Библиотека » Психосоматика » Старшенбаум Психосоматика и психотерапия

Автор книги: Старшенбаум

Книга: Старшенбаум Психосоматика и психотерапия

Дополнительная информация:
Издательство:
ISBN:
Купить Книгу

Старшенбаум - Старшенбаум Психосоматика и психотерапия читать книгу онлайн



Старшенбаум 

Психосоматика и психотерапия

 

АННОТАЦИЯ

Геннадий Владимирович Старшенбаум - кандидат медицинских наук,  врач-психотерапевт высшей категории, много лет проработал в многопрофильных клинических больницах и поликлиниках. Этот опыт дал автору возможность изучить психические механизмы нарушения соматических функций, пересмотреть устаревшие представления об истерии, неврастении, ипохондрии и депрессии, и систематизировать методы психотерапии пациентов с различными психосоматическими расстройствами.

В настоящее время Г.В. Старшенбаум является доцентом Высшей школы психологии при Институте психологии РАН и Института Психоанализа при МГУ, где ведет, в частности, курс «Основы психосоматики». Свой богатый клинический и педагогический опыт Г.В. Старшенбаум обобщил в ряде методических рекомендаций и трех учебно-практических руководствах: «Динамическая психиатрия и клиническая психотерапия», «Суицидология и кризисная психотерапия» и «Сексуальная и семейная психотерапия». 

В данном  руководстве, кроме традиционных психосоматических болезней - гипертонической, ишемической, язвенной и других,   описаны нарушения питания, сна и половой жизни, психогенные нарушения функций внутренних органов, а также истерические, ипохондрические  и депрессивные соматические синдромы. Наряду с анализом общих психосоматических закономерностей показано значение семьи и личностных особенностей в происхождении, клинической картине  и динамике описанных расстройств, что помогает дифференцированно применять современные  терапевтические подходы. Книга написана доступным языком, содержит яркие клинические иллюстрации и завершается словарем специальных терминов. Она может быть полезна как обучающимся клиническим психологам и врачам, так и практикующим специалистам, сталкивающимся с различными видами столь широко распространенной патологии.

 

 

 

ПСИХОСОМАТИКА И ПСИХОТЕРАПИЯ: 

исцеление души и тела

 

В современном мире востребована и культивируется сильнейшая агрессивность, в то же время ее приходится подавлять. В результате  появилось множество психосоматических расстройств, которые можно устранить, только понимая  телесный язык страдающей души. Это, прежде всего, конверсионные (псевдоневрологические) и соматоформные расстройства (соматизированные и ипохондрические расстройства, вегетативная дисфункция, хроническое болевое расстройство и др.), а также психосоматические болезни (гипертония, язва желудка, бронхиальная астма и др.). Поскольку граница между функциональными и органическими расстройствами является условной, а тяжелые болезни сказываются на психике, в руководстве рассмотрены также соматогенные психические расстройства.

Каждое расстройство описывается по единому плану. Приведены его  диагностические критерии, рассмотрены психологические и физиологические  механизмы расстройства. Показания к проведению адекватной психосоматической терапии и изложены соответствующие приемы. Большинство расстройств проиллюстрировано клиническими случаями. 

Автор книги Геннадий Владимирович Старшенбаум  - психиатр-психотерапевт высшей категории, кандидат медицинских наук, доцент Высшей школы психологии при Институте психологии РАН, преподаватель Института психоанализа при МГУ, автор нескольких учебно-практических руководств по психотерапии. Данное руководство рассчитано на обучающихся и практикующих психологов и психотерапевтов, медиков, социальных работников и педагогов.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ        5

