Библиотека » Дети и подростки, кризисные состояния » Орлов А. Б. Психологические аспекты насилия в семье
Автор книги: Орлов А. Б.
Книга: Орлов А. Б. Психологические аспекты насилия в семье
Орлов А. Б. - Орлов А. Б. Психологические аспекты насилия в семье читать книгу онлайн
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ
А.Б.Орлов
Как известно,
основоположник современной психотерапии З.Фрейд разделял латинскую мудрость: Homo homini lupus est. Так, в одной из
своих работ он писал: «Человек человеку волк; найдется ли у кого мужество после
всего опыта жизни и истории оспаривать это положение?» (Фрейд, 1995, с.321).
Как бы мы не относились к этим представлениям З.Фрейда о человеческой природе,
приходится признать, что, согласно современным научным данным, именно насилие
составляет универсальный коммуникативный контекст жизни человека: все
люди в той или иной степени подвергаются психологическому насилию. Вместе с тем
в общественном сознании и СМИ данная проблема представлена в очень усеченной и
трансформированной форме «ужасов отдельного случая», более того проблема
насилия в семье долгое время была табуированной областью и до настоящего
времени существует реальное сопротивление социума обращению к этой проблеме. Статистические данные относительно распространенности насилия, по
мнению экспертов (И.С.Кон и др.), не заслуживает доверия как явно заниженные,
однако даже статистические опросы свидетельствуют, например, о том, что 25%
детей, живущих в крупных российских городах, стали жертвами сексуального
насилия (Дети России, 1997); очевидно, что распространенность других, менее
явных видов и форм насилия в семье такова, что охватывает всю популяцию.
Представления о том, что насилие имеет место только в социально неблагополучных
семьях, современные исследователи считают несостоятельным мифом конвенционального
общественного сознания.
Проблематика
психологии насилия представляет собой обширную область, наиболее интенсивно
разрабатывающуюся в мировой психологии последнюю четверть века (см. Д.Левинсон,
Дж.Кобрин, Д.Финкелхор, Д.Иваниек, К.Брон, Р.Лэнг, А.Миллер, и др.).
В отечественной психологической науке данная проблематика сравнительно молода (см. Сафронова Т.Я., Соколова Е.Т., Цимбал Е.И. и др.). До
настоящего времени не существует единого видения данной области в психологии,
не сложился полноценный терминологический и концептуальный аппарат (см. Каган В.Е., и др.; отечественные справочные издания по
психологии). В англоязычной психологической литературе
основные собирательные термины в данной области - «abuse»
(т.е. обида, ругань, оскорбление, жестокое обращение, пренебрежение,
эксплуатация, совращение) и «neglect» (т.е.
пренебрежение, игнорирование, забывание, леность, отсутствие заботы).
К настоящему
времени в психологии сложилась эмпирическая типология форм «abuse
& neglect», которую составляют:
1) физическое
насилие - преднамеренное манипулирование телом человека (ребенка или
взрослого) как объектом, приводящее к нанесению физических повреждений
различной степени тяжести; к физическому насилию относятся не только побои, но
и ограничения в еде и сне, вовлечение в употребление алкоголя и наркотиков и
т.п.;
2) сексуальное
насилие - преднамеренное манипулирование телом человека (ребенка или
взрослого) как сексуальным объектом, приводящее к вовлечению в сексуальные
действия с целью получения сексуального удовлетворения или какой-либо иной
выгоды; к сексуальному насилию относится не только сексуальное совращение, но и
вовлечение в проституцию, порнобизнес и т.п.;
3) психологическое насилие (поведенческое, интеллектуальное,
эмоциональное и проч.) - преднамеренное манипулирование человеком (ребенком
или взрослым) как объектом, игнорирование его субъектных характеристик
(свободы, достоинства, прав и т.п.), разрушающее отношения привязанности между
людьми, или, напротив, фиксирующее эти отношения и приводящее к различным
деформациям и нарушениям психического (поведенческого, интеллектуального,
эмоционального, волевого, коммуникативного, личностного) развития.
