Библиотека » Кризисные состояния и постстрессовые расстройства » Шмыков Постстрессовые состояния с позиции теории интегральной индивидуальности

Автор книги: Шмыков

Книга: Шмыков Постстрессовые состояния с позиции теории интегральной индивидуальности

Дополнительная информация:
Издательство:
ISBN:
Купить Книгу

Шмыков - Шмыков Постстрессовые состояния с позиции теории интегральной индивидуальности читать книгу онлайн



 
ПОСТСТРЕССОВЫЕ СОСТОЯНИЯ С ПОЗИЦИИ ТЕОРИИ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
 
Шмыков Валерий Иванович,
кандидат психологических наук, Пермский факультет юридического института МВД России
(г.Пермь)
 
 
Проблема психологического обеспечения адаптации человека к условиям жизни и деятельности остро заявляет о себе в период социально-экономических преобразований, сопровождающихся кризисами и даже локальными боевыми конфликтами. Адаптация представляет собой процесс приспособления человека к меняющимся условиям жизни, совместного изменения субъекта и стрессогенной ситуации, постепенного накопления таких изменений с целью достижения оптимального соотношения между ними.
В ответ на различные воздействия извне (холод, страх, унижение, угроза и т.п.) в организме человека включается механизм мобилизации на противодействия стрессору (повреждающему фактору), на адаптацию к новой ситуации, на борьбу с опасностью. Совокупность различных психофизиологических ответных реакций, выполняющих адаптационную функцию, Г.Селье первоначально обозначил как адаптационный синдром (позже стресс).
Понятие стресса используют в медицине, физиологии, социологии, психологии и других науках. В силу этого понятие стресса необычайно расплывчато и многозначно. В психологии существует несколько направлений исследований, связанных с проблемой адаптации человека. По Р.Лазарусу, изучение стресса требует учета интеллектуальных и личностных особенностей, позволяющих индивидууму анализировать значение действующего раздражителя и решать вопрос о его возможном вреде (когнитивная теория).
П.Фресс указывает, что стрессогенными являются условия, при которых человек не способен, не умеет или не готов действовать(новизна, необычность, внезапность ситуации), т.е. рассогласование побуждений к действию и возможность действовать адекватно сложившейся обстановке.
По Г.Стокфельту, стрессогенными являются ситуации, связанные с выполнением опасной работы (военное сражение, борьба с пожарами, авария и т.п.), и ситуации, когда деятельность затруднена (дефицит времени, влияние отвлекающих факторов, помех и пр.).
Как видим, в психологии распространено понимание стресса как состояние, возникающее в ответ на ситуацию, в которой человек вынужден решать трудную задачу, превышающую его физические и интеллектуальные возможности. Таких ситуаций в современных условиях социально-экономической нестабильности общества множество, поэтому в психологии выделяется такое же множество разновидностей стресса и стрессовых состояний. В литературе встречается описание таких стрессов, как межличностный, социальный, болевой, военный, мотивационный, индустриальный и многие другие. Сюда же относятся определенные стрессовые состояния, возникающие у человека в связи с издержками современного общества (рост преступности, безработица, смена социальных ценностей, загрязнение окружающей среды и т.д.).
Во всех этих случаях термин "стресс" (стрессовое состояние) означает широкий класс явлений, относящихся к взаимодействию между экстремальными стимулами и приспособительными возможностями человека. В последние годы появилось много работ, в которых уделяется внимание описанию психических состояний, происходящих в период такого взаимодействия в физиологических системах, поведении и деятельности человека. Многие ученые, изучающие психические стрессовые состояния, различают физиологический, поведенческий и психологический уровни. Особый интерес представляет вопрос о влиянии стресса на поведение и деятельность человека.
Зависимость успешности деятельности в условиях психического стресса от личностных особенностей говорят исследования о связи ухудшения деятельности под влиянием под влиянием стресса и склонности к тревоге (С.Левандер, А.Русен), склонности к депрессии (М.М.Франкенхойзер), завышения уровня притязаний (Я.Рейковский) и мн.др.
Известно, что психическое стрессовое состояние находится также в зависимости от свойств нервной системы и темперамента. Так, исследования К.М.Гуревича, В.Д.Небылицына убедительно подтвердили, что слабость нервной системы со стороны возбуждения и высокая тревожность - это факторы, которые обусловливают снижение эффективности деятельности и дезорганизацию поведения.
В психологии рассматривают высокую эмоциональную устойчивость как свойство личности, которое обеспечивает целенаправленное устойчивое поведение человека и высокую продуктивность деятельности в условиях стресса, а низкую эмоциональную устойчивость - ухудшение и снижение ее.
Ученые считают, что стрессовое психическое состояние отрицательно влияет на поведение и деятельность человека, однако, имеется предположение о положительном влиянии стресса. В зависимости от влияния на организм стресс разделяют на дистресс и эвстресс. Установлено, что одна и та же стрессогенная ситуация вызывает у разных людей в зависимости от их индивидуальных особенностей различные стрессовые психические состояния. Обозначенное различное влияние одной и той же стрессогенной ситуации на продуктивность деятельности обусловлено свойствами нервной системы (сила возбуждения, сила торможения, уравновешенность), свойствами темперамента (например: импульсивность, пластичность, тревожность), особенностями личности (например: отношения, активность мотивации), а также опытом и уровнем квалификации.
В.И.Лебедев, изучая поведение человека в экстремальных условиях, обнаружил, что психическое стрессовое состояние может действовать положительно на психику человека, если в процессе профессиональной подготовки сформировалась своеобразная готовность к действию. Такая готовность сопровождается соответствующей психической активацией в адекватной форме, является ответной реакцией на опасность. Готовность к действию определяется "психологической установкой", которую приобретает человек в процессе увеличения профессионального опыта. Высокая степень готовности к действию обеспечивает надежность человека в непредвиденных обстоятельствах - авариях, катастрофах, боевых действиях и др.
Одним из условий приспособления человека к деятельности, связанной с угрозой для жизни, является психическое состояние высокой степени готовности к адекватному действию при возникновении различных неожиданностей. Неспособность находиться в постоянной готовности к экстренным действиям имеет следствием неадекватные психические состояния, которые нередко приводят к невыполнению поставленной боевой задачи, травматизму и гибели сотрудников.
Психологический анализ поведения человека в экстремальных условиях с благополучным исходом показал, что психическое состояние готовности к опасности характеризуются наличием следующих конструктивных качеств:
- адекватность поведенческих реакций;
- хладнокровие при встрече с опасностью;
- осознание неотвратимости угрозы для жизни в данной профессии;
- преодолимость ситуации опасности;
- способность к быстрому анализу по идентификации опасности, осмыслению по ступающей информации, извлечению из памяти "аналогов поведения", поиску наиболее оптимальных вариантов "выхода" из данной ситуации и принятию решения.
Как видим, эвстресс, психическое состояние повышенной готовности в условиях опасности, активизирует психические процессы, эмоции носят стенический характер, что мы считаем одним из проявлений приспособления к угрожающим для человека ситуациям.
