Библиотека » Кризисные состояния и постстрессовые расстройства » ПТСР Материалы II Всероссийской учебно-практической конференции по психотерапии
Автор книги:
Книга: ПТСР Материалы II Всероссийской учебно-практической конференции по психотерапии
- ПТСР Материалы II Всероссийской учебно-практической конференции по психотерапии читать книгу онлайн
«Психотерапия: от теории к практике»
Материалы II Всероссийской учебно-практической конференции по психотерапии, М., 1997
СОЧЕТАНИЕ ПСИХОФАРМАКОТЕРАПИИ И ПСИХОТЕРАПИИ, СОХРАНЯЮЩЕЕ ЭФФЕКТИВНУЮ ТРУДОСПОСОБНОСТЬ У ЛИЦ, РАБОТАЮЩИХ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
В.П.Вахов (Москва)
Последнее время в России, а также и в других странах, наблюдается увеличение различных экстремальных ситуаций, катастроф и локальных войн. Эти обстоятельства требуют от лиц, работающих в подобных условиях, большого напряжения, самоотдачи, высокого уровня трудоспособности. Психоэмоциональное напряжение, постоянно сопровождающее деятельность в чрезвычайных ситуациях, зачастую является причиной возникновения различных по тяжести и проявлениям состояний, приводящих к временной нетрудоспособности людей, работающих в этих условиях и требующих срочной высококвалифицированной психиатрической-психоте-рапевтической помощи. Кроме того, работа, чтобы быть достаточно эффективной, должна быть сопряжена с соблюдением строгого организационного напряжения, особого межличностного общения, дисциплины, приближающейся к военной, повышенной социальной и профессиональной ответственности и высокой степени риска потери здоровья, а иногда и жизни.
Поэтому сохранение эффективной трудоспособности у лиц, работающих в экстремальных условиях, ликвидирующих последствия различных аварий, катастроф, участвующих в локальных войнах и иного рода конфликтах, приобретает наиважнейшее значение.
Многолетние исследования отдела проблем психопрофилактики Научно-исследовательского медицинского центра МВД России дали возможность отобрать определенные психофармакологические группы и препараты, воздействующие минимально отрицательным образом на трудоспособность человека, и в то же время быстро купирующие возможные психические нарушения, возникающие в экстремальных ситуациях. Также одновременно удалось из большого количества используемых психотерапевтических методик выделить такие, которые также наиболее эффективно воздействуют в экстремальной ситуации. Переходя непосредственно к рассмотрению психофармакологических средств, используемых при работе в данных условиях, нужно отметить, что из всех существующих ныне психофармакологических групп, апробируемых нами в экстремальных ситуациях, оказалось, что наименее отрицательно влияющими на трудоспособность были: ноотропные препараты, антидепрессанты (с мягким эффектом действия) и дневные транквилизаторы. Препараты из других психофармакологических групп либо резко снижали трудоспособность, либо имели множество побочных эффектов, либо их действие проявлялось после продолжительного периода приема. Из вышеперечисленных используемых в экстремальных условиях групп психофармакологических препаратов наибольшую эффективность из ноотропов имеют пикамилон и ноотропил. При этом следует отметить, что ноотропный эффект в экстремальной ситуации у них появляется не на 10-14 сутки (как в обычных условиях лечения), а на 2-3 сутки, что требует отдельного рассмотрения. Из группы антидепрессантов наиболее подходящими лечебными средствами, не снижающими трудоспособность в экстремальных условиях, были бефол, азафен и пиразидол. Наилучший терапевтический эффект наблюдался у бефола, который является балансирующим антидепрессантом с определенным эффектом ингибирования моноаминоксидазы.
По химическому строению бефол близок к моклобемиду. Из транквилизаторов подходят практически все дневные транквилизаторы, которые обладают наименьшим миорелаксирующим и сомнолентным эффектом. Они показали хорошие результаты применения у лиц, работающих в экстремальных условиях. Наилучшими из них были: из группы бензодиазепинов - гидазепам. Из других групп - медикар и фунибут. Останавливаясь на всем многообразии психотерапевтических методик, используемых для коррекции психических нарушений, обнаруживающихся у лиц, работающих в экстремальных условиях, следует отметить, что, по нашим исследованиям, психотерапия в этой ситуации должна ограничиваться лишь тремя направлениями воздействия: тонизирующая психотерапия, успокаивающая психотерапия и психотерапия отдыха. Это обуславливается тем, что на этом этапе "непосредственно экстремальной ситуации" другого рода психотерапевтические воздействия, в связи с трудными условиями, угрожающими жизни и здоровью, отсутствием времени и т.п. чрезвычайно сложны для применения. Опыт использования психотерапевтического воздействия, ограниченный тремя указанными выше направлениями, оказался в экстремальных условиях наиболее эффективным. Еще одним важным компонентом применения эффективной психотерапии непосредственно в зоне экстремального воздействия является использование коротких методик, не занимающих длительного времени для психокоррекции, не требующих частых повторных влияний.
В заключение следует отметить, что использование для терапии психических нарушений комплекса психофармакологических средств, сохраняющих трудоспособность, и трех направлений психотерапевтического воздействия является наиболее эффективным для успешного выполнения работы в экстремальных условиях. В условиях современной жизни, когда с каждым годом увеличивается количество и сложность экстремальной ситуации, ресурсы человеческого организма уже недостаточны для сиюминутного преодоления психоэмоционального напряжения. Эти обстоятельства выдвигают новые задачи перед большой армией психотерапевтов, психиатров и психологов. Они предполагают развитие не только новых подходов к воспитанию и обучению населения, но и новой методической оснащенности нового комплексного направления терапевтической коррекции психических расстройств, возникающих при работе в чрезвычайных условиях, чтобы достичь, помимо основной цели, сохранения длительной эффективной трудоспособности.
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АУТОТРЕНИНГА У ЛИЦ,
С РАЗЛИЧНЫМИ РЕАКЦИЯМИ АДАПТАЦИИ
В.П.Вахов (Москва)
Психическое состояние человека, постоянно меняющееся в связи с различными, зачастую непредсказуемыми эндогенными и экзогенными воздействиями имеет, как известно два основных вида проявлений - адаптивное и дезадаптивное. В связи с этим, рассматривая особенности аутопсихотерапии конкретно к каждому человеку, необходимо учитывать индивидуальную форму реагирования на экзо - и эндогенные воздействия.
Наши исследования позволили сгруппировать и выделить три основных направления адаптивных реакций у людей. Разумеется, все эти направления в той или иной мере имеют место у каждого человека, однако у того или иного индивида всегда можно отметить определенные преобладающие реакции. Исследования показали, что преобладающие реакции каждого из этих направлений отмечается примерно у одной трети населения.
Первое направление - группа гипердинамических реакций.
Второе направление группа гиперпсихических реакций.
Третье направление группа гиперфагических реакций с вегетативной активацией.
В каждую из вышеперечисленных групп входит большое количество разнообразных реакций объединенных одной квалификацией: гипердинамические - поведенческие, двигательные; гиперпсихические - реакции повышенного общения, повышенной речевой активности, повышенных мыслительных процессов, повышения активности интеллектуальной деятельности и т. д.
Нами обнаружено, что эффективная психотерапия, в частности аутотренинг, имеет прямую связь с особенностями реакций, объединенных в эти три направления. Поэтому в зависимости от перимущественного направления реагирования у каждого человека необходимо индивидуальное конструирование аутотренинговых формул. Так, например, классический аутотренинг, предложенный Шульцом и широко используемый в отечественной практике, оказался наиболее приемлем при третьем направлении адаптивных реакций, менее эффективен при втором, и совершенно не дающим каких - либо результатов при первом. Использование аутотренинговых формул, направленных на развитие, так называемого, интеллектуального, эмоционального воображения значительно ускоряет освоение аутотренинговых упражнений при втором направлений адаптивных реакций. В практике отечественной психотерапии, к сожалению, недостаточно уделяется внимания различным двигательным, поведенческим методам аутотренинговых упражнений. Известный всем бег трусцой, ежедневные утренние пробежки, регулярные занятия на силовых тренажерах или постоянные велосипедные прогулки и т. п. все это является основным компонентом двигательного аутотренинга. В то же время в эти занятия необходимо внести направленное психотерапевтическое ядро, дающее необходимый коррекционный эффект. В этом случае результаты аутотренинга у лиц, с преимущественно первым гипердинамическим реагированием будут высоко положительны.
