Библиотека » Игротерапия » Паланджян Е., Паланджян Г., Ребенок и игра

Автор книги: Паланджян Е., Паланджян Г.

Книга: Паланджян Е., Паланджян Г., Ребенок и игра

Дополнительная информация:
Издательство:
ISBN:
Купить Книгу

Паланджян Е., Паланджян Г. - Паланджян Е., Паланджян Г., Ребенок и игра читать книгу онлайн

 Ребенок и игра. E. Palandjian et G. Palandjian

“На пляжах всего
мира
Всегда играют
дети.”
Rabindranath Tagore

ОПЕРЕДЕЛЕНИЯ И КРИТЕРИИ ИГРЫ

Игра - это универсальное и спонтанное поведение ребенка, но что такое игра? Это слово происходит от Jucus, латинского термина, обозначающего шутку; в общественном сознании оно также превратилось в синоним бессмысленного детского развлечения.
Вместе с тем, уже начиная с первых текстов XI столетия, тот же термин обозначает одновременно и свободную забаву, и деятельность, подчиненную определенным правилам (шахматы, игра в кегли).
Этим термином называют также набор предметов, предназначенных для игры (шахматная доска и фигуры,...), те элементы, которыми располагает каждый играющий (иметь хороший расклад карт,...).
Говорят об “игре орга???на”, подразумевая набор труб и клавиатур, об “игре парусов”, имея в виду корабль.
Игра - это театральный спектакль Средневековья (игра Robin и Marion), но также и стиль, индивидуальная манера исполнителя - актера или музыканта.
Это слово вошло во многие расхожие выражения: “играть ва-банк”, “играть с жизнью” или “игра не стоит свеч”.
Понятно, что это слово обладает весьма различными значениями и не всегда обозначает пустое развлечение.
Однако наша цель заключается не в том, чтобы дать исчерпывающее представление обо всех значениях игры, а в том, чтобы актуализировать игровое начало у ребенка и использовать его при проведении лечения.
Согласно J. Huizinga (1), игра - это “свободное действие, ощущаемое как условное и располагающееся за рамками повседневной жизни, способное, тем не менее, полностью поглощать играющего; действие, лишенное какой бы то ни было материальной заинтересованности и полезности, которое совершается в течение определенного времени и в строго ограниченном пространстве, разворачивается по порядку согласно данным правилам и вызывает к жизни групповые отношения, охотно окутываемые тайной или подчеркивающие свою необычность - по сравнению с привычным миром - обманчивой внешностью”.
Roger Caillois (2) критикует это определение, находя его одновременно и слишком обширным, и излишне ограниченным. В частности, ему кажется неадекватным понятие тайны. Нужно, чтобы “была привнесена доля вымысла и развлечения”, без этого игра превращается в институт. Кроме того, он отмечает, что факт исключения из игры какой бы то ни было материальной заинтересованности исключает пари и игры на деньги.
По его мнению, игра отвечает некоторым критериям. Игра должна быть:
* свободной: без чего игра утрачивает характер “привлекательного и веселого развлечения”;
* обособленной: ограниченной рамками пространства и времени;
* неопределенной: результат не может быть известен заранее;
* непроизводительной: “не создающей ни добра, ни богатства”, пари и игры на деньги не создают богатства, но перемещают их от всех участников к некоторым удачливым игрокам;
* вымышленной: сопровождаемой “специфическим сознанием вторичной реальности или откровенной ирреальности относительно повседневной жизни”.
Шесть критериев Jean Piaget
Jean Piaget (3) рассматривает появление игр в онтогенезе и выделяет шесть критериев:
* очевидная бескорыстность: “Цель игры, согласно известной формулировке, заключается в ней самой, тогда как работа и другие не игровые образы действия включают цель, не входящую в действие как таковое.”
Итак, игра - это деятельность, не имеющая иной цели, кроме себя самой, без продолжения и без последствий.
* спонтанность: Одной из характеристик является “спонтанность игры, противопоставленная требованиям работы и адаптации к реальности”. Этим она сходна с созидательной художественной деятельностью, в которой непроизвольность необходима и в начале деятельности, и в период ее расцвета.
* удовольствие: “Игра - это деятельность” ради удовольствия, “тогда как серьезная деятельность стремится к результату полезному и не зависящему от того, приятна ли эта деятельность”.
* неорганизованность: “Игра лишена организованной структуры, что отличает ее от серьезной мысли, которая всегда упорядочена”.
В силу спонтанности свободная игра в любой момент предоставляет очень большой круг возможностей, но Piaget не принимает в расчет игры по правилам. Кроме того, утверждение о том, что серьезная мысль всегда упорядочена, кажется излишне категоричным.
* разрешение конфликтов: “Игре неведомы конфликты, а если они встречаются, то для того, чтобы путем компенсации или снятия освободить от них Я, серьезная же деятельность воюет с конфликтами, которых она не может избежать”.
Этот критерий также выглядит спорным, так как игра не позволяет избежать конфликта, а совсем наоборот, пытается найти решение. Кстати, это мнение Piaget дополняет сказанным далее:
“В игре (...) самые явные конфликты преображаются таким образом, что Я берет реванш: либо в результате устранения проблемы, либо вследствие того, что ее решение становится приемлемым”.
* дополнительная мотивация: “Наконец, отметим интересный критерий, введенный Curti (4), - дополнительную мотивацию. К примеру, “подметание пола” - не игра, но “подметание с выписыванием фигур” уже носит игровой характер.”
Итак, эти критерии, какими он их представляет, по-видимому, в большей мере относятся к свободным играм, нежели к играм по правилам.

КЛАССИФИКАЦИЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИГРЫ

Классификация Roger Caillois
Roger Caillois (4) предлагает распределить игры согласно четырем рубрикам в зависимости от того, “какая функция преобладает” в рассматриваемых играх: “соревнование, случайность, подражание или причуда”. Он их называет, соответственно: agon, alea, mimicry и ilinx.
“Играют в футбол, шары и шахматы (agon), играют в рулетку или лотерею (alea), играют в пиратов, Нерона или Гамлета (mimicry), играют, чтобы, быстро вращаясь или падая, вызвать у себя необычное состояние сознания (ilinx). Однако эти обозначения не охватывают весь мир игры”.
Он также предлагает ранжировать их согласно оси между двумя противоположными полюсами, один из полюсов “paida”, другой “ludus”:
* с одной стороны, “общий принцип развлечения, неуемности, вольной импровизации и беспечного цветения, через которые проявляется определенная неконтролируемая фантазия”, этот полюс он называет “paida”;
* с другой - “произвольные, обязательные правила и трудно выполнимый план”, требующие “постоянно увеличивать усилия, терпение, ловкость, сноровку и изобретательность”, этот полюс он называет “ludus”.
Классификация Piaget
Для Piaget “игра - это верховенство ассимиляции над адаптацией”. Для него игра заключается не в адаптации к реальному, а наоборот - в подчинении реального удовлетворению потребностей момента:
“Если интеллектуальная деятельность ведет к равновесию между ассимиляцией и адаптацией, тогда как имитация продолжается ради себя самой, то можно сказать, что игра, наоборот, является, главным образом, усвоением, или усвоением, превосходящим приспособление...”.
Используя предметы в деятельности, цель которой заключается в себе самой, примитивная игра, таким образом, начинает почти смешиваться с рядом сенсорно-моторных типов поведения, лишь одним полюсом которых она является: полюсом таких типов поведения, которые уже не требуют новых вариантов приспособления и воспроизводят себя исключительно в “функциональном удовольствии” (“Funktionlust” de C. Bьhler). Но по мере интериоризации игровых схем все более отличается от собственно адаптационных типов поведения (разум), все более смещается в сторону усвоения как такового: в отличие от объективной мысли, которая стремится покориться требованиям внешней реальности, игра воображения в действительности представляет собой символический перенос, который подчиняет вещи собственной деятельности, не имеющей ни правил, ни границ. Таким образом, это почти чистая ассимиляция, то есть мысль, окрашенная преобладающим стремлением к индивидуальному удовлетворению.
Так, исходя из сенсорно-моторных типов поведения, первоначальная игра младенца преобразовывается в игру воображения, где творчество выражается символическим переносом в рисунках ребенка, предполагающих ассимиляцию.
Piaget, в зависимости от этапа возрастного развития, предлагает структурную, генетическую классификацию. Чтобы охарактеризовать игровую деятельность детей, он выделяет три основных типа структур, в которых преобладают такие элементы, как “упражнение, символ, правило”.
* “тренировочные игры”: это самые ранние игры, потому что они появляются с первых месяцев жизни. Ими изобилует весь первый год, они продолжаются до шестилетнего возраста.
Позже они становятся все менее и менее частыми, но отдельные их черты отмечаются и у взрослых (в частности, в спорте).
Только такие игры наблюдаются у животных, поскольку считается, что последние лишены символической функции.
* “символическая игра”: помимо функциональных упражнений использует репрезентации, каковыми могут быть жесты, изображения или предметы. Начинается на втором году и достигает апогея к 5 или 6 годам, после чего ее интенсивность падает .
* “игра по правилам”: для этого вида игры требуется дополнительная структура - присутствие другого. В игровое поле вводится общественное давление. Игра по правилам, в отличие от первых двух, появляется несколько позже.
Piaget описывает еще один тип игровой активности: “конструктивные” игры, которые он помещает между этими тремя категориями и адаптивными типами поведения, не отводя им отдельного места.
J. de Ajuriaguerra (5) утверждал: “Игра по правилам - это результат жизни в коллективе, она порождает ту новую реальность, которая и есть правило, в то же время она устраняет реальность, сосредотачиваясь на “Я”, что и является символизмом.”
Другие классификации игры
* C.Bьhler (6) описывает 4 типа игр:
- функциональные игры;
- игры воображения;
- творческие или конструктивные игры;
- социальные игры.
Отметим, что функциональные и социальные игры (игры по правилам) соответствуют категориям Piaget; наоборот, Buhler разделяет игры воображения и игры творческие, которые он приравнивает к конструктивным играм.
* M.Stern (7) выделяет индивидуальные и коллективные игры.
* Для J.Chateau (8) функциональные игры - всего лишь псевдо-игры, уподобление которых собственно игровой деятельности неправомерно. “Там речь идет (...) скорее о практической деятельности, чем о деятельности игровой, и мы приходим к тому, чтобы видеть в так называемых играх младенца лишь псевдо-игры...”
* P.Gutton (9), в совершенно ином преломлении также разграничивает доигровые виды деятельности и собственно игры. Мы встретим его подход среди психоаналитических концепций.
* G.Mead (10) выделяет два типа игр, которые этот английский автор четко различает: “play”, игра спонтанная, активная, без заранее установленных правил, игровое приключение, связанное с настоящим, и “game”, игра по правилам, социализированная, имеющая код, в какой-то мере институциализованная.

