Библиотека » Н Л П » Гиппенрейтер Нейролингвистическое программирование

Автор книги: Гиппенрейтер

Книга: Гиппенрейтер Нейролингвистическое программирование

Дополнительная информация:
Издательство:
ISBN:
Купить Книгу

Гиппенрейтер - Гиппенрейтер Нейролингвистическое программирование читать книгу онлайн



Нейролингвистическое программирование (НЛП)

 
Ю.Б.Гиппенрейтер, 
доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ, мастер НЛП. 
 
Что такое НЛП?
 
Первоначально НЛП возникло как новое направление в психотерапии. Однако оно быстро переросло рамки психотерапевтических задач и превратилось в психотехническую концепцию. 
Сейчас, спустя два с половиной десятилетия развития НЛП, можно сказать, что это - совокупность принципов, представлений и техник, направленных на улучшение функционирования психики. При этом не важно, идет ли речь о переходе (переводе) человека из «проблемного» в «нормальное» состояние или из «нормального» - в состояние более эффективного функционирования и даже «мастерства».
Авторы НЛП в одной из ранних публикаций определили свое новое направление как «исследование структуры субъективного опыта» (Bandler, Grinder, Dilts, De Lozier, 1980). Это определение, хотя и продолжает цитироваться, представляется одновременно и слишком широким, и слишком узким. Широким потому, что далеко не вся «структура внутреннего опыта» доступна методам НЛП, узким потому, что не указывается еще одна область разработок НЛП - область межличностной коммуникации. 
 
Немного истории
 
НЛП зародилось в 1972 году в США в местечке Санта-Круз, недалеко от Сан-Франциско, штат Калифорния, Ее создателями были Ричард Бандлер и Джон Гриндер. Р. Бандлер, в то время студент четвертого курса по специальности прикладная математика и компьютерная техника, заинтересовался психотерапией. Он посещал гешталът-группы и даже был привлечен издателем к редактированию стенограмм сеансов Ф. Перлса. По воспоминаниям друзей того времени, Р. Бандлер имел довольно экзотическую внешность - длинные волосы, козлиную бородку и неизменный нож на поясе - обычай, который у него сохранился со времен его бурного отрочества, прошедшего в его родном городе Сан-Диего; навсегда сохранился и след от ножевого ранения в живот. Было впечатление, продолжает очевидец, что он принес в тихую заводь университетского городка убеждение, что в любой момент с тобой может случиться все что угодно (McClendon, 1989). Считается, что темперамент и личный девиз Р. Бандлера «Если нужно - действуй!» наложили отпечаток на дух НЛП. Рассказывают, что однажды на лекции по психологии Бандлер встал и громогласно заявил, что в университете надо преподавать гораздо более практичные и нужные людям знания, например гештальт-терапию. Между прочим, профессор вполне согласился с ним, заметив однако, что в университете нет никого, кто бы мог это делать (там же). Дж. Гриндер был молодым преподавателем лингвистики на курсе, где учился Р. Бандлер. К тому времени он был уже доктором философии и специалистом в области структурной лингвистики, в частности теории Н. Хомского. Он знал несколько языков и в годы службы в американской армии участвовал в качестве переводчика в секретных операциях. Он обладал особым даром имитации, который использовал для овладения языками, выполнения спецзаданий в армии, а впоследствии для создания техник НЛП.
Р, Бандлер и Дж. Гриндер, объединив свои интересы и способности, переключились на занятия психотерапией. Они задались целью открыть секреты успехов выдающихся психотерапевтов того времени - К. Роджерса, Ф. Перлса, В. Сатир, М. Эриксона. По их убеждению, теории этих «магов» и даже их личные свидетельства мало сообщали о том, как они в действительности работали. Будущие создатели НЛП обратились к видео- и аудиозаписям, непосредственному наблюдению за работой этих мастеров, анализу стенограмм их сеансов и т. д. 
Просматривая километры видеопленок, они останавливали кадр за кадром, анализируя каждый жест, слово, тональность голоса, используемые лингвистические структуры, а также реакции терапевта на изменения поведения, мимики, состояния клиента и т. д. Результат был впечатляющим; при всем различии теоретических ориентации, темпераментов, индивидуальных стилей этих высоких профессионалов оказалось возможным выделить некоторые общие для них приемы и принципы психотерапевтического процесса. Далее встала задача отработки на основе этих приемов точных процедур, алгоритмов или техник. В настоящее время существуют многие десятки техник НЛП, предназначенных для работы с самыми разнообразными проблемами. Число техник непрерывно растет, как и число их создателей. За последнее десятилетие на порядок выросло количество опубликованных книг по НЛП. Методы и техники НЛП успешно применяются не только в психотерапии и консультировании, но и в образовании, бизнесе, медицине, торговле, спорте. Освоение НЛП стало одним из направлений личного образования для тех, кто стремится развить свои коммуникативные способности, лучше понять себя, раскрыть собственный потенциал (см. О'Коннор, Сеймон, 1997).
Ключевым словом для НЛП теперь стало не психотерапия, а моделирование. Под последним понимается изучение, а затем и освоение опыта выдающихся мастеров в той или иной области человеческой деятельности. Несколько лет назад вышел в свет трехтомник Р. Дилтса «Стратегии гениев», где анализируются «секреты творчества» Леонардо да Винчи, Моцарта, Эйнштейна и многих других (Dilts, 1994-1996; Dills, 1998). В США, России, Австралии, Японии, Бразилии и во многих странах Западной и Восточной Европы открыты институты НЛП, проводятся курсы и тренинги НЛП. Созданы национальные ассоциации и Международная ассоциация НЛП, проводятся международные и национальные конференции и конгрессы. НЛП стало проникать в общую культуру, напоминая в этом смысле судьбу раннего психоанализа. 
 