Конечно, для еще большего эффекта освоения аутотренинговых упражнений у лиц, с различными реакциями адаптации, имеют значения учет их личностных особенностей. Хотя, как показывает наша психотерапевтическая практика на первом месте стоит верная диагностика преимущественных направлений адаптивного реагирования.
Описанный выше методологический и методический подход к диагностическим критериям и выбору индивидуальных особенностей аутотренинга безусловно требует дальнейшего совершенствования и развития. Хотя, будет неверным не учитывать вышеизложенные положения, для достижения достаточных результатов аутотренинга.
В заключение, следует отметить, что выбор психотерапевтических методик для коррекции тех или иных нарушений будут более эффективными, если врачи-практики возьмут на вооружение основы предварительной диагностики, преимущественного реагирования каждого индивида.
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ МОТИВАЦИОННОГО ТРЕНИНГА
У ЛИЦ РАБОТАЮЩИХ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
В.П.Вахов, Н.А.Лопушанская (Москва)
В настоящее время, как в нашей стране, так и за рубежом, возрастает количество и сложность трудных различных ситуаций, экстремальных условий, во время которых остается необходимость продолжать производственную деятельность и устранять последствия этих ситуаций. В связи с этим большое значение приобретает подготовка лиц, для работы в экстремальных условиях.
Усвоение производственных навыков, стереотипизация многих необходимых элементов различных видов деятельности дает возможность быстро, эффективно, более организованно и целенаправленно выполнять работу. Однако важнейшую роль в реализации производственных заданий имеют не только глубоко закрепленные навыки усвоенной деятельности, не только широкие знания в этой области, но и направленность - мотивация на выполнение данной работы. Преобладающим двигателем, стимулом эффективной деятельности является мотивация. Она значительно важнее приобретенных знаний, навыков, и часто перекрывает даже психофизиологические возможности человека.
В связи с этим на этапе производственного тренинга, подготовки лиц, для работы в экстремальных ситуациях важнейшее значение приобретает превентивная психотерапия, направленная на формирование мотивации для деятельности в чрезвычайных ситуациях. На наш взгляд в производственном тренинге психотерапевтические подходы формирования мотивации являются наиважнейшими дающими успешный прогноз будущей деятельности в экстремальных условиях. Это также имеет значение еще и потому, что в обычных условиях определенные недостатки мотивации для той или иной работы компенсируются за счет удлинения временных промежутков, коррекции производства, либо облегчения уровня выполнения задания. Подобное решение, к сожалению, невозможно в экстремальных ситуациях ввиду их быстротечности, непосредственной угрозы жизни и задействовании большого количества людей. Поэтому психотерапевтические подходы к формированию соответствующего мотивационного обеспечения у лиц, работающих в экстремальных условиях, зачастую приобретает решающее значение в преодолении и ликвидации чрезвычайных обстоятельств.
Формирование мотивационного обеспечения включает в себя на первом этапе изучение личности каждого работника, который будет трудиться в экстремальных условиях. Это необходимо в связи с тем, что отдельно взятый человек в ходе индивидуального жизненного опыта приобретает свой, стихийно сложившийся набор предварительных знаний относительно психологических явлений, что затрудняет усвоение собственно научных представлений о психике, особенностях взаимодействия людей, ценностных мотивационных направлениях. Эти представления необходимо скорректировать, дав возможность обучаемым выйти за пределы их индивидуального психологического опыта.
Такую возможность предоставляет групповое обучение с применением методических приемов активизирующих эмоциональный, познавательный и речедвигательный процессы. Совокупность таких методов обучения направлена на повышение социально-психологической компетентности людей, совершенствование их коммуникативного поведения в различных экстремальных ситуациях. Закрепление производственных навыков дает эффект повышения соответствующей мотивационной направленности в этой деятельности.
При психотерапевтическом подходе к обучению этих лиц основное внимание уделяется изменению их отношения в сторону повышения ценностной мотивации к социально-значимым сторонам взаимодействия с другими людьми, важности их защиты и предупреждения от воздействия чрезвычайных обстоятельств.
Такие занятия превентивной психотерапии, включенные в производственный тренинг, позволяют работникам закрепить навыки деятельности, которые в реальной практике дадут им возможность преодолеть различного рода психологические барьеры экстремальных условий, выбирать в трудных ситуациях решения, отличные от ранее привычных и более эффективные для дела. И самое главное, выполнение этих решений не будет тормозиться мотивационной борьбой.
Быстрота соответствующей коррекции мотивационного направления каждого работника, готовящегося для работы в экстремальных условиях, зависит от особенностей его личности и способов учебно-производственного тренинга. Так, например, у лиц с возбудимыми чертами характера эффективная мотивационная перестройка возможна лишь при установлении предварительно неформального контакта с ними. В то же время при психастеническом ядре личности такое обучение идет значительно быстрее.
В заключении следует отметить, что результаты наших исследований, посвященные психотерапевтическим подходам мотивационного производственного тренинга дадут положительный эффект только при обязательном учете всех вышеперечисленных моментов: личностные особенности, методические приемы, активирующие эмоциональные, познавательные и речедвигательные процессы, а так же направленность на социальную значимость и защиту людей.
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОТЕРАПИИ ИНВАЛИДОВ, БЫВШИХ СОТРУДНИКОВ МВД
В.П.Вахов, Н.А.Лопушанская (Москва)
Служба в органах внутренних дел требует от сотрудников большого напряжения и самоотдачи, связана с необходимостью противостоять преступности, имеющей самые разные формы проявления. Кроме того эта работа сопряжена с соблюдением строгой иерархии, организационного построения и межличностного общения, дисциплины приближающейся к военной, повышенной социальной и профессиональной ответственностью и высокой степенью риска потери здоровья, а иногда и жизни.
Работа в органах внутренних дел сопряжена с постоянной психической напряженностью, угрозой жизни и здоровью их самих и окружающих, неблагоприятным режимом труда и отдыха. Число случаев заболеваемости, гибели сотрудников органов внутренних дел и получение ими инвалидности из года в год непрерывно увеличивается, что при сохранении таких темпов роста может привести к непредсказуемым результатам.
Любая инвалидизация, вне зависимости от какого либо заболевания влечет за собой резкое изменение социально-психического функционирования человека, утрачиваются многие контакты, социальные и профессиональные связи, чувство защищенности, которое дает в какой-то мере система службы. Снижается уровень значимости человека в семье и в обществе, резко изменяется направленность сфер жизни бывшего сотрудника, ограничивается круг интересов.
До последнего времени существует точка зрения об ограниченной эффективности психотерапии при психопатоподобных расстройствах. Однако психотерапия может быть, несомненно, полезной при психопатоподобных расстройствах как сама по себе, так и в качестве метода, подготавливающего почву для социотерапевтических воздействий.
Психотерапевтический подход, начиная с установления первых же контактов с инвалидом, должен ориентироваться на тип психопатоподобных расстройств. Так, гипертимный пациент "идет" на контакт, если чувствует доброжелательное отношение к себе, интерес к своим проблемам; при устойчивом типе эффективнее директивный стиль психотерапии; при лабильно-аффективном - диапазон психотерапевтических усилий достаточно широк - от доброжелательного успокоения до прямого руководства; существуют психотерапевтические рекомендации, более адекватные и для инвалидов с другими проявлениями психопатоподобных нарушений.
В последний период при психопатоподобных расстройствах и патохарактерологических развитиях личности все чаще применяется групповая психотерапия. В связи с задачами групповой психотерапии при данных личностных расстройствах подчеркивается, что она позволяет инвалидам лучше оценить свои реакции на жизненные трудности, выявить индивидуально-непереносимые ситуации, способствующие срывам, продемонстрирует им реакции группы на их поведение; конфронтация этих больных с лицами, имеющими аналогичные проблемы, позволит сделать первых более восприимчивыми к лечению и добиться большей их социализации, нивелировки характерологических девиаций.
Главное, чего можно добиться в подобных случаях, - это научить способности предусматривать следствия своего поведения и корректировать его в конкретных условиях. Рекомендуется проводить лечение пациентов с психической дезадаптацией на почве патохарактерологических развитий и психопатоподобных расстройств в малых группах, лучше всего включая их в группы, составленные из пациентов, страдающих неврозами и близкими к ним пограничными нервно-психическими расстройствами.
Психотерапия позволяет реализовать и активизировать позитивные свойства личности инвалида, противодействовать появляющимся негативным качествам с переключением активности, привычек, свойств пациента на иные социально приемлемые цели.
