Психокоррекция детей с минимальными мозговыми дисфункциями (ММД). Синдром дефицита внимания и гиперактивности как вариант ММД
Семинар Navigation
Есть в детской психологии несколько тем, актуальность которых не снижается с годами. Одна из них – невнимательные, импульсивные и, часто, гиперактивные, дети.
В разные годы эту проблему называли по-разному, что было связано с накоплением знаний, как в области неврологии, так и клинической психологии.
В последние 20 лет многие уважаемые специалисты доказывали, и, надо сказать успешно, что найдены эффективные метод, решающие проблему, но практика показала, что невнимательные дети очень разные и, даже, не всегда гиперактивные, и то, что эффективно для одного не подходит для другого ребенка. В последние годы зарекомендовал себя интегративный подход, в котором можно сформировать индивидуальный план коррекции, оптимальный для каждого ребенка.
На этом семинаре мы сделаем обзор эффективных методов работы с данной категорией детей, которые вы сможете применять самостоятельно сразу после обучения.
Цель семинара: познакомить слушателей с современными научными взглядами на проблему, обучить практическим методам работы.
Семинар предназначен: для психологов, психотерапевтов, педагогов, студентов педагогических и психологических факультетов, и всех желающих, заинтересованных в освоении методов работы с детьми, имеющими трудности самоконтроля и нарушения внимания.
В программе семинара:
– особенности психодиагностики, подбор методик, интерпретация.
– специфика организации коррекционного процесса, формы участия родителей.
– актуальные консультативные запросы родителей.
– обзор коррекционных программ для дошкольников и младших школьников, таких как:
- Когнитивно-поведенческая модель «Остановись и подумай!», авторская модификация метода.
- Brain gym и другие кинезиологические методы, чем они полезны.
- Нейрокогнитивная коррекция, – в каких случаях без нее не обойтись, и в каком объеме применять.
- Тренинг внимания – работает ли этот метод и, что это такое.
- Методика формирования мотивации Kid skills: помочь ребенку поверить в себя.
Основные методы, используемые при проведении семинара:
– разбор диагностических методик;
– кейс-метод – анализ конкретных случаев;
– групповая и парная отработка практических навыков.
В результате участия в семинаре вы:
– сформируете представление о современном взгляде на проблему ММД/СДВГ;
– сформируете представление о диагностических и коррекционных методах, а также, принципах помощи импульсивным и невнимательным детям дошкольного и младшего школьного возраста;
– ознакомитесь с несколькими эффективными практическими методиками.
Рекомендуемая литература:
- Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. М. 2004.
- Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребёнок или все о гиперактивных детях. — М.: Издательство института Психотерапии, 2002
- Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. — М.: Медпрактика-М, 2002
- Годдарт Блайт С. Оценка нейромоторной готовности к обучению. М. 2017г.
- Горячева Т.Г., Султанова А.С. Нейропсихологический анализ особенностей психического развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности: материалы докладов на российской научно-практической конференции «В.М. Бехтерев и современная психология». – Казань, 2005.
- Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика мозга, книга для учителей и родителей. М. 2017г.
- Дети с СДВГ: причины, диагностика, комплексная помощь. Под ред. М. Безруких, М., 2009г.
- Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
- Лаут Г.В., Шлоттке П.Ф. Нарушения внимания у детей. Тренинг и развивающие игры. Москва, 2008г. Перевод с немецкого.
- Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К., Чутко Л. С. Гиперактивные дети. Психолого-педагогическая коррекция. — СПб.: Речь, 2007
- Ньокиктен Ч. Детская поведенческая неврология. М., Теревинф, 2010г.
- Семенова О.А. Формирование функций регуляции и контроля у младших школьников: автореф. дис. … канд. психол. наук. / О.А. Семенова. – М., 2005.
- Ясюкова Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Методическое руководство – СПб.: ГП “ИМАТОН”, 1997г.
- Kendall Ph. C. Cognitive-Behavioral Therapy for Impulsive Children. Workbook publishing. 2007.
Нейрокогнитивная коррекция:
- Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Школа внимания. М. 2016г.
- Ахутина Т.В., пыланва Н.М. Учимся видеть и называть. М. 2016г.
- Ахутина Т.В., Манелис Н.Г., Пылаева Н.М. Скоро в школу. Путешествие Бима и Бома в страну Математику.
- Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Школа умножения. М. 2017г.
Серия «Советы нейропсихолога»
- Соболева А.Е., Печак Е.Е. Математика. Считаем уверенно. М. 2010.
- Соболева А.Е., Краснова С.В. Чтение с увлечением. М. 2009.
- Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. Русский язык. Пишем грамотно. М. 2010.
- Курдюкова С.В., Сунцова А.В. Развиваем внимание. М. 2010.
- Курдюкова С.В., Сунцова А.В. Развиваем память. М. 2010.
- Курдюкова С.В., Сунцова А.В. Развиваем речь. М. 2010