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ

Freud: игра c возвращаемой игрушкой
Первое психоаналитическое наблюдение за игрой ребенка было зафиксировано самим Freud в работе “По ту сторону принципа удовольствия” (11). Речь идет об известной “игре с возвращаемой игрушкой”, сопровождаемой восклицаниями “Da-Da” младенца, который забавляется тем, что отбрасывает какой-то предмет и ждет, пока ему его подадут снова. Этой игре Freud приписывает два типа интерпретаций, которые могут накладываться, не исключая друг друга:
* один проистекает от попытки ребенка преодолеть тревогу, возникающую в отсутствии матери, путем привыкания к исчезновению предметов: “Ребенок, если можно так сказать, вознаграждает себя за ее уход и отсутствие тем, что воспроизводит с помощью оказавшихся под рукой игрушек сцену исчезновения и повторного появления.”;
* другой относится к обратной ситуации и импульсу мщения, близкому к досаде: “Но можно предложить и другую интерпретацию. Факт отказа от предмета таким образом, что он исчезает, мог бы служить удовлетворению импульса мести по отношению к матери и означать примерно вот что: да-да, уходи, ты мне не нужна; я тебя верну себе сам”.
Можно отметить, что обе интерпретации сходятся в том, что стремятся представить ребенка не пассивным, а активным относительно фрустрации, вызванной уходом матери.
Концепция Melanie Klein
Melanie Klein (12) (13) ввела игру в свои психоаналитические занятия с детьми. По ее мнению именно игра позволяет бороться с тревогой.
* Напомним концепции Melanie Klein:
в начале развития ребенок находится в такой психотической позиции, которую автор называет “шизо-параноидной”; она характеризуется раздвоением предмета, разделением его на две сущности - хорошую и плохую, при этом две сущности достаточно независимы друг от друга. Отдельный предмет, материнская грудь- изначальный элемент выживания ребенка - переживается одновременно и как “хорошая” и как “плохая” в той мере, в какой ребенок от нее зависит: “хорошая”, когда предоставляет питающее молоко, “плохая”, когда удовлетворение потребности не происходит незамедлительно, и тогда она превращается в мучителя, таящего опасность разрушения, источник повышенной тревоги.
На втором этапе, начиная с четвертого месяца и до конца первого года жизни, воссоединившись с матерью, ребенок занимает “депрессивную позицию”: “Разрыв между хорошим и плохим объектами сокращается, в либидинозных и враждебных побуждениях проявляется тенденция относиться к одному и тому же объекту. Тревога, называемая депрессивной, касается воображаемой опасности разрушить и потерять мать из-за садизма субъекта.” (13)
* Игра позволяет преодолеть депрессивную тревогу
Freud (14) уже описал удовольствие ребенка, который играет со своей матерью, пряча лицо и вновь показываясь (прототип всех игр в прятки). Этот опыт, который напоминает игру с возвращаемой игрушкой, дает ребенку возможность свыкнуться с отсутствием матери, зная то, что она вот-вот появится вновь.
Melanie Klein (12) добавляет, что такое отсутствие матери переживается младенцем как следствие его деструктивных побуждений, и что результатом этого является депрессивная тревога. В борьбе с нею используется каждый этап в развитии ребенка, улучшающий его отношения с миром.
Так ребенок преодолевает тревогу с помощью неизменно возвращающихся предметов, заменяющих отсутствующих родителей.
Эта концепция позволяет объяснить деструктивные и жестокие игры, которые ребенок искупает с помощью конструктивных и спокойных игр. Все эти игры опираются на механизмы проекции и переноса.
* Преодоление мастурбационных фантазмов*
Согласно Melanie Klein, игра - это деятельность по преодолению мастурбационных фантазмов, лежащих в основе любой игровой деятельности ребенка, и один из конструктивных элементов среди всех последующих сублимаций. Она выделяет мастурбацию** в очень раннем фантазматическом переживании ребенка как садистский выпад против родительских действий.

