Библиотека » Психосоматика » Михайлова Психотерапия психосоматических расстройств и головной боли

Автор книги: Михайлова

Книга: Михайлова Психотерапия психосоматических расстройств и головной боли

Дополнительная информация:
Издательство:
ISBN:
Купить Книгу

Михайлова - Михайлова Психотерапия психосоматических расстройств и головной боли читать книгу онлайн



Психотерапия психосоматических расстройств и головной боли

 

Е. В. Михайлова

Кафедра неврологии и психиатрии ФПК, Медицинская академия, г. Смоленск

 

Головная боль (ГБ) является актуальной проблемой современной медицины и одной из наиболее частых жалоб, предъявляемых пациентами на врачебном приеме. Прямые и косвенные затраты, которые несет общество, связаны с распространенностью ГБ в молодом, трудоспособном возрасте, дезадаптацией в трудовой и семейной жизни. Одновременно с этим, огромное количество стрессов, испытываемых современным человеком, делают весьма актуальной проблему лечения и профилактики осложнений, связанных с перенесенными физическими и эмоциональными воздействиями (в т.ч., головной боли). Значительное снижение "качества жизни" в связи с частой хронизацией ГБ и наличием ассоциированных нервно-психических нарушений, злоупотреблением безрецептурными анальгетиками усугубляет данной масштабы проблемы. Следует также отметить, что в последние годы анализ состояния психического здоровья населения России свидетельствует о росте непсихотических, так называемых пограничных психических расстройств, в первую очередь невротических и соматоформных расстройств. Число больных с впервые в жизни установленным диагнозом "невроз" увеличилось в России в 2000 г. по сравнению с 1991 г. на 32%, "психопатия" - на 15%, "психосоматическое расстройство" - на 92%. 

А вот какие данные были получены в 2005 г. при тестировании 8309 человек по опроснику Бэка (уровень депрессии): 

Нет депрессии

1410

16%

 

Пограничная форма

2460

29%

 

Депрессия

2838

34%

 

Тяжелая депрессия

1601

19%

 

По данным сайта http://www.doktor.ru/phone

Проведенное обследование отдельных выборочных групп населения показало, что, во-первых, значительная часть больных, особенно с невыраженными невротическими расстройствами остается вне поля зрения специалистов и, во-вторых, наибольшее число больных наблюдается в группах пострадавших во время и после чрезвычайных ситуаций. 

Эмоциональный стресс и его влияние на организм

Стресс - это нормальная реакция на жизнь для людей всех возрастов. Он вызван инстинктами организма, направленными на защиту себя от эмоционального или физического давления или, в критических ситуациях, от опасности. 

Ганс Селье дал следующее определение данному феномену: - "стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование". 

С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. Умеренный стресс может вызывать полезные изменения. Например, стресс может фактически улучшать наше внимание и увеличивать нашу способность к хранению и переработке важной для сохранения жизни информации. Но если стресс является слишком длительным или слишком сильным, то происходящие в организме изменения могут стать вредными. 

Психосоматические отношения

Автором термина "психосоматический" является немецкий врач Heinroth (1818). 

Теории возникновения психосоматических заболеваний можно условно разделить на три группы:

1.        Психоаналитические (психодинамические) - примером может служить теория "профиля личности" F. Dunbar, в дальнейшем развившаяся в концепцию акцентуаций личности К. Леонгарда (1981), а также концепция алекситимии ("нет слов слов выражения чувств") 

2.        Биологически-центрированные - учение И.П. Павлова об условных рефлексах, кортико-висцеральная теория К.М. Быкова и И.Т. Курцева (1960), теория ларвированной депрессии 

3.        Холистические, системные (психосоматическая системная модель Д.Н. Оудсхорна (1993)). 

