Загрузка Семинары

« Все Семинары

Вебинар Нейропсихология

21+27-28.02+05-06.03.2024
18:30 - 21:45

Семинар Navigation

Для кого этот вебинар:

семинар рассчитан на психологов, врачей, педиатров, педагогов, студентов медицинских и психологических факультетов, социальных работников и всех интересующихся этой темой.

Цели вебинара:

  • формирование знаний о специфическом вкладе разных отделов мозга в реализацию психической деятельности;
  • ознакомление с историей и современными представлениями о мозговой организации психических функций; основными нейропсихологическими синдромами, формирующимися при очаговых поражениях коры и подкорковых образований;
  • изучение методологии и методик нейропсихологического синдромного подхода и методик нейропсихологического исследования, специфики нейропсихологической диагностики и ее соотношения с другими видами психодиагностики;
  • знакомство с возможностями применения знаний по нейропсихологии в различных областях практической деятельности психолога.

В программе вебинара:

  • Введение в теорию нейропсихологии.
  • Предмет, задачи и методы нейропсихологии. Основные направления нейропсихологии на современном этапе.
  • Методы нейропсихологического исследования. Метод синдромного анализа.
  • История развития представлений о локализации психических функций в мозге.
  • Современная нейропсихология о локализации высших психических функций (ВПФ).
  • Методологический базис современного подхода к проблеме локализации ВПФ в отечественной научной традиции.
  • Проблема фактора в нейропсихологии.
  • Основные принципы структурно-функциональной организации мозга.
  • Концепция трех функциональных блоков мозга: блок регуляции общей и избирательной неспецифической активации мозга, блок приема, переработки и хранения информации, блок программирования, регуляции психической деятельности и контроля ее протекания. Мозговая организация и функции.
  • Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия.
  • Концепция доминантности левого полушария мозга. Концепция функциональной специфичности больших полушарий головного мозга.
  • Профиль межполушарной асимметрии или латеральной организации мозга (ПЛО). Синдром «расщепленного мозга». Методы исследования межполушарной асимметрии.
  • Нейропсихологический анализ мозговой организации ВПФ, эмоционально-личностной сферы и сознания (на основе данных о нарушениях ВПФ при церебральной патологии).
  • Мозговая организация зрительного гнозиса.
  • Основные принципы строения зрительного анализатора. Сенсорные нарушения работы зрительной системы при поражении подкорковых и корковых звеньев зрительного анализатора.
  • Нарушения зрительного гнозиса при поражении вторичных корковых полей затылочных и теменно-затылочных областей мозга.
  • Виды зрительных агнозий: предметная, симультанная, оптико-пространственная, цветовая, буквенная, лицевая и др.
  • Роль лобных долей мозга в зрительном гнозисе (псевдоагнозии).
  • Межполушарная асимметрия в зрительно-гностической деятельности.
  • Основные методики диагностики состояния зрительного гнозиса.
  • Мозговая организация тактильного и кожно-кинестетического гнозиса.
  • Основные принципы строения кожно-кинестетического анализатора.
  • Виды общей чувствительности (температурная, тактильная, болевая, кинестетическая, вибрационная), их рецепторные аппараты, проводящие пути. Сенсорные нарушения.
  • Нарушения тактильного гнозиса при поражении вторичных полей коры верхней и нижней теменных областей мозга.
  • Виды тактильных агнозий: предметная (астереогноз), тактильная алексия, агнозия пальцев, агнозия текстуры объекта.
  • Соматоагнозия (нарушения схемы тела). Особенности нарушения работы кожно-кинестетической системы при поражении верхних и нижних теменных областей левого и правого полушарий мозга.
  • Методики исследования нарушений тактильного гнозиса.
  • Мозговая организация акустического гнозиса. Две функциональные системы: речевой и неречевой слух.
  • Сенсорные нарушения при поражении периферической части нервной системы. Нарушения восприятия и запоминания бытовых шумов (слуховая агнозия), амузии, трудности оценки и воспроизведения ритмических структур при поражении вторичных полей коры в височных отделах правого полушария мозга.
  • Нарушение фонематического слуха и слухоречевой памяти при поражении височных корковых структур в левой гемисфере.
  • Методики исследования слухового гнозиса в неречевой и речевой сферах.
  • Мозговая организация произвольных движений и действий.
  • Пирамидная и экстрапирамидная системы. Нарушения двигательных актов при поражении первичной моторный коры, пирамидного тракта, мотонейронов (парезы, параличи и др.).
  • Нарушения движений при поражении разных уровней экстрапирамидной системы: коры и подкорковых структур (стриопаллидарной системы и др.).
  • Апраксии. Классификация апраксий по А. Р. Лурии. Методики исследования произвольных двигательных функций руки (праксиса позы, динамического праксиса, предметных движений, символических действий и др.).
  • Психологическая структура речи и ее функции. Афферентные и эфферентные звенья речевой системы.
  • Афазия. Определение. Афазия как системный дефект. Классификация афазий, предложенная А. Р. Лурией.
  • Роль правого полушария мозга в речевой деятельности.
  • Методики исследования нарушений речевых функций.
  • Мозговая организация мнестической деятельности.
  • Память как функциональная система психики, направленная на формирование индивидуального опыта, его хранения и актуализацию следов. Психологическая организация процессов памяти. Виды, формы памяти. Непроизвольная и произвольная память. Модально-неспецифическая и модально-специфическая память.
  • Модально-неспецифические нарушения памяти при поражении разных уровней неспецифической системы (уровня ствола, диэнцефальных, лимбических структур, медиальных отделов лобных и височных долей мозга). Корсаковский синдром.
  • Модально-специфические нарушения памяти при поражении различных анализаторных систем: зрительной, слуховой, кожно-кинестетической, двигательной.
  • Нарушения памяти как активной мнестической деятельности (запоминание и воспроизведение) при поражении лобных долей мозга.
  • Методики исследования модально-неспецифических и модально-специфических нарушений памяти.
  • Внимание и его мозговая организация.
  • Модально-неспецифические нарушения внимания при поражении различных уровней неспецифической системы: уровни ствола, диэнцефальных, лимбических структур, медиобазальных отделов лобных долей мозга. Диссоциация между непроизвольным и произвольным вниманием при поражении лобных долей мозга.
  • Модально-специфические нарушения внимания при поражении различных анализаторных систем. Симптомы «игнорирования» раздражителей в зрительной, слуховой, тактильной и двигательной сферах. Зрительное, слуховое, тактильное, двигательное невнимание при двойной стимуляции.
  • Методики исследования нарушений внимания.
  • Нарушение внимания как распад функции контроля над протеканием сложных форм психической деятельности при поражении лобных отделов мозга.
  • Мышление как ВПФ и его мозговая организация.
  • Психологическая структура и мозговая организация мышления.
  • Нарушения мышления при поражении подкорковых образований.
  • Нарушения разных видов мышления при поражении задних (зона ТПО, височная область левого полушария) и передних (премоторная и префронтальная область) отделов коры головного мозга.
  • Специфика нарушений мышления при поражении левого и правого полушарий мозга.
  • Нарушения счета, виды акалькулий.
  • Мозговая организация произвольной регуляции отдельных ВПФ и деятельности в целом.
  • Произвольные формы психической деятельности. Речевая регуляция как высшая форма произвольной регуляции. Строение и функции лобных отделов мозга. Варианты лобного синдрома. Регуляция активности. Регуляция движений и действий. Нарушение функции программирования, контроля и регуляции в произвольных формах психической деятельности.
  • Нейропсихологический подход к исследованию эмоционально-личностной сферы.
  • Регуляторная (инициирующая и контролирующая) функция эмоций в психической деятельности. Мозговая организация эмоций. Параметры эмоций. Нарушение эмоций при поражении правого и левого полушарий мозга, гипоталамо-гипофизарной области.
  • Возможности нейропсихологического подхода к исследованию нарушений личностной сферы. Методики исследования эмоционально-личностной сферы.
  • Нейропсихологический анализ нарушений сознания. Нарушения сознания при поражении лобных долей мозга и неспецифических структур.
  • Принципы и процедура синдромного анализа. Нейропсихологические синдромы.
  • Методология и основные этапы нейропсихологического синдромного анализа.