* (примечание редактора – В англоязычном оригинале используются термины “Fantasy” и “Phantasy”. Различное написание призвано отличать “fantasy” в повседневном значении этого слова (нечто, не имеющее отношения к реальной действительности, жанр литературы и т.д.) от “phantasy” в значении фантазмов, - сложных сомато-психологических образований, являющихся основным и практически единственным содержанием жизни целостного организма ребенка. Фантазмы “плохой и хорошей груди” – не более, чем условные обозначения крайне сложного комплекса процессов, происходящих в душе и теле (или, скорее в душе-теле) маленького человека. Добавим, что из-за недостаточной разработанности отечественной психоаналитической терминологии при упоминании работ Кляйн можно столкнуться и с русским термином “фантазии”. Следует помнить, что речь идет именно о “фантазмах”.
**прим. редактора – в данном случае термин мастурбация” используется как синоним термина “аутоэротизм”, т.е стремление самостоятельно доставить себе удовольствие в условиях фрустрации (сосание пальца, игры с предметами и т.д.)

* Отражение воображаемого
В игре ребенок отражает свое воображаемое, свои желания. Melanie Klein проводит аналогию между игрой и сновидением: игра включает символы, которые можно интерпретировать, тем более, что от ребенка сложно добиться рассказа о содержании его сновидений и функционировании ассоциаций.
Игра помогает ребенку преодолеть депрессивную тревогу и признает законной фантазматическую реализацию его желаний. Посредством этих механизмов она делает возможной постепенную адаптацию к реальности.
* Место интерпретации
Melanie Klein определяет место интерпретации в психоаналитическом лечении, где игра занимает значительное место, так как ребенок позволяет нам предполагать суть имеющихся у него конфликтов. По ее мнению, чтобы достичь интересующих аналитика слоев психики, интерпретация должна идти в глубину.
Как правило, дети легко принимают интерпретации. При относительно облегченной коммуникации между сознательным и бессознательным интерпретация сначала ассимилируется неосознанно, а позже проявляется в сознании ребенка.
* Роль психоаналитика
Выполняя роль психоаналитика, Melanie Klein строго соблюдает нейтралитет, а ребенок приписывает психоаналитику разнообразные роли, в которых важны явления переноса. Оставаясь в ситуации переноса во время сеансов, она, не ставя перед собой никакой воспитательной цели, не вводит внешнюю реальность и не учитывает привычную среду ребенка. Такая позиция подверглась критике, в частности, со стороны Anna Freud.
Anna Freud
В отличие от Melanie Klein, дочь Sigmund Freud усматривает в игре ригидный материал, подверженный воздействию игрушек и, таким образом, не позволяющий, как и в случае свободных ассоциаций взрослых, использовать интерпретации.
Она критикует возможность свободно создавать отношения переноса ребенка с терапевтом и настойчиво добивается создания положительной связи, но не осуществляет психоаналитическую интерпретацию. Так, в терапевтический план она интегрирует “воспитательное действие” (вновь в противоположность Melanie Klein) и вводит в курс лечения внешний мир ребенка (15).
Отметим, что критику Melanie Klein со стороны Anna Freud разделяет Serge Lebovici (16), в частности, когда она, как создается впечатление, придает малое значение внешнему миру в процессе лечения.
Вклад Winnicott
Хорошо известны работы Winnicott о личности индивида, “self” (“самости”) и ее искажении - “псевдосамости”. Столь же хорошо известно понятие “предмета, на который младенец переносит свою привязанность к матери в ее отсутствие” (objet transitionnel, “переходный объект”), предмета, одновременно найденного и созданного ребенком, исполняющего роль посредника между внутренним и внешним миром ребенка.
* Игра в “загогулины” (“Squiggle game”)
Winnicott использовал, особенно в тех случаях, когда нет возможности провести достаточное количество терапевтических консультаций, особую технику игры: “squiggle game” (17). Речь идет о какой-то загогулине, которую на чистом листе бумаги рисует с закрытыми глазами либо врач, либо ребенок, а другой должен ее дополнить так, чтобы эта загогулина приобрела образный смысл.