По мнению J. Delay (1961), у психосоматического движения много духовных отцов, которые видят в нем сплав идей И. П. Павлова, W. Cannon, S. Freud, К.М. Быкова, W.S. Alexander. Совершенно очевидно, что во всем мире интерес к психосоматическим отношениям возрастает, - прежде всего, потому, что за последнее время изменилась структура заболеваемости и особенно смертности. Уменьшись представленность так называемой эпидемической группы, возросла неэпидемическая группа. Если инфекционные агенты оказывали равномерное неблагоприятное воздействие на весь организм, то в современных условиях жизни наиболее ранимой оказывается нервная система. Это одна из причин того, что психотерапия в современном обществе становится все более востребованной. 

Психотерапия при психосоматических заболеваниях

Понятие "внутренняя картина болезни" (ВКБ) - возникающий у больного целостный образ своего заболевания - "введено Р. А. Лурия (1977). По сравнению с целым рядом сходных терминов медицинской психологии ("переживание болезни", "сознание болезни", "отношение к болезни" и др.), термин "ВКБ" является наиболее общим и интегративным.

На формирование ВКБ оказывают влияние различные факторы: характер заболевания, его острота и темп развития, особенности личности в предшествующий болезни период и др. В качестве методов исследования ВКБ используются метод клинической беседы, опросники, анкеты, интервью. В настоящее время ВКБ признается частным случаем "внутренней картины здоровья" (Каган, 1993). Наиболее подробная классификация отношений к болезни (Личко, Иванова, 1980) известна в связи с получившей широкое распространение методикой для психологической диагностики типов отношения к болезни - ТОБОЛ (Бурлачук, Коржова, 1998):

1.        Гармоничный тип характеризуется трезвой оценкой своего состояния, активным содействием успеху лечения, нежеланием обременять других своей болезнью, переключением интересов на доступные для больного сферы жизни при неблагоприятном течении болезни. 

2.        Эргопатический тип отличается выраженным стремлением продолжать работу во что бы то ни стало, может быть описан как "уход от болезни в работу". 

3.        Анозогнозический тип характеризуется активным отбрасыванием мысли о болезни и ее последствиях, пренебрежительным отношением к болезни, нежеланием лечиться. 

4.        Тревожный тип отличается беспокойством и мнительностью в отношении неблагоприятного развития заболевания, поиском информации о болезни и ее лечении, угнетенным настроением. 

5.        Ипохондрический тип характеризуется сосредоточенностью на субъективных неприятных ощущениях и стремлением рассказывать о них окружающим. 

6.        Неврастенический тип характеризуется раздражительностью, особенно при болезненных ощущениях, нетерпеливостью. 

7.        Меланхолический тип отличается пессимистическим отношением к болезни, неверием в выздоровление. 

8.        Апатический тип отличается безразличием к себе и течению болезни, утратой интереса к жизни. 

9.        Сенситивный тип характеризуется озабоченностью о неблагоприятном отношении окружающих вследствие болезни, боязнью стать обузой. 

10.        Эгоцентрический тип характеризуется требованием исключительной заботы, выставлением напоказ страданий с целью безраздельного завладения вниманием окружающих. 11. Паранойяльный тип характеризуется крайней подозрительностью к лекарствам и процедурам, обвинениями окружающих в возможных осложнениях или побочных действиях лекарств. 

11.        Дисфорический тип отличается мрачно-озлобленным настроением, ненавистью к здоровым, обвинениями в своей болезни других, деспотическим отношением к близким. 

Различная по структуре и динамике ВКБ создает специфические и чрезвычайно важные условия развития перестройки личности больного.

Рассмотрим несколько стратегий работы с психосоматикой (по В.М. Гребенникову): 

Стратегия А: Опора на невыраженную потребность (гештальт-терапия)

·        Идентификация ощущения. 

·        Связь ощущения с эмоциональным переживанием. 

·        Определение невыраженной потребности. 

·        Поиск объекта, на которого направлены чувства и потребности. 

·        Выражение чувств (эмоциональное отреагирование). 