Наиболее часто встречающиеся личностные особенности у инвалидов, бывших сотрудников органов внутренних дел: психастенические гипертимные, эпитимные, астенические и возбудимые черты характера.
Психастенические черты характера могут быть двух типов - это тревожные психастеники и педанты. Для первого типа характерны тревожно-мнительные черты с неуверенностью в себе, нерешительность, постоянной склонностью к сомнениям, в стремлении к самоанализу и преобладании абстрактно-логических построений. В коллективе это всегда лица деликатные и тактичные. Для типа психастеника-педанта также характерна тревожность, но чаще всего эта тревожность проявляется в процессе выполнения и окончания какой-либо работы. Это люди слова. Они не являются в коллективе выдающимися, но всегда хорошие исполнители.
В данном случае методикой выбора коррекции может быть предложена аутогенная тренировка по Шульцу.
Возбудимые черты характеризуются постоянной напряженностью, крайней раздражительностью, им свойственна повышенная требовательность к окружающим, нежелание считаться с чужим мнением. Эпитимные отличаются от возбудимых тем, что накапливают отрицательный эмоциональный заряд до тех пор, пока не заполниться "депо" их дисфорического "ядра" и поэтому часто эмоциональный чрезмерный ответ лиц с эпитимными характерологическими особенностями, наблюдается на необычайно незначительный внешний раздражитель. Лица с возбудимыми чертами характера относятся к эпитимным личностям, но с менее глубокой выраженностью, в связи с реакциями более быстрого ответа на более адекватный внешний раздражитель.
Методы коррекции этих характерологических особенностей требуют длительного и четкого планирования психотерапевтических мероприятий. Они заключаются, во-первых, в обязательном, эмоционально-ровном отношении, без каких либо значительных колебаний в общении с этими людьми, во-вторых, прогнозирующее планирование действий, отношений и мероприятий, которые предполагаются в работе с ними. Этот план должен быть заранее доведен до сведения инвалидов, бывших сотрудников органов внутренних дел с эпитимными возбудимыми чертами характера.
Специализированные психотерапевтические методики в полной мере могут использоваться у этих личностей только после достаточно продолжительного периода завоевания доверия и уважения к психотерапевту. Те или иные психотерапевтические методики, которые предполагает использовать специалист у этих лиц, должны быть обсуждены с доказательной убежденностью, с каждым из инвалидов. Лишь в этом случае можно достигнуть достаточного эффекта психотерапевтической работы.
Рассматривая гипертимные особенности характера нужно сказать, что основой этого радикала является повышенное общение с людьми. Это лица с постоянно приподнятым настроением, разговорчивостью, быстрым переключением, в то же время поверхностным суждением. Методикой выбора коррекции здесь могут служить рекомендации занятия общественной работой, различной клубной деятельностью, организацией досуга людей, организацией объединений и общественных работ в районе, сбор общественных средств, работа в различных фондах.
Астенические черты характеризуются быстрой утомляемостью, не только физической, но и психической. Они отличаются сочетанием раздражительности, повышенной впечатлительности и чувствительности. Данный вид характерологических "заострений" часто сопровождает ранения, длительно протекающие заболевания. Он с высокой периодичностью является результатом последствий травм, либо продолжительных психогенных экстремальных воздействий. В этом случае возникает чувство физической и психической усталости, снижение эмоционального реагирования, уход от контактов с окружающими, снижение способности мыслительной деятельности, двигательной активности. Все это сопровождается различными видами гиперестезий - раздражает громко включенный телевизор, яркий свет, резкий звук и т.д. Для инвалидов с астеническими чертами можно рекомендовать дозировать физическую нагрузку, периодический отдых - сон.
В заключении следует отметить, что мы рассмотрели лишь основные, наиболее эффективные направления коррекции психического состояния у инвалидов, бывших сотрудников органов внутренних дел. Разумеется, существуют многие другие способы подобного воздействия, такие как: акупунктурная терапия, массаж, фитотерапия, психофизиологические воздействия.
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА КАК "НЕРАЗРЕШИМОЙ"
ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ КОРРЕКЦИИ
Грызлов С.В., Котенев И.О. (Москва)
Психологические кризисы, ставшие неотъемлемой частью нашей жизни, являются феноменами внутреннего мира человека. Эффективная коррекционная работа в ситуации развития кризиса невозможна без учета некоторых особенностей развития этой проблемной ситуации.
Необходимо отметить то обстоятельство, что психологические кризисы могут возникать как под влиянием факторов, инициированных внешней средой, когда представляется возможным в жизненном пути личности выделить событие, которые привело к включению механизма кризисного реагирования. В то же время, психологические кризисы могут возникнуть совершенно неожиданно для стороннего наблюдателя, когда причины и начало развития критического состояния остаются незамеченными, и внешние проявления кризиса возникают как следствие внутренних переживаний. В таком несоответствии между причинами, вызвавшими критическое состояние, и его внешними проявлениями заключена одна из особенностей этой проблемной ситуации.
Другой особенностью психологического кризиса является тесная связь субъекта с происходящими событиями, высокая степень значимости произошедшего события для человека. Именно степень значимости будет определяющим фактором в том, приведет ли данное событие к каким-либо переживаниям или останется почти незамеченным. Известно, что часто события, имеющие глобальные характер (такие как катастрофы, стихийные бедствия, вооруженные конфликты и др.), не находят видимого отклика во внутреннем мире человека в том случае, если не затрагивают некоторых основ его существования. В то же время, незначительное для стороннего наблюдателя событие способно привести к развитию психологического кризиса, сопровождающегося тягостными переживаниями и поведением с преобладанием деструктивных тенденций. Значительная роль в этом принадлежит предшествующему опыту человека, субъективной оценке успешности преодоления им проблемных ситуаций в прошлом.
Нельзя не отметить и такую особенность психологического кризиса, как длительность субъективного отклика на произошедшее событие. Нередки ситуации, когда событие, спровоцировавшее кризис, закончилось, а переживания, сопровождавшие критическое событие, продолжаются довольно длительное время. Примером могут служить описанные у участников боевых действий посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР), проявляющиеся, в частности, симптомами упорного вторжения в сознание образов и воспоминаний, связанных с травмирующими обстоятельствами. Такие "вторжения" (или "флэшбеки") могут преследовать человека на протяжении всей жизни и служить постоянным источником психологического дистресса, ведущего к злоупотреблению алкоголем, наркотиками, психотропными препаратами. В этом случае приходится говорить о "субъективной длительности события", когда травма накладывает отпечаток на динамику формирования личности, приводя к явлениям посттравматических личностных изменений.
В других случаях травматический опыт успешно интегрируется человеком, не подвергается вытеснению, а наоборот, становится источником саморазвития личности. В некотором смысле это может служить показателем успешности преодоления критического состояния. Кризис, успешно преодоленный и приведший к образованию новой личностной целостности, к личностному росту, не сопровождается длительными переживаниями, тогда как неуспешно пережитое критическое состояние оставляет после себя длительные негативные последствия. В этом можно найти определенное сходство с "феноменом Зейгарник", когда нерешенная задача приводит к фиксации ее условий в памяти.
Одной из отличительных характеристик психологического кризиса от иных проблемных ситуаций является утрата контроля над ситуацией, разворачивающейся во внутреннем, субъективном мире человека. Утрата контроля приводит к неадекватной оценке происходящих событий и самого субъекта, связанного с этими событиями. Часто это проявляется в искаженном восприятии своего "Я" и окружающего мира, когда из всего возможного спектра субъективных оценок доминируют наиболее крайние, полярные значения. Формируется субъективное представление о ситуации как о тупиковой, безвыходной, неразрешимой. Подобный подход к восприятию личной ситуации приводит к значительному сужению диапазона эффективных стратегий поведения, что, в свою очередь, затрудняет процессы "совладания", приводит к неспособности восстановить контроль над ситуацией и собственными действиями.
Учет этих особенностей психологического кризиса как внутренне неразрешимой проблемной ситуации должен определять направления психопрофилактической и психокоррекционной работы при кризисе. Общим основанием для построения стратегий кризисного психологического вмешательства является реконструкция субъективных представлений человека о критической ситуации, выработка системы опосредования травматических переживаний (психологической поддержки) и позитивная трансформация отношения к ситуации в процессе психотерапии.