Благодаря такому типу игры - дополнений к рисунку - терапевт получает проекцию фантазмов и трудностей ребенка, на которые отвечает интерпретацией, одновременно вербальной и изобразительной, доступной ребенку.
Промежуточное поле и психотерапия
В работе “Игра и действительность” (18) Winnicott расширяет понятие “предмета, на который младенец переносит свою привязанность к матери в ее отсутствие,” и определяет то, что он называет “полем взаимодействия”. В его представлении вся психотерапия сосредоточивается в этом промежуточном поле - игре, общей для пациента и врача.
Для него это основное понятие, расширенное до утверждения о том, что привычка играть необходима не только пациенту, но и психотерапевту: “Психотерапия осуществляется там, где накладываются два поля игры: поле пациента и поле врача. Если врач не умеет играть, это означает, что он не создан для этой работы” (18).
По его мнению, практика психоанализа требует этой игровой способности: “Психоаналитику хорошо бы постоянно помнить не только о том, чем он обязан Freud, но и о том, чем мы обязаны такому естественному и повсеместному явлению как игра”.
Мы тоже считаем поле взаимодействия в игре существенным элементом всей психотерапевтической работы с ребенком. Далее Winnicott добавляет: “Именно играя, и только играя, индивид - ребенок или взрослый - способен быть творческим и задействовать свою личность во всей полноте. Только будучи творческим, индивид открывает себя.” (выделение наше)
На его взгляд, это поле взаимодействия располагается между внутренней реальностью индивида и внешним миром. Это поистине переходное пространство может стать благодаря игре фундаментом человеческого существования.
* Функция игры
В своей работе “Ребенок и внешний мир” (19) Winnicott так излагает свои представления о функции игры:
- дети играют ради удовольствия: “Большинство людей сказали бы, что дети играют потому, что им это нравится, и это неоспоримо”;
- дети играют, чтобы выразить агрессивность: “Агрессивность может быть источником удовольствия, но она неизбежно несет в себе ущерб, реальный или воображаемый, причиняемый кому-то настолько, что ребенок не может поступать иначе, кроме как смело встретится с этим осложнением. Если ребенок соглашается выразить агрессивное чувство в форме игры, а не только во время вспышек гнева, то в какой-то мере проблема разрешается изначально.”;
- дети играют, чтобы преодолеть тревогу: “Тревога в игре ребенка всегда является движущим фактором. Угроза чрезмерной тревоги приводит к компульсивной или стереотипной игре, либо к преувеличенному стремлению к удовольствию. Если тревога слишком велика, игра прерывается и полностью превращается в чистое исследование чувственного удовлетворения.”;
- дети играют, чтобы расширить опыт: “Игра - это непрерывное доказательство креативности, которая и означает жизнь”;
- дети играют, чтобы установить социальные связи: “Игра создает основу для завязывания эмоциональных отношений и, таким образом, дает возможность развивать социальные контакты.”;
- дети играют, чтобы интегрировать личность: “Игра формирует связь индивида с внутренней личностной реальностью и ее отношение с внешней или обособленной реальностью.”;
- дети играют, чтобы общаться: “Игра, как и сновидения, стоит на службе самораскрытия и глубинных связей.”.
Philippe Gutton
* Доигровые виды деятельности
Philippe Gutton (20) соглашается с Jean Chateau в том, что не считает функциональные игры грудного ребенка аутентичными, рассматривая ранние манипуляции с предметами как доигровые виды деятельности: “Деятельность, цель которой - в отсутствие матери доставить ребенку удовольствие, заменяющее удовольствие, которое ему дает мать”.
* Польза игры с психотерапевтом