Однако стрессогенная ситуация может вызвать и противоположное психическое состояние с негативными (деструктивными) реакциями и явлениями дистресса, т.е. своеобразное состояние дезорганизации психики. Постоянное присутствие угрозы для жизни в результате аварии, несчастного случая, боевых действий и некоторых других, может вызвать многообразные проявления такого психического состояния дезорганизации - от состояния тревожности, снижения эффективности деятельности до развития болезненных расстройств психики.
Так, например, психолог О.Микшик выявил различные пределы "прочности" поведения человека в критических ситуациях:
- один тип личности "распадается" уже на физиологическом уровне (погружается в сон от переутомления, перестает реагировать на окружающее);
- другой тип "ломается" на психологическом уровне (теряет силу воли, способность думать, принимать решение и т.д.);
- третий - на социально-психологическом уровне (сохраняет физиологическую и психическую мобилизованность, но жертвует жизнью своего товарища ради собственного спасения, ...).
Особенно остро встает проблема типологии поведения и психических состояний людей в условиях боевых действий современности. Л. Китаев-Смык дифференцировал участников боевых действий с деструктивными постстрессовыми изменениями личности на несколько подтипов
"Надломившиеся"
Для них свойственно постоянное переживание страха, неполноценности и склонности к жесткости, неуравновешенности. Часто они стремятся к уединению и употреблению алкоголя и наркотиков.
"Дурашливые".
Имеют склонность к инфантильным поступкам, неуместным шуткам. Как правило, недооценивают реальную угрозу для собственной жизни.
"Остервеневшие".
За время боевых действий выработали в себе гиперагрессивность. Они опасны для себя и окружающих, особенно, когда в руках у них оружие.
В психологической и патопсихологической литературе постстрессовые психические состояния, возникающие при чрезвычайных ситуациях и боевых действиях, называются посттравматическими стрессовыми расстройствами. Единой классификации нарушений психики вследствие воздействий стрессоров на человека пока нет. Различные авторы приводят множество разновидностей и характеристик постстрессовых состояний психической дезадаптации, возникающих у участников экстремальных событий. Так, например: Вахов В.П. - психические расстройства у заложников; Киндрас Г.П. - адаптация при посттравматических расстройствах участников боевых действий и социально-трудовой прогноз; Колос И.В. - расстройства психики у сотрудников органов внутренних дел, работающих в условиях чрезвычайного положения; Краснянский А.Н. - стрессовые расстройства психики у ветеранов войны; Лыткин В.М., Нечипоренко В.В., - стрессовые расстройства у военнослужащих; Шамрей В.К. - психологические стрессовые расстройства у пострадавших при катастрофах; и многие другие.
Наибольшей популярностью у патопсихологов и психологов пользуется классификация психических состояний дезадаптации, возникающих в экстремальных условиях, разработанной Ю.А. Александровским. В основу этой классификации положен динамический принцип - появление пограничных и глубоких постстрессовых состояний в зависимости от периода (этапа) жизнеопасной ситуации и проявляющихся в виде непатологических и патологических расстройств психики.
Весьма поучительными являются результаты исследований, проведенные в США (Национальный институт психического здоровья) в Центре по изучению психики при критических состояниях, обусловленных стихийными бедствиями и катастрофами. Психические реакции и самосознание участников подразделяется на четыре фазы: героизма, "медового месяца", разочарования и восстановления. Фаза разочарования и восстановления характеризуется тем, что участник чрезвычайных событий испытывает сильные чувства разочарования, гнева, негодования и горечи, вследствие крушения надежд, в том числе и надежд на помощь со стороны государства.
Необходимо отметить, что проблема постстрессовых состояний при чрезвычайных ситуациях остается наименее разработанной как в психологическом, патопсихологическом, так и в социальном аспектах. Анализ исследований по этой проблеме показывает, что постстрессовые состояния рассматриваются как узко или односторонне детерминированные проявления. С позиции теории интегральной индивидуальности (Мерлин В.С.) деятельность человека определяется внешними обстоятельствами и внутренними условиями, присущими данному человеку.
Интегральная индивидуальность имеет ряд иерархических уровней.
1. Индивидуальные свойства организма (биохимические, общесоматические, свойства нервной системы).
2. Индивидуальные психические свойства (свойства темперамента, психические свойства личности).
3. Социально-психологические свойства (социальные роли в группе, коллективе и социально-исторической общности).
В.С. Мерлин писал, что решение любой практической задачи, касающейся человека, только тогда будет наиболее точным и полным, когда учитывается все многообразие условий, определяющих деятельность человека и многообразие индивидуальных свойств иерархических уровней индивидуальности.
Только в таком случае возможно изучение психических состояний человека во все многообразии их детерминации. Например, психическое состояние высокой степени готовности к деятельности в экстремальных условиях зависит от сочетания индивидуально сложившихся качеств индивидуума; определенных врожденных, приобретенных качеств психики и социальных условий - от симптомокомплекса свойств темперамента, нервной системы, характера, опыта, квалификации и подготовки к действиям относительно определенного стрессора.
Открытия Б.А.Вяткина (индивидуального стиля адаптации к новым условиям деятельности, зависимости самоорганизации от различных свойств индивидуума, влиянии форм активности человека на формирование гармонической личности и др.) является общетеоретической базой для утверждения возможности индивидуальной подготовки человека к надежной деятельности в экстремальных условиях. Подчеркнем важность индивидуальной подготовки, т.к. она позволяет применять ряд методов: профессиональный подбор, индивидуальный подход, тренировка, формирование успешного индивидуального стиля, психодиагностика и психокоррекция негативных изменений личности. Посредством усвоения индивидуального стиля у человека компенсируется и преодолевается отрицательное влияние каких-либо особенностей субъекта, образуется более гармоничная система свойств индивидуальности. Следовательно, формирование индивидуального стиля, применительно к деятельности в экстремальных условиях, является основой проявлений конструктивных психических стрессовых и постстрессовых состояний.
В прикладном аспекте решение задач копинга, или преодоления стресса, подчинено достижению более общей цели - определению путей формирования профилактики и коррекции деструктивных психических состояний и научный поиск эффективного использования превентивных мер. Мы считаем, что теория интегральной индивидуальности позволяет увидеть пути формирования устойчивой личности к действию стрессфакторов, а также увидеть пути оптимизации постстрессовых состояний.
В настоящее время потребность в профилактических, психокоррекционных и прогностических методах настолько велика, что их разработка и внедрение в жизнь нередко опережает формирование научно обоснованных представлений о механизмах воздействия и особенностях оптимизации с их помощью психических состояний. Свидетельством тому служат применение приемов аутотренинга, психосаморегуляции, тренингов к действиям в экстремальных условиях безотносительно к строго определенным условиям стрессора и без должного внимания к медико-психологическому обеспечению.
С учетом социального заказа психологи школы Мерлина В.С.-Вяткина Б.А. готовы к совместной работе по названной проблеме.
 
