Библиотека » Эмоциональное выгорание » Синдром эмоционального выгорания у работающих

Автор книги: Агапова М. В.

Книга: Синдром эмоционального выгорания у работающих

Дополнительная информация:
Издательство:
ISBN:
Купить Книгу

Агапова М. В. - Синдром эмоционального выгорания у работающих читать книгу онлайн



Задачей проведенного исследования стало выявление уровня сформированности психологической защиты в форме эмоционального выгорания у профессионалов, т.е. реально работающих судей. которое отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнёром. За основу исследования была взята методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко. Эмоциональное выгорание представляет собой приобре¬тенный стереотип поведения, которое проявляется в уменьшении эмоционального реагирования, как в личной, так и профессиональной жизни. В этом имеется как положительный момент, поскольку уменьшение эмоционального реагирования позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы, так и отрицательный момент, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполне¬нии профессиональной деятельности и отношениях с парт¬нерами. Под партнерами имеются в виду клиенты, пациенты, студенты, коллеги и близкие. Методика «диагностики уровня эмоционального выгорания» В.В.Бойко, позволяет выявить сформированность фаз стресса – «напряжение», «резистенция», «истощение» и ведущие симптомы «выго¬рания». Первая фаза стресса - «напряжение», состоит из следующих симптомов: 1. переживание психотравмирующих обстоятельств (на сколько близко к сердцу человек принимает травмирующие ситуации); 2. неудовлетворенность собой; 3. ощущение загнанности в клетку; 4. тревога или депрессия. Вторая фаза стресса - «резистенция», состоит из следующих симптомов: 1. неадекватное избирательное эмоциональное реа¬гирование (эмоциональная лабильность); 2. эмоционально-нравственная дезориентация (неспособность контролировать эмоции в рамках морально-этических норм) 3. расширение сферы экономии эмоции (избегание ситуаций, когда необходимо проявление эмоций, участия, сопереживания); 4. редукция профессиональных обязанностей Третья фаза стресса - «истощение», состоит из следующих симптомов: 1. эмоциональный дефицит; 2. эмоциональная отстраненность; 3. личностная отстраненность (деперсонализация); 4. психосоматические и психовегетативные нарушения. По итогам тестирования можно сказать, какие фазы стресса уже сформировались или находятся в стадии формирования, какие симптомы доминируют. По количественным показателям можно судить о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени. Исходя из этого можно планировать дальнейшую тактику психотерапевтической работы. Однако данный тест не дает полной картины состояния человека, он свидетельствует лишь о наличии данного синдрома, но он не объясняет какие уровни психики затронуты. Можно сказать в терминах НЛП: на уровне среды и окружения, уровне поведения – мы выясняем как человек, человек реагирует в определенных обстоятельствах, какие малоэффективные стереотипы реагирования у него сформировались; на уровне возможностей и способностей – как человек начинает из-за стрессовой астении, уменьшения сил, ограничивать себя в жизни, отказывается от воплощения идей, творческого труда и многого другого; на уровне ценностей и убеждений – как обедняются ценности, духовные подменяются бытовыми и материальными, появляется цинизм; на уровне личности, сущности – возможно снижение самооценки или «звездной болезни», появление психопатологических симптомов, психосоматических расстройств. Поэтому в дополнительный пакет исследовательских методик вошли: экспресс-диагностика невроза К.Хека и Х.Хесса, методика личностного дифференциала (адаптированная в НИИ им. В.М.Бехтерева), методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К.Томаса и методика определения уровня самоактуализации личности (САМОАЛ). Пакет подобран таким образом, что многие шкалы из разных методик коррелируют друг с другом, что позволяет выяснить на каких уровнях возникли нарушения, а также являются своебразной шкалой лжи для методики «выявления эмоционального выгорания». Так методика личностного дифференциала (ЛД) применяется для исследования самооценок, выявляется три фактора. Отрицательные значения фактора оценки говорят о наличии возможных невротических или иных проблем, связанных с ощущением малой цен-ности своей личности; низкие значения фактора силы свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, не¬способности держаться принятой линии поведения, зави¬симости от внешних обстоятельств и оценок; об астенизации и тревожности; отрицательные данные фактора активности указывают на пассивность, спокойные эмоциональные реакции, положительные на импульсивность. Методика экспресс-диагностики невроза К.Хека и Х.Хесса, дает предварительную и обобщенную информацию о вероятности невроза. Методика исследования уровня самоактуализации личности (САМОАЛ), позволяет исследовать 11 показателей. 1. Ориентация во времени: насколько человек умеет жить здесь и сейчас. Низкий показатель: невротичность, неуверенность, мнительность, завышенные потребности. 2. Ценности: низкий показатель не разделяет общечеловеческие ценности, не гармоничен в общении, манипулятор. 3. Взгляд на природу человека. Низкий показатель: не верит в людей, негармоничные межличностные отношения, недостаток симпатии, доверия, доброжелательности. 4. Потребность в познании. Низкий показатель: ригидность, отсутствие стремления к личностному росту. 5. Креативность. Низкий показатель: ригидность, отсутствие творческого потенциала. 6. Автономность. Критерий психического здоровья. Низкий показатель: зависим от окружающих. 7. Спонтанность. Низкий показатель. Сдержанность, скованность, расчетливость во внешних проявлениях. 8. Самопонимание. Низкий показатель: Невротизм, неуверенность в себе, ориентация на окружающих. 9. Аутосимпатия. Низкий показатель: нелюбовь к себе. 10. Контактность. Низкий показатель: низкая способность устанавливать социальные контакты. 11. Гибкость в общении. Низкий показатель: неуверенность, что интересен окружающим. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению Томаса позволяет выявить 5 параметров. Соперничество — отстаивание собственных интересов в ущерб интересов других. Сотрудничество — Кооперация. Максимальное удовлетворение как своих, так и чужих интересов. Компромисс — среднее решение, принятое на основе взаимных уступок. Избегание — отсутствие стремления к кооперации, низкое удовлетворение всех потребностей. Развитие защитных механизмов. Приспособление — свои интересы приносятся в жертву. Дополнительные три методики (ЛД, ХиХ, Томас) позволяют выявить корреляцию между шкалой «Напряжения» методики эмоционального выгорания, которая включает в себя переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворённости собой, тревоги со шкалами «Ориентация во времени» и «Взгляд на природу человека» в методике самоактуализации личности, с фактором «Силы» из методики личностного дифференциала. Шкалы эмоциональной и личностной отстранённости (методика эмоционального выгорания) со шкалой «Активности» (личностного дифференциала) и «контактности и спонтанности» САМОАЛа и т.д. Шкала «тревога и депрессия» из методики эмоционального выгорания коррелирует со шкалой «сила» методики личностного дифференциала. Шкала «Истощение» методики эмоционального выгорания с данными экспресс-диагностики невроза и шкалой ориентации во времени САМОАЛа. Исследование было проведено на 148 специалистах с высшим психологическим или врачебным образованием. Женщин 94, мужчин – 45. Средний возраст 30 – 40 лет (23 –64). Стаж практической работы с клиентами и пациентами от 2 до 40 лет.

