Вебинар Нейропсихология
Семинар Navigation
Для кого этот вебинар:
семинар рассчитан на психологов, врачей, педиатров, педагогов, студентов медицинских и психологических факультетов, социальных работников и всех интересующихся этой темой.
Цели вебинара:
- формирование знаний о специфическом вкладе разных отделов мозга в реализацию психической деятельности;
- ознакомление с историей и современными представлениями о мозговой организации психических функций; основными нейропсихологическими синдромами, формирующимися при очаговых поражениях коры и подкорковых образований;
- изучение методологии и методик нейропсихологического синдромного подхода и методик нейропсихологического исследования, специфики нейропсихологической диагностики и ее соотношения с другими видами психодиагностики;
- знакомство с возможностями применения знаний по нейропсихологии в различных областях практической деятельности психолога.
В программе вебинара:
- Введение в теорию нейропсихологии.
- Предмет, задачи и методы нейропсихологии. Основные направления нейропсихологии на современном этапе.
- Методы нейропсихологического исследования. Метод синдромного анализа.
- История развития представлений о локализации психических функций в мозге.
- Современная нейропсихология о локализации высших психических функций (ВПФ).
- Методологический базис современного подхода к проблеме локализации ВПФ в отечественной научной традиции.
- Проблема фактора в нейропсихологии.
- Основные принципы структурно-функциональной организации мозга.
- Концепция трех функциональных блоков мозга: блок регуляции общей и избирательной неспецифической активации мозга, блок приема, переработки и хранения информации, блок программирования, регуляции психической деятельности и контроля ее протекания. Мозговая организация и функции.
- Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия.
- Концепция доминантности левого полушария мозга. Концепция функциональной специфичности больших полушарий головного мозга.
- Профиль межполушарной асимметрии или латеральной организации мозга (ПЛО). Синдром «расщепленного мозга». Методы исследования межполушарной асимметрии.
- Нейропсихологический анализ мозговой организации ВПФ, эмоционально-личностной сферы и сознания (на основе данных о нарушениях ВПФ при церебральной патологии).
- Мозговая организация зрительного гнозиса.
- Основные принципы строения зрительного анализатора. Сенсорные нарушения работы зрительной системы при поражении подкорковых и корковых звеньев зрительного анализатора.
- Нарушения зрительного гнозиса при поражении вторичных корковых полей затылочных и теменно-затылочных областей мозга.
- Виды зрительных агнозий: предметная, симультанная, оптико-пространственная, цветовая, буквенная, лицевая и др.
- Роль лобных долей мозга в зрительном гнозисе (псевдоагнозии).
- Межполушарная асимметрия в зрительно-гностической деятельности.
- Основные методики диагностики состояния зрительного гнозиса.
- Мозговая организация тактильного и кожно-кинестетического гнозиса.
- Основные принципы строения кожно-кинестетического анализатора.
- Виды общей чувствительности (температурная, тактильная, болевая, кинестетическая, вибрационная), их рецепторные аппараты, проводящие пути. Сенсорные нарушения.
- Нарушения тактильного гнозиса при поражении вторичных полей коры верхней и нижней теменных областей мозга.
- Виды тактильных агнозий: предметная (астереогноз), тактильная алексия, агнозия пальцев, агнозия текстуры объекта.
- Соматоагнозия (нарушения схемы тела). Особенности нарушения работы кожно-кинестетической системы при поражении верхних и нижних теменных областей левого и правого полушарий мозга.
- Методики исследования нарушений тактильного гнозиса.
- Мозговая организация акустического гнозиса. Две функциональные системы: речевой и неречевой слух.
- Сенсорные нарушения при поражении периферической части нервной системы. Нарушения восприятия и запоминания бытовых шумов (слуховая агнозия), амузии, трудности оценки и воспроизведения ритмических структур при поражении вторичных полей коры в височных отделах правого полушария мозга.
- Нарушение фонематического слуха и слухоречевой памяти при поражении височных корковых структур в левой гемисфере.
- Методики исследования слухового гнозиса в неречевой и речевой сферах.
- Мозговая организация произвольных движений и действий.
- Пирамидная и экстрапирамидная системы. Нарушения двигательных актов при поражении первичной моторный коры, пирамидного тракта, мотонейронов (парезы, параличи и др.).
- Нарушения движений при поражении разных уровней экстрапирамидной системы: коры и подкорковых структур (стриопаллидарной системы и др.).
- Апраксии. Классификация апраксий по А. Р. Лурии. Методики исследования произвольных двигательных функций руки (праксиса позы, динамического праксиса, предметных движений, символических действий и др.).
- Психологическая структура речи и ее функции. Афферентные и эфферентные звенья речевой системы.
- Афазия. Определение. Афазия как системный дефект. Классификация афазий, предложенная А. Р. Лурией.
- Роль правого полушария мозга в речевой деятельности.
- Методики исследования нарушений речевых функций.
- Мозговая организация мнестической деятельности.