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД,
ПРОХОДИВШИХ СЛУЖБУ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
Долгополов С.В. (Москва)
Представляются результаты исследования, проведенного на абитуриентах Академии МВД России, имевших опыт прохождения службы в экстремальных условиях. Целью исследования являлось изучение личностных сдвигов, наблюдаемых у сотрудников ОВД - участников экстремальных ситуаций. Предполагалось, что воздействие психотравмирующих факторов обусловит развитие у испытуемых постстрессового состояния, характеризующегося "фрагментарным" ПТСР, при котором наблюдается преобладание какой-либо одной или двух групп симптомов в случае клинически не выраженного ПТСР.
С целью проверки выдвинутых предположений испытуемые были разделены на две группы - экстремальную (испытуемые, имевшие опыт службы в экстремальных условиях) и контрольную (испытуемые, не имевшие такого опыта). Количество испытуемых по первой группе составило 34 человека, по второй - 37 человек. Средний возраст - 31,8 лет (1 группа) и 31,3 года (2 группа), образование - высшее, стаж службы в ОВД - 9,3 года (обе группы), все - мужчины.
Психометрическая тестовая батарея состояла из стандартизированной методики исследования личности (СМИЛ) и опросника - шкала стресса (разработчик - Котенев И.О.).
Обследование проводилось в ходе тестирования испытуемых при сдаче ими вступительных экзаменов в Академию МВД России. Цель обследования испытуемым была неизвестна.
Изучение обобщенного профиля СМИЛ и матрицы интеркорреляций шкал СМИЛ испытуемых первой группы выявило:
- ведущие пики профиля СМИЛ данной категории испытуемых, а именно пики по шкале D (2) (p < 0,04), по шкале Pt (p < 0,001), по шкале Ma (9) (p < 0,01);
- положительные корреляционные связи шкал СМИЛ - 1/8, 2/0, 3/5, 4/8, 8/9. Анализ полученных данных позволяет сделать предварительные выводы о психологических особенностях сотрудников ОВД, участвовавших в экстремальных событиях.
Для этих сотрудников характерны такие личностные особенности, как: завышенная и лабильная самооценка, инфантилизм, повышенная сензитивность и впечатлительность, своеобразие восприятия окружающей обстановки, пониженное настроение, тревожность и мнительность, сочетающаяся с нетерпеливостью, импульсивность в высказываниях и действиях, "взрывные" поведенческие реакции, неординарные (вероятно шокирующие окружающих) поступки и высказывания, нецеленаправленная и "лихорадочная" активность, поиск поддержки и помощи со стороны ближайшего социального окружения.
В стрессовых ситуациях у них вероятно поведение по гипертимному типу с немотивированной активностью и необдуманными высказываниями и действиями. По выходу из стрессовой ситуации и при развитии постстрессового состояния может наблюдаться протестное поведение с нарушением общепринятых норм поведения.
Данные результаты также позволяют предположить, что при разворачивании психопатологии ПТСР или при не полностью развернутом синдроме ПТСР у сотрудников ОВД можно наблюдать проявления, в первую очередь, группы симптомов гиперактивации.
Предположение о личностных изменениях под воздействием психотравмирующих обстоятельств или о влиянии вышеуказанных черт личности на риск развития PTSD выносится на обсуждение.
О ПСИХОТЕРАПИИ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ЖИТЕЛЕЙ КИРОВСКОЙ
ОБЛАСТИ, ПОСТРАДАВШИХ ПРИ АВАРИИ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС
Краснящих С.В., Чудиновских А.Г. (Киров)
Хотя территория Кировской области не подверглась радиоактивному заражению после аварии на ЧАЭС, на ней проживает значительное число пострадавших в ее результате. Это прежде всего "ликвидаторы" аварии (3 570 человек), эвакуированные и переселенцы с зараженных территорий (193 чел.), вдовы ликвидаторов (116 чел.), дети, родившиеся у "ликвидаторов" после аварии (378 чел.). Смертность пострадавших значительно превышает уровень смертности аналогичных групп населения. Причем пострадавшие умирают, в основном, не от злокачественных (11 чел., 8,6 %) заболеваний. Первое место среди причин смерти занимают соматические заболевания (48 чел., 37,5 %), убийства и несчастные случаи (36 чел., 28,1 %), как правило связанные с употреблением алкоголя, суициды (21 чел., 16,4 %), отравления суррогатами алкоголя и алкогольная интоксикация (11 чел., 8,6 %). Это позволяет говорит о том, что "проблема чернобыльцев" прежде всего заслуживает внимания психологов и психиатров. Актуальность проблемы обостряется в связи с участившимися в последнее время протестами и голодовками "чернобыльцев" из-за невыплаты им полагающихся пособий.
На базе Кировского НИИ переливания крови обследовано 110 человек, у которых ведущими были жалобы астенического круга, преобладающие у пострадавших. Наряду с психопатологическим методом использовалась клинико-функциональная шкала "GAFS", которая является базисной для оценки качества функционирования по V диагностической оси классификации DSM-III-R. Кроме того, проводилось психологическое обследование больных по тестам Спилбергера-Ханина, Зунга, САН, исследовалось отношение личности к болезни.
Несмотря на обилие "астенических" жалоб у всех обследованных больных, те или иные разновидности астенического синдрома были диагностированы только у 61 (55,5 %) из них. Критерием диагностики, при этом, являлась представленность в структуре расстройств всех составляющих "астенической триады", то есть наличие, наряду с собственно астеническими проявлениями, также диссомнических и висцеровегетативных нарушений. В зависимости от доминирующего эмоционального фона и отношения больного к заболеванию были выделены следующие разновидности синдрома: астено-апатический (8,2 % больных), астено-депрессивный (10,9 % больных), тревожно-астенический (22,8 %) и сензитивно-астенический (13,6 %).
У остальных 49 больных (44,5 %) также преобладали жалобы астенического круга, но не выявлялось других признаков триады. Кроме того, в большинстве случаев наблюдалось резкое несоответствие между наличием многочисленных жалоб и подчеркнутой озабоченности больных своим состоянием, с одной стороны, и рисунком их поведения с другой. Истерический синдром был диагностирован у 25 человек (22,7 %) обследованных. У 10 обследованных (9 %) астенические жалобы сочетались с достаточно отчетливыми личностными особенностями паранойяльного круга. Наконец, у 14 человек (12,7 %) не выявлялось ни астенических расстройств, ни истерических либо паранойяльных личностных особенностей. Такие нарушения квалифицировались как разновидность соматоформных, что соответствует их обозначению в классификации DSM-III-R. Психотерапевтические мероприятия у пострадавших должны, на наш взгляд, проводиться с учетом ведущего синдрома и типа отношения личности к болезни.
ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ У ЛИЦ,
УЧАСТВОВАВШИХ В ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИИ НА ЧАЭС
В.Л.Малыгин, А.Ю.Тарасов (Тула)
Опыт лечения участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС позволил выявить ряд особенностей в применении психотерапевтических техник, опирающихся на значение психопатологических феноменов, преобладающих в личности участников ЛПА. Первое с чем приходится сталкиваться врачу-психотерапевту - негативизм по отношению к медицинским работникам, неверие в успех лечения, уход в болезнь и формирование рентного образа жизни.
Данные личностные нарушения определяются, по нашему мнению, особенностями патогенеза психических расстройств среди участников ЛПА. К настоящему времени сформировалось три гипотезы о генезе психических нарушений среди лиц, подвергшихся воздействию малых доз радиации. Так ряд исследователей (Гуськова А.К., 1993 г., Румянцева Г.М., 1994) считает, что психические расстройства являются следствием радиофобии. Противоположное мнение высказывают В.И.Здесенко (1990), Л.А.Крыжановская (1993) предполагая, что данную патологию необходимо рассматривать в рамках острой или хронической лучевой болезни. Особой точки зрения придерживаются В.В.Нечипоренко, С.В.Литвинцев и др. (1996), предлагая относить указанные расстройства к новой нозологической форме - радиационной психической травме, под которой подразумевается изменение нервно-психической деятельности пострадавших под влиянием радиационного фактора, в результате экстремальных условий радиационного воздействия.
В данной работе нами предпринята попытка оценить значение как радиационных, так и действующих стрессовых факторов в развитии психических нарушений среди участников ЛПА. В основную группу вошло 80 пострадавших. В контрольную группу - 38 человек, в том числе 24 человека, проживающих в экологически чистом районе области. Методологическое обеспечение: опросник MMPI (модификация СМИЛ), опросник Дерогатиса, ранжированный по 10 психопатологическим шкалам, опросник субъективного значения факторов стресса. Одновременно оценивались результаты диспансерного обследования участников ЛПА (включая РЭГ, ЭЭГ, доплерографию брахеоцеребральных сосудов).