Теоретическая ориентация1
 
1 В дальнейшем изложении мы ограничимся анализом только тех аспектов НЛП, которые относятся к психотерапевтической практике.
Из краткого исторического экскурса видно, что НЛП возникло как эклектический синтез различных психотерапевтических подходов. В него вошли элементы гештальт-терапии Ф. Перлса, эриксоновского гипноза, семейной терапии В. Сатир, гуманистической психологии К. Роджерса. К этому списку можно смело добавить бихевиоральную терапию, когнитивную психологию, элементы теории высшей нервной деятельности и структурной лингвистики. Можно говорить и о влиянии психоанализа, которое выражается в признании авторами НЛП важной роли бессознательного. Однако они одновременно категорически отказываются от обращения к анализу прошлого как метода психотерапевтической помощи. Наконец, можно отметить пересечение НЛП с теорией деятельности и прежде всего с представлениями о структуре внутренней деятельности, процессах интериоризации и автоматизации. Несмотря на перечисленные заимствования и пересечения с другими подходами, НЛП сложилось как своеобразное самостоятельное направление. Его своеобразие определяется уникальным сочетанием следующих черт.
Во-первых, НЛП отличается от любой психологической теории сознательным отказом его авторов от изучения «реальности», чем бы она ни была: психикой, поведением, когнитивными механизмами, бессознательным. Главный вопрос для них - не как это устроено, а что с этим делать, чтобы получить желаемый результат. Иными словами, НЛП - это не психология, а психотехника.
Во-вторых, в приемах и техниках НЛП заключено требование к особенной точности - точности восприятия реакций клиента или партнера по общению, точности психотерапевтического воздействия, точности языка, В результате необходимым элементов образования и самообразования «энэлписта» является тренировка сенсорной чувствительности и наблюдательности, а также овладение широким набором средств вербального и невербального воздействия со способностью быстрого переключения в зависимости от реакции клиента. Мастера НЛП отслеживают динамику состояния клиента в микроинтервалах времени (секундах, долях секунды).
В-третьих, существенным отличием НЛП от большинства психотерапевтических подходов является его ориентация на работу с процессом, а не содержанием. Эту важную особенность мы постараемся раскрыть и проиллюстрировать ниже. Четвертая особенность техник НЛП состоит в исключительном акценте на работе с внутренними образами. Концентрация внимания на внутренних содержаниях сознания и оперирование с ними вызывают измененные состояния сознания, или транс. По-видимому, именно благодаря трансовым состояниям техники НЛП приводят к быстрым позитивным изменениям по типу импринтинга. Примером тому может служить быстрое излечение фобий, длившихся у клиентов годами, всего за один сеанс.
 
Базисные принципы
 
Как уже говорилось, в НЛП нет теории психики или личности. Однако в нем есть своя «философия», которая представлена набором аксиом, или базисных принципов. Принятие этих принципов, вера в них, составляет необходимое условие успешной работы с человеком или его проблемой методами НЛ П. Приведем некоторые из них вместе с краткими комментариями.
? Люди функционируют совершенно, никто не ущербен и не испорчен.
Очевидно, что это утверждение выражает общий позитивный оптимистический взгляд на человека, характерный для гуманистической традиции. Он противостоит постулату изначальной греховности христианской религии, а также тенденции к патологизации личности в некоторых психологических теориях и практиках. Явно гуманистическую направленность имеют и следующие принципы.
 
 
 За каждым поведением скрывается позитивное намерение. 
 Люди всегда делают наилучший выбор, доступный им в данный момент. 
 
В следующих двух принципах отражена вера создателей НЛП в неограниченные возможности человека. 
 Люди уже располагают всеми необходимыми ресурсами. Им нужно лишь найти доступ к этим ресурсам в соответствующем месте и времени. 
 Любой человек может сделать все. Если кто-то один делает что-либо, то возможно смоделировать его действия и научить другого. 
 
Руководствуясь последним принципом в собственном профессиональном развитии, авторы НЛП стали мастерами психотерапии. Они также реализовали его во многих техниках. 
 Человек реагирует на свою карту реальности, а не на саму реальность. 
 Карта не есть территория. 
 
В последних двух тезисах-метафорах заключен известный гносеологический постулат об относительной истинности наших знаний, моделей, теорий. Человек имеет дело не с реальностью («территорией»), но лишь с образом ее («картой»). Избавление от иллюзии совпадения образа и реальности, а также работа с ограниченностью и искаженностью карт клиента - одна из важных составляющих техник НЛП. 
 
 Нет ошибок, есть только обратные связи. Принятие этой установки фасилитатором, педагогом, терапевтом поднимает самочувствие и самооценку клиента, обучающегося, собеседника. Так называемые ошибки - неизбежное следствия научения, движения к результату. Будучи определены как «обратные связи», они обретают смысл полезной информации для учета и последующих коррекций. Стоит еще раз подчеркнуть, что все приведенные выше утверждения (базисные принципы) отражают с точки зрения НЛП не «реальность», то есть не природу, свойства, способности человека, а веру в человека и его возможности. Характер этой веры чисто прагматический, она - залог успешной работы с клиентом. Здесь мы встречаемся с известным феноменом «самореализующегося пророчества» в его позитивном варианте: говори человеку: «Ты можешь!» - и он сможет.
Итак, первое необходимое условие психотерапевтической помощи для приверженца НЛП - его собственный позитивный настрой по отношению к клиенту, своего рода «философия прагматического оптимизма», которая выражается в базисных принципах. Однако этого еще не достаточно. Нужно передать эти позитивный настрой и веру самому клиенту, так сказать, воодушевить его. Последнее достигается по крайней мере двумя путями. С одной стороны, непосредственным эмоциональным заражением: психотерапевт должен всегда быть в «ресурсном состоянии». С другой - тонко разработанными методами и техническими приемами, к характеристике которых мы и переходим.
 
Основные понятия и технические приемы
 
В НЛП сложился свой язык, отражающий специфику подхода и его технологий. Остановимся на некоторых наиболее важных понятиях и представлениях, снабжая их комментариями. Выделим при этом три темы:
 
1) «субъективный опыт» клиента; 
2) личные качества и способности психотерапевта; 
3) процесс психотерапевтического взаимодействия. 
 