- Память как функциональная система психики, направленная на формирование индивидуального опыта, его хранения и актуализацию следов. Психологическая организация процессов памяти. Виды, формы памяти. Непроизвольная и произвольная память. Модально-неспецифическая и модально-специфическая память.
- Модально-неспецифические нарушения памяти при поражении разных уровней неспецифической системы (уровня ствола, диэнцефальных, лимбических структур, медиальных отделов лобных и височных долей мозга). Корсаковский синдром.
- Модально-специфические нарушения памяти при поражении различных анализаторных систем: зрительной, слуховой, кожно-кинестетической, двигательной.
- Нарушения памяти как активной мнестической деятельности (запоминание и воспроизведение) при поражении лобных долей мозга.
- Методики исследования модально-неспецифических и модально-специфических нарушений памяти.
- Внимание и его мозговая организация.
- Модально-неспецифические нарушения внимания при поражении различных уровней неспецифической системы: уровни ствола, диэнцефальных, лимбических структур, медиобазальных отделов лобных долей мозга. Диссоциация между непроизвольным и произвольным вниманием при поражении лобных долей мозга.
- Модально-специфические нарушения внимания при поражении различных анализаторных систем. Симптомы «игнорирования» раздражителей в зрительной, слуховой, тактильной и двигательной сферах. Зрительное, слуховое, тактильное, двигательное невнимание при двойной стимуляции.
- Методики исследования нарушений внимания.
- Нарушение внимания как распад функции контроля над протеканием сложных форм психической деятельности при поражении лобных отделов мозга.
- Мышление как ВПФ и его мозговая организация.
- Психологическая структура и мозговая организация мышления.
- Нарушения мышления при поражении подкорковых образований.
- Нарушения разных видов мышления при поражении задних (зона ТПО, височная область левого полушария) и передних (премоторная и префронтальная область) отделов коры головного мозга.
- Специфика нарушений мышления при поражении левого и правого полушарий мозга.
- Нарушения счета, виды акалькулий.
- Мозговая организация произвольной регуляции отдельных ВПФ и деятельности в целом.
- Произвольные формы психической деятельности. Речевая регуляция как высшая форма произвольной регуляции. Строение и функции лобных отделов мозга. Варианты лобного синдрома. Регуляция активности. Регуляция движений и действий. Нарушение функции программирования, контроля и регуляции в произвольных формах психической деятельности.
- Нейропсихологический подход к исследованию эмоционально-личностной сферы.
- Регуляторная (инициирующая и контролирующая) функция эмоций в психической деятельности. Мозговая организация эмоций. Параметры эмоций. Нарушение эмоций при поражении правого и левого полушарий мозга, гипоталамо-гипофизарной области.
- Возможности нейропсихологического подхода к исследованию нарушений личностной сферы. Методики исследования эмоционально-личностной сферы.
- Нейропсихологический анализ нарушений сознания. Нарушения сознания при поражении лобных долей мозга и неспецифических структур.
- Принципы и процедура синдромного анализа. Нейропсихологические синдромы.
- Методология и основные этапы нейропсихологического синдромного анализа.
В результате участия в программе вы будете знать:
- естественнонаучный подход к описанию ВПФ и их нарушений при органических повреждениях мозга;
- методологию нейропсихологии;
- основные понятия нейропсихологии, ее прикладные задачи;
- методы и методики нейропсихологического обследования.
В результате участия в программе вы будете уметь:
- ориентироваться в теоретическом аппарате и основных направлениях нейропсихологии;
- обосновывать взаимосвязь между расстройствами психических функций, эмоционально-личностной сферы, сознания и нарушениями в работе мозга;
- применять вышеперечисленные знания для решения научных и практических задач.
В результате участия в программе вы будете владеть:
- структурированным знанием о нейропсихологическом (естественнонаучном) подходе к анализу связи между поведением и работой мозга;
- представлениями об основных ее проблемах и направлениях развития;
- методологией нейропсихологического обследования.
Основные методы, используемые при проведении обучения:
проведение лекций, семинаров, практических занятий, дискуссий, разбор конкретных клинических случаев, ситуативные задачи.
Основная литература:
- Александровский Ю. А. Предболезненные состояния и пограничные психические расстройства. — М.: Лит-терра, 2010. — 272 с.
- Глозман Ж. М. Нейропсихология детского возраста. — М.: ИЦ «Академия», 2009. — 272 с.
- Назаров В. М. Неврология и нейрохирургия: Учебное пособие для студентов высшего медицинского образования. — М.: ИЦ «Академия», 2010. — 448 с.
- Хомская Е. Д. Нейропсихология: Учебник для вузов. 4-е изд. — СПб: Питер, 2012. — 496 с.
Дополнительная литература:
- Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста. — СПб: Питер, 2008.
- Титова Н. М. Клиническая психология: Конспект лекций. — М.: Приор-издат, 2008. — 108 с. [1]
- Тонконогий И. М. Клиническая нейропсихология. — СПб: Питер, 2007.
________________________
[1] — в наличии в электронной библиотеке «КнигаФонд»: http://www.knigafund.ru.