Соотношение
трех данных форм «abuse & neglect»
таково: по своему объему понятие «сексуальное насилие» меньше чем понятие
«физическое насилие», а понятие «физическое насилие» - меньше чем понятие
«психологическое насилие». Иначе говоря, между данными понятиями существуют
отношения по типу включения. Вместе с тем, рассмотрение
генеза данных форм «abuse & neglect»
показывает, что психологическое насилие является «почвой» и «ядром» насилия,
его исходной формой, на основе которой возникают физическое и сексуальное
насилие (см., например, П.Дейл, С.Харт, М.Брассард и др.).
Статистика
российских служб экстренной психологической помощи (Телефонов доверия)
свидетельствует, что: а) в 80% случаев обращений речь идет о семейном насилии;
б) самой распространенной формой семейного насилия является психологическое
насилие (см. Всероссийский конкурс памяти Матери Терезы.
Программа «Детство без насилия и жестокости», 1998).
Во многом аналогичны соотношения форм насилия в США: так, лишь 14% обращений за
помощью - это обращения в связи с сексуальным насилием (данные US Department of Health
and Human Service цит. по R.Lawson et.al., 1998, p.370).
Спектр
психологического насилия включает:
а) активный аспект психологического насилия - психологические
воздействия (угрозы, унижения, оскорбления, чрезмерные требования,
чрезмерная критика, ложь, изоляция, запреты на поведение и переживание,
негативное оценивание, фрустрация основных нужд и потребностей и т.п.);
б) пассивный аспект психологического насилия - психологические
эффекты (утрата доверия с себе и миру, диффузная самоидентичность,
полезависимый когнитивный стиль, внешний локус
контроля, беспокойство, тревожность, нарушения сна и аппетита, депрессия,
агрессивность, уступчивость, угодливость, коммуникативная некомпетентность,
низкая самооценка, склоннсть к уединению,
суицидальные наклонности, задержки физического и психического развития,
личностная психопатология различной этиологии - наркотические зависимости,
булимия, анорексия, нарциссические,
мазохистские, множественные, пограничные и прочие личностные расстройства, амбулаторная
шизофрения, соматические и психосоматические заболевания - язва желудка,
аллергии, избыточный вес, нервные тики и т.п.; опыт психологического насилия в
семье в некоторых случаях приводит к ранней интериоризации
паттерна отношений «насильник - жертва», к его фиксации на физиологическом
уровне с последующей трансформацией ряда базовых потребностей, оформляющейся
впоследствии в таких эксквизитных психических и
поведенческих расстройствах как садомазохизм и серийные убийства (А.Стевенс, Й.Прайс, А.Миллер и
др.);
в)
интерактивный аспект психологического насилия - психологические
взаимодействия (доминантность, аффективность, непредсказуемость, непоследовательность,
неадекватность, непринятие со стороны насильников и субординированность,
бесчувственность, ригидность, безответственность, неуверенность, беспомощность,
самоуничижение со стороны жертв насилия).
Разведение
активного, пассивного и интерактивного аспектов психологического насилия
позволяет использовать в данной области более дифференцированную терминологию: насилие
- это специфические интерперсональные формы
поведения; невротизация - это специфические интраперсональные
формы отреагирования на насилие (Захаров А.И. и др.);
неадекватное (или патогенное) родительствование и
супружество - это специфические интерперсональные
формы коммуникации в семье, проявляющиеся на одном своем полюсе в насилии и «перпитрейтеризации» (от англ. perpetrator
- преступник) участников общения, а на другом полюсе в их невротизации и «виктимизации» (от англ. victim -
жертва) (Дж.Боулби, Соколова
Е.Т., и др.).
В
психологической науке существуют следующие модели насилия в семье (см. Д.Иваниек, К.Брон,
Р.Лэнг, А.Миллер, и др.):
а) психопатические модели, центрированные на
предрасположенностях к насилию взрослых (алкоголь, наркотики, низкая
самооценка, аэмпатичность, коммуникативная
некомпетентность, социальная изолированность, социальные, психологические и
психиатрические проблемы, депрессивность, отсутствие самоконтроля, суицидальные
наклонности, агрессивность, ранняя беременность матери, потеря ребенка и т.п.)
