Глубинная Арт-терапия включает в себя исследования и наработки трех крупных психотерапевтических направлений — психоаналитического, экзистенциального и трансперсонального, — что позволяет более полно проследить причинно-следственную связь формирования проблематики клиента и более эффективно провести терапию.
Совокупность эмпирических исследований этих трех направлений дает полную картину феномена глубинной Арт-терапии и ее возможностей. Психотерапевтическая работа ведется на трех уровнях: личностном, культуральном и архетипическом.
Глубинная Арт-терапия дает возможность работать с забытыми (вытесненными) переживаниями. В процессе терапевтической работы проработка вытесненных переживаний и проблем начинается на архетипическом и культуральном уровне, что позволяет интегрировать личность клиента, способствует личностному и духовному росту.
Глубинная Арт-терапия высвобождает мощную энергию, которая была заблокирована вследствие удерживания вытесненных переживаний. Высвобожденная энергия помогает осознать собственную экзистенциальную ситуацию, решить актуальные жизненные задачи. Глубинная Арт-терапия — это уже исцеление и ресурс посредством получения трансцендентных переживаний.
Данное направление Арт-терапии используется как в индивидуальной, так и групповой работе:
- со сложными проблемными ситуациями клиента;
- с последствиями травмы (рождения, развития, насилия);
- с невротическими и психосоматическими расстройствами;
- с кризисными состояниями и постстрессовыми расстройствами;
- с «тупиковыми» жизненными ситуациями;
- с суицидальными намерениями;
- со сниженной с самооценкой в результате тяжелых жизненных проблем;
- для личностного роста.
Глубинная Арт-терапия позволяет получить доступ к психологической травме клиента и отработать ее на различных уровнях. Особенностью глубинной работы является возможность работы с проблемой клиента как на сознательном, так и на бессознательном уровнях. При работе на сознательном уровне клиент обращается к тревожащим его переживаниям и воспоминаниям, при работе на бессознательном уровне травма утилизируется и отрабатывается без вывода в сознание.
По мнению А. Адлера, глубинная работа начинается с обращения к прошлому через воспоминания детства, которые лучше другого способа раскрывают прототип — ядро стиля жизни индивида.
Ст. Гроф к глубинной работе относит не только биографический уровень, уровень анализа воспоминаний, но также перинатальный уровень, определяемый феноменами рождения и смерти, и трансперсональный уровень, который может опосредовать связь с любым аспектом феноменального мира.
Для кого этот семинар:
- семинар рассчитан на психологов, психотерапевтов, врачей, психиатров, педагогов, социальных работников и всех желающих расширить свои знания, познать себя.
Цели обучения на семинаре:
- ознакомить специалистов с глубинной Арт-терапией и изучить технологические приемы работы в рамках данного направления;
- обозначить основные вопросы, специфику, отличия и преимущества глубинной работы;
- продемонстрировать психотерапевтические сессии с дальнейшим их анализом;
- предоставить возможность индивидуальной и групповой отработки продемонстрированных техник с дальнейшим их обсуждением.
В первой части семинара:
- Введение в глубинную Арт-терапию и её базовые понятия.
- История развития глубинной Арт-терапии.
- Выявление и отработка психотравмы с помощью «каракулей» Винникота.
- Методики рисования ведущей, неведущей и обеими руками, возможности каждой техники.
- Принципы работы со свободными ассоциациями в рисунке.
- Осознание послания из глубинного бессознательного в работе со сновидениями.
- Использование техники «Монотипии» для экологичной и «безболезненной» утилизации психотравмирующего материала или разрешения проблемы.
Вторая часть семинара посвящена продолжению изучения психоаналитической и экзистенциальной составляющей, а также изучению и исследованию трансперсональной составляющей глубинной Арт-терапии, освоению практики.
Во второй части семинара:
- История развития и изучение трансперсонального направления глубинной Арт-терапии.
- Цели, задачи и основные идеи трансперсонального направления. Основные техники.
- Диагностические и терапевтической аспекты глубинной арт-терапевтической работы.
- Роль запроса в терапевтической работе.
- Групповая и индивидуальная работа. Принципы и варианты работы.
- Использование техник рисования пальцами (finger paints) для выявления и отработки ранних детских воспоминаний, связанных со страхами, обидами, предательством, расставанием.
- Выявление эволюции переживаний клиента, накопленных с детства и мешающих в настоящий момент его жизни с использованием техники «Автопортрет до 5 лет».
- Выявление ресурсных детских воспоминаний, техники «Самое приятное детское воспоминание», «Любимая игрушка», принципы и варианты работы.
- Техника «Ведомое рисование» (терапевтическая прорисовка праформ) для разрешения на архетипическом уровне самых тяжелых, часто неосознаваемых травм, запретов, проблем, позволяющая одновременно проработать их на культуральном и личностном уровнях.
Основные методы, используемые при проведении семинара:
- индивидуальная работа, работа в парах, тройках, групповая работа;
- теоретическое и практическое обучение;
- рассмотрение и анализ сложных случаев из практики;
- демонстрация сессий с применением техник и приемов глубинной Арт-терапии;
- анализ проведенных сессий;
- супервизорская практика.
В результате участия в семинаре вы:
- ознакомитесь с основами глубинной Арт-терапии, ее историей и развитием;
- получите информацию о феномене проведения сессии, особенностях и преимуществах глубинной работы;
- узнаете о составляющих глубинной Арт-терапии и её технологических приемах;
- научитесь подбирать определенную технику для конкретно сложившейся клиентской ситуации;
- овладеете навыками проведения индивидуальной сессии и групповой работы;
- познакомитесь с основами трансперсонального направления глубинной Арт-терапии;
- освоите новые технологии глубинной Арт-терапии;
- получите возможность для личностного роста, расширения своих знаний и проработки собственных проблем.
Видеофрагменты семинаров
Литература
- Киселева М. А., Кулганов В. А. Арт-терапия в психологическом консультировании
- Колошина Т. Ю., Трусь А. А. Арт-терапевтические техники в тренинге
- Копытин А., Корт Б. Техники телесно-ориентированной Арт-терапии
- Копытин А. И., Свистовская Е. Е. Арт-терапия детей и подростков
- Пурнис Н. Е. Арт-терапия. Аспекты трансперсональной психологии
- Сусанина И. В. Введение в Арт-терапию: учебное пособие