 
ОПЫТ РАБОТЫ УВД ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ ПО РЕАДАПТАЦИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ПРИНИМАВШИХ УЧАСТИЕ В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ
 
Мощанский Александр Борисович,
начальник отдела УВД Пермской области (г.Пермь)
 
 
За период с декабря 1994 по март 1997 года сотрудниками органов внутренних дел Пермской области было осуществлено более полутора тысячи человековыездов в район вооруженного конфликта в Чеченской республике. 13 сотрудников погибло, 74 получили ранения различной степени тяжести.
Известно, что ситуации, связанные с пребыванием человека в условиях военных действий, угрозы для жизни приводят как к непосредственным санитарным потерям, так и к пролонгированной реакции - посттравматическому стрессовому расстройству. Учитывая это, на основании имеющегося опыта, ведомственных нормативных документов в УВД Пермской области была разработана программа психологической подготовки и реадаптации личного состава, привлекаемого к действиям в условиях вооруженного конфликта. Которая предполагала поэтапную организацию работ:
1 этап - "Психологический отбор и психологическая подготовка личного состава перед отправкой".
2 этап - "Контроль за состоянием личного состава в условиях экстремальной ситуации".
3 этап - "Экспресс-оценка состояния личного состава сразу после прибытия и оказание оперативной помощи";
4 этап - "Отдых в домашних условиях";
5 этап - "Массовые реадаптационные мероприятия";
6 этап - "Индивидуальные реадаптационные мероприятия";
7 этап - "Периодический контроль состояния личного состава".
 
Психологический отбор и психологическая подготовка личного состава перед отправкой.
В основу отбора были положены исследования по показателям личностной тревожности и эмоциональной устойчивости, а также факторы личностного риска (отношение к алкоголю, к женщинам, воинская дисциплина и др.). Использовались тесты ДАТ, Люшер; отдельные шкалы ММРJ, Кеттелл, "Нравы"; беседа, наблюдение, экспертная оценка. Работа проводилась силами подразделения практических психологов УВД Пермской области, в некоторых случаях - Центром психодиагностики медотдела УВД Пермской области. Было обследовано 26 сводных отрядов и групп. Не рекомендовано к отправке - 6,7%. Командирам сводных отрядов предоставлялась рекомендательная информация по группам "риска".
Психологическая подготовка отобранных сотрудников была организована в двух направлениях:
- профессионально-психологическая подготовка на полигонных занятиях и стрельбах;
- психологическая подготовка на основе методик аутотренинга с использованием элементов внушения на базе кабинета психологической поддержки и релаксации.
С сотрудниками сводных отрядов проведено 68 занятий, в 175 случая потребовалось проведение индивидуального консультирования. Число случаев ошибок в отборе (чрезвычайных происшествий в периоде ожидания экстремальной ситуации) составило 0,27%.
 
Контроль за состоянием личного состава в условиях экстремальной ситуации.
Контроль за психологическим состоянием лично состава осуществляется силами заместителей по работе с личным составом, специалистов-медиков, прикомандированных к отрядам, мобильными группами психологического обеспечения ГУОШ (ВУ) МВД РФ. В случае необходимости по показателям психического здоровья могла быть произведена эвакуация сотрудника. За весь период несения службы в условиях вооруженного конфликта по сводным отрядам УВД Пермской области не отмечено санитарных потерь по психиатрическому профилю. Хотя имели место отдельные случаи психической дезадаптации личного состава, не повлекшие снижения работоспособности и отказов в несении службы.
 
Экспресс-оценка состояния личного состава сразу после прибытия и оказание оперативной помощи.
В соответствии с приказом начальника УВД Пермской области возвращение сводных отрядов из зоны конфликта было организовано только авиационным транспортом. Встречи осуществлялись непосредственно руководством управления, а также представителями медицинской, психологической и технической служб. Оценка состояния личного состава проводилась методом наблюдения и собеседования с бойцами отрядов, а также на основе докладов командиров отрядов или их заместителей по работе с личным составом. Раненые и дезадаптированные сразу направлялись в больнично-поликлиническое отделение медицинского отдела для оказания помощи.
Дезадаптированное поведение сотрудников, ситуативные реакции наблюдались после событий, связанных с наиболее драматичными ситуациями ведения боевых действий (начало 1995г., октябрь-ноябрь 1995г., март 1996г., август 1996 г.). Психологи подключались к работе с семьями погибших сотрудников, с ранеными.
Выявлено сотрудников в драматических событиях - до 10% от численности отряда (непосредственная психологическая помощь на данном этапе оказывалась 10 сотрудникам).
 
Отдых в домашних условиях.
Из опыта исследований посттравматических стрессовых расстройств известно, что при переходе к условиям мирной жизни существует определенный период адаптации, в течении которого проявление некоторых психологических (воспоминания о трагических событиях, повышенная тревожность, готовность к немедленным действиям, острая реакция на личностнозначимую информацию, контроль окружающего пространства и т.д.) и физиологических состояний (бессонница, напряженное состояние или выраженное торможение и др.) естественно для организма, и, что этот период составляет примерно месяц. А также, исходя из естественного желания сотрудника отдохнуть с семьей, было принято решение о предоставлении положенного отпуска и отгулов сразу после прибытия из зоны конфликта. По возможности сразу же решались вопросы о производстве соответствующих выплат и премировании.
В это время каждый желающий из прибывших один или с супругой мог обратиться в подразделение психологического обеспечения или в медицинский отдел УВД для оказания необходимой помощи. Процент обратившихся на этом этапе за психологической помощью не превышает 0,67%.
 
Массовые реадаптационные мероприятия
По завершении отдыха в семье бойцы сводных отрядов в приказном порядке проходили через специально предусмотренный цикл реадаптационных мероприятий "спорт-сауна-аутотренинг", который производился через 2 дня, в количестве не менее 5 процедур. Занятия аутотренингом проводились на базе кабинета психологической поддержки и релаксации УВД Пермской области. Состав групп - до 20 человек. В ходе аутотренинга использовались элементы медитационной техники транса. В целом за 2,5 года проведено более 100 групповых сеансов.
Одновременно проводились обследование психоэмоционального состояния личного состава (тесты ДАТ, Люшер, с конца 1996 г. - ИПД ("Индекс психологического дистресса"). В этот же период медицинским отделом осуществлялась диспансеризация и медицинские осмотры. По результатам обследования и личному желанию дальнейшая работа с бойцами проводилась в индивидуальном порядке.
Согласно обследования выраженная и умеренно выраженная дезадаптация наблюдалась после массовых реадаптационных мероприятий у 15% участников наиболее драматических событий.
 
Индивидуальные реабилитационные мероприятия.
Проводились с сотрудниками, которым, требовалась дополнительная помощь. Как правило, это были раненые и лица с выраженными симптомами посттравматического стрессового расстройства. Работа строилась на основе сочетания индивидуального консультирования с элементами рациональной психотерапии, дебрифинга и методик аутотренинга в сочетании с медитационной техникой и трансом (число сеансов - до 10). Параллельно с этим, счастью сотрудников проводилось медикаментозное лечение в медицинском подразделении УВД.
Всего психологами органов внутренних дел области проведено:
- индивидуальных консультаций - 238;
- индивидуальных сеансов - 311.
В том числе оказана помощь 68 раненым.
 