·        Ассимиляция полученного опыта. 

Стратегия Б: Связь симптома с важными событиями жизни (НЛП)

·        Описание симптома. 

·        Когда симптом впервые проявился? 

·        Какие события предшествовали появлению симптома? 

·        Описание событий. 

·        Контакт с чувствами, которые переживались в тех событиях. 

·        Проведение различных техник, направленных на отреагирование и изменение восприятия прошедших событий. 

·        Обратная связь: 

o        Изменился ли симптом?

·        Изменилось ли восприятие прошлых событий? 

·        Какое понимание клиентом причинно-следственных связей? 

o        Объяснение психологом возможных причин симптомов (если в этом есть необходимость) и внушение на выздоровление.

Стратегия В: Утилизация образа симптома (НЛП и эриксонианский гипноз)

·        Описание симптома. 

·        Визуализация симптома. 

·        Утилизация и/или изменение параметров визуализации по всем репрезентативным системам в сторону здорового образа. 

·        Установка на оздоровление. 

·        Проверка экологии: изменилась ли визуализация симптома и ощущения? Фиксация позитивного результата. 

Стратегия Г: Работа с символами и временной прогрессией (НЛП, Эриксонианский гипноз и Арт-терапия)

Описание симптома. 

·        Визуализация симптома или изображение его образа (или символа) на бумаге. 

·        Выражение чувств по поводу образа симптома (не всегда). 

·        Описание результата: что в итоге я хочу? 

·        Визуализация результата во всех модальностях (визуальной, аудиальной и кинестетической) или изображение его образа на бумаге. 

·        Выражение чувств по поводу образа результата (не всегда). 

·        Описание промежуточной стадии между симптомом и результатом - процесс выздоровления, или, вначале его изображение, а описание - потом. 

·        Визуализация промежуточной стадии или изображение её образа на бумаге. 

·        Выражение чувств по поводу промежуточного образа (не всегда). 

·        Соединение всех трёх образов в последовательную стратегию: представить их подряд один за другим или разложить все три рисунка в цепочку перед собой. 

·        Выражение чувств по поводу общей стратегии (не всегда). 

·        Внушение, что теперь так и будет - движение к позитиву (не всегда). 

·        Общая обратная связь. 

НЛП и его возможности

НЛП - это модель того, как отдельные люди структурируют свой уникальный жизненный опыт. Это набор моделей, умений и технологий для того, чтобы мыслить и действовать эффективно в этом мире. 

Очень узкие убеждения и интересы сделают восприятие мира скучным, предсказуемым и безрадостным, причем различие лежит не в самом мире, а в тех фильтрах, через которые мы его воспринимаем. Наши убеждения тоже действуют как фильтры, вынуждая нас поступать определенным образом и обращать внимание на одни вещи в ущерб другим, оказывают огромное влияние на наше поведение. 

Хотелось бы представить простую формулу НЛП для изменений: 

Настоящее (проблемное) состояние плюс ресурсы равняется желаемому состоянию 

Иногда можно столкнуться с трудностями при прибавлении средств к настоящему состоянию. Что-то в образе мышления человека мешает. Такие помехи часто в шутку называю "внутренними террористами", потому что они являются частью личности, которую нужно развить и склонить на свою сторону, а не разрушить. Первая форма - когда какая-то часть человека не хочет изменений- человек не осознает эту свою часть. Чтобы создать перемену, нужно действительно хотеть изменений. 

Второй вид помех - когда человек не знает, как создать условия для изменении или как бы он себя вел, если бы он действительно изменился. Необходимо знать, как перейти из настоящего состояния в желаемое. Это приводит нас к третьему виду помех. Человеку нужно дать себе шанс использовать то, чему он научился. 

Но, возможно, самой большой преградой на пути к личности развитию, является глубоко укоренившаяся система ценностей которой превыше всего ценятся стабильность и традиция. Существует множество убеждений, являющихся причиной нарушения жизненного восприятия, например: "хотеть - значит мочь", "у всего есть своя причина" и "существует лишь один верный способ действия". 