От заговаривания зубов к современной психотерапии        5

Что растет у людей на «нервной почве»        10

Как организовать эффективную помощь        13

НЕМНОГО ТЕОРИИ        16

В здоровом теле - здоровый дух        16

Все болезни от нервов        19

И стрессы, и семья, и многое другое        28

Литература        30

ЧЕМ ЛЕЧИТЬ БУДЕМ?        32

Сначала диагноз, потом лечение        32

Лечить не болезнь, а больного        43

Даю установку!        44

А своя голова на что?        52

Корни уходят в подсознание        57

Двигайся и осознавай!        66

Телесное и духовное        70

Литература        73

КУДА КАПАЮТ НЕВИДИМЫЕ МИРУ СЛЕЗЫ        75

Депрессия в маске        75

Черная желчь меланхолика        80

НЕВРОЗ И СТРЕСС        90

Навязчивые страхи        90

Панические атаки и хроническая тревога        94

Реакции на тяжелый стресс и расстройства адаптации        97

Не горюй!        101

Истерия - великая симулянтка?        104

Мужская истерия или Фрейд в обмороке        105

Когда мышцы сходят с ума        106

Ничего не вижу, ничего не слышу…        110

Неврастения - директорский невроз        111

НЕПРАВИЛЬНЫЕ БОЛЬНЫЕ        112

Вся не могу!        112

Ипохондрик несчастный        113

Органы нервничают        116

Сердце останавливается, голова кружится…        116

В горле ком, в желудке тяжесть…        124

То запор, то понос…        128

Что-то воздуху мне мало…        133

Проблемы с мочеиспусканием        137

Вечно потный и чешется…        142

Больной - от слова боль        143

НИ СНА, НИ АППЕТИТА        151

Ходячий скелет        151

Приятного аппетита!        154

Жор напал…        160

Не хлебом единым        164

Вечный недосып        169

Покойной ночи!        171

НЕ СЕКС, А СПЛОШНАЯ НЕРВОТРЕПКА        175

Растопить лед        175

Уйди, противный!        176

Встать, суд идет!        177

До оргазма дойти нелегко        178

Умеючи - долго…        180

Сим-сим, откройся!        181

И хочется, и колется…        181

Донжуаны и нимфоманки        183

Сексуальные расстройства глазами психолога        184

Рассказывайте, не стесняйтесь!        188

Любить - так любить!        190

Литература        199

БОЛЕЗНИ И РЕАКЦИИ НА НИХ        200

Реакция на болезнь        201

Гипертония и мигрень        204

Ишемическая болезнь сердца        209

Бронхиальная астма и туберкулез        212

Язвенная болезнь желудка и кишечника        217

Тиреотоксикоз и сахарный диабет        222

Эндокринные половые расстройства        225

Болезни суставов и кожи        232

Тяжело больные пациенты        237

Литература        245

РАССТРОЙСТВА ЛИЧНОСТИ У СОМАТИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ        248

Странные и эксцентричные        248

Возбудимые        248

Тормозимые        250

Другие расстройства личности и влечений        253

Особенности психотерапии        258

Литература        259

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА У ДЕТЕЙ        260

Страх разлуки        260

Младенец не может без мамы        261

Детские тики        262

Другие поведенческие и эмоциональные расстройства        263

Семейная терапия        268

Литература        273

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ        273

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Одно из моих самых ранних воспоминаний. Мы живем после эвакуации в Махачкале. Мама взяла меня с собой на базар. Теснота, жара, продавцы нараспев перекрикивают друг друга: «Воды, воды, кому холодной воды!», «Эскимо на палочке для красивой дамочки!»  А вот лоток с разными пузырьками, трубочками, коробочками. За ним стоит человек в белом халате и белой шапочке и выкрикивает: «От желудки! От головы!» Почему это меня так впечатлило? Видимо, включилось призвание, которое, как я думаю, от нас не зависит. 

После окончания мединститута я положенные три года по распределению проработал психоневрологом в Алапаевске - небольшом уральском городе, известном тем, что там большевики расстреляли царскую семью. До меня больных с различными «нервными» расстройствами принимал старенький невропатолог. Он часто болел и мне приходилось заменять его и в поликлинике, и в неврологическом отделении городской больницы. А самое трудное было дежурить по ночам  и выходным в этой многопрофильной больнице в качестве терапевта. 