Периодический контроль состояния личного состава.
Согласно данным исследователей ПТСР время возникновения посттравматического стрессового расстройства может варьироваться от 1 недели до 30 лет. Поэтому большое значение имеет организация психопрофилактических мероприятий в подразделениях, принимавших участие в боевых действиях. Основной упор в организации этой предполагается сделать на специалистов - психологов, работающих непосредственно в этих подразделениях. В задачу которых должно входить своевременное выявление лиц с выраженной постстрессовой симптоматикой и направлением их для оказания помощи в психологическое и медицинское подразделения УВД Пермской области.
 
Проводимые мероприятия не решают проблему полной реабилитации. Но имеющийся опыт работы позволяет говорить о снятии наиболее острой симптоматики и обеспечения боеспособности и работоспособности личного состава.
 
 
ЭКСПРЕСС-МЕТОД
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА "РОФЭС-ДИАГНОСТИКА" И ПРИМЕНЕНИЕ ЕГО В СИСТЕМЕ ДИАГНОСТИКИ И РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ,
УЧАСТНИКОВ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ
В АФГАНИСТАНЕ И ЧЕЧНЕ.
 
Корнюхин Алексей Иванович,
Козьмина Клара Ивановна,
Свердловский областной психоневрологический госпиталь ветеранов войн, Уральское научно-производ-ственное предприятие "Альтаим"
(г.Екатеринбург)
 