Клиент и его субъективный опыт
 
Когнитивные аспекты процессов, происходящих в клиенте, описываются прежде всего через понятие репрезентативные системы (PC). Репрезентативные системы - это перцептивные системы, в которых кодируется и хранится информация о внутренних или внешних событиях. В НЛП выделяются преимущественно три PC: зрительная, слуховая и кинестетическая. К последней относятся все телесные ощущения - температурные, тактильные, собственно кинестетические, а также вкусовые и обонятельные.
Согласно представлениям НЛП, способ кодирования и хранения информации индивидуально специфичен. Одно и то же событие может быть представлено у одного человека в виде картины, у другого - в виде звуков речи, у третьего - преимущественно в виде телесного чувства. Могут быть и смешанные репрезентации. Особенное значение придается определению ведущей репрезентативной системы. Замечено, что в речи человека, как правило, превалируют слова (глаголы, наречия, прилагательные), относящиеся к какой-либо одной из перечисленных модальностей. Этот факт служит основанием для отнесения человека к одному из трех типов: «зрительному», «слуховому» или «кинестетическому». Иногда говорят о четвертом, «дигитальном» (то есть логическом) типе. К нему относят лиц с преобладанием в речи амодальных глаголов, таких, как сознаю, понимаю, считаю, думаю и т. п. 
Пример высказываний «зрительного» клиента: «Вся картина мне представляется неясной, я не вижу выхода из положения». «Кинестетический» клиент выразился бы в подобном случае примерно так: «Все запуталось. Такое чувство, что зашел в тупик». «Слуховой» клиент может сказать: «Зря я не прислушался к внутреннему голосу. Говорил же себе: "Не надо!"» Определение ведущей репрезентативной системы клиента необходимо для установления полноценного контакта с ним. Говорить с клиентом необходимо на языке его ведущей модальности, иначе не будет достигнуто взаимопонимание. При работе с парой можно видеть, как различие ведущих репрезентативных систем (и соответственно языка) у супругов оказывается источником взаимных недовольств и конфликтов. В этом случае психотерапевт выступает в качестве переводчика на язык, понятный каждому из партнеров (Satir, Bandler, Grinder, 1976).
Наличие ведущей репрезентативной системы не означает незадействованности систем других модальностей. Всякий живой процесс представляет собой цепь, или последовательность, сменяющихся внутренних образов, действий и состояний. В эту цепь, помимо ведущей, как правило, включены и другие PC. Все в целом, то есть последовательность образов, действий, состояний, составляет стратегию деятельности. Стратегии могут быть эффективными и неэффективными. Здесь открывается широкое поле исследований НЛП в области моделирования. Различными методами (опроса, наблюдения, подражания) выявляется стратегия «успешного деятеля», или «мастера», и на ее основе создается алгоритм для обучения. Так, одними из первых были разработаны стратегии успешной мотивации, принятия решений, грамотного письма и др. 
В частности, было выявлено и проверено на опыте блиц-обучения, что эффективная грамотность обязательно включает звено зрительного образа слова, написанного или напечатанного. В отсутствие же этого звена, то есть при стратегии «слуховое восприятие - слово - его написание», возникают значительные затруднения или сбои в орфографии (Andreas, Andreas, 1989). 
Одним из специальных методов определения стратегии или «хода» внутреннего процесса в НЛП стали движения глаз. Именно в этом контексте они получили название ключей доступа (accessing cues). В результате многочисленных наблюдений была установлена корреляция между перцептивной системой, через которую в данный момент проходит внутренний процесс, и движением взора. У большинства субъектов движение глаз вверх связано с обращением к внутренним зрительным образам; положение и движение взора в горизонтальной плоскости - с обращением к слуховым образам; опускание глаз вниз и вправо-с погружением в образы кинестетической модальности, в то время как поворот глаз вниз и влево свидетельствует о внутреннем диалоге. Левое направление взора в случае «зрительной» и «слуховой» позиций глаз связывается с обращением к образам памяти, а движение взора вправо - с образами воображения. Указанные корреляции имеют усредненный, вероятностный характер. В каждом индивидуальном случае необходимо проверить, не являются ли они исключениями из правил, которые наблюдаются не так уж редко. Как сам внутренний процесс, так и соответствующие ему движения глаз крайне динамичны, и в течение нескольких секунд психотерапевт может увидеть по глазам сложную эволюцию внутреннего процесса (Cameron-Bandler, 3985). Другим предметом интереса НЛГТ является состояние клиента. Большое внимание уделяется состоянию транса. Говорят также о состояниях: проблемном или тупиковом, ресурсном или превосходном (state of excellence), состояниях диссоциации/ассоциации, конгруэнтности/не конгруэнтности и др. Каждое из этих состояний может быть связано с любым содержанием, поэтому все они относятся именно к «процессу», с которым только и работает «энэлпист». Чтобы оценивать состояние клиента и тем более влиять на него, психотерапевт должен быть максимально чувствительным к их внешним проявлениям (см. ниже о сенсорной чувствительности). Все внешние проявления состояний в НЛП называются одним словом - физиология. К физиологии относятся все невербальные компоненты общения, вегетативные реакции: поза, жесты, мимика, пантомимика, интонации и громкость голоса, темп речи, цвет кожи, частота дыхания, пульса и т. п. 
Под трансом, или состоянием транса, в НЛП понимается широкий спектр измененных состояний сознания. Это представление взято у Милтона Эриксона, который считал транс нормальным повседневным явлением. Человек находится в трансе, когда он глубоко задумался, погружен в работу или поражен неожиданным явлением. Общая черта всех состояний транса - концентрация внимания на узком содержании сознания. Предполагается, что чем младше ребенок, тем большую часть времени он находится в состоянии транса. Это - моменты глубокого погружения в происходящее и осмысление его, можно сказать, моменты зачарованности или очарованности миром. Трансовые состояния особенно плодотворны для запечатления информации, а также восприятия психотерапевтического воздействия. Проблемные состояния клиента - это состояния дискомфорта, фрустрации, страдания. Они возникают как реакция на то или иное событие, ситуацию или действие. Практически во всех техниках НЛП клиента просят подумать о проблемной ситуации и «войти» в нее. Терапевт «калибрует» отрицательное состояние и прерывает его. В конце работы проверяется, может ли клиент снова вспомнить проблемную ситуацию и пережить трудное состояние. Как правило, последнее не воспроизводится, вместо этого клиент находит себя в более «ресурсном» состоянии. В таком случае проделанная работа считается успешной.
«Ресурсное» состояние - это состояние подъема, бодрости, уверенности в своих силах. Предполагается, что каждый человек знает свои ресурсные состояния, однако не всегда имеет к ним доступ. Терапевт в ходе работы помогает найти эти состояния и войти в них. Ресурсное состояние также калибруется, специальными приемами связывается с проблемной ситуацией и закрепляется в ней.
 