«Хотеть - значит мочь»

Данное убеждение, вместе с вытекающим из него принципом:"если у тебя не получилось в первый раз, попробуй еще раз", может стать источником мотивации, но может привести и к разочарованию. В конечном итоге человек может достичь лишь того, что для него в действительности возможно. Люди иногда ставят перед собой совершенно нереальные цели.

«У всего есть своя причина

Формулируемые людьми теории могут и не иметь под собой какого бы то ни было объективного фундамента, а тем самым в действительности они могут ничего не доказывать, но если человек однажды признает их удовлетворяющими для объяснений хода событий, потребность в поиске правды, как правило, исчезает.

«Существует лишь один верный способ действия

Это одно из наиболее догматичных убеждений. Человеку сложно выдержать оказываемое на него давление, вынуждающее принять определенные другими безапелляционные стандарты поведения.

Применение недирективной гипнотерапии в лечении боли и стресса

Феномен гипноза наблюдался на протяжении многих веков, однако систематическая разработка клинических основ его применения и проведение исследований в этой области были начаты только в 19 в. Директивный гипноз - это вкладывание инструкций. "Я сосчитаю до пяти и вы заснете. Запах водки будет вызывать у вас тошноту и рвоту!" 

Недирективный - это сбор информации. Идет оперирование более объемными фразами: "Я не знаю, какую именно реакцию вызовет у вас запах алкоголя. Будет ли это тошнота, рвота, или любая другая реакция внутри вас, которая будет достаточна для вас. Я просто предложу вам представить себе запах водки и вкус водки, и поинтересуйтесь, какие ощущения возникают у вас внутри". В состоянии транса двери между сознательным и подсознательным открыты, воспоминания становятся легко доступными, и сохраняется новая информация. 

Когнитивно-поведенческая психотерапия - обзор возможностей

Когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ) является одним из ведущих направлений психотерапии в США, Германии и ряде других стран, входит в стандарт подготовки врачей-психиатров. 

Моделирование поведения (бихевиоризм) - метод, легко применимый в амбулаторных условиях, ориентирован на проблему, его чаще называют обучением, что привлекает пациентов, избегающих слово "больной". Он побуждает к самостоятельному решению проблем, что очень важно для пациентов с пограничными нервно-психическими расстройствами, в основе которых лежит инфантилизм. Поведенческие приемы ориентированы на конкретные ситуации и действия. По контрасту со строгими когнитивными приемами поведенческие процедуры нацелены на то, как действовать или как справляться с ситуацией, а не как ее воспринимать. 

Методы аутогенной тренировки и релаксации (например, прогрессирующая мышечная релаксация по Джекобсону) самостоятельного значение в настоящее время не имеют и используются в основном как вспомогательные методы для проведения поведенческой психотерапии [Jacobson E., 1929]. 

Методы самоконтроля. Тренинг состоит из различных видов поведенческой модификации, который планируется и проводится клиентом под руководством психотерапевта. Пациент развивает новые стратегии совладания с трудностями, ранее отсутствовавшие в его поведенческом репертуаре. Методы самоконтроля могут применяться различных областях, они помогают уменьшать страх и тревогу, контролировать агрессивное сведение, улучшать учебу, повышать уверенность в себе, и в конечном итоге - регулировать самооценку. 

Психотерапия головной боли

Поскольку головные боли представляют собой часто наблюдаемый в клинике симптом, они часто встречаются у пациентов с психоэмоциональными проблемами. Головные боли могут сопровождать следующие нарушения.

1.        При психосоматических реакциях на острую травму или острый конфликт. Кратковременные головные боли могут замещать обиду, враждебность и гнев. Они могут выступать в качестве реакции на переутомление и внутренние или внешние перегрузки на фоне конфликта, связанного с признанием собственной значимости. Часто при головных болях напряжения наблюдается пусковая ситуация невозможности достижения желаемого социального успеха. 

