Заходя в кабинет к психологу, использующему в работе песочную психотерапию, дети часто первым делом обращают внимание на голубую песочницу и радостно восклицают: «Ой, песок в комнате, а можно поиграть?», а взрослые клиенты испытывают недоумение.
Зачем взрослому человеку нужен ящик с песком, игрушки, и как всё это может помочь клиенту в решении его взрослых проблем?
Однако еще со времен К. Г. Юнга песок широко используется в самых разных направлениях психотерапии.
Постройка мира на песке позволяет человеку не только выразить свои чувства к происходящему, но и взглянуть на проблему с другой, иногда совершенно неожиданной стороны.
А еще можно в этом самом песочном мире попытаться решение проблемы найти и тут же проиграть, испробовать разные способы и посмотреть, к чему они могут привести. И хотя внешне это выглядит как простая перестановка клиентом игрушек, внутри при этом может происходить глубокая и непростая работа.
К тому же на пространстве песочницы можно сделать сколько угодно ошибок, начать сначала любое количество раз до тех пор, пока нужное решение не будет найдено.
И это намного безопаснее, чем набивать себе шишки в реальной жизни, где, как мы знаем, возможности переиграть сделанное может и не быть. Именно поэтому песочную психотерапию так любят психологи всех направлений, и мы приглашаем всех желающих приобщиться к удивительному миру песочных картин.
Для кого эта программа:
- для практикующих и будущих психологов, психотерапевтов, врачей, психиатров, педагогов, социальных работников и всех желающих расширить свои знания об этом методе.
Цели программы:
- раскрыть особенности песочной терапии как метода;
- на практических примерах продемонстрировать, как картина мира клиента в метафорическом виде отражается в его песочной постройке;
- показать, как в песочнице проявляются различные личностные нарушения (проблемы с границами, неумение понимать свои желания, проблемы с постановкой и достижением цели и др.);
- дать возможность слушателям приобрести опыт и навыки работы в песочной терапии.
Содержание программы:
- Песочная психотерапия (sand-play): что это такое, сходство и отличие от других арт-методов.
- Оборудование кабинета для песочной психотерапии: требования к помещению, песочнице, набору фигурок.
- Метафорическое отражение проблематики клиента в построенной им композиции — суть песочной психотерапии. Почему это происходит, как в песочной картине представлены личностные нарушения клиента.
- Работа с песочной композицией как с метафорой картины мира клиента.
- Диагностика:
— Принципы анализа песочных композиций;
— Диагностика проблемных зон в песочной постройке: что такое «энергетический узел», как его обнаружить и что с этим делать. - Работа с песочной композицией как с метафорой картины мира клиента.
- Терапевтическое воздействие:
— тренировка умения задавать вопросы: что и как спросить у клиента, чтобы личностные нарушения стали для него очевидны, как с помощью вопросов организовать поиск решения клиентом его проблемы;
— различные виды инструкций (проективные, предметные, альтернативные): как выбрать инструкцию для конкретного клиента, особенности работы с каждым видом, практическая отработка. - Организация психотерапевтической работы с песком в зависимости от возраста и количества клиентов:
— использование песочницы в работе с детьми и взрослыми, в чем особенности;
— возможности использования песочницы в групповой работе, семейном консультировании.
По итогам семинара:
- участники познакомятся с удивительным миром песочных картин, смогут побывать в роли клиентов и терапевтов, получить методологию и навыки организации терапевтической работы в песочнице.
Видеофрагменты занятий:
Рекомендуемая литература:
- Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке (методический практикум по песочной терапии).
- Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту.
- Эль Г. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия.
- Штейнхард Ленор. Юнгианская песочная психотерапия.