Загрузка Семинары

« Все Семинары

Семинар/трансляция Нейропсихология

27 сентября 2022 - 29 сентября 2022
10:00 - 17:30

Семинар Navigation

Внимание! Мероприятие будет проходить в режиме семинара-трансляции. При бронировании места вы должны выбрать один из форматов участия: очный или дистанционный.

Переход с одного формата на другой после оплаты мероприятия невозможен в связи с ограничениями по количеству участников.

Всем участникам, вне зависимости от выбранного формата, будет предоставлена запись мероприятия.

Для кого этот семинар:

семинар рассчитан на психологов, врачей, педиатров, педагогов, студентов медицинских и психологических факультетов, социальных работников и всех интересующихся этой темой.

Цели семинара:

  • формирование знаний о специфическом вкладе разных отделов мозга в реализацию психической деятельности;
  • ознакомление с историей и современными представлениями о мозговой организации психических функций; основными нейропсихологическими синдромами, формирующимися при очаговых поражениях коры и подкорковых образований;
  • изучение методологии и методик нейропсихологического синдромного подхода и методик нейропсихологического исследования, специфики нейропсихологической диагностики и ее соотношения с другими видами психодиагностики;
  • знакомство с возможностями применения знаний по нейропсихологии в различных областях практической деятельности психолога.

В программе семинара:

  • Введение в теорию нейропсихологии.
  • Предмет, задачи и методы нейропсихологии. Основные направления нейропсихологии на современном этапе.
  • Методы нейропсихологического исследования. Метод синдромного анализа.
  • История развития представлений о локализации психических функций в мозге.
  • Современная нейропсихология о локализации высших психических функций (ВПФ).
  • Методологический базис современного подхода к проблеме локализации ВПФ в отечественной научной традиции.
  • Проблема фактора в нейропсихологии.
  • Основные принципы структурно-функциональной организации мозга.
  • Концепция трех функциональных блоков мозга: блок регуляции общей и избирательной неспецифической активации мозга, блок приема, переработки и хранения информации, блок программирования, регуляции психической деятельности и контроля ее протекания. Мозговая организация и функции.
  • Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия.
  • Концепция доминантности левого полушария мозга. Концепция функциональной специфичности больших полушарий головного мозга.
  • Профиль межполушарной асимметрии или латеральной организации мозга (ПЛО). Синдром «расщепленного мозга». Методы исследования межполушарной асимметрии.
  • Нейропсихологический анализ мозговой организации ВПФ, эмоционально-личностной сферы и сознания (на основе данных о нарушениях ВПФ при церебральной патологии).
  • Мозговая организация зрительного гнозиса.
  • Основные принципы строения зрительного анализатора. Сенсорные нарушения работы зрительной системы при поражении подкорковых и корковых звеньев зрительного анализатора.
  • Нарушения зрительного гнозиса при поражении вторичных корковых полей затылочных и теменно-затылочных областей мозга.
  • Виды зрительных агнозий: предметная, симультанная, оптико-пространственная, цветовая, буквенная, лицевая и др.
  • Роль лобных долей мозга в зрительном гнозисе (псевдоагнозии).
  • Межполушарная асимметрия в зрительно-гностической деятельности.
  • Основные методики диагностики состояния зрительного гнозиса.
  • Мозговая организация тактильного и кожно-кинестетического гнозиса.
  • Основные принципы строения кожно-кинестетического анализатора.
  • Виды общей чувствительности (температурная, тактильная, болевая, кинестетическая, вибрационная), их рецепторные аппараты, проводящие пути. Сенсорные нарушения.
  • Нарушения тактильного гнозиса при поражении вторичных полей коры верхней и нижней теменных областей мозга.
  • Виды тактильных агнозий: предметная (астереогноз), тактильная алексия, агнозия пальцев, агнозия текстуры объекта.
  • Соматоагнозия (нарушения схемы тела). Особенности нарушения работы кожно-кинестетической системы при поражении верхних и нижних теменных областей левого и правого полушарий мозга.
  • Методики исследования нарушений тактильного гнозиса.
  • Мозговая организация акустического гнозиса. Две функциональные системы: речевой и неречевой слух.
  • Сенсорные нарушения при поражении периферической части нервной системы. Нарушения восприятия и запоминания бытовых шумов (слуховая агнозия), амузии, трудности оценки и воспроизведения ритмических структур при поражении вторичных полей коры в височных отделах правого полушария мозга.
  • Нарушение фонематического слуха и слухоречевой памяти при поражении височных корковых структур в левой гемисфере.
  • Методики исследования слухового гнозиса в неречевой и речевой сферах.
  • Мозговая организация произвольных движений и действий.
  • Пирамидная и экстрапирамидная системы. Нарушения двигательных актов при поражении первичной моторный коры, пирамидного тракта, мотонейронов (парезы, параличи и др.).
  • Нарушения движений при поражении разных уровней экстрапирамидной системы: коры и подкорковых структур (стриопаллидарной системы и др.).
  • Апраксии. Классификация апраксий по А. Р. Лурии. Методики исследования произвольных двигательных функций руки (праксиса позы, динамического праксиса, предметных движений, символических действий и др.).
  • Психологическая структура речи и ее функции. Афферентные и эфферентные звенья речевой системы.
  • Афазия. Определение. Афазия как системный дефект. Классификация афазий, предложенная А. Р. Лурией.
  • Роль правого полушария мозга в речевой деятельности.
  • Методики исследования нарушений речевых функций.
  • Мозговая организация мнестической деятельности.
  • Память как функциональная система психики, направленная на формирование индивидуального опыта, его хранения и актуализацию следов. Психологическая организация процессов памяти. Виды, формы памяти. Непроизвольная и произвольная память. Модально-неспецифическая и модально-специфическая память.
  • Модально-неспецифические нарушения памяти при поражении разных уровней неспецифической системы (уровня ствола, диэнцефальных, лимбических структур, медиальных отделов лобных и височных долей мозга). Корсаковский синдром.
  • Модально-специфические нарушения памяти при поражении различных анализаторных систем: зрительной, слуховой, кожно-кинестетической, двигательной.
  • Нарушения памяти как активной мнестической деятельности (запоминание и воспроизведение) при поражении лобных долей мозга.
  • Методики исследования модально-неспецифических и модально-специфических нарушений памяти.
  • Внимание и его мозговая организация.
  • Модально-неспецифические нарушения внимания при поражении различных уровней неспецифической системы: уровни ствола, диэнцефальных, лимбических структур, медиобазальных отделов лобных долей мозга. Диссоциация между непроизвольным и произвольным вниманием при поражении лобных долей мозга.
  • Модально-специфические нарушения внимания при поражении различных анализаторных систем. Симптомы «игнорирования» раздражителей в зрительной, слуховой, тактильной и двигательной сферах. Зрительное, слуховое, тактильное, двигательное невнимание при двойной стимуляции.
  • Методики исследования нарушений внимания.
  • Нарушение внимания как распад функции контроля над протеканием сложных форм психической деятельности при поражении лобных отделов мозга.
  • Мышление как ВПФ и его мозговая организация.
  • Психологическая структура и мозговая организация мышления.
  • Нарушения мышления при поражении подкорковых образований.
  • Нарушения разных видов мышления при поражении задних (зона ТПО, височная область левого полушария) и передних (премоторная и префронтальная область) отделов коры головного мозга.
  • Специфика нарушений мышления при поражении левого и правого полушарий мозга.
  • Нарушения счета, виды акалькулий.
  • Мозговая организация произвольной регуляции отдельных ВПФ и деятельности в целом.
  • Произвольные формы психической деятельности. Речевая регуляция как высшая форма произвольной регуляции. Строение и функции лобных отделов мозга. Варианты лобного синдрома. Регуляция активности. Регуляция движений и действий. Нарушение функции программирования, контроля и регуляции в произвольных формах психической деятельности.
  • Нейропсихологический подход к исследованию эмоционально-личностной сферы.
  • Регуляторная (инициирующая и контролирующая) функция эмоций в психической деятельности. Мозговая организация эмоций. Параметры эмоций. Нарушение эмоций при поражении правого и левого полушарий мозга, гипоталамо-гипофизарной области.
  • Возможности нейропсихологического подхода к исследованию нарушений личностной сферы. Методики исследования эмоционально-личностной сферы.
  • Нейропсихологический анализ нарушений сознания. Нарушения сознания при поражении лобных долей мозга и неспецифических структур.
  • Принципы и процедура синдромного анализа. Нейропсихологические синдромы.
  • Методология и основные этапы нейропсихологического синдромного анализа.