Результаты первых обследований. Результаты исследования таковы: 57% (85,5 чел.) участников обследования имеют хотя бы одну сформированную фазу синдрома профессионального выгорания – это или «напряжение» или «резистенция» или «истощение». Чаще всего это сформированная или находящаяся в стадии формирования фаза «резистенции», включающая в себя симптомы неадекватного эмоционального реагирования, эмоционально нравственную дезориентацию, расширения сферы экономии эмоций и редукции профессиональных обязанностей. 81 % обследуемых имеют хотя бы по одному сложившемуся или складывающемуся симптому эмоционального выгорания, чаще это симптомы неадекватного эмоционального реагирования, редукции профессиональных обязанностей и эмоциональной и личностной отстранённости. 18 % испытуемых имеют психосоматические и психовегетативные нарушения в качестве сформировавшегося и доминирующего симптома. Испытуемых, имеющих сформированный симптом или фазу эмоционального выгорания, объединяют низкие показатели по факторам методики личностного дифференциала таким как «сила», что дополнительно свидетельствует об астенизации и тревожности. Низкий показатель «активности» свидетельствует об определённой пассивности, сниженной эмоциональной реакции и интровертированности. Показательны так же результаты исследования уровня самоактуализации личности: снижение по шкалам «ориентации во времени» подтверждают наличие неуверенности, мнительности, тревожности. Снижение показателя по шкале «взгляд на природу человека» говорит о недостатке симпатии, доверия и доброжелательности. Заниженный показатель «спонтанности» свидетельствует о скованности и сдержанности внешних проявлений. В поведении с окружающими людьми испытуемые, имеющие симптом и/или сформированную фазу эмоционального выгорания, чаще используют стратегию избегания и компромисса, нередко соперничество (методика Томаса). Результаты объективного обследования отражаются и во внешних проявлениях и поведении в обучающе-терапевтической группе: люди не умеют говорить о своих чувствах, игнорируют свои эмоции и проблемы. Трудности в эмоциональной сфере, проявившиеся в процессе психотерапии свидетельствуют, что эмоциональное выгорание распространяется на все сферы личности: общение с коллегами и друзьями, трудности построения семейных взаимоотношений, неуверенность, тревожность, расширение сферы экономии эмоций, избегание «острых тем», уход от своих реальных проблем как эмоциональных так и физических. Если отойти от средних цифр, то можно отметить, что у врачей психиатров со стажем работы более 10 лет, у частно-практикующих психологов и психотерапевтов, работающих более 5 лет, сформирована как минимум одна фаза стресса и имеются симптомы во всех остальных фазах синдрома эмоционального выгорания эмоционального выгорания. Полностью сформированный синдром эмоционального выгорания имели 7 человек.