 
Любая концепция, претендующая на объяснение принципов организации поведения человека, должна быть сопоставима с анатомическим строение организма, поскольку и поведение и тело человека формировалось в русле единого эволюционного процесса.
Создавая метод определения индивидуальных психофизиологических характеристик человека на основе аппаратного акупунктурного тестирования с помощью программно-аппаратного комплекса "РОФЭС-универсал" - "рофэс-диагностики, мы подошли к рассмотрению человека как целостной многоуровневой иерархической системы, состоящей из подсистемных физиологических и психологических структур, имеющих многовариантные внутренние связи (теория "Интегральной индивидуальности" В.С.Мерлина) и, рассматриваем ее как неотъемлемую составляющую системы окружающей среды, тесно с ней взаимодействующую.
Наиболее подходящими методами для рассмотрения человека как целостной системы, мы посчитали методы медицинской акупунктурной диагностики, такие как метод Накатани (риодораку), метод Фоля, дававшие, каждый по своему , на наш взгляд, наиболее целостную картину функционального состояния организма человека с точки зрения медицинского подхода. Данные методы взяты нами за основу - из метода Накатани взята топология измеряемых точек 12 главных меридианов организма человека, из метода Фоля - щадящие режимы зондирующего тока, электропунктурное лечение.
Для лучшей визуализации картины функционального состояния, отслеживания динамики внутренних процессов и влияния внешней среды на организм человека компьютерная программа строит круговую диаграмму. На круговых диаграммах фиксируются результаты биорезонансных характеристик каждого измеряемого меридиана на зондирующее воздействие микротоков. Биполярное измерение реакции биологически активных точек, математический анализ амплитудных значений тока в плавающем временном интервале увеличили информативность получаемых данных при обследовании пациента, в отличие от традиционного метода Накатани, и следовательно, увеличили достоверность диагноза. Минимальное количество времени, затрачиваемое на обследование пациента (3-5 минут) позволяет соперничать с методом Фоля (время измерения от 30 до 50 минут), также известного высокой клинической достоверностью диагнозов. Однако наработки по определению психологических параметров личности на основе акупунктурной диагностики не встречались нами нигде. Аналогично, электропунктурное лечение, применяемое в комплексе "РОФЭС-универсал" основано на широком вариационном подборе частот и амплитуд лечебных микротоков, соответствующих биорезонансным характеристикам биологически активных точек, контролирующих те или иные системы организма человека, что сравнимо с широко применяемым методом "скенар-терапии".
Методика расшифровки диаграмм, объединяющая эмпирический опыт специалистов, использующих данный скрининговый метод 3-5 лет, позволяет получать репрезентативные клинические диагнозы и определять психологические характеристики пациента. На данный момент времени по методу "рофэкс-диагностика" накоплена обширная база знаний, аккумулирующая опыт специалистов, подтвержденный их клиническими исследованиями в областях: кардиологии; иммунологии(гематология, эндотоксикоз); пульмонологии; вертебрологии; гастроэнтерологии; рефлексотерапии; психологии.
В чем заключается психологический аспект "рофэс-диагностики"? Любая поведенческая реакция человека обусловлена мотивационно-побудительными аспектами личности. Однако, любой мотив будет реализован только пройдя через призму эмоционально-чувственного настроя индивидуума, и будет менее всего искажен в случае умения человеком наиболее эффективно контролировать данную сферу. Умение это складывается из его базальных психологических характеристик, его этических и моральных принципов. Возможность определять эмоциональный настрой человека позволяет "рофэс-диагностика". Так как система измеряемых меридианов отвечает не только за физиологическое состояние организма - определенный набор органов и систем, но и за состояние эмоционально-чувственной сферы, определяющей поведение человека в той или иной ситуации, отражающей уровень активность мыслительной сферы деятельности, определяющей критерии осмысления ситуаций и контроль над аффективными состояниями. Таким образом, психологический аспект "рофэс-диагностики" состоит в том, что по полученным данным о меридиональной системе человека определяется взаимовлияние внутренних состояний человека (внутренний мир), и взаимодействие его, как целостной личности (системы), с окружающей средой.
Изучая пациентов, обратившихся для проведения диагностики состояния организма на программно-аппаратном комплексе "РОФЭС-универсал", исследуя их психо-эмоциональный статус по визуальным описательным характеристикам, нами было сделано предположение, что прослеживается закономерность в совпадении субъективного описания эмоционального настроя пациента, данных анамнеза, личностных характеристик с расшифровкой полученных рофограмм по эмоционально-чувственным методам Восточного направления. Методами экспертных оценок нами разработана справочная система анализа психоэмоционального состояния личности к получаемым данным измерений на ЭДК "РОФЭС-универсал". Для проведения научного обоснования валидности определяемых психологических характеристик нами была выдвинута гипотеза о тесной корреляции методов классического определения психологических характеристик человека с данными аппаратного физиологического тестирования - определения биорезонансных характеристик организма человека, основанного на выше перечисленных возможностях многоуровневых способах системного анализа личности человека, положенных в основу данного метода.
Однако, сознавая трудоемкость анализа многоуровневых систем человека, и недостаточность научных разработок в их систематизации, анализе и расшифровке, а также трудности приведения к единому основанию терминов, применяемых в этих, сильно разнящихся подходах двух направлений психологии: прагматического Западного и чувственно-эмоционального Восточного, в дальнейшем нами была проведена экспериментальная работа только по оценке состояния вегето-эмоционального тонуса (показателя потребности субъекта в отдаче энергии - повышенный вегето-эмоциональный тонус, и показателя потребности в получении энергии - пониженный вегето-эмоциональный тонус), и поиском критериев более постоянной характеристики человека - его экстравертированности - интровертированности, получаемых при аппаратном тестировании и соотнесением их с данными классического психологического тестирования, по тесту МВЦ (метод цветовых выборок - модернизированный тест Люшера) и Айзенга.
Эксперимент был разработан и проводился совместно со специалистами кафедры психологии, педагогики и медицинской информатики факультета повышения квалификации Уральской медицинской академии и Уральского научно-производственного предприятия "Альтаим". Экспериментальная работа проводилась на базе средней железнодорожной школы № 3 города Екатеринбурга.
В результате экспериментальной работы была разработана шкала определения вегето-эмоционального тонуса для аппаратного тестирования на комплексе "РОФЭС-универсал". Корреляционный анализ по методу Спирмена (ранговая корреляция) с тестом МВЦ показал высокий коэффициент корреляции 0,9. Что дало нам основание считать валидным экспресс-метод аппаратного тестирования. Исследование проводилось на 86 учениках четырех старших классов.
Параллельно, по медицинской линии на основе "рофэс-диагностики" были выявлены функциональные нарушения здоровья, хроническое и обострившиеся заболевания.
В результате анализа экспериментальной работы мы пришли к выводу о необходимости получения автоматизированной интегральной оценки функционального состояния организма человека. Под функциональным состоянием человека мы понимаем сумму составляющих медицинско-клинического состояния организма и его психоэмоционального фона, то есть определенное динамическое равновесие живого организма при изменении условий окружающей среды - "гомеостаз" (... можно перевести как "сила устойчивости" Г.Селье "Стресс без дистресса"). Или, иными словами, необходимо определять степень гармоничного состояния человека, то есть баланс его внутренних состояний - физиологического и психического, на предъявляемые требования окружающей среды.
Нами была разработана шкала экспертных оценок функционального состояния человека, получаемых на основании математически формализованного анализа данных измерений, выдаваемых компьютером и обозначенных как Потенциал Адаптации, то есть состояние человека в результате воздействия стрессогенных факторов окружающей среды.
Таким образом, введение компьютеризированной обработки данных измерений организма человека с получением первичной интегральной характеристики в виде оценки функционального состояния организма человека, потенциала адаптации к предъявленным требованиям окружающей среды и расчет вегето-эмоционального тонуса позволил упростить работу с экспресс-методом "рофэс-диагностикой" до уровня операторского - лаборант, младший медицинский персонал.
Установлено, адаптационная реакция организма человека, имея внутреннее происхождение, во многом определяется внешней обстановкой, в которой он находится. Влияние внешней среды способно активно воздействовать на адаптационные возможности человека, стимулируя или истощая их, при этом запас этих резервов обусловлен преморбидным состоянием организма и базальными психическими свойствами личности. Результирующей взаимопереплетающихся внутренних и внешних влияний на адаптивные способности человека, то есть на его резерв, принято рассматривать его адаптабельность, то есть способность приспосабливаться.
Каждый человек индивидуален. Резерв его организма и базальные психические свойства личности зависят от тех факторов внешней среды, в которой он развивался: от ячейки общества - семьи, до страны, в которой о6н живет: это факторы наследственные, морально-нравственные, экономико-социальные, экологические. Поэтому все они являлись обуславливающими в формировании адаптационных, приспособительных механизмов личности. Механизмов, нарабатываемых путем постоянного приобретения человеком опыта взаимодействия с окружающей средой.
Попадание в экстремальные ситуации, которые характеризуются как ситуации в которых отсутствует человеческий опыт, приводит к огромной растрате резервов организма на поддержание внутреннего гармоничного состояния как физиологического, так и психического. Нахождение в зонах ведения военных действий, обусловленных множественностью факторов патологического воздействия, опыт взаимодействия с которыми у большинства участников отсутствует, привело к быстрой портере резервов адаптации. Соответственно к снижению адаптабельности, приспособляемости к условиям уже мирной жизни.
Как отмечалось в начале , диагностический метод определения биорезонансных характеристик организма человека, позволяющих определять энергетический биопотенциал, которые по нашей гипотезе связывают физиологические структуры организма с генерируемые им психическими функциями, позволяет дифференцированно определять энергетическое наполнение физических систем организма, их энергетический резерв, и следовательно, определять возникшие нозологические нарушения, а также позволяет проанализировать эмоциональный фон и связать его с конкретными физиологическими нарушениями. Таким образом, мы выходим на психосоматические механизмы дезадаптации человека, пребывавшего в экстремальных условиях. "Рофэс-диагностика" интегрировано определяет гармоничное состояние человека и степень его разбалансировки. На диаграмме гармоничное состояние человека определяется как совокупность ломаных линий, максимально приближенных к форме круга и расположенных по центру диаграммы.
Работая с контингентом участников военных действий в Афганистане и Чечне в Свердловском психоневрологическом госпитале ветеранов войн, мы нашли некоторые закономерности, свойственные данной группе, которые позволили выдвинуть ряд гипотез по теме адаптации участников к условиям поствоенной действительности.
Термины, которыми придется оперировать, относятся к терминологии, применяемой в "рофэс-диагностике", приближенной более к общепринятому образному языку, чем к традиционно психологическому.
Участникам Афганских событий, пребывавших в госпитале, свойственно на "рофограмме" сильное приближение к центру ломанных по меридиану ТR(трех обогревателей) и меридиану GL(толстого кишечника) и в меньшей степени IG(тонкого кишечника) относительно других меридианов. При этом наблюдается характерная фигура - "трилистник".
По нашим экспертным оценкам в психологическом аспекте эмоционально-чувственной сферы эти меридианы в целом отвечают за социальную адаптацию человека. Данное их положение свидетельствует о социальной дезадаптации - десоциализации. То есть, стремление их вписаться в ритм окружающего Социума привело к растрате энергетических запасов по данным меридианам, не надо забывать и про сниженную адаптабельность вообще, в результате пребывания в Афганистане. Результат во внешней поведенческой деятельности определяется ими как - "нас не понимают, да нам этого уже и не надо". Отсюда постоянная потребность в стремлении к объединению единомышленников, так как в социально однородной группе как подобные энергетические системы могут поддерживать свой энергетический потенциал. Однако, в основном, медикаментозные методы лечений не приводят к "сглаживанию" рофограмм. На физическом плане постоянные головные боли, которыми страдают участники афганских событий, к окончанию курса лечения практически не проходят. Быть может, природные факторы внешней среды, которые являются естественными адаптогенами - модификаторами адаптационных реакций человека, смогут благоприятно воздействовать на участников исследуемой группы. В беседах с ними - уход, погружение в природную среду оказывали на них наиболее благоприятное воздействие.
Еще одно предположение, связанное с фактом срыва участников Афганских событий во временную алкогольную зависимость - "запой". Быть может, на уровне подсознания это потребность восстановления энергетического потенциала "пустых" меридианов. Так как по восточным представлениям, меридианы TR, GI, IG имеют подобные энергетические составляющие с алкоголем.
Анализ рофограмм участников Чеченских событий также привел к выявлению некоторых закономерностей.
Для них на "рофограммах" свойственны приближения ломанных к краю диаграммы относительно остальных, по меридиану (трех обогревателей) и(толстого кишечника), то есть аналогично "афганцам" у них изменения по меридианам, отвечающим за социальную адаптацию. Однако, такое положение по меридианам характеризует процесс социализации, то есть стремление участников Чеченских событий адаптироваться в Социуме. Как пройдет этот процесс, смогут ли молодые ребята войти в ритм окружающей действительности, будет ли это повторение пути "афганцев", ведь адаптабельность у них сильно понижена? Ответы на эти вопросы зависят от нас с вами.
В заключение добавлю:
Экспресс-диагностический комплекс "РОФЭС-универсал" прошел успешную медицинскую апробацию в Уральской государственной академии, кафедра пропедевтики внутренних болезней и в Новосибирском медицинском институте, кафедра госпитальной педиатрии, проводившихся на основании заключения Комитета по новой медицинской технике Министерства здравоохранения и медицинской техники РФ, постановившего о целесообразности внедрения данной аппаратуры в систему здравоохранения страны.
Все медицинские испытания проводятся на основании заключения "Центра медицинской сертификации" о технической безопасности изделия.
 