Сразу после приезда на Урал я прошел специализацию по психотерапии в Свердловске и начал  принимать детей и подростков с энурезом и заиканием, больных с диагнозом ФРНС (функциональные расстройства нервной системы) -  так здесь обозначали психосоматику с подачи моего коллеги. У него было три диагноза: радикулиты, орг. пор. ЦНС (органическое поражение центральной нервной системы) и ФРНС. 

У других врачей тоже было просто: болезнь и «нервы». При первых обращениях психосоматическое расстройство не выделяли. Чтобы ослабить соматические симптомы, проводили симптоматическое лечение При обострении его повторяли, повышая дозы и назначая более сильные лекарства. При резком обострении больного направляли в больницу, там эти же препараты вводили в инъекциях, и то ли после «уколов», то ли после «отдыха» от нездорового образа жизни на какое-то время наступало улучшение. До следующего цикла…

Уральский опыт пригодился мне в Москве, когда я работал невропатологом в районной поликлинике, психотерапевтом в многопрофильных клинических больницах и в хозрасчетной поликлинике. Московские врачи были образованнее, вместо диагноза ФРНС писали: ВСД (вегетососудистая дистония) или НЦД (нейроциркуляторная дистония). Они были внимательнее: если больной предъявлял соответствующие жалобы, ему дополнительно назначали успокаивающие, обезболивающие, снотворные. Но если больной хотел поговорить «за жизнь», врач удивлялся: «Какое отношение это имеет к медицине?» и  отправлял его ко мне по тому же принципу: от желудка - от головы. 

 

От заговаривания зубов к современной психотерапии

Люди вымаливают свое здоровье у богов. 

Им неизвестно, что они сами могут влиять на свое здоровье.

Демокрит

 

В примитивных обществах существует смерть вуду, когда человека за нарушение табу «вычеркивают из жизни». Провинившийся падает на землю, его пульс замедляется, он задыхается и через несколько часов умирает. Яркие примеры смерти, обусловленной магическими суггестивными маневрами шамана или влиянием «табу» племени, приводят Р. Конечный и М. Боухал (1983). Человек, на которого шаман нацелился костью, заворожено фиксирует ее, протягивает к ней руки, как бы принимая умерщвляющую силу, вливающуюся в него. Он бледнеет, глаза его становятся остекленевшими, лицо искажается. Человек пытается кричать, но крик застревает у него в груди; человек дрожит, падает, некоторое время лежит в обмороке, затем поднимается, медленно идет к своей хижине и там через некоторое время умирает. 

Экспедицию группы ученых на Новую Гвинею сопровождал прусский военный врач могучего телосложения. Грузы экспедиции несли молодые туземцы, находящиеся под тяжелым впечатлением того, что они своим уходом из деревни они нарушили табу», за что после возвращения их ожидала смерть. В приступе ностальгии двое из них умерли уже в лагере без признаков органической заболевания. Когда от страха слег и третий туземец, прусский врач громовым голосом произнес заклинание, которым якобы прусские демоны изгнали местных. Молодой туземец после этого шока остался жив. 

В нашей стране вера в колдовство, сглаз, порчу и прочие первобытные способы, использующие внушение,  широко распространены до сих пор. Народная медицина в этих случаях успешно использует метод контрвнушения, который применил прусский врач, спасший дикаря. Экстрасенсы, заменяющую «плохую энергетику» больного своей «хорошей» по сути делают то же самое.

Древние врачи воспринимали человека целостно, не отрывая друг от друга психические и соматические расстройства, а лишь учитывая, какие из них у данного больного выражены больше. В египетском «Папирусе Эверса», датируемом 1550 г. до н.э.,  дана характеристика эмоционального расстройства у женщин,  которое объясняется неправильным положением матки. 