2.        В рамках нарушений личностного развития. Здесь мы должны различать простые аномалии психического развития, при которых конфликты осознаются, и те, при которых конфликты вытесняются в бессознательное. 

3.        Головные боли у психопатических личностей выступают в рамках дисфорических состояний и в отягощающих ситуациях. 

4.        В заключение следует упомянуть головные боли как психосоматические симптомы в рамках эндогенных психозов. 

Сюда относятся головные боли в рамках шизофренного круга, прежде всего, симптоматические шизофренные психозы, как, например, сенестопатическая шизофрения, при которой часто важнейшим симптомом являются своеобразные ощущения в области головы. Эти больные часто затрудняются в вербализации своих ощущений и описывают ощущения в голове не как собственно болевой феномен, а скорее как своеобразное чувство, которое может граничить с деперсонализацией. 

Наконец, головные боли являются частым психосоматическим симптомом при депрессии. Они могут наряду с другими соматическими жалобами доминировать таким образом, что собственно депрессии распознаются лишь с трудом. Эти депрессии поэтому часто описываются также как скрытые или маскированные.

Картина личности при головной боли напряжения

Головная боль напряжения, возникающая по невротическим причинам, может быть обусловлена внешним и/или внутренним трудовым конфликтом. При этом обнаруживаются чрезмерные притязания и слишком большие ожидания успеха и признания. Они приводят к разочарованию, особенно тогда, когда их изживание задерживается чувством вины, исходящим из детства (Бондаренко и др., 1997; Benedittis et al., 1992; Ehdeetal., 1992; Holmetal., 1986; Lehrer, Murphy, 1991). 

Хотя нельзя говорить о собственном типе личности цефалгического больного, у пациентов с головными болями часто встречаются анксиозные проявления, повышенные честолюбие и стремление к доминированию, склонность к перфекционизму и, вследствие этого, хронические психические перегрузки. Высокий уровень притязаний ведет к конфликту с реальными возможностями и страхами, подавляемой агрессивностью и фрустрациями, что может находить выражение в фоновом состоянии хронической напряженности. Какое психологическое значение имеют головные боли? Голова в прямом и переносном смысле является "высшей" частью тела, в которой расположены мозг и органы чувств. 

Пациент с головными болями находится в двойственном положении. С одной стороны, он стремится серьезно и активно работать головой, а с другой - эта самая голова из-за болей являет собой удручающее препятствие. Происходит неосознаваемое символическое отражение подавляемых чувств. Если голова человека все время испытывает давление (давление деятельности), то она "должна" начать болеть. Кроме того, головная боль является способом для разгрузки. Если, например, гнев или разочарование проявляются в головной боли, то пациенту и его окружающим обычно легче принять телесную симптоматику, чем психическую. 

Лечение пациента с головными болями исключительно с помощью анальгетиков является недостаточным, если в основе симптоматики лежат состояния внешнего или внутреннего напряжения, которые недоступны восприятию самого больного. Переработка конфликта может, как правило, происходить в рамках краткосрочной терапии, действенность которой часто повышается в результате сопровождающего психофармакологического лечения. Головная боль напряжения является показанием для сочетания психотерапевтических бесед и всех видов соматических мероприятий. Ключ к предотвращению головной боли, вызванной стрессами, состоит в том, чтобы просто стать менее восприимчивым. Чем больше вы освободите себя от хронической потребности в одобрении со стороны окружающих, тем лучше вы сможете развиваться, уважать и понимать себя. 

Поскольку напряженные мышцы, особенно в области плеч и шеи, являются частой причиной головной боли, расслабление их может быть эффективной превентивной мерой. 

При головной боли напряжения успешно используется сочетание биологической обратной связи с мышечной релаксацией (Blanchard et al., 1987; Blanchard et al., 1990) и методы когнитивной психотерапии (Lisspers, Ost, 1990). 