ТЕХНИКА СТРУКТУРИЗАЦИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ В КОМПЛЕКСЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ УЧАСТНИКОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ
 
Соловьев Игорь Викторович,
офицер Главного командования внутренних войск МВД России
(г.Москва)
 
 
Проблема посттравматических стрессовых расстройств и постстрессовых реакций у военнослужащих, выполнявших боевые задачи на территории Чеченской Республики зачастую оказывается предметом некоторых некорректных выступлений и спекуляций на этой больной и весьма щепетильной теме. Появившиеся в средствах массовой информации публикации о так называемом "чеченском синдроме" не только не способствуют разрешению данной проблемы, но и в значительной степени усугубляют ее. Их негативное влияние сказывается в двух аспектах:
1. В общественном мнении формируются неадекватное отношение к воевавшим в Чечне гражданам по причине их якобы психических отклонений и "ненормальности". Общество готовится к встрече с самыми крайними проявлениями посттравматических стрессовых расстройств не будучи в достаточной степени информированным об их причинах и необходимых условиях купирования и профилактики их негативных проявлений. Таким образом участники боевых действий лишаются одного из основных факторов их успешной реабилитации, а именно: общественной эмпатии, поддержки и признания обществом.
2. Неизбежность проявления "чеченского синдрома" внедряется в сознание самих участников боевых действий. Это весьма серьезно отражается на их психическом состоянии и адаптационных возможностях. У людей, даже относительно спокойно переживающих последствия для своей психики боевой деятельности, инициируется рефлексивный процесс поиска у себя психических нарушений и расстройств. Нет необходимости говорить о том, что в результате подобного самокопания они обязательно находятся и неизбежно прогрессируют. Для тех же, кто действительно испытывает значительный душевный дискомфорт после психотравмирующего воздействия боевой обстановки, формируется чувство полной обреченности на психическую "нормальность". Данные выводы подтверждаются мнениями и оценками многих наших военнослужащих, с которыми приходилось работать как непосредственно в ходе выполнения боевых задач, так и на этапе их реабилитации.
Хотелось бы обратить внимание профессионально занимающихся психологической реабилитацией участников боевых действий специалистов на формирование позитивного общественного мнения и адекватного отношения общества к людям, достойно выполнившим свой воинский долг прежде всего перед самим этим обществом и нуждающимся в его помощи и поддержке.
Одной из основных причин проявления так называемых отсроченных посттравматических реакций является весьма существенный диссонанс между системой нравственных ценностей, сформировавшейся у участников боевых действий непосредственно "там" ценностями, культивируемыми сегодня в нашем обществе, где зачастую культ денег и способы их добывания становятся основными символами его развития, отодвигая все остальные ценности на другой план. Сточки зрения ветеранов больны как раз не они, а общество, и лечить надо именно его. Рецепты и методы этого лечения весьма специфичны и в основном соответствуют методам, используемым в боевой обстановке.
Данная проблема не нова. С ней столкнулось американское общество поле возвращения из Индокитая ветеранов вьетнамской войны. Представляет значительный интерес, как с точки зрения данной проблемы, так и с точки зрения конкретных техник и методик работы с посттравматическими стрессовыми расстройствами, книга американского врача-психолога, психотерапевта Бенджамина Колодзина "Как жить после психической травмы". Основанная на богатом опыте практической работы с ветеранами Вьетнамской войны, книга раскрывает концепцию автора, согласно которой помощь ветеранам должна заключаться не в том, чтобы приспособить их способ поведения к общепринятым меркам и таким образом помочь им "стать нормальными", то есть социально адаптировать, а в том чтобы привести их к согласию с самим собой и реальными фактами своей жизни. Б.Колодзин указывает, что посттравматический стресс - "нормальной реакцией на ненормальную ситуацию: если болезненно реагируете на болезненные события, это вовсе не означает, что вы сошли с ума". Зачастую проблема реабилитации людей воевавших в Чечне заключается как раз в том, что они сталкиваются по возвращению именно с подобной по определению Б.Колодзина "безобразной ситуацией".
В книге предлагаются достаточно эффективные техники и упражнения для самостоятельной работы по приобретению душевного равновесия и психологического комфорта участников боевых действий. Они вполне могут быть использованы специалистами как при индивидуально-консультационной работе, так при групповой терапии посттравматических стрессовых расстройств.
Наш опыт психореабилитационной работы с военнослужащими внутренних войск после выполнения ими боевых задач в Чечне говорит о том, что много проблем возникает в ценностно-ориентационной сфере личности. Иерархия личностных ценностей претерпевает значительные изменения под воздействием экстремальных условий деятельности и тех условий, которые ее сопровождают. Формируется уникальная система ценностей, в которой главенствующую роль занимают те, которые позволяют человеку выжить на войне, эффективного взаимодействия с другими людьми в соответствии с требованиями ситуации. Познается истинная цена жизни, которая и определяет приоритет тех ценностей, которые далеко не всегда играют ведущую роль в обычной жизни с ее обыденными проблемами, интересами и потребностями. При возвращении к нормальным условиям жизнедеятельности остро возникает проблема несоответствия внутренней системы ценностных ориентаций окружающей реальности, когда поведение человека в соответствии с этой системой, по меньшей мере, является неадекватным, как с точки зрения социализации личности, так и с точки зрения удовлетворения ее потребностей. Разрушение системы ценностных ориентаций, которое происходит в данных условиях, неизбежно приводит к сложным психическим состояниям, которые обобщенно можно определить как дезадаптация. Во втором случае - это стремление и попытки реализации этой системы ценностей в обществе достаточно агрессивными и зачастую насильственными методами. Иными словами, здесь можно говорить о стрессовых реакциях, вызванных ценностно-ориентационным несоответствием, которые укладываются в формулу "бей или беги". Тип реакции зависит от множества различных факторов, но речь в данном случае идет о дезадаптации личности, как психической, так и социальной. Кстати, данная проблема характерна и для определенной части общества после политических и социально-экономических преобразований в нашей стране, имевших место в конце 80-х - начале 90-х годов.
Психическая дезадаптация характеризуется разрушением прежней системы ценностей и отсутствием необходимых ресурсов для ее реструктуризации. А точнее: именно это в сочетании с другими неблагоприятными факторами психофизиологического характера являются источниками депрессивных состояний, неврозов, пограничных состояний, предваряющих суицидальные действия, серьезные психические расстройства. Это обуславливает необходимость работы на этапе психологической реабилитации участников боевых действий с ценностно-ориентационной сферой их психической деятельности.
В качестве техники психокоррекционной работы по данной проблеме может быть использована методика ценностных ориентаций, предложенная М.Рокичем как средства диагностики иерархии личностных ценностей. Тем не менее, наш опыт работы, основанный на технологии формирования перспективной жизненной стратегии (ПЖС) В.Авдеева, позволяет говорить о возможности достаточно успешного использования исследованных М.Рокичем ценностей в качестве психокоррекционного и психотерапевтического средства. Используемая нами на этой основе техника совершенно условно была названа методикой структуризации ценностных ориентаций личности, хотя это далеко не лучшее название для индивидуальной психологической методики.
Основу работы составляет прямое ранжирование военнослужащим (клиентом) в ходе индивидуальной беседы списка ценностей, предъявляемых ему на отдельных карточках, Методика предполагает два списка ценностей по 18 в каждом:
1) терминальные - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться (ценности - цели);
2) инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации (ценности - средства).
Военнослужащему (клиенту) последовательно предъявляются оба списка, выполненные машинописным текстом на отдельных карточках размером 12x5 см (по одной ценности на каждой). Необходимо учесть, что неаккуратное и неряшливое выполнение отдельных карточек может существенно повлиять на выбор. Карточки должны предъявляться таким образом, чтобы респондент мог охватить взглядом все сразу, т.е. 18 штук. Вначале предъявляется набор терминальных ценностей, затем - инструментальных.
 