В Древней Греции во времена Сократа и Платона (V-IV вв. до н.э.) психогенные нарушения телесных функций объединяли термином истерия (греч hystera  матка), связывая их с «бешенством матки», поскольку они наблюдались в основном у незамужних женщин; им рекомендовалось вступление в брак. В «Диалогах» Платона его учитель Сократ говорит юноше, жалующемуся на головную боль, что для исцеления тела должно лечить и душу, ибо любое зло и любое благо для тела исходит из души, а врачевать душу следует «добрыми речами». В «Хармидах» Платон выступает против того что есть врачи для тела и врачи для души, поскольку одно неотделимо от другого. Там, где целое чувствует себя плохо, часть его не может быть здоровой.

В Индии с незапамятных времен  существует практика йоги, открывающая фантастические возможности саморегуляции человека. Чтобы стать учеником йога, мальчик должен сдать вступительный экзамен. В холодную зимнюю ночь его сажают на берегу реки, раздевают, мочат в студеной воде простыню и окутывают голого. Он должен внушать себе, что ему жарко, пока простыня на нем не высохнет. И так три раза. Справился до утра - готов к настоящему обучению.

Через несколько лет учебы йог уже умеет уменьшать частоту сердцебиения почти до полного исчезновения пульса, уменьшать температуру тела. Дыхание при этом становится практически неопределимым, все функции организма понижаются до уровня, свойственного животному в состоянии зимней спячки. Таким он может быть зарыт в землю заживо на несколько недель.

Чемпион мира по йоге француз Куду - «гуттаперчевый человек» -  демонстрировал такой фокус. Складывался в три погибели и втискивался в прозрачный кубик со сторонами 50 см. А это длина самой длинной - бедренной кости, ее даже йоги складывать не могут. Затем кубик герметизируют и погружают на дно бассейна с водой. Там йог проводит несколько часов практически без воздуха, за счет особого йоговского дыхания -  попросту говоря, почти не дыша.

Другой йог, по фамилии Шварц, в присутствии группы исследователей ввел в левую руку иглу, проткнув кожу, бицепс и вену, а затем по команде остановил в течение трех секунд вызванное проколом кровотечение. В ходе другого опыта он сунул руку в горящий камин и перемешивал ею раскаленные угли, после чего у него не было обнаружено никаких повреждений кожи. Кожа в самогипнозе как бы не замечает огня, ожоговая реакция не запускается. Не зря патофизиологи говорят, что все болезни «организуют» нервы.

Наша эра начинается с Рождества Христова. Иисус неохотно творил чудеса, но иначе народ не верил, что он сын Божий. Чудеса же сводились в основном к мгновенному исцелению психосоматических больных с помощью внушения. Вот «клинические случаи» из библии. Когда Христос спустился с горы, огромные толпы народа следовали за ним. Один прокаженный пришел, склонился перед Ним и сказал: «Господи, если Ты захочешь, то сможешь очистить меня». Протянул Иисус руку, коснулся прокаженного и сказал: «Хочу. Очистись!» И тот очистился от проказы тотчас же.

Принесли к Нему паралитика, лежащего в постели. И сказал тогда Иисус паралитику: «Вставай, возьми постель свою и иди домой». И встал паралитик, и пошел домой. Когда Иисус уходил, за ним последовали два слепца. Они беспрестанно восклицали: «Смилуйся над нами!» Когда Иисус вошел в дом, слепцы приблизились к Нему, и сказал им Иисус: «Верите в то, что могу сделать вас снова зрячими?» Они ответили: «Да, Господи!» И тогда коснулся Он глаз их и сказал: «Пусть же случится с вами то, во что верите». И зрение вернулось к ним. Когда они уходили, к Иисусу привели человека, лишенного дара речи, ибо он был одержим бесами. Иисус изгнал бесов, и к одержимому вернулся дар речи. Народ был поражен.

В средние века в Европе «эстафету» приняли короли: в королевские обязанности входило исцелять больных наложением рук. Например, английский король Карл II (1630-1685) за время своего правления коснулся рукой около ста тысяч своих подданных, страдавших золотухой (кожной болезнью, которую по методу лечения называли «королевской»). Давка во время лечения возникала такая, что многих затаптывали насмерть. Вильгельм III Оранский в начале XVIII в. первый отказался участвовать в этом обряде, и когда в положенные дни дурно пахнущая толпа осаждала его дворец, откупался милостыней. Однажды все же удалось уговорить его возложить руку на больного, и он кротко пожелал ему: «Дай тебе Бог лучшего здоровья и побольше ума».

