Библиотека » Сказкотерапия » Психотехнический потенциал сказки
Автор книги:
Книга: Психотехнический потенциал сказки
- Психотехнический потенциал сказки читать книгу онлайн
ПСИХОТЕХНИЧЕСКИЙ
ПОТЕНЦИАЛ СКАЗКИ
Семантическое
пространство сказки хоть и создается с помощью языковых (знаковых) средств, но
к самим этим средствам не сводится. За значениями, которые обнаруживаются в
элементах сказки, у читателя (сочинителя) имеется свое смысловое наполнение,
собственное смысловое поле. Задача диагностической процедуры — восстановить
это смысловое содержание, деформируя (упрощая и уплощая) его, втискивая в
слова диагностического заключения. Задача коррекционного воздействия — выполнить
обратный переход от сказочного семантического пространства к смысловому
пространству клиента: требуется преобразовать жизненное пространство, вводя
преобразования в сказочное.
Семантический резонанс — это и есть тот
основной психический механизм, который мы вовлекаем в работу, “прописывая”
сказки для психологической коррекции. Общая схема коррекционной работы такова:
1) проектируем сказочное пространство,
предположительно изоморфное жизненному пространству клиента, в котором
находится проблемная область: вводим необходимые по типу и количеству персонажи,
определяем отношения между ними, обеспечиваем идентификацию с одним из
персонажей, предугадываем возможные проекции и пр.
2) рассказывая (возможно, сочиняя на
ходу) эту сказку, следим за тем, чтобы резонанс был по возможности отчетливее:
отслеживаем реакции, игру чувств. Если необходимо, можно попросить клиента
сочинить свою часть сказки, чтобы точнее настроиться. Можем и сами подольше
“растянуть” сюжет так, чтобы клиент “провалился” в сказку, вчувствовался в нее,
начать жить ее событиями.
3)
посильными для клиента дозами вводим затруднения, даем ему возможность
действовать (продолжить сказку) в созданной нами проблемной ситуации, которая,
напомню, в каком-либо отношении должна быть близка проблеме клиента. Несмотря
на то, что проблемы “сказочные”, для продолжения сюжета, ребенку или взрослому
потребуется внутренняя готовность их решать — но как раз этой готовности у
него и нет, в чем и состоит его личностностная проблема. Разумеется, наши
размышления будут справедливы лишь в случае, если установлена прочная
внутренняя связь между сказкой и жизненной ситуацией клиента.
4) если
клиент оказывается неспособным решить сказочную проблему (что, кстати,
свидетельствует о хорошей настройке на проблему), вносим такие изменения в
сказочное пространство, которые помогают распаковать необходимый для решения
проблемы ресурс: привлекаем дополнительные персонажи (дарители, помощники,
подсказыватели, побудители...), видоизменяем условия и т.п. Так облегчаем до
тех пор, пока клиент не начинает уверенно решать задачи (при хорошем навыке
можно и сразу давать относительно легкое задание);
5)
постепенно усложняем проблемы, а/или необходимые (недостающие) ресурсы вводим
так, чтобы главному герою приходилось все делать самому. При этом важно
следить, чтобы у клиента действительно возникало искомое ресурсное состояние;
6) пункты
3, 4 и 5 повторяем столько раз, сколько необходимо для уверенной актуализации
ресурса, с помощью которого клиент способен будет решить свою жизненную
проблему (напомню, это могут быть смелость, честность, активность, сила,
выносливость, желание, ответственность, способность просить друзей о помощи,
ум, поиск покровителей, использование технических средств связи и многое
другое);
7) закрепляем способность
самостоятельно справляться с затруднениями, решать возникающие проблемы. Для
этого уже вне сказки обеспечиваем возможность доступа к разработанным ресурсам
в реальной жизни: даем домашние задания (по смысловому рисунку схожие со сказочными),
обсуждаем реальные (не сказочные) убеждения клиента, программируем
присоединение к будущему (техника NLP) и
т.д.
Специально отметим, что сказку мы
рассматриваем прежде всего как удобное средство преобразования смысловых связей
клиента. Это не столько изменение способов действования (хотя и не без того),
это тем более не новая ориентировка в объективных отношениях внешнего мира.
Это — изменение способа видения мира, изменение отношения к нему
или к его фрагменту (например, к агрессору или ситуации — “приходится просить”
или “я прошу, а мне не дают” и пр.), возможно, модификация стиля действования
в нем.
Как видим, возможности сказки точно
подходят к тому, с чем чаще всего приходится иметь дело психологу-консультанту
(даже если речь идет о короткой работе с ребенком по заказу администрации
школы). А именно, с преобразованием смысловых структур человека. Сказка
уже настроена на такую работу именно в силу того, что по механизму —
трансдеривационный поиск, установление изоморфизма между смысловыми пространствами,
семантический резонанс — она уже точно адресована к смысловой динамике. Хочется
специально подчеркнуть экологичность сказки и как коррекционного средства.
Сказкой и в этом случае трудно навредить, потому что это не мы внедряемся в
душу клиента, а он сам отзывается на наши сюжетные провокации; если мы сделали
что-то неточно, клиент просто “не услышит”, и тогда он “срывается с крючка” и
нам не удается его “повести” за собой. Последнее замечание касается
организационных возможностей сказки. Она может быть использована (а) как
“рамочная” технология, в контексте которой можно разместить множество других
приемов: от психодраматизаций, до NLP; (б) как локальная техника, включаемая в
состав иных технологий.