Проведенное исследование выявило следующее: по данным MMPI в 75% случаев у испытуемых отмечалось снижение адаптивных качеств личности, склонность к депрессии, повышенной тревожности, тенденция к аутизации и ««бегству в болезнь»». Наиболее выраженными указанные нарушения отмечались у больных с такими психосоматическим заболеваниями, как язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки; в меньшей степени - у больных артериальной гипертонией. Попытка определить значение дозы радиационного воздействия в формировании данных заболеваний (сравнение двух групп пострадавших - с дозой >50сгр и с дозой <5сгр) выявили явную зависимость артериальной гипертензии от дозы радиационного воздействия и отсутствие таковой у больных с язвенной болезнью, что подчеркивает роль радиационного воздействия в формировании цереброваскулярной патологии.
По данным опросника Дерогатиса в 50% случаев в основной и в 10% случаев в контрольной группе отмечалось превышение нормативных показателей по шкале соматизации. В группе участников ЛПА данный психопатологический феномен коррелировал с выраженностью церебральных сосудистых расстройств (по данным РЭГ и ЭЭГ), что отражало наличие дизрегуляторных процессов в структурах ЦНС и, очевидно, связано с влиянием радиационных эффектов. Все это позволяет рассматривать данный синдром в рамках истинного соматического заболевания, обусловленного цереброваскулярной патологией. Некоторой неожиданностью явилось наличие высоких показателей по шкале обсессивности - компульсивности в основной группе - 57% случаев (в контрольной - 10%). Можно предположить, что снижение личностных адаптационных возможностей не позволяет адекватно отреагировать на давление хронически действующих стрессовых факторов и способствует формированию истероидных реакций, проявляющихся, в частности, в демонстративных голодовках и угрозах самосожжения (наличие демонстративности и отсутствие истинных намерений покончить с собой, было выявлено нами в психиатрическом интервью при обследовании голодающих). Достоверная разница в основной и контрольной группах была также выявлена по шкалам депрессии и тревожности, по шкале тяжести симптоматики (53% случаев в основной и 20% - в контрольной группе). Особое внимание следует уделить высоким показателям по шкале враждебности и паранояльности, которые были выявлены в 90% основной группы и в 93% контрольной группы (суммарно по обеим шкалам). Это позволяет предположить наличие глубоких конфликтов в обществе и постоянно существующей угрозы разрушения личности (как в физическом, так и психологическом плане).
Выяснение субъективного значения факторов стресса, выделенных в 4 группы (социально-бытовые, общеэкологические факторы, факторы радиационной опасности и обеспокоенность снижением уровня жизни), не выявило достоверного различия показателей в основной и контрольной группе. Полученные данные позволяют предположить одинаковую силу влияния имеющихся в настоящий период стрессовых факторов.
В то же время значительное преобладание пограничных психических нарушений среди участников ЛПА, по сравнению с контрольной группой, очевидно следует связывать с наличием снижения адаптивных возможностей к хроническим факторам стресса у лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие непосредственного воздействия ионизирующего излучения как на ЦНС, так и на другие органы и системы.
Наиболее приемлемым, по нашему мнению, является предложение рассматривать данную патологию в рамках особой нозологической формы, учитывающей значение множества патогенетических факторов, как радиационного, так и нерадиационного генеза.
ПСИХОТЕРАПИЯ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИХ СТРЕССОВЫХ
РАССТРОЙСТВ У ВЕТЕРАНОВ ВОЙНЫ В АФГАНИСТАНЕ
А.А.Миланин, Л.В.Миланина (Москва)
Проблемы реабилитации ветеранов войн не только остаются важными проблемами современного общества, но приобретают все большую актуальность.
В области медицинской реабилитации вопросы психотерапевтического лечения занимают особое место. Как показали результаты специальных исследований, и анализ медицинских отчетов Центров восстановительной терапии ветеранов психические расстройства выявляются более чем у 60% участников военных событий, среди которых большая часть относится к посттравматическим стрессовым расстройствам.
Посттравматический стрессовый синдром относительно новое понятие в отечественной психиатрии и психологии. Обследование и наблюдение пациентов с проявлениями такого расстройства, клинический анализ их состояния показал их соответствие по основным диагностическим критериям известным пограничным психическим расстройствам, таким как неврозы и невротические развития личности. Так наиболее частыми проявлениями психических нарушений у ветеранов были раздражительность, вспыльчивость, агрессивность, эмоциональная неустойчивость, симптомы вегето-сосудистой дистонии, утомляемость, нарушения сна. Значительно реже отмечались психоорганические синдромы, синдромы нарушенного сознания. Таким образом, структура психопатологических нарушений была разнообразной, но в большей части случаев характеризовалась уровнем пограничных психических расстройств.
Это в свою очередь позволяло планировать основные направления терапии. Психотерапия, как известно, играет важную роль в лечении подобных расстройств, составляя альтернативу медикаментозному лечению психотропными препаратами. Необходимо было учитывать отрицательный опыт лечения психических нарушений лекарственными средствами, которые часто обладали побочными эффектами, нарушающими работоспособность и ухудшающими качество жизни больных. Большинство ветеранов категорически отказывались от приема медикаментов, несмотря на значительную выраженность симптомов психического расстройства. В этих условиях психотерапия приобретала особую ценность.
Проблема состояла в подборе эффективных психотерапевтических методов. Попытки применения в условиях Центра традиционных психотерапевтических методов, - таких как психотерапевтические сеансы релаксации и обучения аутогенной тренировке, сеансы гипноза-отдыха, оказались недостаточно эффективными.
Поиск новых форм психотерапии привел к применению в 1990 году нового, на первый взгляд необычного метода психотерапии, получившему известность как метод трансперсональной психотерапии, или холотропной терапии.
Весной 1990 года при участии сотрудников института психиатрии такие сеансы впервые были проведены в условиях Центра реабилитации ветеранов «Русь», а после стажировки врача-психиатра проводилась в Центре регулярно с 1990 по 1994 годы, в течение которых было проведено 165 сеансов, в которых участвовало 306 пациентов из числа ветеранов. Это были мужчины в возрасте на период обследования 22-44 года. Время, прошедшее после возвращения из Афганистана было различным и составляло от 2 до 11 лет. Все пациенты проходили клиническое психиатрическое обследование и достаточно полное медицинское обследование. Изучение и клинический анализ нового метода психотерапии позволили определить основные противопоказания к его применению, наличие которых предварительно уточнялось.
Опыт первых сеансов позволил уточнить форму их проведения. Вначале каждому сеансу предшествовала ознакомительная беседа, в которой излагались основы теории трансперсональной психологии и психотерапии: участники знакомились с картографией психики, примерами переживаний участников сессий, что носило познавательный характер. В последующем такие беседы проводились избирательно с целью уточнения того, насколько от них зависит характер переживаний. С участниками психотерапии проводился лишь необходимый предварительный инструктаж об условиях проведения сеанса, которые необходимо было знать.
Сеансы проводились в положении лежа на спине на поролоновых матрасах. Перед началом сеанса давалась инструкция закрыть глаза и сосредоточиться на ощущениях в теле, затем предлагалось некоторое время поддерживать более активное дыхание. Сеанс сопровождался музыкой, которая вначале была более громкой и ритмичной, а в последующем тихой и спокойной. Сеансы проводились в группах от 3 до 10 участников. Продолжительность сеансов была различной - от 1 часа до 2 часов.
В процессе психотерапии почти у всех участников наблюдались следующие проявления, выраженные в разной степени: нарушения чувствительности в виде различных парестезий (онемение, покалывание, чувство «ползания мурашек», ощущение жжения и т. п.), мышечно-тонические феномены-спазмы, тонические судороги. Как парестезии, так и судороги возникали преимущественно в области конечностей (кистей и стоп) и лицо. Значительно реже они носили генерализованный характер. Частыми ощущениями во время психотерапии были болевые ощущения в груди, животе, головные боли, очевидно, также связанные с напряжением и спазмами различной локализации. Не менее характерными оказались психические реакции в виде тревожных и фобических состояний. Поведение большинства участников было спокойным и лишь в отдельных случаях характеризовалось беспокойством. Некоторые участники описывали ощущение нереальности происходящего, явления дереализации и деперсонализации. У большинства участников после периода телесных ощущений наступало глубокое и выраженное расслабление, иногда переходящее в сон.