Состояния ассоциации и диссоциации. 
 
С помощью этих понятий описывается известная способность человека менять внутреннюю позицию наблюдения. Мы можем, образно говоря, находиться в собственном теле и смотреть на окружение через собственные глаза (состояние ассоциации), либо наблюдать себя со стороны, видеть себя в какой-то ситуации (состояние диссоциации). В жизни выход в диссоциированное состояние иногда случается автоматически. 
Особенно это бывает в случаях неожиданного тяжелого происшествия или известия. Возникает странное переживание: «Это не со мной!» В НЛП состояние диссоциации рассматривается как само по себе ресурсное, то есть помогающее пережить и преодолеть стресс, отрицательную эмоцию. В свою очередь ассоциированная позиция позволяет особенно полно испытывать положительные переживания. Таким образом, в ходе работы с клиентом обращается внимание на «перцептивную позицию», в которой находится клиент: ассоциирован он или диссоциирован. В процессе общения человек может войти в позицию другого, то есть партнера по общению, и постараться увидеть ситуацию его глазами. Способность занять позицию другого чрезвычайно важна для гармонизации общения и установления раппора. (Здесь мы даем правильную фонетическую транскрипцию французского слова rapport. К сожалению, в подавляющем большинстве текстов на русском языке неправильно «озвучивается» непроизносимое на конце этого слова «t».). В целом в НЛП отрабатываются и в нужные моменты используются переключения с одной позиции на другую: первая позиция - ассоциированная, вторая - другой, третья - сторонний наблюдатель (две последние позиции являются диссоциированными).
Сопоставление высказываний клиента с невербальными реакциями дает богатый материал для определения степени его конгруэнтности. Конгруэнтность означает согласованность всех систем выражения мыслей, эмоций, намерений, отношений. Соответственно, неконгруэнтное состояние обнаруживает себя в противоречивых сигналах. Не конгруэнтность может означать внутренний конфликт, в том числе неосознаваемый. Например, клиент говорит: «Я люблю свою жену!» - резким голосом, энергично стуча кулаком по колену. Внутренний конфликт иногда описывается как конфликт «частей». Метафорический образ частей заимствован из гештальт-психологии и используется для ссылки на различные функциональные системы личности. Говорят о «творческой» части, о «критической» части, о части, ответственной за проблемное поведение (например, курение, переедание и т. п.). Психотерапевт и его мастерство («три кита» искусного коммуникатора) Для успешной работы с клиентом психотерапевт должен обладать тремя базисными способностями: 
1) устанавливать и поддерживать раппор; 
2) иметь высокую сенсорную чувствительность, 
3) быть гибким. 
Раппор - особый психотерапевтический контакт, который предполагает полное эмоциональное принятие клиента и эмоциональный сонастрой с ним. Это понятие, как и сам термин, не является оригинальным для НЛП и используется во многих психотерапевтических подходах. Однако в НЛП установлению и поддержанию раппора придается особенно большое значение. Он рассматривается как наиболее надежный способ создания атмосферы психотерапевтического транса. Специальное внимание уделяется внешней, технической, стороне раппора. Она не только не исключает, а напротив, способствует внутреннему эмоциональному и содержательному сонастрою с клиентом. В «технический» аспект раппора входит повторение или отражение (иногда используется слово «отзеркалнвание») всех компонентов внешнего поведения клиента: его позы, мимики, громкости и интонаций голоса, ритма речи и дыхания, используемого словаря и, конечно, содержания высказывания. Последнее составляет суть так называемого активного, или эмпатического, слушания по К. Роджерсу. Как уже упоминалось, неизбежным следствием точного и тонкого раппора становится измененное состояние сознания клиента (как, впрочем, и самого терапевта). Оно характеризуется открытостью к контакту и особенной податливостью психотерапевтическому воздействию.
 
Сенсорная чувствительность - второй «кит», или базисная способность, «энэлписта». Ее развитию и упражнению уделяется специальное внимание. Сенсорная чувствительность непосредственно связана с раппором. «Уподобляться» клиенту возможно только при очень пристальном внимании ко всем внешним проявлениям его состояний. 
Особенное значение чувствительности к сенсорным данным связано также и с тем, что техники НЛП ориентированы на работу с процессом, а не с содержанием. Под процессом понимается поток событий во внутреннем опыте клиента, куда входят стратегии переработки и использования информации, эмоциональные реакции и способы совладания с ними (успешные или неуспешные), индивидуальные манеры коммуникации и аутокоммуникации и т. п. Особенно информативными оказываются непроизвольные и неосознаваемые реакции. Находясь вне сознательного контроля клиента, они сообщают более достоверную информацию о его состоянии, чем его речевые высказывания. Чувствительность психотерапевта к тонким проявлениям «физиологии» позволяет ему работать в режиме непрерывной обратной связи и делает его работу особенно точной и элегантной. Гибкость. Это понятие отражает требование и, соответственно, умение психотерапевта приспосабливать свое поведение к текущему состоянию клиента и развитию психотерапевтического процесса в целом. В случае необходимости он по ходу дела меняет приемы и техники. Рабочее правило «энэлписта»: «Если что-то не работает, делай другое» - хорошо выражает суть этой способности.
 