и детей (недоношенность, болезненность, нежеланность,
физические и психические недостатки и т.п.);
б)
социальные модели, объясняющие насилие внешними (социальными) факторами и
условиями, такими как бедность, низкий уровень дохода, безработица, социальная
изоляция и закрытость семьи, перенаселенность, низкий образовательный и
культурный уровень и т.п.;
в) психосоциальные модели, стремящиеся интегрировать
психологические и социальные факторы насилия; в данных моделях факторы насилия
подразделяются на структурные, ситуативные и коммуникативные, причем именно коммуникативные
факторы являются ключевыми и определяющими проявления насилия в семье:
особенности межличностных взаимодействий являются либо «ингибитором», либо
«катализатором» действия структурных и ситуативных факторов насилия, в
последнем случае наблюдается эскалация насилия или «принудительная спираль
насилия» (Паттерсон).
Одна из
основных тенденций в области психологического изучения насилия в семье состоит
в разработке проблематики межличностных детско-родительских и супружеских
взаимоотношений, развивающихся по типу неадекватного (патогенного) родительствования и супружества, блокирующего
нормальное функционирование семьи. Неадекватное (патогенное) родительствование и супружество представляют собой
континуумы интерперсональных коммуникативных
паттернов, описывающийся различными авторами как «депривация
- симбиоз» (Е.Т.Соколова, С.В.Ильина, и др.), «отвержение - гиперопека»
(В.И.Гарбузов) и оформляющийся в виде специфического семейного стиля жизни,
приводящего к эскалации и межпоколенной трансляции
насилия.
Проблематика
психологических механизмов, составляющих основу феноменологии неадекватного
(патогенного) родительствования и супружества,
центрируется (при всем своем многообразии) на механизмах условного принятия и
условного самопринятия. В первом случае речь идет об интерперсональных (коммуникативных) психологических
механизмах (от идентификации до отвержения), тогда как во втором - о механизмах
интраперсональных (о психологических защитах по типу
диссоциации и вытеснения).
Таким
образом, структурирование проблематики насилия в семье приводит к следующим
выводам:
Наиболее
сущностным и генетически исходным типом насилия является психологическое насилие;
Наиболее
важным и исходным аспектом психологического насилия является его интерактивный
аспект, т.е. неадекватное (патогенное) родительствование
и супружество;
Базовым
психологическим механизмом неадекватного (патологического) родительствования
и супружества является механизм самонепринятия;
Генетически
исходным является самонепринятие по типу негативного
оценивания (запрета) проявлений (поведенческих, интеллектуальных,
коммуникативных, эмоциональных, личностных) собственного Я.
Предельной
формой самонепринятия является непринятие своей
жизни, негативное оценивание жизни, запрет на жизнь (ср.,
идеи расколотого Я по Р.Лэнгу и негативной психологии
по А.Менегетти).
В
соответствии с данными выводами, сложившейся практикой семейного консультирования
и семейной терапии, а также с конкретными наработками по данной теме (анализ
детских суицидальных попыток, мазохистских психосексуальных
установок и различных форм принятия в контексте детско-родительских отношений)
можно сформулировать следующие принципы консультирования семей с различной
степенью выраженности психологического насилия:
1. В ходе
психологического консультирования семей с проблемами насилия приоритетное
внимание следует уделять психологическому насилию;
2. В ходе
консультирования семей с проблемами психологического насилия приоритетное
внимание следует уделять неадекватному (патологическому) родительствованию
и супружеству;
3. В ходе
консультирования семей с неадекватным (патогенным) родительствованием
и супружеством приоритетное внимание следует уделять механизмам самонепринятия;
4. В ходе
консультирования членов семей с проблемами самонепринятия
приритетное внимание следует уделять интраперсональным процессам блокирования (фрустрации),
диссоциации (расщепления) и вытеснения из их сознания их собственных сущностных
(в широком смысле витальных) проявлений, т.е. динамическим аспектам “негативной
психологии” (А.Менегетти), процессам персонализации (А.Б.Орлов) - формированию персональных и
теневых личностных составляющих;
5. В ходе
консультирования членов семей с выраженными эффектами процесса персонализации приоритетное внимание следует уделять
прецедентам и условиям процессов персонификации (А.Б.Орлов), проявлениям
внутреннего Я.