За все время проведения таких психотерапевтических сеансов не было ни одного случая каких-либо осложнений. В тоже время в значительной части случаев можно было говорить о хорошем терапевтической эффекте. Достоверно судить об эффективности этого метода психотерапии на основании нашего материала трудно, так как значительная часть пациентов участвовала в психотерапии однократно, и только треть из них участвовала не менее трех раз. В этих случаях эффективность не была прямо связана с кратностью сеансов. Иногда выраженное значительное улучшение наступало уже с первого сеанса, иногда - постепенно в процессе нескольких сеансов.
Интересно отметить, что ни в одном случае пациенты не описывали переживания перинатального характера. Наиболее закономерным и частым результатом было состояние выраженного приятного спокойствия, улучшение настроения, уменьшение или исчезновение других ранее беспокоивших пациента симптомов психического расстройства, что оценивалось как положительный результат психотерапии.
Психотерапевтические сеансы в такой форме можно определить как сеансы эмоционально-стрессовой психотерапии с гипервентиляционными нагрузками. Проведение таких сеансов требует несколько более тщательного отбора пациентов, учитывая известные противопоказания. Основными противопоказаниями к проведению сеансов с гипервентиляционными нагрузками нужно отнести заболевания сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и органов пищеварения на стадии органических изменений, органические заболевания мозга с выраженными сосудистыми нарушениями, проявлениями ликворно-гипертензионного синдрома и пароксизмальными расстройствами психики.
Основными показаниями следует считать - невротические состояния с доминирующими аффективными нарушениями (астено-депрессивные, тревожно-депрессивные состояния, и др.), которые являются преобладающими среди психических расстройств у ветеранов войны в Афганистане.
В целом метод можно считать достаточно эффективным, хорошо сочетающимся с другими психотерапевтическими методами. Клинический подход в применении психотерапии с функциональными нагрузками позволяет избежать возможных осложнений и сделать минимальным риск их проведения для пациентов с посттравматическими стрессовыми расстройствами.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ АРЕСТОВАННЫХ, ЗАКЛЮЧЕННЫХ
И ИХ РОДСТВЕННИКОВ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ
ОСВОБОДИВШИХСЯ ИЗ МЕСТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ИХ РОДНЫХ
Мироненко Л.Ф. (Москва)
Вор должен сидеть в тюрьме - это знает каждый. Но кто и что заставляет содержать под стражей до суда впервые привлеченных к уголовной ответственности за ненасильственные преступления? (Для любого гражданина нашей страны, тем более для молодежи, попадание в СИЗО - громадная психологическая травма. Бывший заключенный "Матросской тишины" - врач-психиатр Железнодорожного района г. Москвы после проведения в тюрьме нескольких месяцев сказал в интервью правозащитной организации, что как врач он должен был бы поставить какой-либо диагноз 80 % находящимся в условиях Московских СИЗО заключенным, проведшим в них более 6 месяцев. В отличие от других государств, наша образовательная система не слишком поощряет информирование населения о проблемах подобного рода, и люди даже близко не представляют всего ужаса того, что их ожидает в тюрьме, независимо от того, доказана их вина или нет.)
Бесполезное занятие критиковать руководителей СИЗО, что в ним людям приходится плохо. Там хорошо для обычного человека и не может быть. Вот простая истина - известно, что тюрьмы, как любые здания, строят не из каучука, а из бетона и кирпича и, следовательно, растягиваться они не могут. Наша же государственная система - Минюст, Прокуратура, суда, Госдума, т.е. власть, что либо решающая - никак не приемлет казалось бы очевидное ѕѕ беря под стражу человека, т.е. ограничивая его свободу, а следовательно, и возможность самостоятельно заботиться о себе, государство несет полную ответственность как за самого такого человека, так и за его жизнь, здоровье, личные проблемы, ответственность по долгам, не связанным с преступлением, за проблемы его семьи, соблюдение его прав и т.п.
Как это происходит в жизни?
В большинстве СИЗО России число арестованных и находящихся в камерах человек превышает все мыслимые нормативы. Люди сидят и спят по очереди, заражая друг друга всеми существующими в условиях такой плотности болезнями инфекционного происхождения. Самые легко распространяемые и известные - туберкулез и чесотка. Из вышесказанного ясно, что любая борьба с этими болезнями при таких условиях может носить характер только локального погашения очагов.
При отсутствии должного финансирования на содержание подследственных и осужденных, в местах лишения свободы не хватает абсолютного всего: медикаментов, медицинского оборудования, продуктов питания и еще очень многого, что необходимо человеку для хотя бы примитивного существования.
Каково же положение родственников заключенных в столь суровых условиях?
Преступления бывают тяжкие и не очень, но для матери, отца, детей, арест близкого человека - это обвал всего, время как бы замирает. Наказание в нашей стране несет на себе не только заключенный, но и его родственники. Любой человек, который пытается как-то облегчить участь заключенного, для администрации становится изгоем. Матери, дети, другие родственники начинают свои хождения по мукам, ежедневно чувствуя себя униженными, оскорбленными. Они постоянно в чрезвычайном напряжении и стрессе. (Не требуется особых знаний, чтобы понять, что у людей в таких ситуациях срывается психика, они становятся нервозны, крайне раздражительны, у них развивается хроническое недоверие и комплекс "все враги". Общество, в котором ежедневно отбывают наказание около полутора миллионов человек, а вместе с ними еще и несколько миллионов родственников, униженных и озлобленных государством, больно опасной и хронической болезнью, которая в любой момент может войти в состояние реактива, и все это не способствует укреплению здоровой психики и здорового образа жизни.)
Длинные, по несколько дней, очереди на сдачу передачи в тюрьму, любопытные взгляды соседей по дому, сослуживцев, невозможность оплатить услуги адвокатов (многие месяцами не получают зарплату), делают свое черное дело по разрушению семей, здоровья и, как завершение этой цепи, самого общества.
Встречаются случаи необоснованного ареста значительной части имущества. Крайне часто следователи не дают свидание родственникам годами, прикрывая эту пытку "следственной необходимостью". Неясно только одно: почему такая необходимость возникает у наших следователей в 90 % случаев.
Особенно тяжело переносят все описанные события пожилые родственники. Эти, часто заслуженные люди, честно трудившиеся всю жизнь, защитники Родины, учителя, врачи, бывшие сотрудники правоохранительных органов, рабочие и т.п. приходят к нам на прием в состоянии шока. Порой консультантам приходится терпеть рыдание и истерики, возникающие на приеме. Успокоить этих людей крайне трудно, но опыт наших специалистов и их обаяние приходят на помощь в эти нелегкие минуты.
У этих людей проявляются следующие признаки в поведении: мокрые, воспаленные глаза, иногда дергающиеся руки, громкий с криком разговор, быстрая или, наоборот, замедленная речь, рассеянное внимание (часто они забывают свои сумки и т.п.). Многим из них требуется психологическая, а иногда и психиатрическая помощь.
Причиной всему этому, в основном, длинный, порой до четырех лет, процесс следствия и суда. Очень немногие люди на свободе могут выдержать это, не говоря уже о муках, которые претерпевают заключенные.
Что случается, если родители умерли?
Освободившись, человек выходит не только на свободу, но и в другое государство. За 5-10 лет страна стала другой, изменилось все. Даже слова до боли знакомые, порой несут в себе иной, непонятный смысл и пугают этим освободившегося. Если нет родителей, а жена ушла, то человек выходит в НИКУДА. Он не нужен в этой стране. Ему негде жить, негде работать, нечего есть, нет одежды, а самое главное - НЕТ НАДЕЖДЫ. Государственные структуры не желают порой даже выслушивать этих людей.
Поэтому этим людям нужда и социальная помощь, и материальная, и психологическая, и юридическая. Без посторонней помощи этим людям не выжить.
Поскольку мы живем в едином сообществе, и эти люди наиболее ущемлены в своих правах, даже в праве на жизнь, - это проблема всех нас, так как нам не на кого пенять, когда появляется очередной маньяк при таких условиях существования, которые создает этим людям государство.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ
ПЕРСОНАЛА ПОЛИЦИИ ЗА РУБЕЖОМ
Н.В.Покровский (Москва)
Экстремальный характер деятельности полицейских служб с неизбежностью порождает значительное количество психотравматических реакций у сотрудников полиции вне зависимости от их национальной принадлежности. Более того, можно констатировать тенденцию большего роста указанных психических состояний в тех странах, которые принято считать наиболее развитыми.