В результате участия в программе вы будете знать:

  • естественнонаучный подход к описанию ВПФ и их нарушений при органических повреждениях мозга;
  • методологию нейропсихологии;
  • основные понятия нейропсихологии, ее прикладные задачи;
  • методы и методики нейропсихологического обследования.

В результате участия в программе вы будете уметь:

  • ориентироваться в теоретическом аппарате и основных направлениях нейропсихологии;
  • обосновывать взаимосвязь между расстройствами психических функций, эмоционально-личностной сферы, сознания и нарушениями в работе мозга;
  • применять вышеперечисленные знания для решения научных и практических задач.

В результате участия в программе вы будете владеть:

  • структурированным знанием о нейропсихологическом (естественнонаучном) подходе к анализу связи между поведением и работой мозга;
  • представлениями об основных ее проблемах и направлениях развития;
  • методологией нейропсихологического обследования.

Основные методы, используемые при проведении обучения:

проведение лекций, семинаров, практических занятий, дискуссий, разбор конкретных клинических случаев, ситуативные задачи.

Основная литература:

  1. Александровский Ю. А. Предболезненные состояния и пограничные психические расстройства. — М.: Лит-терра, 2010. — 272 с.
  2. Глозман Ж. М. Нейропсихология детского возраста. — М.: ИЦ «Академия», 2009. — 272 с.
  3. Назаров В. М. Неврология и нейрохирургия: Учебное пособие для студентов высшего медицинского образования. — М.: ИЦ «Академия», 2010. — 448 с.
  4. Хомская Е. Д. Нейропсихология: Учебник для вузов. 4-е изд. — СПб: Питер, 2012. — 496 с.

Дополнительная литература:

  1. Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста. — СПб: Питер, 2008.
  2. Титова Н. М. Клиническая психология: Конспект лекций. — М.: Приор-издат, 2008. — 108 с. [1]
  3. Тонконогий И. М. Клиническая нейропсихология. — СПб: Питер, 2007.

________________________
[1] — в наличии в электронной библиотеке «КнигаФонд»: http://www.knigafund.ru.

Дата:
21+27-28.02+05-06.03.2024
18:30 - 21:45
Время:
18:30 - 21:45

Количество ак. часов:
20
Формат обучения:
вечер

Ведущий

Меркулова Вероника Александровна
Клинический психолог, нейропсихолог, сертифицированный гештальт-терапевт.
Автор монографий, практических руководств и учебно-методических пособий по нейропсихологии и психокоррекции.
Специалист в области:
  • Нейропсихологии и психологической диагностики;
  • Психологической коррекции и психотерапии (взрослых после травматических, оперативных вмешательств и сосудистых поражений и детей с трудностями обучения и развития);
  • Психотерапии личностных, профессиональных и бытовых проблем, психологического сопровождения кризисных состояний;
  • Коррекции аномального развития личности, психотерапии психосоматических заболеваний.

Справки по телефону: +7 (495) 987-44-50

Место проведения

Дистанционное занятие
Телефон для справок:
+7 (495) 987-44-50