Библиотека » Цветотерапия » Порядковые отношения цветов и цветовые предпочтения

Автор книги: Базыма Б. А.

Книга: Порядковые отношения цветов и цветовые предпочтения

Дополнительная информация:
Издательство:
ISBN:
Купить Книгу

Базыма Б. А. - Порядковые отношения цветов и цветовые предпочтения читать книгу онлайн



Цветовая психодиагностика как метод исследования личности возможна, если выполняются два условия:
1. Цвету соответствует определенная психическая реальность (внешняя валидность);
2. Процедура цветового тестирования способна адекватно отражать эту психическую реальность (внутренняя валидность).
В наших исследованиях [1] было показано, что одна из наиболее распространенных процедур цветовой психодиагностики (цветовое ранжирование «по симпатии») базируется на механизме идентификации испытуемого с цветом: упрощая, можно сказать, что человеку нравятся цвета, которые «похожи» на него («Я – реальное») или его идеал («Я – идеальное»). Исходя из этого, очевидно, что цветовое ранжирование действительно способно отражать психические качества, свойства и т.д. человека. Вопрос в том, какие?
Людям давно известно, что у цветов есть значения. Цветовая символика так или иначе присутствует во всей нашей жизни. Известны доказательства, что определенные цвета определенным образом воздействуют на наш организм. Но мало кто из современных людей безапелляционно согласится с прямым переносом значения цвета на свою личность, если цвет ему нравится или не нравится. Не стоит также забывать про доминирующую во многих умах концепцию цветового релятивизма, согласно которой цветовые значения достаточно условны и произвольны, как и отношение к цветам («на вкус и цвет товарища нет»). Оптимизма не прибавляют и результаты ряда психологических исследований [2], в которых не было обнаружено сколь - нибудь значимых и понятных корреляций между данными цветового теста (М. Люшера) и популярных вопросников. Поэтому особого доверия к цветовым тестам исследователи не испытывают.
Особенностью нашего подхода к проблеме внешней валидности цветовых тестов является следующее:
1. Мы не испытываем особого доверия к опросным методам как критерию оценки степени внешней валидности цветовых тестов;
2. Мы делаем упор на формальной стороне акта цветового ранжирования, ставя в соответствие какому-либо психическому качеству не значение отдельно взятого цвета, а порядковые отношения между цветами, подвергнувшиеся ранжированию.
Предлагая испытуемому проранжировать цвета «по симпатии», мы ставим его перед задачей упорядочить некий «цветовой хаос», находящийся перед его глазами, создать систему, отвечающую определенным его внутренним критериям, так, чтобы он снова пришел в состояние равновесия, выразив себя в этом действии. Как уже было сказано выше, большинство испытуемых в качестве такого критерия выбирают самих себя или свои идеалы. Таким образом, встает задача выяснить, какие имеются варианты цветового ранжирования или упорядочивания и установить, соответствуют ли этим вариантам какие-либо устойчивые личностные структуры.
На данном этапе исследования основной гипотезой для нас стало следующее предположение: «цветовое ранжирование «по симпатии» как частный случай задачи на упорядочивание отражает различные варианты объективных порядковых отношений между цветами». В качестве примера такого варианта можно привести порядковое расположение цветов в спектре. Другими словами, нас интересует, насколько этот «объективный порядок», как и другие варианты, проявляется в индивидуальных цветовых предпочтениях.

Исходя из гипотезы, был спланирован? и проведен следующий эксперимент. Испытуемым (323 человека в возрасте от 14 до 62 лет, 172 мужчин, 151 женщина) была предложена стандартная процедура цветового ранжирования по тесту Люшера (8-ми цветовой вариант). «Младшая» группа (испытуемые от 14 до 18 лет – 254 человека) также была протестирована по методике ПДО [3], а “старшая” - по вопроснику Г. Айзенка. Главный упор в этом эксперименте был сделан на определенную систему обработки результатов. Анализу подверглись не традиционная переменная (цвет и его место в ряду), а переменные «позиция цвета». Таким образом, в обработке принимало участие 64 переменных, имеющих отношение к цвету (пример – переменная «серый на первом месте», переменная «серый на втором месте ряда» и т.д.). Каждая подобная переменная, как легко можно догадаться, могла принимать только два возможных значения: «данный цвет находится на данном месте» - числовой вариант 1; «данный цвет не находится на данном месте» - числовой вариант 0. Подобная особенность обработки результатов позволяет изучить то, что, практически, невозможно в рамках традиционной – все возможные варианты порядковых отношений между цветами, что и требуется нашей гипотезой. Благодаря подобному подходу можно оценить весь ряд как определенный вариант упорядочивания, совершенного испытуемым.
Параллельно, была проведена оценка внутренней валидности использованных опросных методов. С этой целью мы также подвергли обработке не факторные оценки (шкалы вопросников), а отдельные их пункты.

