Формы и методы групповой работы с подростками. Терапевтические и тренинговые группы
Семинар Navigation
Невидимая сторона групповой работы с подростками. Психотерапевтические группы и психологические тренинги.
Семинар-погружение.
Подростковый возраст — это время решения возрастных задач, способствующих формированию личности. Работа в группе естественна для подростка, поскольку соответствует его ведущей деятельности.
Группа — это:
- зеркало, в котором подросток может увидеть себя;
- модель мира, с которым нужно учиться взаимодействовать;
- другие люди, со своим уникальным опытом проживания различных ситуаций.
В группе подросток сам отвечает на поставленные себе же вопросы:
Кто я? Какой я? На что способен? Чему мне надо научиться? Чем могу и хочу поделиться? Чем я похож на других? В чём моя уникальность?
В группе подросток приобретает социально-психологические навыки и новые формы поведения, в группе – учится отстаивать свою позицию.
Для кого этот семинар:
Семинар предназначен для профессионалов, желающих расширить свои знания и инструментарий в области работы с подростками; психологов, врачей, психотерапевтов, педагогов дополнительного образования, студентов медицинских и психологических факультетов, организаторов детского и подросткового отдыха, а так же родителей, которые хотят научиться лучше понимать своих взрослеющих детей.
Цель программы:
- получение теоретических основ и расширение методологической базы для групповой работы с подростками в формате психологических тренингов и психотерапевтических групп.
В программе семинара:
- Виды групповой работы с подростками. Психотерапевтические группы и психологические тренинги.
- Значение тренинга в решении возрастных задач, удовлетворении возрастных потребностей подростка и в развитии его личности.
- Роль тренера как носителя модели поведения и нового опыта.
- Особенности и структура психологического тренинга для подростков.
- Составление тренинговых программ в зависимости от цели.
- Методы и приёмы групповой работы в структуре тренинга: упражнения, дискуссии, ролевые и проблемные игры, групповые задания, шеринг.
- Интегративный принцип применения методик.
- Возможности использования притч и легенд для развития рефлексии.
- Понятие тренингового пространства.
- Динамика развития группы и роль игрового взаимодействия в тренинге.
- Определение мотивации и глубинных запросов подростков.
- Групповые правила — «За» и «Против».
- Структура одного тренингового занятия. Принцип подбора основных упражнений и разминок.
- Практическое применение различных технологий в соответствии с фазой групповой динамики и задачей:
— игры и разминки, влияющие на энергетику группы и создающие ее настрой;
— упражнения, направленные на достижение различных целей — знакомство с членами группы и тренинговым пространством, самопрезентацию, установление контакта, проработку эмоций, поиск ресурсного состояния, создание атмосферы доверия и эмоционального комфорта, простройку временной перспективы и постановку целей, упражнения на подведение итогов и концентрацию ресурса;
— шеринг; различные способы обратной связи. - Значение завершающей фазы тренинга для осознания и интеграции участниками полученного опыта и ресурса.
В результате прохождения семинара вы:
- Пополните знания об особенностях подросткового возраста.
- Получите представление о методах групповой работы с подростками.
- Сможете самостоятельно создавать тренинговые программы для подростков, исходя из поставленных задач.
- Проживёте уникальный опыт группового взаимодействия.
- Научитесь применять различные техники и методики на практике.
- Получите подборку игр и упражнений для дальнейшего использование в своей работе.
- Расширите круг профессиональных контактов.
Рекомендуется:
- прослушать семинар «Индивидуальное консультирование подростков».
Список литературы:
- Бубличенко М.М. Психологические тренинги на каждый день. Практикум. – Ростов н /Д : Феникс, 2016 .
- Емельянова Е.: Психологические проблемы современных подростков и их решение в тренинге.- М: Генезис, 2015.
- Кипнис М.Ш. Актёрский тренинг. Драма. Импровизация. Дилемма. Учебное пособие. – СПб: «Лань», 2016.
- Кипнис М.Ш. Большая книга лучших игр и упражнений для любого тренинга. – М: Издательство АСТ , 2016.
- Копытин А.И. Психодиагностика в арт-терапии.- СПб: Речь, 2014.
- Леванова Е.А. Волошина А.Г., Плешаков В.А., Соболева А.Е., ТелегинаИ.О.
Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия.- СПб: Питер, 2012. - Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам. Отечественный и зарубежный опыт. /Под ред. Копытина А.И. – М: Когито-Центр, 2012.
- Мосс Д. Игры, в которые мы играем. Тренинг по системе Эрика Берна. 40 упражнений, чтобы понимать людей, воздействовать на них, освободиться от негативного сценария.- СПб: Астрель,
- Основы социально – психологического тренинга. Психологический практикум/ авт.- сост. М.А. Василенко. – Ростов н /Д : Феникс, 2014.
- Телегина И. Большая психологическая игра, или Игра не в тренинге. -СПб: «Питер», 2013.
- Фопель К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего.- М: Генезис,
- Фопель К. Мастерская историй. Сочинение личных историй в групповой психологической работе. — СПб: Генезис, 2013.
- Фопель К.Технология ведения тренинга. Теория и практика. — М: Генезис, 2013.
- Хрящева Н. Ю. Психогимнастика в тренинге.- СПб: Речь, 2015.
- Эксакусто Т.В., Истратова О.Н. Групповая психокоррекция. Тренинги и ролевые игры, упражнения для личностного и профессионального развития. Психологический практикум. — Ростов н /Д : Феникс, 2014.