Библиотека » Цветотерапия » Возрастные особенности цветопредпочтения и взаимодействия цвета и возраста человека

Автор книги: Мишенькина Е. В.

Книга: Возрастные особенности цветопредпочтения и взаимодействия цвета и возраста человека

Дополнительная информация:
Издательство:
ISBN:
Купить Книгу

Мишенькина Е. В. - Возрастные особенности цветопредпочтения и взаимодействия цвета и возраста человека читать книгу онлайн



Психологами установлено, что цвет влияет на наше сознание, настроение, фи- зическую и умственную деятельность, он также идентифицирует социальный статус человека и его гендерную принадлеж- ность. В связи с этим представляется ин- тересным рассмотреть вопрос о связи цве- та с возрастными периодами человека и его цветопредпочтением. Несмотря на то, что человеческий глаз может различать от 20000 до 200000 оттенков цветов [1. С. 19], среди них есть те, которые нравятся нам в большей и меньшей степени. С момента рождения первые ощуще- ния ребенка, связанные с цветом, форми- руются на ахроматической оси Черный- Белый, когда он различает свет и тьму (день и ночь). Практически с первых ме- сяцев жизни ребенок начинает дифферен- цировать другие цвета спектра, но не все сразу. Удалось установить, что разные цвета привлекают младенцев в разной степени, и, как правило, предпочтитель- ными оказываются яркие и светлые оттен- ки [2. С. 106]. Где-то к 3 месяцам он реа- гирует на красные цвета, к 6-ти его глаз определяет желтый среди других, позднее происходит различие синего и зеленого. Цветопредпочтение детей меняется с воз- растом, так к 3-5 годам малыша больше привлекает красный цвет, к 8 годам его излюбленными становится снова желтый, а позднее ему начинают нравиться более холодные цвета, такие как синий и зеле- ный [4. С. 27]. Психологами установлено, что до 20-ти лет именно красный цвет чаще ос- тальных ставится на первое место по предпочтительности. По Люшеру, юноши, достигшие половой зрелости отдают свое предпочтение красно-оранжевому цвету. К 30 годам наблюдается небольшой спад, и красный цвет несколько реже оказыва- ется на первом месте, а к 60 годам этот цвет занимает место в середине или ближе к концу цветового ряда предпочтений [4. С. 74]. Этот факт объясняется не только снижением физической активности чело- века, ибо красный символизирует дейст- вие, но и возрастным снижением цветовой чувствительности. В соответствии с таб- лицей цветовых порогов по Смиту, до 20- 25 лет она возрастает, а с возрастом эта чувствительность в значительной степени ослабевает. Причем необходимо отметить тот факт, что это снижение происходит с неодинаковой скоростью для разных цве- тов. Так, зрительная чувствительность к желтому цвету после 50 лет практически не изменяется, мало изменяется она и к пурпурному, тогда как к красному, зеле- ному и синему цветам падает много быст- рее, чем к первым [4. С. 42]. Данными физиологическими осо- бенностями цветовой чувствительности субъекта объясняется и его цветопредпоч- тение в различные возрастные стадии. Ко- личество возрастных стадий пытались оп- ределить еще в Средневековье, насчиты- валось от 7 до 12 периодов в человеческой жизни. Мы выделим наиболее крупные периоды: младенчество, юность, зрелый возраст и старость. В древности цвет одежды обозначал не только социальное положение человека (пурпурная одежда римских императоров), но и возраст человека. Так в Древнем Ри- ме все мальчики, независимо от того к ка- кому социальному слою они принадлежа- ли, до 16 лет носили одежду пурпурного цвета «как знак достоинства детства» [цит. по 3. С. 40]. Фиолетовый цвет, который представляет собой охлажденный вариант красного, ибо в его составе присутствует холодный синий, «имеет характер чего-то болезненного, погасшего, несет в себе что- то печальное» [цит. по 3. С. 204] и по сей день этот цвет считается подходящим для платьев старух. В настоящее время нет цветов, стро- го закрепленных за определенной возрас- тной категорией. Есть цвета или комбина- ции цветов, присущие той или иной груп- 2 пе. Поскольку дети являются зависимы- ми от своих родителей, то последние счи- тают своим правом выбирать цвет детской одежды и других предметов, окружающих ребенка, зачастую не учитывая желание самого малыша. Таким образом, цвето- предпочтение ребенка в значительной сте- пени является цветопредпочтением его родителей. Так, по сложившейся тради- ции, родители перевязывают новорожден- ную девочку красной/розовой ленточкой, а мальчика – синей/голубой. Детская оде- жда подбирается в соответствии с этим устоем, не учитывая тот факт, что, напри- мер, голубой цвет может ухудшить на- строение малыша, родители настойчиво одевают мальчиков в синие костюмчики, хотя желтые или салатные могут наоборот его улучшить. Но этот выбор не обоснован желанием самих родителей, они одевают мальчика именно в синей гамме, а девочку в розовой, так как данное цветовое ген- дерное различие закреплено социумом. Позднее, когда малыш подрастает и начинает проявлять свое цветопредпочте- ние, то этот процесс также постоянно на- ходится под строгим контролем общества. И если ребенок делает «неправильный вы- бор» по общественным представлениям, он рискует услышать в свой адрес такие реплики как «ты, что как мальчишка/или девчонка» и это является самым сильным и эффективным инструментом воздейст- вия на «правильный» цветовой выбор ре- бенка, который стремится принадлежать и иметь черты характерные только мужско- му/женскому полу. Такое строгое гендер- ное различие по цвету принадлежит