Имеется несколько факторов, обуславливающих такое положение.
Во-первых, с развитием цивилизации значительно уменьшается персональный риск потери жизни для среднестатистического члена общества, что связано с развитием медицины, совершенствованием работ спасательных служб, ростом правовой защищенности и т.д. Как следствие, ценность жизни возрастает, и смерть или ситуация риска для жизни вне зависимости от вызвавшей ее причины переносится с большей болезненностью. Обозначим этот фактор как общее снижение толерантности к психотравмирующим воздействиям.
Во-вторых, один из парадоксов современного мира, состоящий в неуклонном росте уровня преступности вне зависимости от повышения уровня жизни и совершенствования правоохранительной деятельности, приводит к увеличению количества ситуаций, ставящих под опасность жизнь полицейских, вынуждающих их применять оружие на поражение или сталкиваться со смертью товарищей и гражданских лиц. Вместе с тем, имеется ряд специфических стрессоров, свойственных работе полицейского, которые обуславливают стрессогенный характер правоохранительной практики и способствует развитию травматических реакций. Источники полицейского стресса группируются в четыре категории: 1)организационная практика и свойственные ей характеристики; 2) сама по себе полицейская работа; 3) система криминального правосудия; 4) общество. Совокупность вышеперечисленных факторов формирует генерализованный объективный характер психотравматической опасности.
И, наконец, в-третьих, повышение общественного интереса к проблемам травматического стресса, вышедшего далеко за пределы профессионального круга психологов и психиатров, вызвало огромное количество публикаций в прессе, художественной литературы и фильмов о вьетнамских ветеранах и полицейских, страдающих в силу своей профессиональной деятельности посттравматическими стрессовыми нарушениями (ПТСН). Подобно во многом искусственно сконструированным З. Фрейдом "сексуальным неврозам", которые после повышение интереса к его работам стали явлением вполне реальным, ПТСН, выйдя за пределы клиник, превратились в своего рода культурный феномен, создающий, тем не менее, серьезную опасность расстройств у тех субъектов, которые в иных условиях не были бы им подвержены. Он обуславливает формирование своего рода рентной установки на развитие определенных психологических реакций в ответ на негативно значимые события, выступая как фактор иррадиации травматического стресса.
Таким образом, имеется, по меньшей мере, три фактора, обуславливающие углубление проблемы травматического стресса в западной полиции.
Современные взгляды на полицейский травматический стресс, в целом, совпадают с пониманием проблемы ПТСН, выработанном на Западе в течение двух последних десятилетий. Известно, что сущностные характеристики травмирующих событий не оказывают большого влияния на протекание стрессового расстройства, которое носит универсальный характер. Это подтверждается разработками проблемы травматического стресса ветеранов войны во Вьетнаме, которые продолжались на материале пострадавших от стихийных и антропогенных катастроф, сексуального насилия, физической агрессии и т.д. Поэтому подходы к ПТСН у полицейских определяются сформировавшейся общей парадигмой указанных расстройств, но при этом имеется и качественно специфический компонент, присущий "силовым структурам", то есть органам правопорядка и вооруженным силам. Под этим компонентом мы понимаем регламентированную инструкциями организационную деятельность, связанную с "управлением стрессом". В вооруженных силах США имеется даже специальный полевой устав FM26-2, "Меры по предупреждению боевой психической травмы при боевых действиях". Похожие документы разработаны в полиции Австралии, Новой Зеландии и многих странах Америки и Западной Европы. Как видно, значимость проблемы профессионального травматического стресса понимается не только полицейскими и военными психологами и клиницистами, но и управленческим аппаратом, который выступает инициатором или поддерживает разработку специальных программ. Так, например, программа травматической поддержки в городской полиции Лондона инициировалась Директоратом профессионального здоровья, разработка концепции специальной психологической группы для работы в экстремальных ситуациях в датских вооруженных силах проводилась по заказу министерства обороны этой страны и т.д. Это объясняется учетом печальной статистики. Помимо несомненного, но трудно исчисляемого ущерба, наносимого сотруднику, получившему психическую травму, и его близким, налицо весьма значительные потери людских ресурсов. Так, из всех уволенных из новозеландской полиции в течение 1985-1990 гг. 45 % расстались со службой по психологическим причинам. При этом психическая травма была причиной увольнения у 42,5 % от этой категории.
Можно выделить три базовых компонента программ посттравматической поддержки:
- Превенция, в которую, как правило, включают меры по обеспечению адекватного отбора сотрудников, их просвещению, стрессовую инокуляцию, а также профессиональную подготовку.
- Психологическое обеспечение деятельности подразделений в экстремальных условиях.
- Реабилитация - посткризисная интервенция и коррекция отсроченных последствий психической травмы.
ВОЗМОЖНОСТИ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И АУДИО-ВИЗУАЛЬНЫХ ПСИХОРЕГУЛИРУЮЩИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ ПРИ КОРРЕКЦИИ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИХ СТРЕССОВЫХ РАССТРОЙСТВ
А.Б.Стрельченко (Москва)
Оздоравливающее воздействие традиционных для народов Юго-Восточной Азии комплексов физических упражнений, воплотившихся в такие системы как йога, ци-гун, тай-цзи-цюань, кунг-фу, таэквондо и другие, в настоящее время известно многим.
В процессе длительной и непрерывной исторической эволюции в недрах этих систем сложился огромный арсенал разнообразных и эффективных методов психотренинга и психофизиологической саморегуляции. Социально-практическое значение этих методов определялось тем, что они служили действенным средством психофизической подготовки к различным видам практической деятельности, дающим возможность активно противодействовать влиянию неблагоприятных и агрессивных факторов окружающей среды, поддерживать оптимальный режим жизнедеятельности и повышать свою работоспособность не только в обычных, но и экстремальных условиях.
Важным фактором оздоравливающего влияния указанных систем является продолжительность занятий, часто измеряемая годами напряженных тренировок. В этой связи, большинству потенциальных пользователей этими видами оздоровления их целительный эффект оказывается недоступным.
Вместе с тем, идея соединения духовного и физического воздействия, заложенная в традиционных психофизических системах Востока, представляется перспективной для разработки современных реабилитационных тренировочно-оздоровительных комплексов.
В этой связи, нами был разработан тренировочно-оздоровитель-ный видеокомплекс "Китайский жезл", предназначенный для осуществления реабилитационных мероприятий для лиц с посттравматическими стрессовыми расстройствами.
Комплекс основан на малоизвестной, элитарной оздоровительной системе физических упражнений с бамбуковой палкой, предназначавшийся для членов императорских семей Древнего Китая. Упражнения комплекса оказывают тренирующее воздействие на группы мышц всего тела, сочетая динамическую и статическую нагрузки. Его методикой предусмотрена дозированность нагрузки за счет варьирования количеством повторений каждого упражнения и темпом их выполнения.
Физиологические механизмы оздоравливающего влияния упражнений комплекса связаны с принципами воздействия на меридианы биологически активных зон тела, соответствующих концепции рефлексотерапии.
Современные видеотехнологии позволили создать аудио-визуальный образ (музыка, цветовой фон, видовая "картинка", компьютерная графика и т.д.), подсознательно формирующий на каждом этапе выполнения комплекса требуемое психофизиологическое состояние. В текст, комментирующий каждое упражнение, включены вербальные формулы, создающие соответствующие установки. Использование технологии нейролингвистического программирования (NLP) позволило достичь высокой эффективности суггестивного воздействия.
Тренировочно-оздоровительный комплекс апробировался на лицах с симптомами посттравматических стрессовых расстройств. Обследовано 135 мужчин и женщин (74 и 26 %, соответственно) в возрасте от 24-х до 48 лет с симптомами хронического утомления и переутомления (46 человек), астеническими (39 человек) и депрессивными (22 человека) реакциями, явлениями нейроциркуляторной дистонии (28 человек). Кроме этого, у 63 % этих обследуемых имели место признаки остеохондроза, а у 15 % были жалобы на нарушения в половой сфере.
Через 1,5 месяца после начала занятий у 83 % обследованных отмечалось значительное улучшения состояния в виде исчезновения основных симптомов заболевания, улучшения показателей физической тренированности, самочувствия, повышения работоспособности. Лица с симптомами остеохондроза и сексуальных нарушений особо отмечали улучшение своего состояния.