Одним из методов работы в особых состояниях сознания с внутриличностными структурами является "Взмах". Эта техника дает сознанию определенное направление и может быть применена для многих случаев: для изменения настроения, избавления от вредных привычек, навязчивых состояний и причиняющих беспокойство симптомов вроде головной боли. В основе данной методики лежит врожденное стремление человека от "неприятного" к "приятному", от "неудовольствия" к "удовольствию".

Упражнение «Взмах»

На первом этапе необходимо определить проблему, с которой вы потом будете работать. В нашем случае это головная боль. Упражнение лучше выполнять, когда пациент находится в состоянии транса, однако оно эффективно и в состоянии активного бодрствования. 

Инструкции для пациента: углубитесь в себя и определите пусковую картину (звуки, ощущения), предшествующуюголовной боли. Теперь создайте второй образ, вторую картину - как если бы вы уже избавились от неприятных ощущений. Отрегулируйте эту "картину" по размеру, цвету, контрастности. 

Совершите "взмах": сначала представьте себе первую "пусковую" картину, большую и яркую. Потом в нижний правый угол поместите пока еще маленький и тусклый второй образ, вторую картину. Итак, вторая маленькая картина находится внутри первой большой картины. Теперь "махните" картины, то есть мгновенно замените большую картину маленькой, и сделайте последнюю большой, яркой, контрастной. Очистите экран (или откройте глаза) и "махните" картины снова. И так пять-восемь раз. 

Проверьте результат. Вызовите первый нежелательный образ. Если "взмах" был эффективным, то это будет трудно сделать, а если и удастся, то образ окажется тусклым, размытым, удаленным и, главное, неприятным.. Симптом исчезает.

 

Литература

1.        Александровский Ю.А. "Пограничные психические расстройства", - М: Медицина, 1993; 

2.        Ахмедов Т.И. Практическая психотерапия: внушение, гипноз, медитация / Тариэл Ахмедов .- М.:АСТ; Харьков: Торсинг, 2005.-447[1]с. - (Библиотека практической психологии). 

3.        Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов / Под ред. к.м.н., С.Н. Бокова. - 1995. 

4.        Боконжич Р. Головная боль.- М.,-1984.-312 с. 

5.        Болстад Р., Хэмблет М., Дайер-Хурайа К. PRO-FUSION. Модель изобилия. НЛП и энергерические практики Востока./Пер с англ. - М:. ООО Издательский Дом "София", 2004. - 416 с. 

6.        Большая медицинская энциклопедия, - Т. 21. - 1983. 

7.        Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина. - М. - 1999. 

8.        Вегетативные расстройства: Клиника, диагностика, лечение./Под ред. А.М. Вейна. - М.: ООО "Медицинское информационное агентство", 2003. - 752 с. 

9.        Детская психиатрия. Учебник / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера. - СПб: Питер, 2005. - 1120 с. - (Серия "Национальная медицинская библиотека"). 

10.        Дилтс Р. Изменение убеждений с помощью НЛП/Пер. с англ. В.П. Чурсина. -- М.: Независимая фирма "Класс", 1997. 

11.        История головной боли Я.Б. Юдельсон, А.П. Рачин, интернет - журнал "Головная боль" 

12.        История мигрени со времен месопотамского царства до средних веков.-// Русский медицинский журнал.-1996.-№10, С. 633-634. 

13.        К.Г. Юнг: дух и жизнь. Сборник. Пер. с нем. - М.: Практика, 1996. - 560с. 

14.        Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство: Пер. с фр. - М.: Политиздат, 1990. - 415 с. 

15.        Карвасарский Б.Д. (общая редакция) Психотерапевтическая энциклопедия - СПб.: Питер Ком, 1999 - 752 с. 

16.        Кариус С.В., Якунин К.А. Современные психотехнологии делового общения. - Калуга: СЗАГС, Смоленск: СГМА, 2000. - 180 с. 

