ:
5 . Временный Устав внутренней службы ВС РФ.
6 . Корабельный устав ВМФ.
Здоровье призывников
(исходный уровень)
|
Наследственность социально-экономич условия
Природно-климатич. условия и экология
Уровень культуры
Медицинское обслуж
|
Призывная | комиссия
Вооруженные Силы
| Командование|
|
---------------------- --------------------
| Условия | Осуществление | Медицинское |
|воинской службы и | контроля | обеспечение |
----- быта ----------- ------------------ --------------------
|- распорядок дня | | Здоровье | |- противоэпидеми- |
|-интенсивность учеб-| | военнослужащих| |ческие мероприятия|
|но-боевой подготовки| ------------------ |- санитарные и ги-|
|- организация дежур-| |Основные показат| |гиенические мероп-|
|но-вахтенной, гарни-| |- физическое | |риятия |
|зонной и караульной | | развитие | |- лечебно-профила-|
|службы | |- заболеваемость| |ктические меропри-|
|- напряженность бое-| |- госпитализация| |ятия |
|вой службы и боевого| |- трудопотери | |- медицинское |
|дежурства | |- увольняемость | | снабжение |
|- размещение | |- изменение ка- | |- боевая и специа-|
|- питание | |тегории годности| |льная подготовка |
|- водоснабжение | |- смертность и | |мед. состава |
|- организация физпо-| | другие | |- военно-научная |
|дготовки и спорта | ------------------ | работа |
|- организация техни-| | |- гигиеническое |
|ки безопасности | | |воспитание и сани-|
|- профессиональные | | |тарное просвещение|
|вредности | ------------------ |- организация ме-|
|- состояние внешней | | Образ жизни и | | дицинской подго-|
|среды | | культура | | товки |
|- организация отдыха| ------------------ --------------------
|- банно-прачечное | |- культура обще-|
|обслуживание | |ния (на службе и|
|- торгово-бытовое | |в семье) |
|обслуживание и др. | |- вредные привы-|
---------------------- | чки |
|- активный отдых|
|- двигательная |
| активность |
|- рациональное |
| питание |
|- духовность |
|
| Воинские коллективы и общественные |
------------------------- организации --------------------------
Рис. 1. Система охраны здоровья военнослужащих Вооруженных Сил
РФ
ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
|
|
-------------------------------------------------------------------------------------
| | | | |
|
-
|
|
|
-
|
В И Д Ы | -----------
первичная|
вторичная|
третичная|
-----------
|
М Е Р Ы | ----------------- - социально- |
экономические |
- медико- |
санитарные |
- индивидуальные|
-----------------
|
|У
--
|-
|-
|-
|-
|
--
|
Р О В Н И | ----------------- индивидуальный | общественный | государственный | межгосударствен-| ный | -----------------
|
| ОРГАНИЗАТОРЫ, УЧАСТНИ-|
| КИ И ИСПОЛНИТЕЛИ |
-------------------------
|- командование |
|- службы тыла |
|- инженерные, строи- |
| тельные части |
|- медицинская служба |
|- правоохранительные |
| органы |
|- общественные ор- |
| ганизации |
|- другие службы и дол- |
| жностные лица |
|- все веоннослужащие |
|
РЕГЛАМЕНТАЦИЯ | ------------------- - законодатель- |
ство РФ |
- уставы Воору- |
женных Сил |
- приказы, дирек- |
тивы, руковод- |
ства, правила, |
наставления, |
указания, дру- |
гие официальные |
документы |
-------------------
|
РИС.2. ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ.
УРОВНИ ПРОФИЛАКТИКИ
------------------ ---------------- ------------
| Государственный| | Общественный | | Индивиду-|
------------------ ---------------- | альный |
| ОРГАНИЗАТОРЫ И|ИСПОЛНИТЕЛИ ------------
---------------------------------------------------------------------
| Командование, службы тыла,||Комиссии по охране здоровья || |
| другие службы ||военнослужащих, общественные||Военно- |
-----------------------------|организации ||служащий|
| ----------------------------------------
| ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ | ОБЕСПЕЧЕНИЕ |
| | |
Законы, уставы, приказы, директивы, руководства, наставления, правила, инструкции; программы охраны здоровья, методические указания и рекомендации
|
| ФОРМЫ И МЕТОДЫ ДОСТИЖЕНИЯ | ЦЕЛИ
| |
--------------------------- -----------------------------
|Материально-бытовое обес-| |Динамический контроль сос- | ----------
|печение, санитарно-гигие-| |тояния здоровья личного | |Здоровый|
|нические нормы, правила, | |состава и санитарного сос- | | образ |
|мероприятия, первично- | |тояния инфраструктуры | | жизни |
|профилактические меропри-| ----------------------------- ----------
|ятия | |
--------------------------- |
|
ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОГО СОСТАВА
|
Рис. 3. Организационные основы первичной профилактики заболеваемости военнослужащих
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ И РЕГЛАМЕНТАЦИЯ
|
|
------------------------------------------------------ ------------------ | Профессиональный медицинский отбор | |Профессиональная| | Гигиеническое воспитание и санитарное просвещение | ------------------
|подготовка ----- Противоэпидемические мероприятия | |Организационно- |
|медицинских | | Профилактические медицинские осмотры | |методическая |
|специалистов | | Предупредительный и текущий санитарно-эпидемиологи-| |работа |
------------------ | ческий надзор | ------------------
| Диспансеризация |
| Медикаментозная профилактика |
| Адаптационные мероприятия |
| Психопрофилактика |
------------------------------------------------------
|
|
Информационно
|
аналитическое обеспечение
|
Рис.4. Направления, формы и методы первично-профилактической деятельности медицинской службы.