Примерная инструкция:
 
"Сейчас вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача - разложить их по порядку значимости для вас как принципов, которыми вы руководствуетесь в своей жизни.
Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и выбрав ту, которая для вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем вберите вторую по значимости ценности и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место.
Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы вы измените свое мнение, то можете исправить свой выбор, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать вашу истинную позицию."
 
Стимульный материал
 
Список А (терминальные ценности):
 
- активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)
- жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемый жизненным опытом)
- здоровье (физическое и психическое)
- интересная работа
- красота природы и искусства (переживание прекрасного природе и искусстве)
- любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)
- материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)
- наличие хороших и верных друзей
- общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей)
- познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)
- продуктивная жизнь (максимальное использование своих возможностей, сил и способностей)
- развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)
- развлечения ( приятное, необременительное времяпровождение, отсутствие обязанностей)
- свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)
- счастливая семейная жизнь
- счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)
- творчество (возможность творческой деятельности)
- уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
 
Список Б (инструментальные ценности):
- аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах)
- воспитанность (хорошие манеры)
- высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязание)
- жизнерадостность (чувство юмора)
- исполнительность (дисциплинированность)
- независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)
- непримиримость к недостаткам в себе и других
- образованность (широта знаний, высокая общая культура)
- ответственность (чувство долга, умение держать слово)
- рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)
- самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)
- смелость в отставании своего мнения, своего взгляда)
- твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)
- терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)
- широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)
- честность (правдивость, искренность)
- эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)
- чуткость (заботливость)
 
Возможная неискренность респондента, его подверженность социальной желательности сводится к минимуму тем, что все предлагаемые ценности социально одобряемы, и надежным доверительным контактом с психологом, атмосферой эмпатии.
В целях формирования перспективной жизненной стратегии психолог последовательно задает несколько оснований для ранжирования:
1) в какой степени предложенные ценности значимы для данного испытуемого;
2) каким образом они ранжированы по мнению испытываемого у безупречного во всех отношениях человека, довольного жизнью.
3) в какой степени эти ценности реализованы у испытуемого в настоящий момент его жизни;
4) в какой степени он хотел бы их реализовать в ближайшем будущем в период его военной службы, после службы и т.д.
Свобода творчества психолога в определении оснований для ранжирования может быть ограничена лишь его внутренними критериями и реальными возможностями, исходя из условий работы с конкретной личностью.
Результаты каждого ранжирования фиксируются любым удобным способом, но не привлекая к этому внимания испытуемого или же объяснив, что это необходимо для того, чтобы потом задать уточняющие вопросы.
Работа испытуемого с карточками ценностных ориентаций по их ранжированию позволяет инициировать у него рефлексивный процесс, направленный на осознание своих мотивов, целей, желаний, устремлений и оценку собственных возможностей по их реализации. Задача психолога заключается в активизации и поддержании этого процесс, направлении его в конструктивное русло.
Сравнить результаты ранжирования по различным основаниям в ходе беседы с испытуемым возможно с помощью вопросов. Например:
- А что мешает реализовать эти ценности так, как они "живут" у "идеального человека"?
- Что необходимо для ого, чтобы это сделать?
- От кого(чего) зависит успех реализации ваших ценностей? И т.п.
Кропотливая и творческая совместная работа психолога с военнослужащим (клиентом) по данной методике должна закончиться формированием его ближайших перспектив достижения:
а) во внутриличностной сфере;
б) в межличностной сфере;
в) в служебной деятельности (профессиональной сфере).
 
Эта работа может иметь (и как правило имеет) циклический характер и включается в общий комплекс психореабилитационных мероприятий наряду с другими техниками и методиками психоэмоциональной регуляции, психокоррекции и психотерапии.
В результате происходит своеобразная структуризация ценностных ориентаций личности, выстраивается иерархия ценностей, определяются их приоритеты. Именно этот фактор является одним из условий успешной постбоевой реабилитации, установления внутренней гармонии у участников боевых действий, адекватной их оценки окружающей действительности, своего места в ней и личных перспектив и возможностей.
 
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ЭТОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ В ЛЕЧЕНИИ ПТСР.
 
Филимонов Валерий Иосифович, врач-психотерапевт, муниципальное предприятие "Социум" (г.Пермь)
 
