
Нейропсихология детского возраста
Семинар Navigation

В процессе обучения детской нейропсихологии будут рассмотрены следующие темы:
- Основные принципы нейропсихологии детского возраста. Специфика нейропсихологической синдромологии в детском возрасте.
- Сочетание нейропсихологических синдромов повреждения и несформированности церебральных механизмов.
- Нейропсихологические закономерности онтогенеза психической деятельности в единой трехмерной системе координат, подкорково-корковая ось, межполушарная ось, внутриполушарная ось.
- Описание нормального онтогенеза в нейропсихологической парадигме.
- Проблема становления подкорково-корковых, функциональных отношений.
- Формирование подкорково-корковой церебральной организации психических функций: движения, речи, памяти, восприятия.
- Избирательная стволовая активация.
- Варианты дизонтогенеза подкорково-корковых взаимодействий.
- Становление межполушарных функциональных отношений.
- Функциональная асимметрия мозга в онтогенезе.
- Формирование межполушарной церебральной организации психических функций: движения, речи, памяти, восприятия.
- Понятие о степени латерализации психических функций.
- Два типа межполушарной организации психических процессов: правши и левши.
- Варианты дизонтогенеза межполушарных взаимоотношений.
- Нормальный и атипичный онтогенез левшей или правшей.
- Аномальный онтогенез.
- Прикладные аспекты нейропсихологической работы в детском возрасте.
- Метод синдромного анализа.
- Адаптация нейропсихологического взаимодействия с детьми разного возраста.
- Учет коэффициента развития.
- Специфические черты дифференциально-диагностической и коррекционной работы в детском возрасте.
- Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.
- Методологическая основа и принципиальные подходы к коррекции пространственных представлений, речевых функций, функций программирования и контроля за протеканием психической деятельности.
В результате участия на семинаре по детской нейропсихологии Вы:
- Овладеете методами нейропсихологической диагностики в дошкольном возрасте и нейропсихологической диагностики младших школьников, навыками количественного и качественного анализа нейропсихологических нарушений.
- Обучитесь технике оценки компенсаторных возможностей ребенка в игровой когнитивной деятельности.
- Овладеете специальными коррекционными методами в работе с детьми.
Вопросы к зачету клиническим основам детской и подростковой психологии по предмету «Детская нейропсихология«:
- Описание нормального онтогенеза в нейропсихологической парадигме.
- Понятие «нейропсихологического синдрома» в детском возрасте.
- Метод синдромного анализа. в детском возрасте.
- Внутриполушарная и межполушарная организация психических процессов у детей.
- Типология вариантов психического онтогенеза.
- Нормальный и атипичный онтогенез «левшей» или «правшей». Аномальный онтогенез.
- Варианты дизонтогенеза подкорково-корковых взаимодействий.
- Варианты дизонтогенеза межполушарных взаимоотношений.
- Роль левого и правого полушарий в переработке слуховой информации у детей и их влияние на трудности процесса усвоения письма и речи.
- Проблемы зрительного гнозиса и зрительной памяти у детей.
- Особенности функций программирования и контроля у детей.
- Дизграфия и дизлексия, методы диагностики и коррекции.
- Дефицитарность функциональной системной перестройки ВПФ у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
- Локальные нарушения психических функций в детском возрасте.
- Возможности функциональной системной перестройки ВПФ у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
- Специфика дифференциально-диагностической и коррекционной работы нейропсихолога с детьми и подростками.
- Адаптация нейропсихологического взаимодействия с детьми разного возраста.
- Нейропсихологический подход к коррекционно-развивающему обучению.
- Формирование программ коррекционно-развивающего обучения в зависимости от первичного дефекта в детском возрасте.
Список литературы курса по нейропсихологии детского возраста:
Основная литература:
- Глозман Ж. М. Нейропсихология детского возраста. – М.: ИЦ «Академия», 2009. – 272 с.
- Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста. – СПб: Питер, 2008.
Дополнительная литература:
- Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. Под ред. Л.С.Цветковой. Изд. Москва 2006.
- Л. С.Цветкова. Введение в нейропсихологию детского возраста. 2005.
- Т. Г. Горячева. А.С.Султанова. Сенсомоторная коррекция при нарушениях психического развития в детском возрасте. Москва. 1999
- М. Ю. Максименко. М. С. Ковязина. Пособие для практических занятий по нейропсихологической диагностике. Москва. 1998.