Процесс психотерапии
 
Как уже говорилось, техники НЛП предполагают работу не с содержанием, а с процессом. Эти понятия раскрываются скорее на обыденном, чем на научном языке: содержание - это то, что происходит; процесс - то, как. это происходит. Слово «как» нуждается, конечно, в дальнейшем пояснении. И здесь приходится смотреть, с чем и как фактически работают «энэлписты». Прежде всего, они выделяют два базисных компонента психотерапевтического процесса: «следование» за клиентом (pacing) и его «ведение» (leading). Следование включает в себя невербальную подстройку к клиенту по всем перцептивным каналам (зрительному, слуховому, кинестетическому), а также вербальное отслеживание произносимого текста (в стиле активного слушания). На этом этапе терапевт устанавливает раппор, а также собирает необходимую информацию: определяет ведущую репрезентативную систему клиента, его внутренние стратегии, калибрует наличное и желаемое состояния и т. п. 
Этап ведения означает переход к психотерапевтической интервенции. Здесь используются разнообразные приемы, начиная с невербального воздействия на состояние клиента и кончая прямыми речевыми инструкциями, которые представляют собой шаги той или иной техники. 
Остановимся на некоторых наиболее универсальных техниках НЛП, направленных на изменение субъективного опыта и поведения клиента.
Один из простых, но эффективных технических приемов получил название заякоривания. Этим термином в НЛП обозначается традиционная процедура обусловливания, то есть образования условной связи в ее классическом варианте. Терапевт организует связь между каким-либо состоянием клиента (например, ресурсным) и дополнительным стимулом, называемым «якорем». Этот стимул может использоваться позже в ходе работы с клиентом для приведения его в желаемое состояние. Якорем может быть прикосновение к определенному месту руки клиента, специальный жест или изменение тона голоса терапевта. Якорь может быть создан или организован самим клиентом. В таком случае он может использоваться клиентом в качестве «психологического орудия» (в буквальном смысле, по Выготскому) для управления собственным состоянием или поведением в проблемной ситуации. Описанная в общем виде процедура «заякоривания» оставляет загадочной чрезвычайно действенную силу этого приема. Секрет этой силы, на наш взгляд, в особом состоянии клиента, на фоне которого проводится большинство техник НЛП, а именно: в состоянии транса. Если оператору удается вызвать и поддержать это состояние, то обусловливание совершается «с места». Последующее действие якоря приобретает черты автоматического непроизвольного акта. Следующая группа приемов НЛП относится к работе с внутренними образами. В той или иной форме она присутствует практически во всех техниках НЛ П. Сами формы оперирования с образами чрезвычайно разнообразны. Среди них:
 
 
 актуализация образа прошлого события и погружение в соответствующее состояние (как правило, это первый шаг в цепи предлагаемых действий); 
 видение себя со стороны, часто просьба представить себя на воображаемом экране (состояние диссоциации); 
 проигрывание в воображении желаемого действия или поведения; 
 обогащение образа дополнительными модальностями (например, присоединение к внутренней картине звуков, кинестетических ощущений и т. п.); 
 изменение субмодальностей образа (восприятие его в черно-белых или цветовых тонах, изменение его удаленности, размера, локализации, формы); 
 создание образов-метафор или образов-символов, представляющих тот или иной субъективный опыт; 
 трансформация и интеграция образов и др. В целом использование образов с их исключительными свойствами - пол и модальностью, метафоричностью, способностью к «магическим» трансформациям, -- а также увязывание их с эмоциональными состояниями и работа с этими состояниями через образы составляют, по нашему мнению, специфику НЛП и определяют секрет успеха его техник. Следующая группа приемов относится к работе с языком. Имеется в виду язык как клиента, так и терапевта. Внимание к языку клиента определяется тем, что в нем отражаются индивидуальные особенности его когнитивной и эмоциональной сфер. Чувствительность терапевта к этим особенностям необходима для установления раппора, а также для выявления источников проблем клиента. О проявлениях в языке ведущей репрезентативной системы клиента мы говорили выше. Терапевт воспроизводит модальные слова клиента, обеспечивая тем самым «попадание» в его переживания и образы.
 
Другая крупная лингвистическая разработка НЛП опирается на идеи структурной лингвистики и заключена в понятии метамодели. Метамодель определяется как набор лингвистических средств, позволяющих восстановить связь языка клиента с его опытом. В основе этой идеи лежит один из базисных принципов НЛП, согласно которому человек в своей жизни руководствуется картой, моделью или образом реальности, а не самой реальностью. В создании этой карты первоочередную роль играет язык. Язык - мощное орудие познания, мышления и оформления субъективного опыта. Однако он неизбежно привносит ограничения и искажения в наши карты. Неполнота и несовершенство карт определяется теми же основными процессами, которые обеспечивают познание и осмысление действительности. В НЛП выделяются три таких универсальных процесса: обобщение (генерализация), избирательность (стирание), трансформация (искажение). Например, в высказываниях клиента: «Никто никогда меня не понимал», «Все отказываются войти в мое положение!» - звучат преувеличенные обобщения: никто, никогда, все. Реакцией терапевта может быть еще большее подчеркивание этих излишне эмоциональных обобщений для придания им гротескного или парадоксального звучания: «Никто-никто! Никогда! Все-все!», на что обычно клиент возражает и приводит противоположные случаи. Таким образом восстанавливается более точная картина его опыта. Приведем еще несколько примеров типичных высказываний клиента и ответных реплик терапевта с использованием структур метамодели: 
К. (клиент): Это я не смогу! (Употребляется глагол невозможности.) 
Т. (терапевт): Как это будет выглядеть, если вы сможете? 
К.: Я обязательно должен... (Глагол долженствования.) 
Т.: Что случится, если вы не... 
К.: Это нехорошо.. .(Неопределенность, неполнота высказывания.) 
Т.: Что «это»? С чьей точки зрения нехорошо? 
К.: Она раздражает меня своим поведением. (Причинно-следственное отношение.) 
Т.: Что вы делаете, чтобы раздражаться на ее поведение? (В этой реплике содержится косвенное утверждение о том, что клиент сам выбирает свои эмоциональные реакции и ответствен за них.)
Из приведенных примеров можно увидеть, что метамодель служит не только целям сбора, прояснения и уточнения информации о клиенте, но и помогает ему преодолеть ограничения в восприятии действительности и самого себя. (Полное описание метамодели см. в приложении к книге Кэмерон-Бандлер (Cameron-Sandier, 1985). Наряду с метамоделью видное место в НЛП занимает .модель Милтона. Она представляет собой систематизированное описание структур и правил языка внушения, или гипнотического языка, которые использовал в своей работе Милтон Эриксон (модель названа его именем). 
Анализ и описание этих структур были сделаны Р. Бандлером и Дж. Гриндером в 1984 году (Grinder, Bandler, 1984).
Модель Милтона часто называют «обращенной метамоделью», или метамоделью наоборот. Дело в том, что характер языка, предполагаемого каждой из этих моделей, прямо противоположен. Если в метамодели, цель которой собрать по возможности полную и детальную информацию о клиенте, а также прояснить собственную «карту» последнего, используются конкретные, специфические слова и фразы, то модель Милтона помогает составить как можно более туманные и неопределенные высказывания. Когда терапевт произносит общие, неопределенные слова и расплывчатые фразы, за клиентом остается возможность по-своему их интерпретировать. Он заполняет пробелы в произносимом тексте терапевта своим, близким ему содержанием и, таким образом, продолжает находиться в контакте и согласии с терапевтом. Иными словами, в результате поддерживается непрерывный раппор, столь необходимый для получения гипнотических эффектов. Другой результат применения неопределенного языка - «расфокусировка» и ослабление сознания клиента, что также открывает доступ к более эффективным гипнотическим внушениям. Конкретные языковые структуры модели Милтона очень разнообразны. Среди них:
 
