Библиотека » Цветотерапия » Новые возможности теста Люшера в диагностике характерологических и поведенческих особенностей

Автор книги: Базыма Б. А.

Книга: Новые возможности теста Люшера в диагностике характерологических и поведенческих особенностей

Дополнительная информация:
Издательство:
ISBN:
Купить Книгу

Базыма Б. А. - Новые возможности теста Люшера в диагностике характерологических и поведенческих особенностей читать книгу онлайн



Читателям предлагается ознакомиться с новым подходом к интерпретации цветовых предпочтений по тесту М. Люшера (8-ми цветовой вариант). Сутью его является целостное рассмотрение цветового профиля, основанное на результатах факторного анализа большого числа цветовых выборов. Факторный анализ позволил выделить три основных «цветовых гештальта» или фактора, лежащих в основе индивидуального выбора испытуемого. Другими словами, конкретный цветовой ряд может быть представлен как результирующая взаимодействия этих трех базовых структур. Имеется возможность достаточно точного определения вклада конкретного гештальта в цветовой ряд. В отношении каждого из этих факторов путем клинико-психологического исследования и корреляционных экспериментов установлены поведенческие и характерологические паттерны. В соответствующие списки вошли только такие черты и особенности, которые наблюдались не менее чем в 95% случаев.
Предлагаемый подход не исключает использования стандартной интерпретации по М. Люшеру, а скорее, дополняет её. Стандартная интерпретация представляет собой процедуру складывания фигуры из отдельных кубиков (атомарный подход) и при всех недостатках данного подхода (например, почти неизбежное противоречие частей), обладает и несомненным достоинством - большее число вариантов.
Одним из главных ограничений на сегодняшний день предлагаемого подхода является то, что, он апробирован только на подростковой группе (14-18 лет) и его автоматический перенос на другие возрастные группы нельзя считать достаточно корректным. Также продолжают уточняться эмпирические формулы расчета факторных значений. В будущем, они могут претерпеть определенные коррективы.
Теоретические и экспериментальные основы данного подхода подробно изложены в предыдущих наших работах.

Первый гештальт. В «чистом» виде первая структура представляет собой следующий вид: +543_=62_=-0_-17[1]. Выраженное предпочтение фиолетового, желтого и красного цветов сочетается с явным отвержением черного и синего и тенденцией к отвержению серого при неспецифическом отношении к коричневому и зеленому. Перед нами альтернатива светлого, яркого и темного, тусклого. Этот гештальт обнаруживает себя достаточно легко уже при визуальном анализе цветового ряда. У многих испытуемых он занимает ведущее положение. Как и последующие структуры, он имеет два базовых варианта: позитивный и негативный. Первый (основной) уже был представлен, второй - является его зеркальным отражением.
Второй гештальт. Формула основного варианта следующая: +3_х45_=721_-06. Явному предпочтению красного противостоит выраженное отвержение коричневого и серого. Отношение к желтому и фиолетовому цветам умеренно положительное, а к черному, зеленому и синему - неспецифичное. В этой дихотомии наблюдается противостояние красного самому себе как «чистого» и «затемненного» (коричневый). Поскольку в тесте М. Люшера отсутствуют собственно чистые, спектральные цвета, а имеются специально подобранные смеси, о такой альтернативе можно говорить лишь условно. При визуальном анализе вклада данного фактора, прежде всего, следует обращать внимание на три цвета - красный, коричневый и серый. Если они четко «разведены» в цветовом ряду, второй гештальт оказал на него явное влияние.
Третий гештальт. Основной вариант: +х0_х=537_=16_=-4_-2. При умеренном предпочтении серого наблюдается выраженное отвержение зеленого, с тенденцией к отвержению желтого, незначительной тенденцией предпочтения фиолетового, красного и черного и неспецифическим отношением к синему и коричневому.
Главное место в этой структуре занимает отношение к зеленому цвету. Поскольку в первых двух факторах зеленый явно не выделялся, визуальное определение проявления этого гештальта также не вызывает особых затруднений: выраженное предпочтение и особенно отвержение зеленого - главные признаки этого.

