Арт-терапия в работе с глубинным бессознательным
Семинар Navigation
Художественные материалы и все необходимое для проведения занятий входит в стоимость обучения
Глубинная арт-терапия включает в себя исследования и наработки трех крупных психотерапевтических направлений: психоаналитического, экзистенциального и трансперсонального, что позволяет более полно проследить причинно-следственную связь формирования проблематики клиента и более эффективно провести терапию.
Совокупность эмпирических исследований этих трех направлений дает полную картину феномена глубинной арт-терапии и ее возможностей. Психотерапевтическая работа ведется на трех уровнях: личностном, культуральном и архетипическом.
Глубинная арт-терапия дает возможность работать с забытыми (вытесненными) переживаниями. В процессе терапевтической работы, проработка вытесненных переживаний и проблем начинается на архетипическом и культуральном уровне, что позволяет интегрировать личность клиента, способствует личностному и духовному росту.
Глубинная арт-терапия высвобождает мощную энергию, которая была заблокирована, вследствие удерживания вытесненных переживаний. Высвобожденная энергия помогает осознать собственную экзистенциальную ситуацию, решить актуальные жизненные задачи. Глубинная арт-терапия это уже исцеление и ресурс посредством получения трансцендентных переживаний.
Данное направление арт-терапии используется как в индивидуальной, так и групповой работе:
- со сложными проблемными ситуациями клиента;
- с последствиями травмы (рождения, развития, насилия);
- с невротическими и психосоматическими расстройствами;
- с кризисными состояниями и постстрессовыми расстройствами;
- с «тупиковыми» жизненными ситуациями;
- с суицидальными намерениями;
- со сниженной с самооценкой в результате тяжелых жизненных проблем;
- для личностного роста.
Глубинная арт-терапия позволяет получить доступ к психологической травме клиента и отработать ее на различных уровнях. Особенностью глубинной работы является возможность работы с проблемой клиента, как на сознательном, так и бессознательном уровнях. При работе на сознательном уровне, клиент обращается к тревожащим его переживаниям и воспоминаниям, при работе на бессознательном уровне травма утилизируется и отрабатывается без вывода в сознание.
По мнению А. Адлера глубинная работа начинается с обращения к прошлому через воспоминания детства, которые лучше другого способа раскрывают прототип – ядро стиля жизни индивида.
Ст. Гроф к глубинной работе относит не только биографический уровень – уровень анализа воспоминаний, но также перинатальный уровень, определяемый феноменами рождения и смерти и трансперсональный уровень, который может опосредовать связь с любым аспектом феноменального мира.
Для кого этот семинар:
- семинар рассчитан на психологов, психотерапевтов, врачей, психиатров, педагогов, социальных работников и всех желающих расширить свои знания, познать себя.
Цель обучения на семинаре:
- Ознакомить специалистов с глубинной арт-терапией и изучить технологические приемы работы в рамках данного направления.
- Обозначить основные вопросы, специфику, отличия и преимущества глубинной работы.
- Продемонстрировать психотерапевтические сессии с дальнейшим их анализом.
- Предоставить возможность индивидуальной и групповой отработки продемонстрированных техник с дальнейшим их обсуждением.
В первой части семинара:
- Введение в глубинную арт-терапию и её базовые понятия.
- История развития глубинной арт-терапии.
- Выявление и отработка психотравмы с помощью «каракулей» Винникота.
- Методики рисования ведущей, неведущей и обеими руками, возможности каждой техники.
- Принципы работы со свободными ассоциациями в рисунке.
- Осознание послания из глубинного бессознательного в работе со сновидениями.
- Использование техники «Монотипии» для экологичной и «безболезненной» утилизации психотравмирующего материала или разрешения проблемы.
Вторая часть семинара посвящена продолжению изучения психоаналитической и экзистенциальной составляющей, а также изучению и исследованию трансперсональной составляющей глубинной арт-терапии, освоению практики.
Во второй части семинара:
- История развития и изучение трансперсонального направления глубинной арт-терапии.
- Цели, задачи и основные идеи трансперсонального направления. Основные техники.
- Диагностические и терапевтической аспекты глубинной арт-терапевтической работы.
- Роль запроса в терапевтической работе.
- Групповая и индивидуальная работа. Принципы и варианты работы.
- Использование техник рисования пальцами (finger paints) для выявления и отработки ранних детских воспоминаний, связанных со страхами, обидами, предательством, расставанием.
- Выявление эволюции переживаний клиента, накопленных с детства и мешающих в настоящий момент его жизни с использованием техники «Автопортрет до 5 лет».
- Выявление ресурсных детских воспоминаний: техники «Самое приятное детское воспоминание», «Любимая игрушка», принципы и варианты работы.
- Техника «Ведомое рисование» (терапевтическая прорисовка праформ) для разрешения на архетипическом уровне самых тяжелых, часто неосознаваемых травм, запретов, проблем, позволяющая одновременно проработать их на культуральном и личностном уровнях.
Основные методы, используемые при проведении семинара:
- Индивидуальная работа, работа в парах, тройках, групповая работа
- Теоретическое и практическое обучение
- Рассмотрение и анализ сложных случаев из практики
- Демонстрация сессий с применением техник и приемов глубинной арт-терапии
- Анализ проведенных сессий
- Супервизорская практика.
В результате участия в семинаре Вы:
- ознакомитесь с основами глубинной арт-терапии, ее историей и развитием;
- получите информацию о феномене проведения сессии, особенностях и преимуществах глубинной работы;
- узнаете о составляющих глубинной арт-терапии и её технологических приемах;
- научитесь подбирать определенную технику для конкретно сложившейся клиентской ситуации;
- овладеете навыками проведения индивидуальной сессии и групповой работы;
- познакомитесь с основами трансперсонального направления глубинной арт-терапии;
- освоите новые технологии глубинной арт-терапии;
- получите возможность для личностного роста, расширения своих знаний и проработки собственных проблем.
Видеофрагменты семинаров
Рекомендуемые видео-материалы и книги
Литература
- Киселева М.А., Кулганов В.А. Арт-терапия в психологическом консультировании
- Колошина Т.Ю., Трусь А.А. Арт-терапевтические техники в тренинге
- Копытин А., Корт Б. Техники телесно-ориентированной арт-терапии
- Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков
- Пурнис Н.Е. Арт-терапия. Аспекты трансперсональной психологии
- Сусанина И.В. Введение в арт-терапию: учебное пособие