 использование неспецифических существительных, местоимений, глаголов («это», «определенные ощущения», «можете заметить»); 
 глаголов долженствования и необходимости («Это заставляет вас еще больше расслабиться»); 
 замаскированные утверждения («Вам, наверное, интересно знать, как скоро вы найдете ответ на мучивший вас вопрос?»); 
 встроенные команды («Вы удивитесь, почувствовав прилив новой энергии»); 
 негативные команды («Не думайте о белой обезьяне») и многое другое. 
Подробно об этом можно прочесть в упомянутой книге (Grinder, Bandler, 1984). Здесь же мы ограничимся примером из приводимого авторами текста М. Эриксона и краткими комментариями к нему.
Я знаю, у вас в жизни есть трудность, которую вы хотели бы успешно разрешить... и я не знаю, какие точно собственные ресурсы вы найдете наиболее подходящими для разрешения этой трудности, но я знаю точно, что ваше подсознание может лучше, чем вы сами, поискать и найти в вашем опыте нужный ресурс.
Легко увидеть, что текст насыщен неопределенными словами и словосочетаниями: трудность, успешное разрешение, подсознание, ресурс, наиболее подходящий; он содержит неопределенное местоимение это, глагол возможности: знаю точно, что ваше подсознание может,.., скрытую команду:... какие точно собственные ресурсы вы найдете и т. п. В результате клиент наделяет речь терапевта своими смыслами и поддается позитивному внушению. К универсальным и очень эффективным средствам НЛП относится рефрейминг. Слово рефрейминг можно перевести как «переформулирование». Имеется в виду позитивное переформулирование проблемы клиента. Различают два вида рефрейминга: контекстный и смысловой (Bandler, Grinder, 1982).
В контекстном рефрейминге к «проблемному» поведению или свойству, на которое жалуется клиент, подбирается такая ситуация, в которой это поведение или свойство оказывается полезным.
Например, отец жалуется на строптивость и непокорность дочери-подростка, Терапевт предлагает отцу вообразить сцену нападения уличного хулигана на его дочь, в которой она оказывается способной энергично защитить себя. Он также поздравляет отца с успешным воспитанием в дочери таких необходимых в жизни качеств характера, как энергичность, настойчивость (Bandler, Grinder, 1979).
При смысловом рефрейминге контекст или ситуация заявленной проблемы сохраняется, однако предлагается другой взгляд на «проблему». В качестве примера можно привести слова В. Сатир, с которыми она обычно обращалась к семье при первой встрече с нею. Она поздравляла членов семьи с обращением за помощью, говоря, что их приход - это первый шаг на пути тех позитивных изменений, к которым они стремятся. В, Сатир поясняла, что любая семья воспринимает обращение к терапевту как свидетельство своей несостоятельности или ущербности. Описанный же рефрейминг позволяет ей увидеть ту же ситуацию в совершенно другом, позитивном, свете.
Оба вида рефрейминга служат целям избавления клиента от черно-белого восприятия действительности, преодоления ограниченного взгляда на вещи. Они помогают расширить его со- знание, увидеть другие возможности, наконец, повысить его самооценку. Существенно дополняют и расширяют языковые средства НЛП метафоры, притчи, истории. Их создатели продолжают традиции М. Эриксона, выдающегося рассказчика и сочинителя психотерапевтических историй (Haley, I973). Использование метафор в терапевтических целях основано на двух посылках. Во-первых, между любыми явлениями имеется сходство. Во-вторых, образы непосредственно действуют на подсознание клиента, минуя контроль и сопротивление сознания. Как уже говорилось, во многих техниках НЛП используются образы, которые возникают в воображении клиента спонтанно. В случае же использования метафор или историй образы создаются терапевтом. Рассказ-метафора должен удовлетворять нескольким условиям. Во-первых, сохранять основные черты или структуру проблемной ситуации. Во-вторых, быть достаточно иносказательным, чтобы не провоцировать сознательное сравнение и сопротивление. Наконец, содержать решение проблемы: открывать клиенту новые пути, выборы, ресурсы (Gordon, 1978). Обычно удачная метафора продолжает действовать за пределами психотерапевтической ситуации и даже может стать для клиента сценарием его жизни в течение некоторого времени. В заключение напомним известную метафору о самом НЛП, которую любят рассказывать ее авторы (Handler, Grinder, 1979).
Один мастер был приглашен владельцем завода устранить неисправность в его оборудовании. Оборудование это состояло из множества труб разной величины, образующих сложный запутанный лабиринт. Мастер походил среди этих труб, внимательно все осмотрел, что-то потрогал, где-то послушал, наконец постучал молоточком в одном месте - и машина заработала. Получив счет на $1000 за проделанную работу, владелец возмутился: «Вы же затратили всего несколько минут, постучав в одном месте» - и потребовал более подробного отчета. Во втором счете, который он получил в ответ, значилось: постучать молоточком - $5, знать, где постучать, - $995. 
 
