Чем больше мы узнаем о закономерностях формирования психики ребенка, тем большее значение придаем ранним периодам развития и понимаем, насколько колоссально по влиянию любое воздействие, будь то позитивное или негативное, на дальнейшее развитие ребенка и становление взрослой личности. Открытия современной психологии показывают острую необходимость психологического сопровождения ребенка и семьи в младенчестве и раннем возрасте, необходимость помощи в понимании возрастных закономерностей, нормативности проявлений индивидуальности.
Не всегда понятно для родителей малыша, что в его поведении является чертами незрелости и сформируется позже, а с какого рода проблемами необходимо работать уже сейчас; какие особенности личности укладываются в нормативные показатели, а какие сигнализируют о потенциальных нарушениях.
Кроме того, ребенок меняется, и в практике психологического сопровождения появляются совершенно новые запросы, требующие грамотного решения. Это и нарушения пищевого поведения, когда маленькие дети по разным причинам фактически минимизируют свой пищевой рацион; это и проблема самостоятельности, обратной стороной которой является так называемый «парниковый» вариант развития; это и проблема формирования ранних эмоциональных связей и будущих границ личности.
Психологическое сопровождение и консультирование по вопросам развития ребенка в раннем детстве является чрезвычайно важным, востребованным и актуальным направлением, которое позволяет быстро и эффективно вовремя решать потенциальные проблемы, а также разобраться в тех причинах из раннего детства, которые лежат в основе сложностей развития в других возрастах.
Цель вебинара: познакомить слушателей с основными практическими закономерностями развития в младенчестве и раннем возрасте, типичными и актуальными консультативными запросами и технологиями диагностики и психологического сопровождения семьи.
Вебинар предназначен: для психологов, психотерапевтов, педагогов, студентов педагогических и психологических факультетов и всех желающих, интересующихся проблемами раннего возраста и гармоничного развития детей.
В программе вебинара:
- Закономерности детского развития. Периодизация онтогенеза с точки зрения различных научных психологических направлений, их значение в практической психологии. Возрастные кризисы данного периода.
- Задачи развития и возрастные потребности рассматриваемого периода.
- Эмоциональные отношения в диаде «мать-дитя» и в семье. Понятие «привязанность», условия и этапы формирования, нарушения привязанности.
- Эмоциональная депривация и ее последствия: анаклитические депрессии, нарушения сна и пищевого поведения у младенцев. Психологические методы формирования эмоциональных отношений мамы и малыша.
- Эмоциональное, психомоторное и речевое развитие ребенка от рождения до 3 лет.
- Актуальные консультативные запросы и основные психологические проблемы, в т. ч. связанные с нарушениями развития, в работе клинического психолога с младенцами и детьми раннего возраста.
- Возможности психологического сопровождения развития в раннем детстве.
- Методы психодиагностики: скрининговые шкалы, анкеты для родителей, активное наблюдение, анализ видеозаписей.
- Возможности и ограничения ранней диагностики расстройств аутистического спектра. Обзор диагностических методик: ADBB, M-CHAT, KID, RCDI.
- Методики раннего развития: возможности и риски.
- Понятие «сепарация», ее психологическая необходимость с точки зрения развития, нарушения и динамика формирования.
- Практическая работа: анализ клинических случаев, составление плана занятия с ребенком 2-3 лет.
Основные методы, используемые при проведении вебинара:
- теоретические дискуссии, отработка упражнений в парах и тройках, индивидуальная и групповая работа.
В результате участия в вебинаре вы:
- сформируете представление о психодиагностике развития ребенка в раннем детстве;
- получите знания об основных закономерностях и особенностях развития ребенка в раннем детстве;
- научитесь разрабатывать рекомендации по сопровождению развития психики ребенка в раннем детстве;
Рекомендуемая литература:
- Авдулова Т. П., Изотова Е. И., Хузеева Г. Р. Психология дошкольного возраста: Учебник для вузов. М.: Юрайт, 2016.
- Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М. 1985.
- Боулби Дж. Привязанность. М.: Гардарики, 2003.
- Винникотт Д. В. Маленькие дети и их матери / Пер. с англ. — М.: Класс, 1998.
- Возрастная психология. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 томах. (Избранные статьи по темам)
- Крайг Г. Психология развития. Изд. Питер, 2000.
- Кулагина И. Ю. Возрастная психология (от 0 до 17 лет). Изд. УРАО, 1999.
- Микиртумов Б. Е. и соавт. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. Изд. «Питер», 2001.
- Мухина В. С. Возрастная психология. www.koob.ru
- Обухова Л. Ф. Возрастная психология. www.koob.ru
- Практикум по возрастной психологии. М.: Академия, 2014.
- Степанов О. Г. Общение с новорожденным как с миром. М. 2015.
- Филиппова Г. Г. Психология материнства. — М., 2002.
- Хрестоматия по возрастной психологии. Ред. Фельдштейн Д. И. www.pedlib.ru
- Шпиц Р. Психоанализ раннего детского возраста. М. 2001.
- Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.