Вебинар Нейропсихология детского возраста
Семинар Navigation
Психологическое консультирование по вопросам развития ребенка сегодня является довольно востребованным в консультативной практике и требует от специалиста глубокой и гибкой системы знаний и практического опыта.
Участие в вебинаре будет интересно тем, кто хочет овладеть методами и навыками:
- нейропсихологической диагностики дошкольников и младших школьников;
- количественного и качественного анализа нейропсихологических нарушений;
- оценки компенсаторных возможностей ребенка в игровой когнитивной деятельности;
- специальными коррекционными методами в работе с детьми.
Программа вебинара охватывает следующие темы:
- основные принципы нейропсихологии детского возраста;
- специфика нейропсихологической синдромологии в детском возрасте;
- сочетание нейропсихологических синдромов повреждения и несформированности церебральных механизмов;
- нейропсихологические закономерности онтогенеза психической деятельности в единой трехмерной системе координат (подкорково-корковая ось, межполушарная ось, внутриполушарная ось);
- описание нормального онтогенеза в нейропсихологической парадигме;
- проблема становления подкорково-корковых функциональных отношений;
- формирование подкорково-корковой церебральной организации психических функций: движения, речи, памяти, восприятия;
- избирательная стволовая активация;
- варианты дизонтогенеза (нарушений развития) подкорково-корковых взаимодействий;
- становление межполушарных функциональных отношений;
- функциональная асимметрия мозга в онтогенезе;
- формирование межполушарной церебральной организации психических функций: движения, речи, памяти, восприятия;
- понятие степени латерализации психических функций;
- два типа межполушарной организации психических процессов (правши и левши);
- варианты дизонтогенеза межполушарных взаимоотношений;
- нормальный и атипичный онтогенез левшей или правшей;
- аномальный онтогенез;
- прикладные аспекты нейропсихологической работы в детском возрасте;
- метод синдромного анализа;
- адаптация нейропсихологического взаимодействия с детьми разного возраста;
- учет коэффициента развития;
- специфические черты дифференциально-диагностической и коррекционной работы в детском возрасте;
- нейропсихологическая коррекция в детском возрасте;
- методологическая основа и принципиальные подходы к коррекции пространственных представлений, речевых функций, функций программирования и контроля за протеканием психической деятельности.
Вопросы к зачету по предмету «Детская нейропсихология»:
- Описание нормального онтогенеза в нейропсихологической парадигме.
- Понятие нейропсихологического синдрома в детском возрасте.
- Метод синдромного анализа в детском возрасте.
- Внутриполушарная и межполушарная организация психических процессов у детей.
- Типология вариантов психического онтогенеза.
- Нормальный и атипичный онтогенез левшей или правшей. Аномальный онтогенез.
- Варианты дизонтогенеза подкорково-корковых взаимодействий.
- Варианты дизонтогенеза межполушарных взаимоотношений.
- Роль левого и правого полушарий в переработке слуховой информации у детей и их влияние на трудности процесса усвоения письма и речи.
- Проблемы зрительного гнозиса и зрительной памяти у детей.
- Особенности функций программирования и контроля у детей.
- Дизграфия и дислексия, методы диагностики и коррекции.
- Дефицитарность функциональной системной перестройки ВПФ у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
- Локальные нарушения психических функций в детском возрасте.
- Возможности функциональной системной перестройки ВПФ у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
- Специфика дифференциально-диагностической и коррекционной работы нейропсихолога с детьми и подростками.
- Адаптация нейропсихологического взаимодействия с детьми разного возраста.
- Нейропсихологический подход к коррекционно-развивающему обучению.
- Формирование программ коррекционно-развивающего обучения в зависимости от первичного дефекта в детском возрасте.
Список литературы курса по нейропсихологии детского возраста:
Основная литература:
- Глозман Ж. М. Нейропсихология детского возраста. — М.: ИЦ «Академия», 2009. — 272 с.
- Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста. — СПб: Питер, 2008.
Дополнительная литература:
- Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. Под ред. Л. С. Цветковой. Изд. Москва. 2006.
- Л. С. Цветкова. Введение в нейропсихологию детского возраста. 2005.
- Т. Г. Горячева. А. С. Султанова. Сенсомоторная коррекция при нарушениях психического развития в детском возрасте. Москва. 1999.
- М. Ю. Максименко. М. С. Ковязина. Пособие для практических занятий по нейропсихологической диагностике. Москва. 1998.