В 1778 г. в Париж по приглашению короля Людовика XVI приехал венский врач Франц Антон Месмер для проведения опытов по животному магнетизму. Месмер первый объяснил чудесные исцеления не вмешательством божественных сил, а воздействием одного человека на другого, как он считал, посредством особой энергии, похожей на энергию магнита.  Первый экстрасенс, как и его современные последователи, перераспределял «флюиды», или по-нынешнему, биотоки - нервную энергию в организме больного с помощью магнитной палочки. А потом и вовсе руками, благо эффект достигался и так. Даже на расстоянии «пассы» Месмера действовали безотказно, вот он и объявил себя источником «животного магнетизма».

Во время массовых сеансов Месмер доводил больных до кризиса - истерического припадка с судорогами, криками, хохотом или рыданиями (похоже на изгнание беса, не правда ли?). Охваченных кризисом, буйствующих больных помощники Месмера переносили в «зал кризисов» - устланную коврами и перинами большую комнату, где больные приходили в себя нередко здоровыми. Клиенты не давали магнетизеру прохода, пришлось «намагнитить» дерево во дворе, где он жил. Но этого оказалось мало, и тогда он поставил там громадный бак с железными опилками.

Кончил Месмер плохо. В 1784 г. возмущенная медицинская общественность вынудила Людовика назначить авторитетную комиссию по изучению животного магнетизма. Собрались классики из наших школьных учебников физики и химии, поэкспериментировали с больными и объявили на всю Европу, что лечебный эффект достигается безо всякого магнетизма, достаточно внушения врача и воображения больного. Месмера же объявили шарлатаном и с позором изгнали из Парижа.

В 1813 г. португальский аббат Фариа вывез из Индии способ, который применяли там факиры: он неожиданно оглушал человека ударом гонга у самого уха. А для усиления эффекта издавал вопль: «Спать!» Английский хирург Брэд воспользовался индийским методом для обезболивания при операциях (эфира и хлороформа еще не изобрели). Только вместо воздействия на слух он утомлял блестящим предметом зрение больного. Как и Фариа, Брэд добавлял словесное внушение сна. Причем роль сна он считал такой важной, что назвал такое состояние гипнозом, что по-гречески означает сон. К концу XIX в. гипнотерапия благодаря работам французских врачей  и ученых Льебо, Бернгейма, Жане, Шарко и др. стала распространенным и эффективным методом лечения многих болезней. А в 1932 г. немецкий психоневролог Иоганн Шульц, занимавшийся гипнозом, создал свою систему самовнушения - аутогенную тренировку, основанную на индийской йоге. 

Слово «психосоматический» впервые употребил английский поэт и литературный критик Сэмуэл Кольридж в своем эссе об эмоциях. В 1811 г. он уточнил это понятие  «То, что я выражаю в своем настроении, или скорее вытесняю в бессознательное, это определенно действие, вся сила которого направлена на мое тело». Идею психосоматики Кольридж привез из путешествия по Германии, где он посещал научные семинары. 

В 1818 г. немецкий психиатр Иоганн Хайнрот ввел термин «психосоматика» в научный оборот, имея в виду психическое происхождение телесных болезней, делая при этом акцент на этическом аспекте. Так, причины туберкулеза, рака и эпилепсии он рассматривал как результат переживания чувства злобы и стыда, особенно при наличии сексуальных страданий. В своем двухтомном «Руководстве по психическим расстройствам» он писал: «Если бы органы брюшной полости могли рассказать историю своих страданий, то мы с удивлением узнали бы, с какой силой душа может разрушать принадлежащее ей тело. В истории окончательно расшатанного пищеварения, пораженной в своих тканях печени или селезенки, в истории заболевания воротной вены или больной матки с ее яичниками мы могли бы найти свидетельства долгой порочной жизни, врезавшей все свои преступления как бы неизгладимыми буквами в строение важнейших органов, необходимых для человека» (цит. по Каннабих, 1994, с. 236). Между прочим, в этом руководстве Хайнрот задолго до З. Фрейда выделил три уровня психических процессов: 1) инстинкты, 2) Эго как самосознание и интеллектуальное обеспечение радости жизни; 3) Сверх-Мы как совесть и альтруизм. 