Результаты повторного обследования. Повторное обследование проводилось через месяц после обучающе-терапевтического семинара. Результаты показали, что сформированные фазы синдрома эмоционального выгорания достаточно устойчивы (сохранились у 39% - 33 чел.). Гораздо лучше поддаются коррекции складывающиеся симптомы и фазы, которые находились в стадии формирования (осталось всего 27% - 14 чел.). Результаты свидетельствуют о том, что синдром эмоционального выгорания трудно поддается коррекции, на это необходимо более длительное время. О том, что психокоррекция возможна, говорят результаты дополнительного исследования. Значительно возросли показатели по шкалам методики исследования уровня самоактуализации личности. Высокие результаты шкалы «потребность в познании» свидетельствуют о стремлении к личностному росту, по шкале «самопонимание» – чувствительности и сензитивности по отношению к собственным потребностям и желаниям; по шкале «взгляд на природу человека» – о вере в людей и гармоничных межличностных отношениях, проявлению симпатии, доверия и доброжелательности. Результаты обследования по методике Личностного дифференциала подтверждают рост самоактуализации личности. Увеличение показателей фактора «силы» в самооценках свидетельствуют о развитии уверенности в себе, независимости, фактора «активности» - развитии высокой активности, общительности, импульсивности. Более чем у половины участников психотерапевтической группы поведенческие паттерны избегания и соперничества ушли на второй план. На первое место выступило сотрудничество (результаты по повторному обследованию методикой Томаса). Только один человек сохранил высокие показатели вероятности невроза по методике экспресс-диагностики невроза, он же имеет синдром эмоционального выгорания со всеми сформированными фазами «истощение», «резистенция» и «напряжение».