 
В большом арсенале методов посттравматической терапии ПТСР просматриваются прежде всего теоретические концепции авторов по данной проблеме. Такое множество методов обусловлено, на наш взгляд, широкой распространенностью в медицине и психологии теорий "среднего ранга" (R.K.Merton, 1957). По большому счету все они имеют клиническое направление. Успешность их примерно одинакова: 30% - полное выздоровление, 40% - сохранение ограниченных симптомов, 20% - выраженная умеренная симптоматика и 10% - без улучшения и, даже, с ухудшением (E.J.F.Oliver, 1995). Неуспехи в терапии "оправдываются" особенностями вариантов синдрома, преморбидными характеристиками личности и т.д.
Вместе с тем, в последние годы все большее подтверждение в теоретическом и практическом плане получает этологическое направление, реально претендующие на роль "большой теории" и в медицине, и в психологии. В рамках данной теории развитие функциональных и структурных изменений в организме является, в значительной мере, выходом из хронической фрустрирующей ситуации через механизм косвенной аутоагрессии. Наличие же самой фрустрирующей ситуации обусловлено деформациями структуры личности, которые вызваны дефектами воспитания в первые годы жизни (и ранее!) и неотреагированными психическими травмами того же периода. Этологический подход позволяет обосновать социально-психологические механизмы патогенеза многих заболеваний, конкретизировать факторы риска их развития и прогрессирования.
Использование патогенетически ориентированных "глубинных" психотерапевтических методик позволяет добиться отреагирования психических травм раннего детства, провести коррекцию дефектов структуры личности и, тем самым, убрать первопричину хронической фрустрации. В результате отпадает социально-психологическая основа для косвенной аутоагрессии, что способствует более доброкачественному течению и прогредиентной динамике заболеваний.
В настоящее время разработан целый ряд этологически ориентированных психотерапевтических программ, направленных на кардинальное излечение малокурабельных форм патологии (функциональные, функционально-структурные и структурные изменения в организме). Наибольшее распространение получили: "психосоматическая" (в этологическом понимании), "акушерско-гинекологическая" (первичное бесплодие). Успешно применяются "онкологический" и "неврологический" варианты. Обнадеживающими выглядят результаты применения варианта "пластика" (психохирургия).
В целом любая программа включает в себя три психотерапевтических направления: 1) патогенетически ориентированные методики, призванные обеспечить коррекцию девиантно сформированной структуры личности и отреагирования психических травм раннего детства; 2) клинически ориентированные методики, позволяющие ускорить восстановление функционально-структурных изменений; 3) групповые методики, призванные провести коррекцию деформированных отношений в ближайшем окружении больного. Кроме того, программа включает в себя и комплекс приемов не психотерапевтических, направленных на уменьшение вероятности поступления "патологических" команд на пораженный орган из нервной системы (Я.П. Гирич, 1993).
Наиболее эффективно программа работает при преобладании функциональных изменений, что и позволило нам использовать "неврологический" вариант при лечении ПТСР.
Всего за 1996 год нами пролечено 8 человек с тяжелыми нарушениями. Диагноз верифицирован. Все являются участниками локальных конфликтов (Чечня), мужчины, в возрасте 20-21 год. В клинике ПТСР преобладали; раздражительность, вспыльчивость, притупление эмоций; навязчивые воспоминания травмирующих эпизодов; нарушения сна с кошмарными сновидениями, чаще конкретных эпизодов (до 4-6 событий); непонимание окружающих (100% случаев); чувство собственной неполноценности, ненужности; склонность к импульсивным насильственным действиям; желание "вернуться обратно и разобраться во всем" (75% случаев). В половине случаев наблюдалась умеренная алкоголизация.
Стандартная продолжительность сеанса 1 час 30 минут, периодичность 1-2 раза в неделю. Пролонгированных сеансов ("марафонов") не проводилось, Максимальное количество сеансов - 8, минимальное - 1, среднее - 3. Во всех случаях наблюдалась редукция и полное снятие симптоматики, зачастую после первого же сеанса. (характерно: "Какие тебе снились сны в прошедшую неделю?" - "Эротические!"). Из особенностей реагирования пациентов во время сеанса, особо отмечаются быстрое, иногда "молниеносное" погружение в глубокий транс, коррелирующее с выраженностью (тяжестью) симптоматики.
Полученные нами результаты (хотя и предварительные) позволяют считать применение этологически ориентированной психотерапевтической программы в лечении ПТСР эффективным при выраженных клинических проявлениях. (В случаях легкого течения или субклинических, бывает иногда достаточно и разъяснения типа: "Это нормальная реакция нормального человека на ненормальные обстоятельства".
Еще одним плюсом является сравнительная простота и унифицированность приемов, позволяющих обеспечить быструю подготовку специалистов (т.н. "сержантский уровень"), и не обязательно медиков.
Учитывая тот факт, что выход из хронической фрустрирующей ситуации не ограничивается аутоагрессией, а при ПТСР очень часто присутствует и гетероагрессия, считаем возможным применение подобных программ в профилактике и исправлении социальных девиаций.
 
АГРЕССИЯ И ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО
 
Яковлева Елена Викторовна, психолог,
Борисова Светлана Николаевна, доцент кафедры психологии и социологии Пермского государственного технического университета (г.Пермь)
 
При работе с ветеранами Афганской войны выявляется закономерность агрессивного, часто противоправного, поведения.
Исследованием вьетнамских ветеранов американским психологом Кулком установлена прямая зависимость тяжести боевого опыта и предрасположенность к актам насилия.
Вопрос агрессивности в социальном обществе часто подразумевает под собой негативное поведение, хотя для природы человека является естественным.
Борьба - вездесущий в природе процесс. Борьба создает внутри структуры общества напряжение и обеспечивает этим эволюционное движение. Агрессивность помогает занять человеку свое место в некоторых цепях иерархии общества. Наиболее тесные связи в общении возникают именно между ниже и выше расположенными статусно членами общества (семья, работа, друзья). При сформированной, в данном случае посттравматическим стрессовым расстройством, повышенной агрессивности возможны нарушения этих связей, и человек с высокой агрессивностью, разрушая свои социальные связи, остается изолированным от контактов.
Для изучения агрессивности и ПТСР у воевавших в "горячих" точках была выбрана группа воинов Афганистана, находящихся в исправительно-трудовой колонии за правонарушения (11 человек) и группа лиц, имеющих работу с необходимым проявлением агрессивности, из военизированной охраны банка (12 человек).
Средний возраст исследуемых 26-30 лет.
Агрессия была рассмотрена из отдельных составляющих, предложенных методикой Басса-Дарки: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины. Анализ составляющих позволил выявить, какие агрессивные тенденции дезаптивного поведения доминируют у воевавших. А также была рассмотрена зависимость участия в боевых действиях и формирование предрасположенности к агрессивному поведению у воевавших.
В ходе исследования были использованы методики:
1. НПУ (нервно-психическая устойчивость) Рыбникова;
2. Методика Басса-Дарки, которая позволяла разделить агрессивность и враждебность, как реакцию развивающую негативные чувства и оценки людей.
Результат исследования представлен в нижеследующей таблице.
 
 
Ветераны 
Афганистана
Контрольная 
группа
Разница
НПУ в баллах
29
17
12
НПУ в стенах
4
7
- 3
Физическая агрессия
67
54
13
Косвенная агрессия
44
54
- 10
Раздражения
44
34
10
Негативизм
60
42
18
Обида
62
49
13
Подозрительность
67
38
29
Вербальная агрессия
53
48
5
Чувство вины
79
45
34
Индекс враждебности
12
6
6
Индекс агрессивности
17
16
1
 
Исследования показали, что природная, инстинктивная агрессия у экспериментальной и контрольной группы практически одинакова. В то же время дезадаптационный фактор враждебности имеет существенное различие и больше на 50% у воевавших.
У воевавших имеется тенденция: при высоком уровне враждебности низкая психическая устойчивость, в отличие от контрольной группы.
У воевавших в структуре посттравматического стрессового расстройства наиболее ярко выражены такие дезадаптационные реакции как чувство вины, подозрительность, негативизм; менее выражены обида, физическая агрессия, раздражение.
Разорванность механизма социального запрета опытом насилия, при этом возможность враждебного отношения к окружающим и отсутствие в некоторых случаях нервно-психической устойчивости, и возможность проявления деструктивного поведения, иногда опасного для отдельных лиц и общества в целом. Подтверждает необходимость реабилитации, профилактики и изучения посттравматического стрессового расстройства у участников военных действий.