Таким образом, тренировочно-оздоровительный видеокомплекс "Китайский жезл" позволяет обеспечивать адекватную психологическую разгрузку и восстановление, а также оптимальную физическую активность для лиц с последствиями воздействия стресс-факторов различного генеза. Он направлен на поддержание физической формы и высокой работоспособности, продление активного долголетия, устранение сексуальных нарушений, профилактику и коррекцию функциональных расстройств, повышение устойчивости к стресс-факторам. Кроме того, он может быть полезен для тех, кто не имеет возможности регулярно заниматься шейпингом, атлетизмом, восточными единоборствами.
ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ ПСИХИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ ДЛЯ
ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАДЕЖНОСТИ
СПЕЦИАЛИСТОВ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А.Б.Стрельченко (Москва)
В последние годы проблема деятельности человека в экстремальных условиях приобрела особую актуальность. В настоящее время в процессы, связанные с природными и техногенными катастрофами, очагами социальной напряженности, в том числе и с ведением боевых действий, включаются все новые и новые категории специалистов, ранее не имевшие никакого отношения к природным или антропогенным крупномасштабным кризисным процессам или их последствиям.
Опыт чрезвычайных ситуаций показывает, что адекватность поведения человека, эффективность его деятельности требованиям, предъявляемым к нему в чрезвычайных ситуациях, является определяющим фактором не только успешного выполнения его профессиональных обязанностей, но и сохранения жизни и здоровья.
Профессиональная надежность специалиста, работающего в экстремальных условиях, во многом зависит от психологической устойчивости, важнейшими составляющими которой являются конституциональные индивидуально-психологические особенности личности и психологические качества, формируемые с помощью специальных целенаправленных тренировок.
Конституциональные особенности субъекта следует учитывать при отборе, отсеивая лиц с недостаточной психологической устойчивостью. Вместе с тем, учитывая расширения круга специалистов, деятельность которых протекает в экстремальных условиях, а также социально-демографические процессы последних лет, следует предположить, что только возможностями отбора решить проблему профессиональной надежности вряд ли удастся. В этой связи значительно возрастает роль методов психической регуляции, с помощью которых можно формировать требуемые психологические качества.
Среди современных методов психической регуляции особое место принадлежит суггестивным методам, позволяющим целенаправленно изменять тонус определенного полушария головного мозга.
В основе принципа их воздействия лежит концепция о специализированно-динамической организации функциональной асимметрии (Звоников В.М., 1989), согласно которой роль каждого из полушарий мозга зависит от их анатомо-морфологических особенностей, от степени их участия (активации) при организации психической деятельности и может меняться в зависимости от задачи, на которую направлена деятельность, условий самой деятельности, факторов окружающей среды. При этом динамические сдвиги межполушарной асимметрии являются приспособительным регуляторным актом, поддерживающим оптимальное функциональное состояние организма применительно к складывающимся на данный момент времени внешним и внутренним условиям.
Установленные закономерности были положены в основу серии методов, предназначенных для целенаправленного дифференцированного психорегулирующего воздействия, направленного на изменение характера межполушарных взаимоотношений. Данные методы нашли применение в качестве средства более эффективного, чем традиционные методы гипносуггестии, при коррекции психотравматических нарушений у специалистов, деятельность которых протекает в стрессогенных условиях. Они обладают способностью целенаправленно воздействовать на различные психические процессы и уровни сознания. С их помощью можно активизировать либо интеллектуально-волевую, либо эмоционально-образную сферы, тем самым, способствуя оптимизации течения психических процессов, расширив, в частности, спектр осознаваемых психических реакций и сузив круг неосознаваемых.
Использование данных методов психической регуляции в рамках планомерного и целенаправленного учебно-тренировочного процесса подготовки специалистов к действиям в чрезвычайных обстоятельствах, позволяет выработать у них гибкие механизмы адаптации к воздействию стресс-факторов, повысив, таким образом, их профессиональную надежность.
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОТЕРАПИИ УЧАСТНИКОВ
ЛИКВИДАЦИИ АВАРИИ НА ЧАЭС
А.Ю.Тарасов, В.Л.Малыгин (Тула)
До 1995 г. лицам, принимавшим участие в ликвидации аварии на ЧАЭС (ЛПА) и вынужденным переселенцам из загрязненных регионов медицинская помощь оказывалась врачами общеклинической сети, не готовыми к решению психологических проблем пациентов. Многие участники ЛПА выказывали недовольство результатами лечения, обращались с жалобами в различные инстанции, совершали суицидальные действия. Решение жилищной проблемы ликвидаторов без учета психологических факторов привело к тому, что почти все они компактно проживают в одном месте, зачастую общаются только между собой и на темы ухудшающегося самочувствия, что приводит к усилению психической дезадаптации. В связи с этим появилась насущная потребность в системном подходе к лечению данной когорты больных с акцентом на медико-психотерапевтическую реабилитацию.
В 1995 г. на базе Тульской муниципальной психиатрической больницы был создан Центр медико-психологической и психотерапевтической реабилитации лиц, пострадавших при аварии на ЧАЭС. Со дня открытия Центра его сотрудниками было принято 1099 пациентов. Из них 340 человек прошли курс восстановительной терапии, 32 продолжают проходить его в настоящее время, 727 человек получили консультативную психотерапевтическую и психологическую помощь.
Результаты психологического исследования участников ЛПА выявили у большинства из них нарастание процессов дезадаптации в виде учащения тревожно-депрессивных расстройств, тенденции к бегству в болезнь, психосоматической патологии или обсессивно-компульсивных реакций, наличием враждебности и раздражительности по отношению к окружающим. Стандартные методы групповой терапии оказались малоэффективными ввиду специфики психологических нарушений у данной когорты больных. Так, большинство участников ЛПА при первых контактах с медицинскими работниками выражали негативизм по отношению к ним и неверие в успех лечения, объясняя это сокрытием правды о Чернобыльской катастрофе в первые годы после аварии. Все это вызвало необходимость применения иных психотерапевтических подходов к больным - участникам ЛПА.
Учитывая описанные выше психопатологические расстройства, лечение всегда начиналось с индивидуальной рациональной психотерапии с постепенным привлечением членов семьи и переходу к семейной психотерапии и только потом, после снятия настороженности и подозрительности, следовало направление пациента в группу.
Одной из значимых трудностей работы в группе являлось наличие у больных борьбы двух мотивов. С одной стороны - стремление к объединению с лицами пострадавшими от одной беды и имеющими схожие проблемы. С другой - раздражение по отношению к другим членам группы, так как тяжесть своих проблем всегда казалась большей, чем у других. В связи с этим в группу включалось 2-3 пациента, не связанных с Чернобыльской аварией. Это давало возможность осуществить в терапии перенос и контрперенос, тем самым, ослабляя значимость переживаний пациентов. Включение в группу больных с иными расстройствами также позволяло расширить эмоциональный круг общения пациентов, снизить тенденцию к бегству в болезнь и рентную установку. Это было особенно эффективным, если ««иные больные»» оставались трудоспособными и вели социально активный образ жизни. Характерно, что включение в группу женщин вызывало негативизм, что возможно является реакцией бессознательной психологической защиты в связи в наличием сексуальных проблем у больных.
Техники групповой терапии, требующие активных движений (телесноориентированная терапия, дыхательные терапии) были малоэффективными в связи с астенизацией больных и наличием обильных соматических жалоб. Поэтому терапия начиналась с релаксирующих методик и, учитывая настороженность по отношению друг к другу, с эмоционального тренинга. По мере формирования группы и снятия эмоционального напряжения на фоне легкой недирективной суггестивной терапии подключались техники визуализации с целью формирования положительных эмоций. Первый этап терапии считался завершенным тогда, когда снимались самоизоляция, расширялся круг общения и снималась актуальность имеющихся на сегодня переживаний.
Целью второго этапа являлось осуществление ухода от ожидания катастрофы в будущем в связи с плохим здоровьем. Поиском своего ««места под солнцем»» и самореализации сейчас, в нынешних условиях.
Об эффективности разработанных психотерапевтических подходов свидетельствует то, что многие ликвидаторы, обладающие невостребованными из-за сложной экономической ситуации производственными навыками, после проведенного лечения смогли заняться производственной и предпринимательской деятельностью, улучшить свое материальное положение. Многие из них заняли более активную позицию по отношению к собственному здоровью, лечению и профилактике заболеваний. Лица, получившие и получающие психотерапевтическую помощь, не принимали участие в голодовках и других акциях протеста.