розо- вому/красному и голубому/синему, ос- тальные цвета в этом плане являются ней- тральными. Таким образом, уже где-то к 10 годам красный и синий цвета реже дру- гих являются любимыми цветами у детей, возможно, по причине того, что с самого рождения эти цвета навязывались им ро- дителями, вследствие чего произошло пе- реутомление от присутствия этих цветов. Поэтому естественным является в этот пе- риод выбор таких цветов как желтый, зе- леный, салатный, белый, бежевый, оран- жевый и т. д. Но, как отмечалось ранее, позднее снова происходит возврат к крас- ному, который чаще других оказывается на первом месте по предпочтительности у молодых людей до 25 лет, так как именно красный цвет является символом дейст- вия, максимальной активности и жизнен- ной энергии, присущие данной возрастной группе. Таким образом, период юности окрашен в основном в красный. В отличие от него, период младенче- ства и раннего детства предстает много- красочным, так как при выборе детской одежды взрослые отдают предпочтение ярким цветам: красному, синему, зелено- му, желтому, оранжевому, салатному. Очень редко белому, серому, черному, возможно, потому, что эти цвета взрослые чаще других используют в своей одежде. Нереализованное желание многоцветия находит отражение в детской одежде. Об- ращая внимание на то как одеты дети и взрослые, не трудно заметить тот факт, что в детской одежде одновременно при- сутствуют цвета (зеленый, красный, си- ний, желтый), сочетание которых не по- зволяют себе взрослые. Одежда последних подчинена стилю и цветовой сочетаемо- сти, одобренной обществом. В данном случае мы рассматриваем традиционные устои общества и не учитываем категорию людей, которые в противовес обществен- ному мнению разноцветной или вызы- вающе яркой одеждой пытаются выразить некий протест, либо просто хотят при- влечь внимание окружающих. Но любо- пытным является тот факт, что некая ком- бинация цветов в данный период времени может считаться «протестующей всеоб- щим устоям», но через какой-то промежу- ток времени общество может одобрить и принять эту данность. Таким образом, об- щество и его мнение являются теми, кто определяет цветовую гамму данной воз- растной группы. Цветопредпочтение людей пожилого и преклонного возраста в значительной степени определяется их эмоциональным и физическим состоянием. Поскольку этот период представляет собой заключитель- ный этап жизни, угасание активности и 3 желание покоя – все это объясняет цвето- вой выбор людей данной категории, кото- рые в большинстве случаев предпочитают серые, коричневые, либо тусклые оттенки других цветов. Они выбирают цвета, не обладающие какой-либо активностью. Именно эти цвета являются гармоничны- ми их внутреннему состоянию. Это не просто устои общества, но и сами пожи- лые люди говорят о том, что в этих цветах они ощущают себя гораздо спокойней. В этот период жизни цвет является дополни- тельным визуальным успокаивающим средством и стабилизатором нервной сис- темы. Но совсем необязательно, что одеж- ду мрачных цветов используют люди, яв- ляющиеся стариками биологически. Дос- таточно часто биологический возраст не совпадает с внутренним возрастным ощу- щением самого человека. Существует ог- ромное количество примеров, когда люди одеваются как «старики», хотя их биоло- гический возраст меньше того, как они выглядят. При этом они сами ощущают себя старше. Есть и обратные примеры того, когда люди пожилого возраста оде- ваются в жизненные цвета и ощущают се- бя как 30-ти летние и выглядят моложе своих лет. Поэтому в данном случае речь идет не только о биологическом возрасте человека, но и о его внутреннем возрас- тном самоощущении и самовосприятии. Исходя из вышесказанного, цвета можно подразделить на две группы: пер- вая – «жизненные/молодые» цвета, кото- рые заключают в себе силу, энергию, дей- ствие, жизнь. К этой группе относятся ро- зовый, красный, желтый, оранжевый, бе- лый, яркие оттенки зеленого, синего и пастельные цвета. Вторая группа – это «увядающие/старческие» цвета, символи- зирующие значительное снижение жиз- ненной активности. Так, например, корич- невый ассоциируется, прежде всего, с процессом гниения, либо конечной стади- ей увядшей растительности; фиолето- вый/сиреневый – это активность красного, подавленная пассивностью синего, так же символизирует утрату энергии, увядание, старение. Доказательством жизненности и мо- лодости розового цвета, служит любопыт- ный пример американского цветотерапев- та Линды Кларк: женщина 50 лет, поте- рявшая мужа и ужасно выглядевшая, на- чала «дышать розовым цветом» и спустя 9 месяцев она не только стала значительно лучше себя чувствовать, но изменилась и ее внешность, был отмечен факт омоло- жения кожи [1. С. 25]. Из этого можно сделать предполо- жение о том, что возраст человека в неко- торой степени определяет цветопредпоч- тение человека, но выбор цвета остается за самим индивидуумом. Выбирая цвет, ко- торый его окружает, он может не только воздействовать на собственное настрое- ние, но и на состояния всего организма. Человек сам может выбрать себе тот воз- раст, в котором он чувствует себя наибо- лее комфортно независимо от его реально- го биологического возраста. Таким образом, цвет и возраст явля- ются взаимозависимыми и взаимоопреде- ляющими. Цветопредпочтение меняется с возрастом по причине вышеуказанных фи- зиологических особенностей человека, но в значительной степени оно зависит и оп- ределяется внутренним возрастным само- ощущением и самовосприятием индиви- дуума.