Третье обследование проводилось через год-полтора после обучающе-терапевтического семинара. При этом после второго обследования тем специалистам, у которых были устойчивые сформированные фазы синдрома эмоционального выгорания было рекомендовано пройти личную психотерапию. Они проходили её либо у своих психотерапевтов либо у психотерапевтов нашего Института. Из тех 85 чел., которые нуждались в дополнительной помощи психотерапевта, 58 прошли личную терапию. Ни у одного не было сформированной фазы, и лишь у нескольких остались симптомы. У тех, кто не прошел личную терапию состояние ухудшилось, ниже исходного уровня. Также по результатам, разработанной нами анкеты увеличился карьерный, социальный материальный рост участников.

Эмоциональное выгорание — это выработанный лич¬ностью механизм психологической защиты в форме пол¬ного или частичного исключения эмоций в ответ на из¬бранные психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание представляет собой приобре¬тенный стереотип эмоционального, чаще всего профессио¬нального, поведения. «Выгорание» отчасти функциональ¬ный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполне-нии профессиональной деятельности и отношениях с парт¬нерами. Проверьте себя. Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгора¬ния. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». При¬мите во внимание, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности — пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с кото¬рыми вы ежедневно работаете.

Каждый вариант ответа предварительно оценен компе¬тентными судьями тем или иным числом баллов - указы¬вается в «ключе» рядом с номером суждения в скобках. Это сделано потому, что признаки, включенные в симп¬том, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку — 10 баллов получил от судей при¬знак, наиболее показательный для симптома. В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчеты: 1) определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания», 2) подсчитывает¬ся сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования «выгорания», 3) находится итбговый пока¬затель синдрома «эмоционального выгорания» — сумма показателей всех 12-ти симптомов. «НАПРЯЖЕНИЕ» 1. Переживание психотравмирутщих обстоятельств: +1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10). +61(5). -73(5) 2. Неудовлетворенность собой: -2(3), +14(2), +26(2), -38(10), -50(5), +62(5). +74(3) 3. «Загнанность в клетку»: +3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5). +63(1), -75(5) 4. Тревога л депрессия: +4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3) «РЕЗИСТЕНЦИЯ» 1. Неадекватное избирательное эмоциональное реа¬гирование: +5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5) 2. Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10). -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5) 3. Расширение сферы экономии эмоции: +7(2). +19(10), -31(2), +43(5). +55(3), +67(3), -79(5) 4. Редукция профессиональных обязанностей: +8(5). +20(5), +32(2). -44(2), +56(3), +68(3), +80(10) «ИСТОЩЕНИЕ» 1. Эмоциональный дефицит: +9(3), +21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2) 2. Эмоциональная отстраненность: +10(2), +22(3), -34(2). +46(3). +58(5), +70(5), +82(10) 3. Личностная отстраненность (деперсонализация): +11(5), +23(3). +35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10) 4. Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5) Интерпретация результатов. Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выго¬рания». Прежде всего надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов: 9 и менее баллов — не сложившийся симптом, 10-15 баллов — складывающийся симптом, 16 и более — сложившийся. Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме «эмоцио¬нального выгорания». Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выго¬рания». Существенно важно отметить, к какой фазе фор¬мирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число. Дальнейший шаг в интерпретации результатов опро¬са - осмысление показателей фаз развития стресса - «на¬пряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Од¬нако сопоставление баллов, полученных для фаз, не пра¬вомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные — реакция на внешние и внут¬ренние факторы, приемы психологической защиты, состо¬яние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени: 36 и менее баллов — фаза не сформировалась; 37- 60 баллов — фаза в стадии формирования; 61 и более баллов — сформировавшаяся фаза. - Оперируя смысловым содержанием и количественны¬ми показателями, подсчитанными для разных фаз форми¬рования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важ¬но, наметить индивидуальные меры профилактики и пси¬хокоррекции. Освещаются следующие вопросы: - какие симптомы доминируют; - какими сложившимися и доминирующими симптома¬ми сопровождается «истощение»; - объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факто¬рами профессиональной деятельности, вошедшими в сим¬птоматику «выгорания», или субъективными факторами; - какой симптом (симптомы) более всего отягоща¬ют эмоциональное состояние личности; - в каких направлениях надо влиять на производствен¬ную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение; - какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.