Пример одной из техник НЛП (работа с внутренним конфликтом)
 
В качестве конкретной иллюстрации изложенного приведем развернутое описание одной из типичных техник НЛП, снабдив ее комментариями. В комментариях мы попытаемся указать на те характерные для этого психотерапевтического подхода принципы, приемы и процедуры, которые нашли отражение в данном методе. Техника, о которой пойдет речь, называется зрительным слиянием (Bandler, Grinder, 1979). Она применяется в тех случаях, когда человек систематически делает что-то, чего он не хочет делать, или не делает того, что хочет (например, хочет и не может бросить курить, переедает, ленится делать зарядку и т. д.). Сразу заметим ряд характерных особенностей методов НЛП, которые проявились в этой конкретной технике. Во-первых, она представляет собой пошаговый алгоритм, то есть последовательность операций, которые должен проделать терапевт вместе с клиентом. Во-вторых, она оставляет возможность работы с закрытым содержанием: клиент не обязан сообщать о характере своего конфликта. В-третьих, в этой технике используется метафорический образ частей личности: клиенту поясняется, что одна его часть хочет делать одно, другая - прямо противоположное. Наконец, в-четвертых, работа строится на одном из базисных принципов НЛП, согласно которому за любым действием, поведением или реакцией, какими бы странными или нежелательными они ни были, стоит позитивное намерение. 
 
Шаг 1, Первая часть и ее положительное намерение Клиенту предлагается следующая инструкция:
Поместите ту вашу часть, которая... (следует указание на то, что она делает или не делает) в подходящую для нее руку. Смотрите, как она выглядит, как звучит... и т. д. Спросите ее, какую полезную функцию она для вас выполняет. Продолжайте держать эту часть в этой руке, когда повернетесь к другой руке.
Вся инструкция произносится гипнотическим голосом с подстройкой к ритму дыхания клиента и другим его невербальным проявлениям. Можно увидеть, что в ней используются элементы языка внушения (модели Милтона), в частности неопределенные местоимения (эти, то, эту), замаскированные утверждения (например, когда говорят смотрите, как она выглядит, не подвергается сомнению, что соответствующая «часть» будет как-то выглядеть, а также может звучать и т. п.). В предложении спросите «часть», какую полезную функцию она для вас выполняет косвенно утверждается, что, во-первых, сознательное «я» может вступать в диалог с обсуждаемой частью и, во-вторых, что эта часть выполняет полезную функцию. 
По нашим наблюдениям, уже на первом этапе использования этой техники клиент оказывается в состоянии транса. Этому способствует наблюдение возникшего образа, а также поиск позитивного намерения часто осуждаемой части. Такое намерение, как правило, обнаруживается в результате серьезной внутренней работы, поддерживаемой эмпатическим слушанием со стороны терапевта. Как правило, нахождение позитивной функции прежде отвергаемой или осуждаемой части приводит клиента в приподнятое состояние духа. 
 
Шаг 2. Вторая часть и ее положительное намерение 
То же самое проделывается относительно второй части (ее образ помещается в другую руку). Трансовое состояние клиента углубляется в то время, как он «держит» перед собой на ладонях и созерцает образы своих частей. Конкретный вид этих образов очень индивидуален и очень разнообразен. Это может быть, например, светящийся оранжевый шар в одной руке и серый и холодный камень - в другой. (Примеры других образов, встречавшихся в нашей практике: колючий зеленый каштан, что-то вроде медузы, спираль улитки, черная дыра, костер, твердый кристалл и др.) 
 
Шаг 3. Взаимное одобрение намерений частей Инструкция: Теперь смотрите прямо перед собой так, чтобы вы видели обе руки. Наблюдайте за обеими частями, и пусть они повернутся друг к другу Попросите каждую часть понять и одобрить ценность другой. 
Пусть каждая часть поблагодарит другую за ее полезное намерение. В этой инструкции продолжает действовать замаскированное утверждение, согласно которому части с их образным воплощением - относительно самостоятельные инстанции, которые не совпадают с сознательным «я». Они существуют где-то, скорее всего, в подсознании. Они могут поворачиваться друг к другу, понимать, одобрять, благодарить друг друга. Все выглядит забавно, фантастично и в то же время серьезно. Приподнято-трансовое состояние клиента продолжается. Очень важно отслеживать и поддерживать его. 
 
Шаг 4. Интеграция частей Инструкция: Теперь наблюдайте за обеими ценными частями себя, слушайте их, и пусть ваши руки начнут сближаться друг с другом, только с той скоростью, которая позволит слиться и интегрироваться вашим частям наиболее удобным и полезным для вас образом... так, чтобы ни одна из них ничего не потеряла, обе они сохранили свою полезность и чтобы каждая часть обогатилась теми свойствами и способностями, которых нет у одной и которые присутствуют у другой. 
Процесс сближения рук может сопровождаться дополнительным текстом. Например: Вы можете очень удивиться, наблюдая изменения, которые начнут происходить в обоих образах при их соединении... только с той скоростью, с которой они будут естественно сливаться. Вы также можете быть поражены видом того образа, который возникнет при окончательном слиянии обеих частей, когда они растворятся друг в друге и обретут свойства друг друга. И наблюдайте, как выглядит этот новый образ, потому что эта новая часть обладает способностями, которых вы никогда не имели... умениями и возможностями, о которых вы никогда не догадывались, которые будут доставлять вам удовольствие...и указывать новые пути достижения всех тех важных целей одновременно... Весь текст терапевта насыщен структурами гипнотического языка. Снова из процесса исключено сознательное «я». Действуют руки (сближаются), части (сливаются, интегрируются, растворяются друг в друге), образы (меняются, трансформируются). Клиенту остается наблюдать, удивляться и переживать. Терапевт следит, когда клиент закончит интеграцию, наблюдая сближение его рук, изменения в выражении лица, позы, дыхании и т. д.
 
