
Вебинар Сказкотерапия в работе со взрослыми
Семинар Navigation

Участникам вебинара необходимо подготовить следующие материалы для практической части:
- бумага А4 (7 листов);
- ручка;
- пастель (если есть);
- цветные карандаши (если есть).
Сказкотерапия — направление, которое использует сказку как архетипическую метафору в целях:
- психодиагностики — проективная диагностика, описывающая целостную картину личности, ее проблемные и ресурсные элементы;
- психокоррекции — развитие креативности личности как расширение спектра альтернативных решений;
- психотерапии и психологического консультирования — исцеление с помощью сказки.
Сказкотерапия концентрирует свое внимание на сюжетности психических процессов, то есть на происходящих с душою историях. Эти истории архетипичны, то есть характерны для людей любых культур и времен.
Сказкотерапия исходит из того, что бессознательное развивается и проявляет себя по определенным схемам, количество возможных вариантов которых довольно ограничено и познаваемо. Эти схемы очень удобно изучать в форме сказок. В этом смысле сказкотерапия является формой глубинной психотерапии, хотя по своей доступности и универсальности она вполне применима для задач «поверхностных» и «текущих».
Стоит только сказать «Жили-были» или «В некотором царстве, в некотором государстве», как уже ясно, что начинается сказка.
А что такого в этих простеньких словах? В них заключена таинственная формула, безотказно формирующая пространственный интерес на протяжении тысячелетий. Многовековая народная мудрость богаче любой авторской теории, а сказкотерапия базируется на неисчерпаемом богатстве этой мудрости и безбрежном потенциале психологических возможностей.
Простой пример: «Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая…» Почему-то ни слова о том, как ее поливали, пололи и т. д. Знаете почему? Эта репка сама выросла. И сказка говорит о том, что стоит лишь начать дело, как оно пойдет и удача непременно улыбнется!
Сказка — зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней возможно всё, чего не бывает в жизни.
И, заметьте, всегда счастливый конец! Слушатель всегда сопричастен с происходящим, он может вообразить себя любым из персонажей, пережить все перипетии сюжета, отзываясь на них душой. Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении.
Причем происходит все легко и просто, можно сказать, играючи. Вы скажете: «Зачем же в таком случае нужен психолог, раз сказка все делает сама?» Например, чтобы задавать вопросы, ответы на которые человек «достает из себя», потому что их каждый знает сам, только не знает о том, что знает. Психолога, видимо, можно сравнить с живым инструментом, который способен сориентировать, показать направление, но не стоит требовать, чтобы он прошел ваш путь за вас (Д. Соколов).
Сказкотерапия — это «открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими», и «процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем», и «процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни».
Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева
Сказкотерапия очень хорошо применима не только для психотерапевтической работы с детьми, но и со взрослыми. Она пробуждает творческий потенциал человека; делает доступными ресурсные состояния (связанные с детством, волшебством и архетипом «счастливого конца»); учит человека видеть свою жизнь со стороны, представляя свое поведение как определенную роль в определенном сюжете. Она обладает мощным ресурсным потенциалом в плане осознавания самого процесса психотерапии, его глубинной мотивации и фабулы, отвечая на вопросы «Кто Я?», «Каков мой Путь?», «Что мне делать?» и т. д.
Специалисты в области сказкотерапии утверждают, что для взрослых сказки бывают даже нужнее, чем для детей, потому что сказки воспринимаются одновременно на двух уровнях: сознательном и бессознательном, а также легко обходят механизмы психологической защиты, а защиты и стереотипы поведения и восприятия у взрослых выражены куда больше, чем у детей.
Одним из главных благотворных последствий в работе со сказкой является осознавание, дающее возможность, с одной стороны, глубокого принятия своих душевных процессов и, с другой, контроля над ними. Выход в пространство игры и мифа очень хорошо стимулирует творческий потенциал человека, переводя многие проблемные моменты жизни и судьбы в персонажей сказки. Прекрасным и часто достижимым результатом работы в сказкотерапии является нахождение своего места в жизни. Осознав свои цели, человек достигает целостности.