17.        Краснов В.Н. "Психиатрические расстройства в общей медицинской практике", РМЖ, Том 9 № 25, 2001; 

18.        Лоренц К. Агрессия: Пер. с нем. - М.: "Прогресс", 1994. - 272 с. 

19.        Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: Учеб. Пособие для студентов высш. Учеб. Заведений. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 384 с. 

20.        М.Л. Кукушкин Общая патология боли. - М.: Медицина, 2004. - 144с. 

21.        Майкл Япко. Боль жизни. Техники эриксоновского гипноза и НЛП для краткосрочной психотерапии депрессий. Методические рекомендации для слушателей курса "НЛП и эриксоновский гипноз". М, 1999. 236 с 

22.        Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. - М.: Изд-во Эскмо, 2005. - 992 с. 

23.        Международная классификация головных болей второго пересмотра МКБ-10. Раздел У. Версия для первичной медицинской помощи. "Психические расстройства в общей медицинской практике. Диагностика и лечебно-профилактические мероприятия". Пер. с англ. М. Феникс.1997; 

24.        Менделевич В.Д. "Психиатрическая пропедевтика". М.: МЕДпресс информ, 2004. - 528 с. 

25.        Мисюк Н.С. Головные боли. Минск: Беларусь.- 1984.- 144 с. 

26.        Платонова Е.П. Головные боли.- М., 1960.- 219 с. 

27.        Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1997. 

28.        Психология. Словарь. Под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, - 1990. 

29.        Психотерапия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб: Издательство "Питер", 2000. - 544 с. 

30.        С. и К. Андреас "Измените свое мышление и сохраните изменение".

31.        Селье Г. "Очерки об адаптационном синдроме", Медгиз, 1960 

32.        Словарь психиатрических и относящихся к психическому здоровью терминов. Т1. - ВОЗ. - Женева. - 1991. 

33.        Справочник Харрисона по внутренним болезням. Авторы: К. Иссельбахер, Е. Браунвальд, Дж. Вилсон, Дж. Мартин и др. Издательство "Питер", 2001 г. 

34.        Франкл В. "Человек в поисках смысла", - М.: Прогресс, 1990; 

35.        Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследование и применение). - СПб: Питер Ком, 1999. - 608 с. 

36.        Цибуляк В. Н., Загорулько О. И., Картавенко С. С. Организационно-правовые и лечебно-диагностические аспекты ведения пациентов с хронической болью // Лечащий врач. - 1999. - № 1. - С. 26-29. 

37.        Шток В.Н. Головная боль.- М., 1988.- 303 с. 

38.        Эффективная терапия посттравматического стрессового расстройства / Под ред. Эдны Фоа, Теренса М. Кина, Мэтью Фридмана. - М.: "Когито-Центр", 2005. - 467 с. (Клиническая психология). 

39.        Я. Мак-Дермотт и Д. О'Конор Искусство системного мышления. Творческий подход к решению проблем и его основные стратегии. Пер с англ. - К.:"София", 2001. - 304 с. 

40.        Ялом И. Д. "Экзистенциальная психотерапия", - М.: Класс, 1999; 

41.        "Hypnosis, Hypnotherapy, and Hypnotherapists" was written by G. Edward Riley, M.Div., CH, Certified Master Hypnotherapist, and C. J. Newton, MA,and published in the TherapistFinder.net Mental Health Journal in April, 2001. 

42.        Bonica J., Loeser J., Charman C., Fordyce W. The Management of Pain / Ed. J. Bonica. - 2-nd Ed. - Philadelphia: Lea & Fеbiger,1990. 

43.        Brundtland G.H. Editorials: "Mental health in the 21st century" - Bulletin of the World Health Organization , 2000; 

44.        -Clin.Neurol.Neurosurg.1988, Vol.90-1, p.11-16 

45.        Dalessio DJ. Clinical observations on headache. In: Dalessio DJ, ed. Wolff's headache and other head pain (5th ed.). New York: Oxford University Press, 1987:407-422. 