 
Шаг 5. Ассоциация с новой интегрированной частью Инструкция: Когда вы будете готовы, приблизьте руки к груди и введите эту новую часть внутрь себя так, чтобы она стала легко доступной частью вас, вашего поведения. Делая это, вы можете почувствовать прилив энергии в своем теле, когда эта часть соединится с вами... Дайте себе возможность в течение некоторого времени прочувствовать уникальные возможности этой новой части в себе. 
Снова язык внушения, насыщенный скрытыми командами и замаскированными утверждениями: новая часть станет легко доступной частью вас, почувствуете прилив энергии, часть будет обладать уникальными свойствами и т. д. Клиент находится в глубоком трансе, о котором свидетельствуют явно выраженные физиологические реакции (особенно с момента слияния образов): задержка дыхания, покраснение лица, ощущение жара или теплой волны при соприкосновении с новой частью и введении ее внутрь.
 
 
Шаг 6. Проба будущего Инструкция: Теперь представьте себе какую-нибудь конкретную ситуацию в будущем, где бы вы хотели в полной мере использовать эти интегрированные качества и способности. Это - стандартное окончание практически всех техник НЛП. Клиент в воображении воспроизводит «проблемную» ситуацию, однако с ощущением новой энергии, уверенности и состояния приподнятости. Ситуация больше не кажется проблемной: клиент эффективно справляется с ней. Происходит «запечатление» положительного эффекта на будущее, что обычно подтверждается в реальной жизни. 
 
«Секреты» успеха НЛП
 
В качестве итога перечислим характерные особенности НЛП, которые, на наш взгляд, обеспечивают его успех в психотерапии, а также в других психотехнических практиках. При этом мы отчетливо сознаем, что данный перечень можно продолжать, дополнять и уточнять. 
 Общий позитивно-гуманистический подход, как на уровне идей (вера в позитивную природу человека, его неограниченные возможности), так и на уровне отдельных техник: практически любая работа с клиентом начинается с вопроса: «Что вы хотите изменить к лучшему?» 
 Заданный уровень высокой точности работы с клиентом как в отношении восприятия его состояний, внутренних процессов, так и в отношении точного реагирования терапевта. 
 Сознательный выбор ориентации на процесс, что позволяет не «застревать» на содержании проблемы, а помогать клиенту продвигаться к более эффективным способам совладания с любыми проблемами. 
 Многоканальность, или полифоничность, терапевтического воздействия: одновременное использование речи, образов, невербальных средств взаимодействия. 
 Опора на неосознаваемые механизмы фиксации положительного опыта: использование состояние транса, метафор, механизма импринтинга, гипнотического языка. В заключение хотелось бы выразить свое отношение к некоторым критическим высказываниям в адрес НЛП. Наиболее часто говорится о якобы манипулятивном его характере. Автор настоящих строк никоим образом не разделяет это мнение. Манипуляцию можно определить как воздействие на человека со скрытыми (часто корыстными) мотивами. Однако, как уже говорилось, каждая техника 
НЛП начинается с вопроса клиенту о его цели, и никогда не делается что-либо противоречащее его желанию. Вместе с тем указанное негативное мнение, по-видимому, имеет свои основания. Это - неаккуратное, некорректное, а подчас и просто негуманное обращение с теми мощными средствами, которыми располагает НЛП. Один из современных американских авторов и ведущих тренеров НЛП Роберт Макдональд так рассказал на тренинге об эволюции своего отношения к НЛП:
«Довольно быстро я понял, что НЛП - это острая шпага, которой можно наносить очень точные удары, и я был готов оставить эту деятельность. Но спустя некоторое время я понял, что со шпагой в одной руке можно держать в другой руке сердце, и тогда я остался в НЛП». 
Возможно, некоторые видят или, еще хуже, ищут в НЛП только «шпагу». Это очень искаженное представление. Только чистые руки могут принять наследие гуманистов, которые стояли у истоков этой области человеческого знания и практики. Истинное НЛП - только то, которое по праву может быть названо гуманистическим. 
 
Библиография
 
 
О'Коннор Дж., СЕЙМОН Дж. (1997) Введение в НЛП. - Челябинск: Версия. 
ANDREAS S., ANDREAS С. (1987) Change Your Mind. - And Keep the Change. - Moab: Real People Press. 
ANDREAS C., ANDREAS S. (1989) Heart of the Mind. - Moab: Real People Press. 
ANDREAS S. (1991) Virginia Satir - The Patterns of Her Magic. - Palo Alto: Science & Behavior Books. 
BANDLER R.t GRINDER J. (1979) Frogs into Princes. - Moab: Real People Press. 
BANDLER R. (1987) Using Your Brain for a Change. - Moab: Real People Press. 
BANDLER R., GRINDER J. (1975, 1976) The Structure of Magic. - Palo Alto: Science & Behavior Books. Vol. I, II. 
BANDLER R., GRINDER J. (1982) Re-Framing. - Moab: Real People Press. 
BANDLER R., GRINDER J., DILTS R., DELOZIHR J. (1980) The Structure of Subjective Experience. - Cupertino: Meta Publications. 
BANDLER R., GRINDER J. (1975, 1977) Patterns of Hypnotic Techniques of Milton Erickson. - Cupertino: Meta Publications. Vol. I, II. 
CAMERON-BANDLER L. (1985) Solutions. - San Rafael: Future Pace. DILTS R. (1998) Modeling With NLP. - Capitola: Meta Publications. 
DILTS R. (1994-1996) Strategies of Genius. -Capitola: Meta Publications. Vol. I, II, III. 
GORDON D. (1978) Therapeutic Metaphors. -Cupertino: Meta Publications. 
GRINDER J., BANDLER R. (1984) Trans-Formation. - Moab: Real People Press. 
HALEY J. (1973) Uncommon Therapy: The Psychiatric Techniques of Milton Erikson. - N. Y, London: Norton & Co. 
MCCLENDON T; (1989) The Wild Days. NLP 1972 to 1981. - Cupertino: Meta Publications. 
SATIR V, BANDLER R., GRINDER J. (1976) Changing With Families. - Palo Alto: Science & Behavior Books.