В результате участия в программе вы будете знать:

  • естественнонаучный подход к описанию ВПФ и их нарушений при органических повреждениях мозга;
  • методологию нейропсихологии;
  • основные понятия нейропсихологии, ее прикладные задачи;
  • методы и методики нейропсихологического обследования.

В результате участия в программе вы будете уметь:

  • ориентироваться в теоретическом аппарате и основных направлениях нейропсихологии;
  • обосновывать взаимосвязь между расстройствами психических функций, эмоционально-личностной сферы, сознания и нарушениями в работе мозга;
  • применять вышеперечисленные знания для решения научных и практических задач.

В результате участия в программе вы будете владеть:

  • структурированным знанием о нейропсихологическом (естественнонаучном) подходе к анализу связи между поведением и работой мозга;
  • представлениями об основных ее проблемах и направлениях развития;
  • методологией нейропсихологического обследования.

Основные методы, используемые при проведении обучения:

проведение лекций, семинаров, практических занятий, дискуссий, разбор конкретных клинических случаев, ситуативные задачи.

Основная литература:

  1. Александровский Ю. А. Предболезненные состояния и пограничные психические расстройства. — М.: Лит-терра, 2010. — 272 с.
  2. Глозман Ж. М. Нейропсихология детского возраста. — М.: ИЦ «Академия», 2009. — 272 с.
  3. Назаров В. М. Неврология и нейрохирургия: Учебное пособие для студентов высшего медицинского образования. — М.: ИЦ «Академия», 2010. — 448 с.
  4. Хомская Е. Д. Нейропсихология: Учебник для вузов. 4-е изд. — СПб: Питер, 2012. — 496 с.

Дополнительная литература:

  1. Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста. — СПб: Питер, 2008.
  2. Титова Н. М. Клиническая психология: Конспект лекций. — М.: Приор-издат, 2008. — 108 с. [1]
  3. Тонконогий И. М. Клиническая нейропсихология. — СПб: Питер, 2007.

________________________
[1] — в наличии в электронной библиотеке «КнигаФонд»: http://www.knigafund.ru.

Дата:
27 сентября 2022 - 29 сентября 2022
Время:
10:00 - 17:30

Количество ак. часов:
24
Формат обучения:
день

Ведущий

Некрасова Светлана Витальевна
Патопсихолог, нейропсихолог, клинический психолог высшей квалификационной категории по специальности «медицинская психология».
Заведующая лабораторией медицинской психологии ГБУЗ МО «Центральная клиническая психиатрическая больница», член Московского областного общества психиатров и наркологов.
Специалист в области:
  • дифференциальной диагностики и психологической экспертизы,
  • реабилитационной работы и социальной адаптации работы психически больных,
  • коррекции эмоциональных нарушений, внутри- и межличностных конфликтов.

Справки по телефону: +7 (495) 987-44-50

Место проведения

Корпус №1
Института Психотерапии Москва
ул. 1-ая Миусская, д.22/24, стр.1
Телефон для справок:
+7 (495) 987-44-50