Немецкий психиатр Вильгельм Гризингер в своем учебнике 1845 года писал: «Психическая жизнь человека, так же, как и животных, начинается в органах чувств и находит свое окончательное проявление в движениях. Переход чувственного возбуждения в двигательный акт совершается по плану рефлекторного действия, сопровождаемого сознанием или без этого последнего» (цит. по Каннабих, 1994, с. 279). Эту идею в 1863 г. развил русский физиолог И.М. Сеченов в своем классическом труде «Рефлексы головного мозга»: «Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при мысли о любви, открывает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге -  везде и всегда окончательным будет мышечное движение» (Сеченов, 2001, с. 5). А в 1904 г. И.П. Павлов получил Нобелевскую премию за экспериментальное изучение нервной регуляции кровообращения и пищеварения.

В 1914 г. Карл Ясперс в своем классическом труде «Общая психопатология» провел разделение психосоматических синдромов, которое послужило основой для большинства последующих классификаций. В первую группу синдромов он отнес соматические ощущения, которые существуют или могут быть вызваны у любого человека. Для них характерны недифференцированность, слабая осознаваемость, они не имеют никакой телесной основы или отражают соматические процессы с грубым искажением, либо являются не столько ощущениями, сколько продуктом воображения. Ясперс включил в эту группу синдромов боли без органической основы, психогенную анестезию, телесные галлюцинации и псевдогаллюцинации.

Вторая группа  охватывает перманентные соматические явления, сопровождающие любую психическую активность, например, физиологические проявления эмоций. Третья группа - соматические болезни, зависящие от психической сферы. К этой группе относятся:

  • Обмороки и психогенные припадки, возникающие при сильном волнении.
  • Функциональные расстройства различных органов, психогенные нарушения менструального цикла, зрения, голоса, слуха, а также «псевдоневрологические» проявления (тремор, тики, заикание). «Невроз поражает душу, которая… избирает тот или иной орган специально для того, чтобы проявить это свое поражение вовне». Функции этого органа легко можно понять символически.
  • Соматические заболевания, зависящие от состояния души. Для осуществления своего воздействия душа использует уже ослабленные органы. Примером таких расстройств служит язва желудка или бронхиальная астма.
  • Расстройства «комплексного инстинктивного поведения». К ним относятся писчий спазм, сексуальные дисфункции, нарушение потоотделения, эндокринные нарушения и колебания веса у психически больных, 

Психоаналитическая психосоматика родилась в 1913 г., когда Поль Федерн представил  в Венском психоаналитическом обществе отчет об успешном лечении больного бронхиальной астмой по методу З. Фрейда. Во врачебный лексикон термин «психосоматика» включил в 1922 г. венский психоаналитик Ф. Дойч. В 1921 г. Вильгельм Штекель ввел в клинический оборот термин «соматизация» для обозначения соматовегетативных расстройств, обнаруживавшихся при неврозах. 

Со времен Фрейда превращение психологических симптомов в двигательные и чувствительные нарушения, не соответствующие ожидаемой локализации и имеющие символическое значение, называется конверсией (лат. превращение). Защитное удаление из сознания нежелательных переживаний  составляет «первичную выгоду» симптома. Имеется также «вторичная выгода» от нарушенных функций, позволяющая избегать неприятных обязанностей и получать  внимание. Для больных конверсионными (псевдоневрологическими, истерическими) расстройствами характерны эгоцентризм,  самовнушаемость и внушаемость, аффективно-непоследовательное мышление, патологическая лживость, демонстративно-шантажное поведение, склонность к беспорядочным полупроизвольным ситуационным реакциям. Им свойственна аггравация (лат. усиление тяжести) - произвольные попытки усилить симптоматику, и  симуляция (лат. притворство) - намеренное изображение определенной болезни. 