Изложение результатов хочется начать с оценки степени внутренней валидности использованных вопросников. Она оказалась, к сожалению, весьма низкой. Особенно это касается ПДО. Только 49 пунктов ПДО (из более 300) на материале нашей выборки с точки зрения статистического анализа можно оценить, как «работающие», то есть дифференцирующие испытуемых между собой. В вопроснике Айзенка «работающих» вопросов оказалось относительно больше (43 из 57). Заявленные авторами вопросников факторы, как и следовало, ожидать, не представляют из себя «простых структур», а главное не являются строго ортогональными, что опять же больше относится к ПДО. В задачу данной статьи не входит подробный анализ результатов оценки внутренней валидности опросных методик и мы, упоминая о них, преследуем лишь одну цель, обратить внимание исследователей на неправомочность использования результатов вопросников, как критерия оценки валидности других методов, в частности, цветовых, поскольку сами опросные методы нуждаются в тщательной ревалидизации. Можно даже посоветовать исследователям, как это делаем мы сами, перед тем, как искать корреляции между вопросником и другой методикой, провести анализ внутренней согласованности вопросника на материале выборки, подвергнутой исследованию. На наш взгляд, надежнее при этом опираться на рассмотрение взаимосвязей между вариантами ответов на отдельные пункты или задания опросника и результатами другого теста. По крайней мере, когда мы ставили в соответствие цветовым выборам наших испытуемых их шкальные оценки по вопросникам, то никаких достоверных и понятных корреляций также не обнаружили и нам теперь вполне ясно, почему. Другая картина открылась, когда мы обратили внимание на взаимосвязи между ответами на отдельные вопросы и те же цветовые предпочтения – в большинстве случаев корреляции были и понятными и достоверными.
Однако, как уже было сказано, не данный аспект был для нас наиболее важным в настоящем исследовании. Порядковые отношения в цветовых предпочтениях испытуемых подверглись особенно внимательному рассмотрению.
С этой целью применялся метод факторного анализа (Principal components, Varimax normalized). Выделение факторов без заданного ограничения их количества обнаружило 30 ортогональных факторов весом от 1.44 до 2.09, описывающих совокупно 80% дисперсии результатов. Практически, каждый из подобных факторов представляет собой оппозицию, по меньшей мере, пары цветов в отношении какого-либо рангового места. Наиболее часто представлены оппозиции типа «светлые», «яркие» - «темные», «тусклые» цвета, например желтый – темно-синий. Но встречаются оппозиции и в рамках каждой из подобных категорий, к примеру, красный - желтый. К сожалению, объем статьи не позволяет подробно рассмотреть каждый из выделенных факторов.
Для того чтобы обнаружить закономерности более высокого уровня впоследствии были проведены факторные анализы 2-го и 3-го порядка. Они позволили выявить 13 вторичных и 5 третичных факторов соответственно. Интерпретация результатов факторного анализа еще полностью не окончена, но уже сейчас можно с достаточной уверенностью говорить о том, что цветовые распределения, произведенные испытуемыми, подчиняются определенным порядковым закономерностям. Отметим, прежде всего, три из них, которым соответствуют известные психофизические характеристики цвета: тон, светлота и насыщенность. Испытуемые в той или иной степени в своих выборах ориентируются на эти характеристики, которые, если можно так выразиться, «определяют, и направляют» цветовые предпочтения.

Таким образом, в целом, гипотеза исследования может считаться доказанной – цветовые предпочтения испытуемых действительно отражают известные объективные порядковые отношения между цветами. Следующим шагом для нас является установление отношения между стратегиями цветового ранжирования и личностными переменными. Если вспомнить знаменитое древнее изречение «подобное познается подобным» (аналогичный вариант есть у Й. Гете в отношении глаза и света), то не такой уж и «дикой» кажется гипотеза о соответствии порядковых отношений между личностными переменными порядковым отношениям между цветами. По крайней мере, аналогичное соответствие было установлено нами совместно с И.В. Толстовым (2002) на материале цвето – буквенных ассоциаций: оказалось, что расположение гласных букв русского алфавита в аспекте их доминирующих цветовых ассоциаций, в целом, аналогично порядку этих цветов в спектре.
Решимся еще на одно смелое предположение. Спектр может быть рассмотрен как своего рода эталон, константа, имеющая значение не только в физической реальности, но и психической. Исходя из холистической традиции, представленной, в частности, работами А. Ангъяла [4], организм и среда суть единое целое, и, следовательно, имеют общие, фундаментальные константны.