Вебинар будет полезен специалистам, прошедшим обучение по телесно-ориентированной психотерапии: психологам, психотерапевтам, врачам, студентам психологических и медицинских вузов. А также специалистам системы образования, учителям, воспитателям, педагогам и соц. работникам, занятым поддержкой и работой с пожилыми людьми. Также приглашаем всех желающих, кому интересна ТОП, у кого есть дети, пожилые родители или родственники преклонного возраста.
Вебинар Практикум «Особенности ТОП в практике с клиентами различных возрастных категорий дети, подростки, поздняя взрослость»
03 сентября 2025
18:30 - 21:45
Семинар Navigation
Невозможно переоценить роль тела в формировании и поддержании здорового психического функционирования.
Детское развитие и обучение через активацию двигательной сферы и сенсорные каналы проходит естественно и гармонично. Дети находятся в большем контакте со своим телом, и связь эмоций и тела у них более очевидна. Если хорошо в эмоциональном плане, тело также расслаблено и здорово. Если что-то гложет и беспокоит, тело тут же проявляется зажимами, напряжением и телесными недугами — простуда, расстройство ЖКТ, энурез, кожные болезни и т.д. Таким образом, если эмоции влияют на тело, то и через тело можно влиять на эмоциональное состояние.
Тело, как и личность ребенка, находится в динамическом развитии. Мягко и бережно включая телесные техники в терапевтический процесс, психолог помогает более гармонично сформироваться личности ребенка. Через телесные техники можно улучшить и «освоить» уверенное поведение, снять эмоциональное напряжение, научиться распознавать и управлять своими чувствами.
Психическое развитие у детей происходит вместе с моторным развитием. И чем лучше ребенок знает свое тело и его возможности, чем лучше он осваивает его в пространстве — тем более он адаптивен во взрослом, зрелом возрасте.
Когда маленький человек попадает в социум, он сталкивается с родительскими ограничениями, воспитанием, нормами, правилами. И чтобы остаться в контакте с миром приходится сдерживать свои первичные импульсы и сильные эмоции.
Поздняя же взрослость рассматривается как сложное биопсихосоциальное явление, когда человек сталкивается с изменением привычной жизни, новыми обстоятельствами и смыслами, нарастающими трансформациями тела, что нередко формирует негативный эмоциональный фон и снижение адаптационных навыков.
В работе с людьми преклонного возраста больше внимания уделяется вопросам саморегуляции, принятия своего тела и самого жизненного этапа. Здесь будет много техник, направленных на коррекцию сильных чувств, контакт с собой и общей гармонизацией.
Основоположник ТОП Вильгельм Райх обнаружил, что хронические мышечные зажимы как правило блокируют три основных побуждения:
- Тревожность
- Гнев
- Сексуальное возбуждение
Определенные проблемы в этих сферах фиксируются и дают проекцию, зажим в теле. Постоянное же напряжение отдельных групп мышц формирует структуру характера. Которую специалист увидит в так называемом рисунке человека, в его телесном облике.
Организм с одной стороны адаптируется, а с другой стороны защищается от неудовольствия, наказания, проявления нежелательных эмоций и побуждений. И за это впоследствии платит потерей способности к удовольствию.
Ребенок учится сдерживать плач через напряжение мышц челюсти и горла — и ему это помогает быть послушным и хорошим для мамы. Когда у ребенка нет права проявляться, плакать, выражать агрессию, экспрессию — это приведет к определенным трудностям, потеряется контакт с чувствами и управлением этими чувствами. В школе ему будет сложно презентовать себя, отвечать на уроке, проявляться, получать хорошие оценки.
Таким образом телесные зажимы формируют систему мышечных привычек, которые включаются уже на автоматизме и сильно ограничивают в жизни.
Через телесно-ориентированный подход ребенок учится проявляться по-другому и формирует более здоровый телесный навык контакта с собой, людьми и социумом.
ТОП в работе с клиентами разных возрастов эффективен при:
- Работе с негативными чувствами и состояниями (тревожность, страхи, агрессивное поведение, обиды, сниженное настроение)
- Коррекции детско-родительских отношений
- Психосоматических симптомах
- Коррекции отношения к собственному телу
- Задержке и искажении психического, речевого, моторного развития (для детей)
- Комплексной психологической помощи при разводе родителей, утратах
- Работе с принятием своего тела, психологическими сложностями, связанными с изменением функционирования у пожилых людей
- Трудностях адаптации, развитии навыков саморегуляции, коррекции поведения и других случаев, требующих психотерапевтической помощи
Вебинар-практикум имеет сугубо практическую значимость полученные знания можно сразу применять в своей психотерапевтической практике, а также в повседневной жизни. В этом и состоит уникальность телесно-ориентированного подхода естественность, глубина и вместе с тем доступность.
На вебинаре вы разберете:
- Организацию телесной работы с детьми, подростками и людьми преклонного возраста
- Техники по заземлению, центрированию, работе с границами
- Техники для работы с сильными чувствами, которые больше подходят в работе с детьми, подростками и людьми преклонного возраста
- Техники работы с тревожностью, сложностями выбора, низкой самооценкой, проблемами переходов, сложностями в отношениях
- Вопросы этики и правил безопасности
В программе практикума:
- Закономерности развития в онтогенезе
- Основы возрастной психологии
- Этика, возможности и ограничения ТОП для клиентов разных возрастных категорий
- Методы и схема работы с клиентом
- Разбор клиентских кейсов
- Техники для работы с детской застенчивостью, тревожностью, агрессией, сложностями в коммуникации в семье с родителями, с сиблингами, со сверстниками
- Для возрастных клиентов техники поддержки когнитивной сферы, регуляции эмоций, контакта с собой
- Разборы построения телесно-ориентированной сессии
Цель практикума:
- Знакомство с методами и возможностями ТОП для разных возрастных категорий клиентов
- Расширение профессиональных навыков, профессиональная помощь и поддержка практики в телесно-ориентированном подходе
- Систематизация уже полученных ранее знаний
- Помощь в формировании пула инструментов для работы с данными возрастными категориями
В результате участия в практикуме, вы:
- Расширите знания и профессиональный портфель практических навыков работы с клиентами разных возрастов в ТОП
- Попробуете техники непосредственно на себе
- Узнаете, как с помощью телесных техник регулировать настроение, управлять эмоциями, снижать уровень тревоги
- Получите схему работы специалиста с детьми и взрослыми
- Получите инструменты улучшения отношений в семье, между детьми, между детьми и родителями, в детском коллективе
- Получите навыки поддержки подростков в период подросткового кризиса, и знания в области улучшения качества жизни пожилых людей
- Освоите техники самоподдержки и саморегуляции