Сексуальная революция  уменьшила число грубых конверсионных расстройств. Настоящим бичом индустриального общества с его ускоренным темпом и ломкой традиционного уклада жизни становятся социальные стрессы и на их фоне - соматоформные расстройства. Главной характеристикой этих расстройств являются постоянные жалобы пациента на соматические расстройства, продолжающиеся, несмотря на отрицательные результаты медицинских обследований и отсутствие какого-либо патологического процесса, объясняющего их возникновение. Больные часто испытывают неопределенные и буквально неописуемые страдания, при этом обычно противятся попыткам обсуждать возможность психологической обусловленности расстройства. Отличительной особенностью психосоматических симптомов является то, что они появляются или усиливается при волнении и исчезают во сне,  имеют особую устойчивость перед медикаментозным лечением и выраженную тенденцию к хронизации. 

Если раньше больные с конверсионными расстройствами попадали обычно в поле зрения невропатологов, то теперь больные с соматоформными расстройствами  обращаются к врачам любого профиля. Пациенты с различными болезнями «на нервной почве» составляют сегодня треть всего контингента больных и каждый из них обходится здравоохранению в среднем в десять раз дороже обычного. В США на них тратится 20 миллиардов долларов в год. Американские семейные врачи сообщают о том, что функциональные симптомы предъявляют от 20 до 50 % их пациентов. 

В.Я. Семке (1988) отмечает редкость судорожных припадков в последнее время. На смену им пришли легкие обмороки, спазмы в горле, пищеводе, приступы удушья, плач, блефароспазм (спазм круговой мускулатуры глаза). Среди расстройств чувствительности более частыми симптомами стали глоссалгия (боли в языке) и масталгия (боли в грудных железах). 

В.Я. Гиндикин (2000) обнаружил соматоформные  симптомы у 28 % сотрудников крупного промышленного предприятия. Из-за недостаточного развития психосоматической медицины больные с подобными расстройствами часто не могут получить адекватную помощь. Со временем функциональные нарушения у них перерастают в реальные органические изменения в виде психосоматических болезней: бронхиальной астмы, гипертонической и коронарной болезни, гипертиреоза, пептической язвы и язвенного колита, нейродермита и ревматоидного артрита. 

Группа риска все больше пополняется людьми, чья работа связана с повышенной ответственностью. Более чем у трети авиадиспетчеров обнаруживается язва желудка. Каждый второй хирург в США умирает от инфаркта миокарда, не дожив до 50 лет. Гипертония широко распространена среди учителей, банковских служащих, машинистов локомотивов, летчиков и телефонисток крупных коммутаторов. Примерно треть больных сердечно-сосудистыми заболеваниями на самом деле страдают маскированной депрессией и нуждаются в лечении антидепрессантами в сочетании с психотерапией. 

По данным различных авторов в психотерапевтической помощи нуждается до 90 % соматических больных. Эксперты Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) в 1999 году выявили, что от 30 до 40 % пациентов, обращающихся к врачам-интернистам, нуждаются не в терапевтической помощи, а в психотерапевтической, и по их прогнозам количество таких пациентов к 2020 г. возрастет вдвое. Причем если в европейских странах в амбулаторной практике в настоящее время выявляется 35-40 % детей с нервно-психическими и психосоматическими расстройствами, то в России - 68 %.

К сожалению, общество и медики оценивают соматические заболевания как более важные. Человек с детства приучается игнорировать свои душевные переживания и ожидать внимания  и льгот при наличии соматических расстройств. В России, несмотря на существование соответствующей законодательной базы, совершенно недостаточно специалистов и учреждений психосоматического профиля, практически не ведется профилактическая работа с населением. Подготовка профессионалов и организация медицинской помощи продолжает игнорировать специфику психосоматических больных.