Запись вебинара Теории личности
Запись вебинара
Семинар Navigation
Цели семинара:
- формирование знаний об основных этапах и направлениях развития теорий личности (психоанализа, бихевиоризма, гуманистической психологии, психологии отношений) и их роли в клинической психологии;
- формирование концепции патологии и концепции клинико-психологических (психотерапевтических) вмешательств.
В программе семинара:
- Общая характеристика теорий личности.
- Теории личности в психоанализе:
- классический психоанализ: структура психоаналитического учения;
- роль бессознательного в детерминации поведения человека, содержание бессознательного, инстинкты и мотивация;
- топографическая модель личности З. Фрейда: уровни сознания;
- структурная модель личности З. Фрейда: инстанции личности;
- динамические аспекты личности. Развитие личности;
- стадии психосексуального развития;
- аналитическая психология К. Юнга;
- индивидуальная психология А. Адлера;
- неопсихоанализ: социально-психологические теории психоанализа К. Хорни, Э. Фромма, Г. Салливена;
- психоаналитическая концепция происхождения личностных нарушений и невротических расстройств;
- понятие невроза. Невротический конфликт и симптомообразование. Классификация неврозов З. Фрейда;
- теории личности в современной психодинамической психологии;
- теория объектных отношений;
- модель личности М. Малер;
- теория константности объектных репрезентаций М. Кляйн;
- вклад работ Дж. Боулби и Д. Винникотта в понимание роли отношений привязанности в обеспечении условий полноценного развития личности.
- Теория личности в бихевиоризме:
- ортодоксальный бихевиоризм;
- классическая парадигма Павлова: респондентное поведение;
- оперантная парадигма Скиннера: оперантное поведение;
- социально-обучающая парадигма Бандуры: научение по моделям, когнитивные подходы;
- подход к этиологии личностных нарушений и невротических расстройств в бихевиоризме;
- эмоциональные и поведенческие нарушения, невротические симптомы как результат неадаптивного поведения вследствие неправильного научения;
- когнитивная модель личности А. Эллиса;
- когнитивная модель личности А. Бека;
- понимание движущих сил развития и структуры личности в теории личностных конструктов Дж. Келли.
- Теория личности в гуманистической психологии:
- иерархическая модель мотивации А. Маслоу;
- концепция происхождения личностных нарушений и невротических расстройств в гуманистической психологии;
- влияние экзистенциальной философии и феноменологического подхода на формирование концепций нормы и патологии в гуманистической психологии;
- понятие тревоги и механизмы психологической защиты;
- открытость опыту и механизмы психологической защиты;
- понятие невроза. Роль семьи и отношения к ребенку в формировании личностных нарушений и невротических расстройств;
- отечественные теории личности и клиническая психология.
- Личностный подход в отечественной клинической психологии:
- теории личности С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева и их влияние на развитие теории и практики клинической психологии;
- психология отношений В. Н. Мясищева и ее значение для клинической психологии;
- личность как система отношений. Понятие невроза и психогении. Предпосылки формирования психотерапевтической системы;
- изучение личностного компонента познавательной деятельности в Московской патопсихологической школе Б. В. Зейгарник.
В результате семинара слушатели овладеют:
- понятийным аппаратом основных теорий личности;
- приемами анализа основных личностных теорий;
- интерпретативными схемами и подходами, применяемыми в различных теориях личности;
- приемами анализа взаимосвязей личностных теорий и соответствующих концепций нормы и патологии.