Анализ Philippe Gutton не ограничивается только таким разделением игровых видов деятельности ребенка. Особое значение он придает не самой игре, а терапевтическим отношениям в ней. Тот факт, что врач играет с ребенком, уже сам по себе является фактором, определяющим созревание ребенка: “Психотерапевт воздействует просто разрешающим взглядом, который дает ребенку возможность перейти на новый уровень освоения отношений. В ходе игровой деятельности психотерапевт может в конечном итоге войти в игровую структуру, создавая настоящую психодраму, допускающую некую реабилитацию игры, ее нормативного значения для ребенка и его реальных родителей. Играя с ребенком, он показывает ему, что игра, привилегированная деятельность, понимается как таковая: это означает вернуть детству его особенность, а ребенку его идентичность.”
Именно это Jean-Pierre Jude (21) называет “Взглядом-гарантией взрослого”.
* Значение материнского присутствия в игрушке
Philippe Gutton подчеркивает также значение функции, которую мать бессознательно отводит игрушке: “В отношениях с игрушкой мать ведет себя двойственно: дает и отбирает; мать выражает свое желание постоянно быть рядом с ребенком и, в то же время, подтверждает возможную автономию последнего в ее отсутствие.” (подчеркнуто автором)
Мы лучше понимаем, почему ребенок быстро утрачивает интерес к игрушкам, которые он получает от родителей тогда, когда они чувствуют себя виноватыми в том, что не имеют возможности уделить ему достаточно внимания. Даря большое количество игрушек, чаще всего сложных и неприспособленных для ребенка, родители не наполняют их эмоционально, вот почему они не могут заменить родительского присутствия: они в какой-то мере не присутствуют в этих игрушках, в них передана только родительская вина, и ребенок не знает, что с ними делать.
Функцию присутствия матери в игрушке, если таковая имеется, позже принимает на себя психотерапевт.
* Игра и фантазм
Для Philippe Gutton “Игра - это актуализация фантазмов (подчеркнуто автором). Стимулом удовлетворения желания, то есть, игры, как фантазма, который она отражает, является неудовлетворенное желание, ищущее частичной реализации.”
Игра также приводит к раздвоению самоидентификации: быть одновременно и субъектом, с которым играют, и субъектом играющим. Ребенок раздваивается, он одновременно является и героем, с которым играют, и исполнителем этой роли.
* Игрушка и символ
Gutton тоже утверждает, что игрушка - это символический предмет. У греков еu (ЗНАЧОК!!!)mbsls было знаком опознания (например, среди членов одной секты), образованным из двух соединяемых половинок разбитого предмета (22), откуда смысл “бросить с” (“jeter avec”) (23).
Для Lalande (24) символ - это “то, что представляет нечто в силу аналогичности”. Так, можно сказать, что игрушки, в силу их символической функции, являются “аналогом” некоей вещи, репрезентацией матери, ребенка и его окружения, и что игра является “аналогом” известной ребенку ситуации.
Вклад Lacan
Jacques Lacan выделяет три основных уровня: символическое, вымышленное и реальное. Символическое обозначает порядок явлений, с которыми должен иметь дело психоанализ, поскольку они структурированы как речь. Вымышленное отмечено преобладанием воображаемого над правдоподобным (22).
Он обращается к описанию игры с возвращаемой игрушкой Freud, для него эта игра открывает доступ к символическому путем использования речи как средства общения.
Такая доступность осуществляется через “стадию зеркала” (25), которая вводит ребенка в пласт вымышленного. Lacan наблюдал поведение шестимесячного ребенка, которого держали перед зеркалом. Оказавшись перед своим изображением в зеркале, этот ребенок делает целый ряд жестов, сопровождающихся мимикой, которую Lacan назвал “ликующей”. Такое поведение может продолжаться до восемнадцати месяцев, и Lacan выделяет три его этапа:
- вначале ребенок реагирует так, будто бы его зеркальное отражение - другой ребенок. Он пробует схватить его и не узнает в этом изображении себя;
- позже он не считает это изображение реальным объектом и не стремится к нему прикасаться;
- на третьем этапе, начиная приблизительно с шестнадцати и до восемнадцати месяцев, он воспринимает это изображение как свое собственное, начинается процесс самоидентификации.
Такая идентификация ребенка вымышлена: ребенок идентифицирует себя со своим двойником, отраженным в зеркале.