1. Первый фактор. В характерологическом и поведенческом аспектах с этим фактором связаны общие показатели адаптации - дезадаптации (первый и второй вариант соответственно). Если доминирует первый вариант, подросток оценивает себя и свою жизнь по принципу «у меня все в порядке». Особых жалоб не предъявляется. Объективное наблюдение не выявляет серьезных отклонений от возрастных норм. Нередко, в характере наблюдаются черты гипертимного типа. Поведение, как правило, просоциальное. Второй вариант - самооценка меняется, подростки мало довольны собой, как впрочем, и окружающим. Жалобы на неудовлетворительное самочувствие, настроение, расстройства сна и т.д. Отмечают у себя повышенную гневливость и раздражительность. Объективные данные указывают на различные дисфункции нервной системы. В характере преобладают дистимические черты. Склонны к делинквентному поведению.
2. Второй фактор. Фактор связан с полярностью стеничность - астеничность. В случае первого варианта подростки оценивают себя как бодрых, работоспособных, уверенных, устойчивых к внешним влияниям. В характере преобладают гипертимические черты. Определенных особенностей поведения не выявляется. При втором варианте типично ощущение слабости, истощаемости, сон не приносит отдых. В характере доминируют черты «тормозных» типов. Определенных особенностей поведения также не выявляется.
3. Третий фактор. Как не удивительно, если отталкивается от формальных показателей (вес, дисперсия и т.д.) оказался наиболее «весомым» в плане внешней валидности. В случае основного варианта (отвержение зеленого) - наблюдаются выраженные отклонения от различного рода характерологических и поведенческих норм. Речь, прежде всего, идет о психопатизации черт характера по шизоидному или эпилептоидному типам. Подростки проявляют выраженный нонконформизм, эмансипированность, делинквентное поведение. Часты расстройства настроения по типу дисфорий. Объективное исследование нередко выявляет органическую патологию мозга эндогенного происхождения. Выраженный негативизм к зеленому свидетельствует о высоком риске эпиприпадков. Второй вариант характерен для подростков с конформисткими установками, имеющих тенденцию к отрицанию проблем или их обесцениванию, стабильных в плане самочувствия и настроения, способных контролировать свое поведение.

В этом разделе приводятся формулы, с помощью которых можно определить, какое влияние на цветовой выбор испытуемого оказал каждый из трех цветовых факторов и тем самым решить, какие характерологические и поведенческие особенности свойственны данному испытуемому. 1. Расчет вклада первого фактора. Расчет производится по формуле №1 Формула №1
F1 = (0,65(4-n5)+0,6(4-n4)+0,5(4-n3) + 0,8(n7-4)+0,7(n1-4))/9
где n - ранговое место соответствующего цвета. Например, n7 - ранговое место черного цвета.
Значения фактора могут находиться, примерно, в пределах от +1 до -1. Положительные значения фактора (особенно > +0,5), говорят о преобладании первого варианта (выбор ярких, светлых цветов доминирует над выбором темных, тусклых), а отрицательные (особенно < -0,5) - второго. Значения, близкие к нулю свидетельствуют о не выраженности фактора, его слабом вкладе в конкретный цветовой выбор.
Пример №1. Рассмотрим цветовой выбор 03542617. Подставим значения в формулу №1. Получим:
F1 = (0,65+0+1+3,2+2,1)/9=+0,77. Вывод: наблюдается выраженный первый вариант.
2. Расчет вклада второго фактора. Вес фактора рассчитывается по формуле №2.
Формула №2.
F2 = (0,6(4-n3)+0,4(4-n4)+0,8(n6-4)+0,6(n0-4))/8
Значения фактора могут находиться также, примерно, в пределах от +1 до -1. Оценка значений аналогична - положительные значения свидетельствуют в пользу первого варианта, отрицательные - второго.
Пример №2. Тот же цветовой ряд: 03542617. Подставляем значения в формулу №2. Получаем F2=(1,2+0+1,6-1,8)/8=+0,125. Вывод: ни один из вариантов не выражен, вклад фактора незначителен.
3. Расчет вклада третьего фактора. Расчет проводится по формуле №3.
Формула №3.
F3=(0,95(4-n2)+0,35(n0-4))/3
Положительные значения фактора наблюдаются в случае предпочтения зеленого цвета, а отрицательные - при его отвержении.
Пример №3. Уже известный нам цветовой выбор: 03542617. Применив формулу №3, получаем F3=(-0,95-1,05)/3=0,66
Вывод: наблюдается выраженный основной вариант фактора №3.
Таким образом, мы определили, что на цветовой выбор нашего испытуемого, прежде всего, повлиял первый цветовой гештальт, весомый вклад оказал также третий фактор, влияние второго фактора незначительно. Исходя из этого, можно составить общее заключение: наблюдается конфликт между основными вариантами первого и третьего факторов - с одной стороны личностная позиция и поведение по типу «у меня все o'key», с другой - высокое внутреннее напряжение, изменения личности по эпилептоидному типу.
Клинико-психологическое исследование подтвердило данное заключение. В частности, на профиле ПДО [5], отмечены следующие пики - гипертимность, эпилептоидность, мужественность.

Использование целостного подхода к интерпретации результатов цветовых предпочтений по тесту М. Люшера несомненно имеет благоприятную перспективу. Наши исследования убедительно доказывают, что цветовой выбор, как частный случай процедуры классификации или упорядочивания, опосредовано через механизм идентификации отражает порядковые отношения между структурами личности человека.