46.        Diamond S, Dalessio DI. The practicing physician's approach to headache (5th ed.) Baltimore:Williams & Wilkins, 1992:122-137. 

47.        Drs. Maude-Griffin, Hohenstein, Humfleet "Superior Efficacy of Cognitive-Behavioral Therapy for Urban Crack Cocaine Users When Compared to 12 Step Facilitation: Main and Matching Effects". National Institute on Drug Abuse director's report to the National Advisory Council on Drug Abuse. February, 1999; 

48.        Figley C. R. "Traumatic stress: the role of the family and social support system" // Trauma and its Wake. 2nd vol. / Eds.: Figley C. R. - N.Y.: Brunner/Mazel. - 1986; 

49.        Goodkin K., Blancy N.T., Feaster D. Et alia Active coping style is accotiated with natural killer cell cytotoxity in asymptomatic HIV-1 seropositive homosexual men Journal of Psychosomatic Research 1992? 36:635 - 650 

50.        Jonnathan D. Neufield, Kenneth A. Holroyd, Gay L. Lipchik "Dynamic assessment of abnormalities in central pain transmission and modulation in tension-type headache sufferers". Headache 2000; 40; 142-151; 

51.        Kelly G. "A theory of personality: The psychology of personal constructs", New York: Norton, - 1963. 

52.        Kelly G. "The psychology of personal constructs", New York: Norton, - 1955; 

53.        Kennedy CR, Nathwani A. Headache as a presenting feature of brain tumors in children. Cephalalgia 1995; 15(Suppl 16):15. 

54.        Kennet A. Holroyd el al. "Management of chronic tension-type headache with tricyclic antidepressants medications, stress management therapy, and their combinations". JAMA, May 2, 2001 - vol. 285, no. 17. 

55.        Kessler R.C. at al "Lifetime and 12-month prevalence of DSM-Ш-R psychiatric disorders in the United States", - Arch.Gen. Psychiat., 1994; 

56.        Lavyne MH, Patterson RH. Headache associated with brain tumor. In: Dalessio DJ, ed. Wolff's headache and other head pain (5th ed.). New York: Oxford University Press, 1987:343-351. 

57.        Maruta M., Colligan/ R., Malinchok, M. And Offord, K Optimists vs. Pessimists: Survival Rate Amongst Medical Patients Over A 30 Year Period p.140-143 in Maio Clinic Proceedings, Vol. 75? Number 2. February 2000. 

58.        Olesen J, Tfelt-Hanson P, Welch KMA. The headaches. New York: Raven Press, 1993:437-542. Tollison CD, Kunkel RS. Headache Diagnosis and Treatment. Baltimore: Williams & Wilkins, 1993:123-180. 

59.        Schlake HP, Grotemeyer KH, Husstedt IW, et al. Symptomatic migraine: intracranial lesions mimicking migrainous headache-a report of three cases. Headache 1991; 31:661-665. 

60.        Scott M. Bea, George E. Tesar "A primer on referring patients for psychotherapy", Cleveland clinic journal of medicine vol. 69 number 2 February 2002; 

61.        Shuper A, Packer RJ, Vezina LG, et al. Complicated migraine-like episodes in children following cranial irradiation and chemotherapy. Neurology 1995; 45:1837-1840. 

62.        Symonds C. Cough headache. Brain 1956; 79:557-568. 

63.        Vasquez-Barquero A, Ibanez FJ, Herrera S, et al. Isolated headache as the presenting clinical manifestation of intracranial tumor: a prospective study. Cephalalgia 1994; 14:270-272. 

64.        Zagorulko O. /., Tsibulyak V. N. Integrative methods of diagnosis and treatment of the pain // Book of Abstracts. II Congress of /ASP. Barcelona, 1997. - P. 79-80.