Вебинар Коррекция когнитивных стратегий, стилей и схем, часть 2
07+09+14+16.07.2025
17:30-21:30
Семинар Navigation
Цели вебинара:
- научиться «считыванию» и анализу стратегий и стилей познавательных искажений и связанных с этими ошибочными сценариями умозаключений;
- сформировать некоторые понятийные и логические инструменты специалиста по когнитивно-поведенческим технологиям;
- научиться самостоятельной коррекции основных познавательных искажений, используя как специализированные технические приемы, так и основные когнитивно-поведенческие техники;
- научиться выявлять и корректировать когнитивные схемы. Под когнитивными схемами принято понимать устоявшиеся механизмы обработки информации, предопределяющие возникновение искажений. Активация определенных схем влияет на избирательность восприятия и может оказывать влияние на терапевтический процесс. Навыки работы со схемами помогут терапевту подходить к процессу терапии индивидуально с учетом особенностей конкретного клиента.
Содержание вебинара:
- Теория и практические упражнения по коррекции стратегий:
- «Сверх обобщения»: когда на основе единичного эпизода делается глобальный вывод. Например, человек, потерпевший неудачу в чем-либо, делает вывод «я — конченый неудачник» или «мне всё время не везет» и т. п.
- «Несправедливые сравнения»: события интерпретируются в терминах стандартов, которые являются нереалистичными. Пациент сосредотачивается прежде всего на других, которые добиваются большего успеха, чем он, из чего следует заниженная оценка себя. Например, «Она более успешна, чем я», или «Другие в моем возрасте уже имеют всё, а я ничего не имею».
- «Ориентация сожалеть»: концентрация на идее, что в прошлом успех был большим, чем тот, что имеется сейчас. Например, «я имел лучшую работу, чем та, что у меня сейчас», «это надо было делать раньше, а сейчас момент уже упущен».
- «Что, если?»: представления о том, что любое действие предполагает продолжение в виде вопроса «что, если?» Например, если я пойду работать на эту должность «что, если не справлюсь»?
- «Дихотомическое мышление»: когда события рассматриваются в крайних оценках. По принципу либо черное, либо белое. Никаких полутонов. Например, «это была пустая трата времени», «я вообще ничего не смог сделать правильно».
- «Долженствования»: события интерпретируются в терминах того, какими они должны быть. Например, «я должен преуспеть. Если я не сделаю этого, то я — неудачник».
- «Эксцентрические персонализации»: себе приписывается непропорциональное количество вины за отрицательные события и игнорируется, что на это событие могли влиять другие люди и другие обстоятельства. Например, «мой брак пропал, потому что я была плохой женой». Как видно, ответственность партнеров подменяется идеей личной ответственности.
- «Обвинение»: «мне теперь так плохо», или «все мои проблемы от того, что мои родители неправильно со мной обращались в детстве».
- Теория и практические упражнения по выявлению и коррекции когнитивных схем.
Основные техники:
Индивидуальная работа, работа в парах, тройках, групповая работа; дидактическое обучение; рассмотрение и анализ разных случаев из практики, смоделированные сессии:
- психологического консультирования;
- психотерапии пограничных нервно-психических расстройств;
- психотерапии в соматической медицине.
В результате участия вы:
- сможете самостоятельно вести коррекцию не только рутинных случаев, но и научитесь строить индивидуализированные под конкретного клиента программы, в том числе с учетом когнитивных схем;
- значительно повысите свой профессиональный уровень через исследование глубинных механизмов возникновения проблем у клиентов;
- научитесь ведению пациентов с перечисленными неадаптивными способами мышления, что позволит успешно корректировать сложные клиентские случаи.