Это основной этап в построении “я”, поскольку он способствует интеграции образа с собственным телом ребенка.
Идентификация со своим образом лежит в основе всех последующих идентификаций.
Но ребенок не один: “Ребенок оборачивается к тому, кто каким-то образом присутствует рядом с ним, пусть даже только во время игры”.
Jean-Pierre Jude настаивает на присутствии взрослого: “За ликующим предположением 6-8-месячного ребенка, разглядывающего себя в зеркале, находится взрослый, который смотрит, который берет на себя ответственность и выступает гарантом идентификации ребенка с изображением его тела. По-видимому, эта первая идентификация стадии зеркала, идентификация в игре, которая приносит удовольствие, и которая гарантируется другим, и будет моделью всего последующего поведения индивида, а именно: побуждение к удовольствию проявляется в поведении, дозволенном или гарантированном Другим.”
Аутичный ребенок, который не смог достичь уровня вымышленного, не может играть “с” другими. Он остается один, присутствие Другого ему безразлично.
Таким образом, стадия зеркала способствует процессу идентификации и переходу на уровень вымышленного; игра с возвращающейся игрушкой открывает доступ к уровню символического. Jude считает, что: “Игра возникает как жизненная необходимость, как беспрерывная битва с символической смертью.”
Franзoise Dolto
Своеобразную практику применяет Franзoise Dolto (26): при лечении детей она использует матерчатую куклу-цветок, которая становится предметом проекции и отреагирования орального либидо ребенка.
Интерпретация
Не все авторы считают интерпретацию необходимой. L. Corman (27) ссылается на мнение Hans Zulliger`а, чтобы подчеркнуть обратное: “интерпретация на сознательном уровне вызывает исключительно рассудочное одобрение, которое может представлять собой психологическую защиту и препятствовать выздоровлению.” Он полагает, что “это требование интерпретации приемлемо не во всех случаях, и что зачастую лечение может привести к выздоровлению, разрешая неосознанные конфликты, которые при интерпретации остались неосознанными”. По его мнению, “интерпретация часто происходит неосознанно, спонтанно, в ходе самой игры”.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, значение игры можно рассматривать в нескольких основных измерениях:
- отражение вымышленной жизни;
- осуществление желаний;
- освоение реальности.
В игре ребенок выражает свою вымышленную жизнь и пытается составить образы родителей и овладеть догенитальными фантазмами. Игра - это непосредственное представление воображаемого мира и его конфликтов.
Игра, как и сон, определенным образом позволяет осуществить неосознанные желания ребенка, при этом идентификация его идеальных героев позволяет справиться со страхами и воображаемыми преследованиями. Таким образом, он может, не подвергаясь риску, выражать запретные желания и побеждать реальность, тем более опасную, что он не может ее преодолеть.
Играть - означает взрослеть, игра готовит к встрече с реальным. На самом деле, ребенок полностью зависит от мира взрослых, которые постоянно демонстрируют его слабость и беспомощность. Играть - означает освобождаться от этого мира и одновременно привыкать к нему, подражая пережитым ситуациям, а Levy и Derrien (28) считают, что “Игра возникает как обучение и попытка управления реальностью, от которой ребенок полностью зависим.”
Отметим, однако, что игра возможна не при любых, а лишь при благоприятных обстоятельствах, после того, как будут удовлетворены естественные потребности (голод, безопасность, любовь...): “Как любая творческая деятельность, игра начинается только в уютных и благоприятствующих условиях, в изысканной атмосфере; она хрупка и постоянно подвержена угрозе - внутренней или внешней.” (Soulayrol et Antipoff (29)).
Итак, для психотерапевтической практики игра предоставляет особые преимущества, о которых верно говорит Roger Bely (30): “В целом психотерапевтическое значение игры коренится в этой связи спонтанности и контроля, в связи аутентичного выражения и обманчивой внешности.”