Достоинствами и преимуществами сказкотерапии можно считать ее ресурсность, метафоричность, отсутствие дидактичности, архетипичность, психологическую защищенность, интеграцию многих психотехнических приемов в сказочный контекст: это рисунок, драматизация, куклы, коллаж, музыка и др. В настоящее время в психокоррекционной и психотерапевтической работе используют различные уровни анализа сказок (лингвистический, анализ сюжета, анализ образов и символов сказки), это дает возможность получить расширенное диагностическое представление о проблемах и особенностях клиента.
Вебинар предназначен для:
- практикующих психотерапевтов, психологов-консультантов, стремящихся совершенствовать свои знания и практические навыки, для педагогов дошкольных заведений, учителей начальной школы, а также для начинающих специалистов, осваивающих методы Арт-терапии и всех желающих проработать опыт межличностных отношений с помощью метода сказкотерапии.
В курсе сказкотерапии в работе со взрослыми рассматриваются диагностический и терапевтический потенциал сказкотерапии, обзор различных направлений, сочетание сказкотерапии с другими видами психотерапевтического воздействия.
Цели обучения:
- продемонстрировать возможности использования метода сказкотерапии в психотерапии и консультировании;
- освоить на практике применения сказкотерапии в индивидуальной и групповой работе;
- откорректировать свои стереотипные модели поведения и освоить более эффективные способы межличностного взаимодействия.
В программе вебинара:
- Введение в сказкотерапию. Родословная сказки. Возможности сказки.
- Основные психологические механизмы воздействия сказок.
- Достоинства метода сказкотерапии в консультировании взрослых клиентов
- Эволюция сказочных сюжетов. Виды сказок. Достоинства сказки.
- Сказкотерапия как «дверь» в коллективное бессознательное, способ доступа к ресурсам, указание к действию, средство «обхода» сопротивления как метафора. Метафорический язык сказок.
- Диагностические и терапевтические возможности сказкотерапии.
- Варианты создания клиентской сказки, ее диагностическое значение, пути интерпретации.
- Медитация с ресурсной сказкой.
- Приемы работы со сказкой.
- Виды сказкотерапии. Архетип и символика сказки. Анализ сказки.
- Архетипический смысл образов известных сказочных персонажей.
- Доступ к базовым архетипам при помощи сказкотерапии.
- Схема волшебной сказки.
- Работа с помощью существующих сказок, сказок, сочиненных психотерапевтом специально для ситуации клиента, а также со сказкой клиента.
- Работа со сказкой с помощью рисунка, масок, кукол.
- Драматизация сказки.
- Использование сказкотерапии в индивидуальном и групповом формате.
- Конструирование сказочных сюжетов в группе. Инсценировка сказки.
- Технология создания авторской сказки.
- Сочетание сказкотерапии с методами и техниками других направлений.
В результате обучения на занятиях по сказкотерапии вы:
- ознакомитесь с методом;
- на практике освоите использование работы со сказкой в индивидуальном и групповом формате;
- сможете больше узнать о своих ресурсах, развить творческую составляющую личности;
- будете иметь возможность исследовать себя, свои истинные потребности и мотивации, отработать часть собственной проблематики.
Литература по сказкотерапии:
- Белинская Е. В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. — С-Пб. Речь, 2008
- Брун Б. и др. Сказки для души. Использование сказок в ПТ. — М. ИЦПК, 2000
- Вачков И. В. Сказкотерапия. — М. Ось-89, 2003
- Гнездилов А. В. Авторская сказкотерапия. — С-Пб. Речь, 2003
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. — С-Пб. Златоуст, 1998
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т.М. Сказки звездной страны Зодиакалии. — С-Пб. Златоуст, 1999
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. — С-Пб. Речь, 2000
- Зинкевич Т. Д., Михайлов А. М. Теория и практика сказкотерапии. Опыт психодиагностики и психокоррекции. — С-Пб. Речь, 2000
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Немного о сказках и о волшебстве. — С-Пб. Речь, 2004
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии. — С-Пб. Речь, 2004
- Минина В. В. Женские терапевтические сказки. Метафора превращения из гусеницы в бабочку. — С-Пб. Речь, 2008
- Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. — М. Лабиринт, 1998
- Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. — С-Пб. Нобель Пресс, 2011
- Прудиус Е. К. Сказкотерапия в помощь родителям. — С-Пб. Речь, 2006
- Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. — М. ИИП, 2005
- Фон Франц Мария-Луиза. Толкование волшебных сказок. — С-Пб. БСК, 1998