Библиотека » Сказкотерапия » Психологические координаты сказки
Автор книги:
Книга: Психологические координаты сказки
- Психологические координаты сказки читать книгу онлайн
Психологические координаты смыслового
пространства сказки
В своей работе мы чаще всего используем следующие средства анализа сказки, помогающие выделить в ней значимые элементы:
Тема — то, о чем сюжет, на чем
строится интрига действия; толкуется как значимая сфера жизни испытуемого.
Например, очевидно различную заинтересованность отражают такие темы как
путешествия, семейные сцены, поиск друзей, таинственные превращения, исполнение
желаний и т.д. К особым темам (по аналогии с ТАТ) можно отнести одиночество,
суицид, наркотизацию, сильные конфликты (тяжелые войны), смерть близких,
бессмысленность жизни, избыточная эйфория и прочие.
Персонажи — круг основных действующих
лиц, их характеристики. В зависимости от цели исследования могут толковаться
либо как значимые лица из окружения ребенка или взрослого, либо как персонификации
его внутренних устремлений, как субличности, сотрудничающие
в деле достижения жизненных целей или конкурирующие за право диктовать
поведение.
Герой — персонаж, с которым
идентифицируется рассказчик или участники совместной работы над сказкой. Выявляются
особенности образа Я, самосознания, отношение к себе и прочие важные характеристики.
Отношения между
персонажами и героем — типы взаимоотношений, к которым можно их отнести: соперничество или
сотрудничество, забота, помощь, жертва и преследователь, совместное обогащение,
интеллектуальная борьба. Толкуются либо как преобладающие в жизни рассказчика
виды (типы) отношений со значимыми людьми, либо как желаемые образцы отношений
— в зависимости от контекста и других дополнительных признаков.
Типичные события — то,
что составляет основную фабулу сказки: преследования, поиск кладов, создание лучших
условий жизни, исцеление, поиск лучшей жизни и пр. Толкуются подобно
отношениям и теме.
Трудности (проблемы, затруднения) —
типичные (наиболее частые), важные (эмоционально нагруженные) проблемы, с которыми
сталкивается испытуемый. Мы стремимся понять, откуда, от кого и какие именно
проблемы приходят, для кого именно создаются трудности.
Типичные средства
совладания с возникающими трудностями. Для анализа можно
использовать любые подходящие понятия, мы часто опираемся на такие
классификационные основания как уход/нападение, обман/открытость, контроль себя/управление
другим, борьба/договор и проч.
Недостающие ресурсы —
то чего не хватает для снятия трудностей, решения проблем: их качество
(смелость, честность, активность, сила, выносливость, желание, ответственность,
друзья, ум, покровители, технические средства связи, красота, средства передвижения...),
количество, степень дефицита по каждому и в совокупности. Толкуются как реально
недостающие в жизни клиента ресурсы — то ли внутренние (личные качества и
способности), то ли внешние (физические или социальные условия, жизненные
опоры).
Имеющиеся ресурсы: их качество, доступность,
мощность. Главное — выяснить, насколько на них можно опираться в дальнейшей работе.
Возможно, какие-то ресурсы еще требуют своего дополнительного развития.
В принципе, перечень средств анализа может быть продолжен. Например,
могут обратить на себя внимание способы введения персонажей или пути доступа к
ресурсам, смена героев (и идентификации) и прочее. Но, как правило, эти детали
возникают как вариации в рамках указанных переменных. Используемые средства
анализа сказки — это измерения субъективного семантического пространства ее
автора. Толковать с их помощью можно лишь потому, что это не столько элементы
собственно сказки, а элементы семантического пространства, изоморфного
некоторому участку жизненного семантического пространства данного человека.
Диагностические возможности сказки
Обозначим основные переменные, по которым может быть оценена сказка
как диагностический инструмент, и этим подведем итог “диагностической” части
нашего разговора.
Трудозатраты. Процедура, как правило, необременительна ни для
клиента, ни для психолога, она проста и кратка.
Гибкость процедуры. Достоинство сказки в том,
что процедура может гибко перестраиваться в зависимости от задач. Мы различаем
четыре возможных варианта диагностической процедуры: а) рассказываем
заготовленную (стандартную) сказку — “считываем” спонтанные реакции испытуемого;
б) начинаем сочинять сказку или даем стандартную заготовку ее начала, создаем
тестовую ситуацию — просим испытуемого продолжить, или ответить на специальный
вопрос: “Что было дальше?”, “Что подумал (почувствовал) медвежонок...”, “Как ты
думаешь, выпил ли он воду?” и пр. (по Б. Шелби); в)
просим испытуемого сочинить сказку (наиболее неопределенный проективный
вариант);
г) просим
рассказать испытуемого любимую сказку — толкуем в парадигме Э. Берна.
Экологичность. Сказкой трудно навредить.
Естественность процесса сочинения, привлекательность сказок вообще дает
огромный запас экологической прочности. Только слишком грубое или прямолинейное
толкование может оказать травмирующее воздействие на клиента — но это уже
претензия не к сказке, а к такту и квалификации психолога.
Универсальность. В отличие от других близких
по идеологии методик (например, ТАТ), сказка выгодно отличается в том, что
способна естественным образом превращаться в коррекционную технику. Для этого
она имеет все необходимые свойства: позволяет задавать любую степень
отстранения от наличной жизненной ситуации, возможность произвольно локализовать
место действия, создавать любые ситуации, и любые нелогичные переходы (при этом
реализуется логика смысловых связей), подвергать клиента любым мыслимым
испытаниям, распаковывать любые ресурсы, в любом их количестве и сочетании и
пр.
Некоторые ограничения
сказки обнаруживаются в том, что а) нет разработанных стандартов по “специальным”
темам, поэтому толковать приходится по аналогии с ТАТ или с опорой на
профессиональную интуицию; б) иногда бывает сложно собрать необходимое количество
вербального материала (просить, скажем, третий раз сочинить “еще одну сказку”
не вполне естественно).