Такая
стратегия консультационной психологической практики открывает путь к созданию
свободных от насилия форм родительствования и
супружества.
Важно
подчеркнуть, что личный опыт насилия - и для жертвы, и для насильника -
это всегда травмирующий опыт, делящий их жизни на “до” и “после”. Особенность
насилия в семейном контексте - и для насильника, и для жертвы - состоит в
необходимости продолжать общение, сохранять и поддерживать систему
межличностных взаимоотношений.
Важнейший
психологический эффект любой ситуации насилия - синдром посттравматического
стресса, проявляющийся спектром таких симптомов как: навязчивые
воспоминания и сны; повышенная тревожность; скрытность и стремление к
одиночеству; аэмоциональность; склонность к депрессии
и употреблению наркотических средств; немотивированная жестокость,
агрессивность и аутоагрессивность; суицидальные
тенденции.
Посттравматический
стресс - нормальная реакция человека на ненормальную ситуацию насилия. Вместе с
тем это фиксированная реакция, сохраняющаяся иногда на многие годы и крайне
затрудняющая, искажающая и нарушающая нормальную человеческую жизнь, к тому же
способствующая трансляции и эскалации насилия и жестокости. Выход из ситуации
посттравматического стресса - и для жертвы, и для насильника - предполагает
глубокое и безоценочное понимание травмирующего опыта
другими людьми - психологами-консультантами и психотерапевтами;
атмосфера такого доверительного и безопасного в психологическом смысле общения
позволяет человеку спокойно осознать травмирующий опыт, внутренне принять и
выразить его, примириться с прошлым. К сожалению, общение в повседневной жизни,
в том числе и общение в семье лишено, как правило, всех этих
психотерапевтических качеств. В результате неосознанный, невыраженный и
постоянно подавляемый травмирующий опыт порождает хроническое, не находящее
адекватного выхода внутреннее напряжение (стресс), негативно сказывающееся на
самочувствии и здоровье человека, его общении, работе, учебе и социальной
адаптации в целом.
В настоящее
время автором и его сотрудниками разработана научно-практическая программа
«Жизнь в семье без насилия и жестокости». Цель программы - создать и
апробировать программу эффективной работы с людьми, пережившими опыт насилия в
семье (либо в качестве жертвы, либо в качестве насильника), продолжающими
общаться друг с другом и испытывающими в результате всего этого душевные
страдания. Работа по программе предполагает индивидуальную, парную и групповую
работу с клиентами с использованием техник и приемов человекоцентрированной,
экзистенциальной, экспрессивной и онтотерапии.
Основная практическая задача программы - купирование душевных страданий,
подлинное примирение людей со своим опытом и друг с другом, освобождение от
осознания себя либо в качестве жертвы, либо в качестве насильника, санация
системы их актуальных межличностных взаимоотношений.
Эта работа
адресована всем тем, кто испытывает психологический дискомфорт и душевную боль
вследствие пережитого опыта насилия. Она призвана обеспечить клиентам (и
жертвам, и насильникам) необходимые психологические условия для
осознания, выражения, принятия и освобождения от неразделенного травмирующего
опыта насилия. Уникальность программы заключается, прежде всего, в том, что она
предполагает проведение психотерапевтической работы не только с жертвами
насилия в семье, что представляет собой типичную практику отечественного
семейного психологического консультирования и семейной психотерапии, но и с
теми, кто осуществлял насилие. Именно работа с парой «жертва - насильник»
позволяет оказать психологическую и психотерапевтическую помощь всем участникам
ситуации насилия и тем самым осуществить действительную профилактику насилия в
семье.