Библиотека » Кризисные состояния и постстрессовые расстройства » Денисова Е. А. Изменения в когнитивной и личностных сферах у лиц с травматическим опытом

Автор книги: Денисова Е. А.

Книга: Денисова Е. А. Изменения в когнитивной и личностных сферах у лиц с травматическим опытом

Дополнительная информация:
Издательство:
ISBN:
Купить Книгу

Денисова Е. А. - Денисова Е. А. Изменения в когнитивной и личностных сферах у лиц с травматическим опытом читать книгу онлайн

 Изменения в когнитивной и личностных сферах у лиц с травматическим опытом. Денисова Е. А. (Яхрома)

Данная работа посвящена исследованиям изменений в познавательной и личностной сферах у лиц с травматическим опытом разной этиологии.
Цель данной работы состоит в выявлении изменений в когнитивной и личностных сферах у лиц, получивших психическую травму в ходе боевых действий. В исследовании принимали участие 48 человек (средний возраст 38,2), имеющих травматический опыт участия в локальных военных конфликтах и получивших или не получивших физиологические ранения.
Анализ проблемы позволил нам сформулировать следующую гипотезу. Сильная психическая травма оказывает на когнитивную и эмоциональную сферы человека негативное влияние, которое выражается в повышении боевого уровня тревожности, появлении депрессивных состояний, снижении функций внимания и кратковременной памяти. Это негативное влияние увеличивается при физических травмах и органических поражениях.
Для проверки выдвинутой гипотезы мы должны были решить следующие задачи:

  1. провести комплексное исследование когнитивной сферы, прежде всего внимания, у лиц, имеющих травматический опыт в анамнезе (без органической патологии); у лиц с посттравматическим стрессовым состоянием, осложнённым органической патологией вследствие ранения или контузии;
  2. провести комплексное психодиагностическое исследование личностных особенностей, тревожности (личностной и ситуативной), депрессивных тенденций;
  3. сравнить особенности характеристик личностной и когнитивной по группам и выявить закономерности для каждой из данных групп.

В качестве контрольной группы тестировались соматически здоровые военнослужащие не имеющие травматического опыта.
У всех испытуемых оценивался уровень интеллекта (тест Амхауэра), возможности кратковременной памяти (воспроизведение 12 цифр, 10 слов, рассказа), особенности внимания (корректурная проба Бурдона, таблицы Шульте и Горбова), уровень депрессии (шкала Зунге-Балашовой) и уровень тревожности (тест Спилберга-Ханина).
Результаты показали, что у лиц, получивших травматический опыт, диагностируется повышенный уровень тревожности и депрессии. Эта тенденция была более выражена у лиц с физическими травмами. Здесь фиксировались значимые различия между группами испытуемых. На фоне изменений в личностной сфере были обнаружены заметные изменения свойств внимания и кратковременной памяти.
Системное взаимодействие между всей совокупностью измерений исследовалось с помощью факторного и кластерного анализа. Факторный анализ всех измерений показателей позволил выделить три основных фактора.
Первый фактор, объединяющий 44% общей дисперсии, объединил все показатели внимания и состояния эмоционально-личностной сферы. Чем выше была тревожность и депрессивные проявления, тем больше ошибок допускали испытуемые и требовалось больше времени для выполнения тестов на внимание и объём кратковременной памяти. Второй фактор (11%) связан, прежде всего, с памятью на слова, а третий (7,9%) объединил показатели интеллекта. Кластерный анализ подтвердил в целом существование такой структуры, позволив выявить и проинтерпретировать более тонкие взаимодействия.
Таким образом, из полученных в результате исследования данных можно сделать следующие выводы:

  1. в группе А отмечается повышение тревожности и наличие депрессивных тенденций, а также преобладание тревожно-невротического;
  2. на фоне изменений в эмоционально-личностной сфере наблюдается ряд негативных характеристик, имеющих отношение к свойствам внимания, кратковременной памяти и операциям счёта.

2.1. В группе А отмечаются наиболее выраженные изменения свойств внимания, связанных с ограничением входа информации (концентрации, устойчивости) сопровождаемое истощаемостью, гипостенической астенизацией личности, выражено снижение объёма кратковременной памяти и функции вычисления.
2.2. При повышении тревожности в группе Б отмечается повышение уровня врабатываемости и тревожности. При этом усиливается относительная роль объёма и переключаемость внимания, открывающих сенсорные ходы для поступления информации, что проявляется в снижении ошибок при увеличении объёма просмотра информации, при снижении временных затрат.
Таким образом, можно констатировать, что функции внимания имеют связь как с психическим, так и с соматическим здоровьем испытуемых. Анализ изменений свойств внимания является тонким диагностическим инструментом, позволяющим разводить разные случаи патологии. В заключении можно отметить, что изменения в когнитивной и эмоциональной сферах у лиц с травматическим опытом представляют как клинический, так и научный интерес. Установленная связь характерных изменений в когнитивной и эмоциональной сферах позволяет проводить более раннюю диагностику изменений и своевременную реабилитацию этих изменений.