Литература

Huizinga J. Homo ludens. Gallimard, Paris, 1951.
Callois R. Des jeus and des hommes. Gallimard, Paris, 1967.
Piaget J. La formation du symbole chez l’enfant. Delachaux et Niestlй, 1968, 1970.
Curti M. W. Child Psychology. Longmans-Green, 1930.
De Ajuriaguerra J. Manuel de psychiatrie de l’enfant. Masso, Paris, 1970.
Bu (УМЛЯУТ) hler C. Sociologische und psychologischen Studien ыber das erste Lebensjahr. G. Fischer, Iena, 1927, cite par J de Ajuriaguerra.
Stern M. Citй par J. de Ajuriaguerra (5), 83.
Chateau J. L’enfant et le jeu. Ed. Du scarabйe., Paris, 1967.
Gutton P. Le jeu chez l’enfant . Larousse, Paris, 1972.
Mead G. Mind, self and society. Charles W. Morris, Chicago, 1934.
Freud S. Au-delа du principe de plaisir. I “Essais de psychoanalyse”, Payot, Paris, 1951.
Klein M. La psychoanalyse des enfants. Puf, Paris, 1959.
Klein M., Heinmann P., Isaacs S., Riviиre J. Dйveloppment de la psychoanalyse. Puf, Paris, 1976.
Freud S. Inhibition, symptфme, angoisse. Puf, Paris, 1951.
Freud A. Le traitement psychoanalytique des enfants. Puf, Paris, 1955.
Lebovici S., Diatkine R. Fonction et signification du jeu chez l’enfant . Psychiatrie de l’enfant V, 1, 1961.
Winnicot D.W. La consultation thйrapeutique et l’enfant. , NRF, Gallimard, Paris.
Winnicot D.W. Jeu et rйalitй. Gallimard, Paris, 1971.
Winnicot D.W. L’enfant et le monde extйrieur. Payot, Paris, 1972.
Jude J.P. Pour de rire ou pour de vrai. In “Le jeu chez l’enfant”, Neuropsychiatrie de L’Enfance, 1982 (7-8), 373-375.
Laplanche J., Pontalis J.B. Vocabulaire de la psychoanalyse. Puf, Paris, 1967.
Lafon R. Vocabulaire de pйdopйdagogie. Puf, Paris, 1969.
Lalande A. Vocabulaire technique et critique de la philosophie. Puf, Paris, 1962.
Lacan J. Le stade du miroir comme formation de la fonction du “jeu”. Revue franзaise de psychoanalyse, 1949, 13, 3, 449-455.
Dolto F. Au jeu du dйsir. Ed. Seuil, Paris, 1981.
Corman L. De la possibilitй chez l’enfant d’une psychothйrapie par le jeu sans interprйtation . Revue de neuropsychiatrie infantile, 1973, 21 (9), 543-550.
Levy G., Derrien J. A propos d’une expйrience de psychothйrapie de groupe par le jeu pour enfants de 8 а 11 ans animйe par un couple de psychothйrapeutes. Revue de neuropsychiatrie infantile, 1975, 23, 313-328.
Soulayrol R., Antipoff-Catheline . Les approches, les limites et les variйtйs du jeu. Rapport de journйes de la sociйtй de psychiatrie de l’enfant et de l’adoscent, Nice, 1981.
Bely R. Revue philophique consacrйe aux psychothйrapies, 1, mars, 1978, 108.

Опросник с множественными выборами

1. Отметьте только тех авторов, которые изучали игру:
А _ Roger Caillois
Б _ Jean Chateau
В _ Franзois Dolto
Г _ Anna Freud
Д _ Sigmund Freud
Е _ Philippe Gutton
Ж _ Melanie Klein
З _ Jacques Lacan
И _ Jean Piaget
К _ Donald Winnicott

2. Winnicott разработал метод игры-рисунка, который он использовал для лечения детей. Как называется этот метод?
А _ Игра голубой луны (Blue moon game)
Б _ Игра в голову козла (Goat’s head game)
В _ Пинбол (Pinball game)
Г _ Игра в загогулину (Squiggle game)
Д _ Раскрась это черным (Paint it black)

3. Каким предметом пользовалась Francoise Dolto при лечении детей?
А _ Конструктором
Б _ Куклами Барби и Кеном
В _ Куклой-цветком
Г _ Плюшевыми животными
Д _ Марионетками